Урок ручного труда
Класс: 2
Тема: Лепка чайной посуды: чайника для заварки. Нанесение узора.
Цель: закрепление понятия «посуда», изготовление поделки из пластилина; коррекция мелкой моторики, трудовых умений, мыслительной деятельности, пространственной ориентировки, внимания, памяти, связной речи; воспитание аккуратности, терпения в работе.
Оборудование: картинки: чашка, чайник, сковорода, ложка, вилка, кастрюля, стакан, тарелка, кукла; книга К.Чуковского «Федорино горе», для практической работы: чайник, чайник для заварки, заварка, чашка, ложка, прихватка; карточки и картинки с приёмами работы, детская посудка, компьютер, компьютерная игра «Учимся говорить», образец чайника и сахарницы из пластилина, .
Оборудование для учащихся: пластилин, стека, тряпочка.
План.
1.Оргмомент.
Организация рабочего места.
Правила безопасной работы (по таблице).
Мы работаем под девизом: «Кто старается, у того на 5 получается». Учимся работать аккуратно, старательно, терпеливо.
2.Повторение познавательных сведений.
— С каким материалом мы работаем на уроке труда?
— Как подготовить пластилин к работе?
— Чем можно разрезать пластилин?
— Как слепить шарик? Как слепить маленький шарик?
— Как слепить колбаску (жгутик)?
3.Сообщение темы урока.
-
Упражнение на обобщение, исключение.
(На доске картинки: чашка, чайник, сковорода, ложка, вилка, кастрюля, стакан, тарелка, кукла.)
— Назови предметы. Что лишнее? Почему?
-
Игра «Один – много».
Учитель называет предмет в единственном числе, а учащиеся образовывают множественное число. Например, чашка – чашки.
-
Беседа.
— Для чего нужна посуда? — Какая должна быть посуда?
— В какой сказке посуда убежала от хозяйки? (Показ книги.)
— Почему посуда убежала от Федоры?
-
Игра на внимание, память «День – ночь».
Ход игры: учащиеся запоминают расположение картинок на наборном полотне.
Учитель говорит: «Ночь». Ученики закрывают глаза и кладут голову на парту. Учитель в это время меняет картинки местами или убирает какую – либо картинку. Потом учитель говорит: «День». Учащиеся поднимают голову и называют, что изменилось.
— Запомните картинки с изображением посуды надолго. (Проверка долговременной памяти в конце урока.)
-
Игра «Определи посуду на ощупь». Учащиеся на ощупь определяют и называют детскую посудку.
-
Пальчиковая гимнастика.
— Подготовим руки к работе с пластилином.
Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы маме помогали.
(Ударяют кулаками друг о друга, хлопок в ладоши. Одна ладонь скользит по другой по кругу. Загибают пальчики по одному, начиная с большого. Одна ладонь скользит по другой. Загибают пальчики по одному, начиная с большого. Ударяют кулаками друг о друга, хлопок в ладоши.)
-
Тема урока.
— Мы продолжаем учиться лепить посуду.
— Где можно использовать посуду, которую мы лепим? (Поиграть с ней).
— Отгадайте загадку. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела. «Пейте чай, вода вскипела!» (чайник)
— Какое правило в слове «чайник»?
— Для чего нужен чайник? (В чайнике кипятят воду, в чайнике для заварки заваривают чай (картинки разных видов чайников)).
Практическая работа. (Связь с жизнью. Показ как заваривают чай.)
Учитель показывает учащимся, как заваривают чай в чайнике.
4.Ориентировка в задании.
-
Сравнение чайника и сахарницы.
— Мы будем лепить чайник. (Учитель показывает образец чайника).
— На какую посуду похож чайник? (Учитель показывает образец сахарницы).
— Найдите сходства, различия.
-
Анализ образца.
— Назовите предмет. (Это чайник.)
— Из какого материала сделан чайник? (Из пластилина). — Какой формы чайник? (Круглой).
— Назовите части чайника. (Тулово, носик, ручка, крышка.)
— Где расположена ручка? Носик? Крышка?
5.Планирование работы.
— Мы будем лепить чайник по плану.
— Внимательно прочитайте весь план.
— Что выполним сначала? Потом?
Технологическая карта.
6.Выполнение работы.
7.Физпауза (под музыку «Танец утят»).
8.Отчёт о работе.
— Что мы лепили? — Как лепили чайник? (Повторение плана работы по технологической карте).
9.Оценка качества изделия.
Оценивание учителем.
— Сравните свою работу с образцом.
— Что получилось? — Что не получилось?
10.Коррекционные задания и игры.
-
Проверка долговременной памяти.
— Вспомните и назовите, какая посуда была на картинках.
-
Компьютерная игра «Угадай звук».
— Что вы видите на картинке на экране монитора? (Это кухня).
— Какая посуда на кухне?
— Послушайте звук каждой посуды.
— А теперь слушайте внимательно и по звуку отгадайте посуду.
11.Итог урока.
— А теперь посмотрим, как заварился чай в чайнике. (Учитель наливает из чайника для заварки в чашку чай. Дети рассматривают.)