Конспект урока |
для 7 класса на тему «Работа с тканью» |
Малахова Надежда Александровна
Учитель технологии.
Обобщающий урок
Итоговое занятие в 8 классе по разделу «Работа с тканью»
Учитель технологии МБОУ СОШ№28 Малахова Н. А.
Цель: Проверить знания учащихся по конструированию, снятию мерок, моделированию, изготовлению плечевого изделия и использование отходов от раскроя.
Научить видеть качество обработки изделия. Воспитывать вкус к художествен-
ному оформлению.
Оборудование
1 Готовые изделия учащихся
2 Карточки задания к методу программированного контроля
3 Ткань для определения долевой нити.
4 «Бабушкин сундучок»
5 Выкройка халата
6 Манекен
Инструменты и приспособления: сантиметр, ножницы, цветная, бумага, клей.
Демонстрация: изделия учащихся, изделия из сэкономленных материалов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Проверить готовность класса к уроку, наличие чертёжных инструментов, цветной бумаги, клея.
2. Актуализация опорных знаний учащихся
Беглое повторение пройденных тем по раскрою и шитью лёгкого плечевого изделия
а) давайте вспомним, по каким признакам определяем лицевую и изнаночную стороны ткани?
б) как экономично разложить детали выкроек на ткани?
в) что учитывается при раскладке деталей выкройки на ткани?
3. Опрос учащихся методом программированного контроля.
Раздать учащимся контрольные карточки. Задания и ответы записаны на доске и в таблицах.
Вопрос № 1 Какие из требований относятся к гигиеническим?
А) удобная конструкция
Б) высокое качество
В) быть лёгкой, свободной, в движении.
Г) специальная обработка
Д) учёт возраста, телосложения
Вопрос № 2 Сколько мерок необходимо снять, чтобы сшить халат?
А—5; Б—8; В –10; Г—14; Д—15;
Вопрос № 3 Из каких деталей состоит выкройка халата?
А)- спинка, подборт, воротник, оборка
Б)- полочка, оборка, подборт, обтачки.
В)- спинка, полочка, подборт, обтачки
Г)- спинка, полочка, обтачки, воротник
Д)- полочка, подборт, воротник, оборка
Вопрос № 4 Куда перенесена вытачка при моделировании?
А)- в пройму
Б)- в горловину
В)- в линию талии
Г)- в середину изделия
Д)- в боковую линию
Вопрос № 5 Какова величина припусков на швы по плечевому срезу при
раскрое?
А) 0,7-1,0см; Б) 1,5-2,0см; В) 2,0-3,0см; Г) 5,0-7,0см; Д) 2,5-3,0см
4 Устная разминка: всему классу.
1. Расшифровать обозначение мерок
ДСТ, Сш, Сб, Ди, Сг1, Оп, Шс, Сг2, Дтп, Ст, Шп.
2. Показать, на манекене как измерить мерки Дтп, Шс, Сш, Ст.
3.Какое правило необходимо знать при снятии мерок: Сг2 и Сг1?
4. Как рассчитать ширину нагрудной выточки?
5 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ВЫСТУПЛЕНИЕ МАСТЕРИЦ ЭКОНОМОК
Мы с вами раскроили и сшили изделие, но что можно сделать из отходов ткани и как экономнее её раскроить вам расскажут самые экономные мастерицы, которые наиболее творчески работали на уроках.
Выступление 1 мастерицы-экономки
Основная операция при изготовлении швейных изделий, где можно и нужно экономить материал- это раскрой.
Я покажу приемы экономного раскроя ткани, (Демонстрирует раскладку выкройки на ткани) Складывать ткань для настилания необязательно пополам, в этом случае часто получаются мелкие отходы (например: две узкие подоски ткани по краю). Рассчитываем необходимую ширину по ширине самой крупной детали плюс припуски на швы. Можно припускать её один край. Начинать раскладку надо с крупных деталей, потому что между ними можно разместить мелкие, так чтобы было как можно меньше выпадов ткани. Припуски на швы не должны превышать предусмотренных размеров иначе их придётся срезать в отходы. Лучше оставить большой лоскут, чем мелкие кусочки.
Выступление 2 мастерицы-экономки
Все остатки, что у вас остаются при раскрое, не выбрасывайте, а складывайте, рассортировав их по размеру. Некоторые из остатков пойдут на обработку и отделку (на косые или подкройные обтачки), карманы, клапаны. На ваших изделиях вы можете нечаянно вырвать пуговицу вместе с тканью и тогда кусочки, потребуются на ремонт. Чтоже сделать с оставшимися отходами.
Много интересных и полезных вещей можно сшить из этих лоскутков.
Из остатков тонкой, светлой ткани можно сшить носовые платки.
Толстая и тонкая ткань пойдёт на изготовление прихваток, руковичек или тряпочек для кухни. Из остатков ткани можно сшить мягкие игрушки, одежду для кукол, кармашек для расчёсок, и другие изделия (косметички, салфетки).
Совсем мелкие лоскутки можно использовать для шитья коврика для ванной или подстилки на стул, пуфик, табуретку. Для этого к большому куску ткани( можно вырезать большой лоскут из старой вещи) пришивают за один конец кусочек ткани разного цвета. Коврик получается нарядный, весёлый. Ещё есть один способ сшить из лоскутков подстилку на стул-это пичвок. Раньше наши бабушки и пробабушки шили такие коврики и лоскутные одеяла.
Выступление 3 мастерицы-экономки
Не забудьте экономно использовать и подсобный материал иглы, булавки, ниточки. Длинные обрывки нитей подойдут для сшивания изделия, изготовления тычинок для цветов из ткани. (демонстрирует) Кусочки тесьмы используйте для изготовления петель для прихваток и панно (показать).
Вы много использовали иголок и булавок, периодически считайте их, чтобы количество оставалось неизменным.
Когда вещь износится, пуговицы не выбрасывайте, обтяните их тканью, и они будут как новые на вашем новом изделии (показать).
6. Творческие вопросы: ЧТО, ГДЕ, КОГДА.
1.В каком году и кем впервые была создана швейная машинка?
2.Что означают цифры на товарном ярлыке к платью? 164-88-100
3. Зачем нужны контрольные знаки и на каком расстоянии ставятся?
4. Назовите и покажите 4 способа определения долевой нити в ткани.
5.Что спрятано в «Бабушкином сундучке». Зачитывается харак-ка ткани.
7. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ БРИГАДАМ
-
Бригады должны на столах с помощью бумаги белой и цветной, фломастеров, ножниц, клея выполнить в виде аппликации платья в одном из стилей: спортивном, романтическом, фольклорном, деловом. (чья бригада справится первой). Музыкальное оформление.
-
Прослушав текст, определите о каких предметах идёт речь?
А) Изобретатель этого предмета вначале 15 века был парижский рабочий проволочник Туранжо, как всякая новинка ценилась очень дорого. .Изготавливаются по номерам. Его ближайшая родственница также ценилась очень дорого и принесла своему изобретателю сумму в 3 миллиарда долларов.
Б) Как элемент костюма появилась очень поздно. Ни у древних греков, ни у римлян его не было. В Европе во второй половине 16 века этот предмет, как элемент костюма стал важнейшим. Изобретение его приписывают некой испанке, которая таким образом скрывала свой физический недостаток. В Европе этот элемент стал дороже всего костюма.
И в наше время он объект мод. Отошло в прошлое его великолепие, но став скромным элементом одежды он по-прежнему определяет её стиль.
8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Награждение победителей призами.
Выставление оценок за урок .
Д/З