ГБОУ АО «Савинская СКОШИ»

Конспект урока труда во 2 классе.

Работа с бумагой и картоном.

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Швец Анна Валентиновна

п. Савинский

Конспект урока труда во 2 классе.

Тема: Работа с бумагой и картоном. Плетёный браслет.

Цельнаучить плести браслет из полосок цветной бумаги.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с народными промыслами Архангельской области.

  2. Познакомить учащихся с истоками плетения.

  3. Развивать умение выполнять изделия по технологической карте и самостоятельно.

  4. Корригировать и развивать мелкую моторику, координацию движений и глазомер при изготовлении звеньев и сборке изделия.

  5. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность при выполнении работы.

Методы и методические приёмы:

  • словесные;

  • наглядные;

  • практические.

Оборудование:

  • заготовки 4x10 — 24 шт.

  • технологическая карта;

  • образец ;

  • плетёные изделия из бересты;

  • иллюстрации северных промыслов.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, потянулись, Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

  1. Вступительная беседа.

Наш урок посвящен юбилею Архангельской области, которой в этом году исполнилось

75 лет.

Нелегко жилось людям на Севере: холодно, трудно возделывать землю, не всегда давала она урожаи. Вот и осваивал крестьянин всевозможные промыслы и ремёсла. Издавна славился Север деревянной посудой, туесами и лукошками из бересты (Береста – верхний светлый, слой березовой коры), гончарными поделками, набивными сарафанами, узорным ткачеством, выразительной росписью. Широко известны во всём мире глиняные игрушки из Каргополя, изящные прялки с Онеги, медные колокольца из Кимжи. Знали северные мастера секреты иконописи, отменно умели чеканить серебро, шить платье бисером, лить колокола, со свойственным только северу звоном, печь пряники-козули, резать кость, да так, что и в Москву- для выполнения царских заказов – возили их.

Одним из излюбленных материалов мастеров Севера была береста. Она долговечна и не боится сырости. В быту, в крестьянском обиходе береста находила самое широкое применение, хотя материал этот, на первый взгляд, неброский, скромный. Но чего бы ни касалась рука мастера, все оживает и обретает совершенно новое, особое звучание. Еще в древности березовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной, а также тем, что с обратной стороны была желтоватой, бархатистой, очень похожей на благородную хорошо выделанную замшу. При обработке береста сохраняла свои свойства: мягкость, бархотистость, гибкость и удивительную прочность, благодаря которой она годилась для изготовления сосудов для жидкостей, для хранения и транспортировки молока. Если бывало порежется кто-то на сенокосе, то тут же тоненькой полоской бересты вместо бинта перевяжут рану, глядишь – к вечеру она уже затянулась. В бересте много дёгтя, а еще нашли в ней и серебро, поэтому-то, наверное, она и сама не портится. И продукты береста долго сохраняет. Хранят в берестяных туесах и коробах моченые и свежие ягоды, соленые грибы. Даже свежая рыба может храниться долго.

   Весьма интересны и изделия из бересты, составлявшие в прошлом значительную часть домашней утвари. В избе русского крестьянина береста занимала второе место после дерева. Туеса (бураки), коробья, пестери, заплечники, кошели, лукошки, масленки, набирушки, корзинки, зобеньки, солонки, поставцы, подточильники, ягодники, подкотельники, игрушки, погремушки, и всего не перечислить. Обилие дошедших до нас предметов позволяет составить довольно полное представление бытовавшей среди карел берестяной утвари. Эти изделия отличались не только красивой текстурой, но и замечательной прочностью.   

В нашей области проживает много народных умельцев. Вот имена некоторых из них:

—  Михаила Васильевича Варварского из Конёва;

— кудесника Вячеслава Макаровича Трапезникова из Няндомского р-на, Лепша;

—  Владимира Николаевича Бурчевского подвижника народного творчества,

—  Валентину Дмитриевну Кузнецову старосту клуба «Берендей», г. Вельск;

—  улыбчивых и добрых Ивана Кировича Лаврентьева и Евстафия Михайловича  Дружинина из того же знаменитого клуба декоративно-прикладного искусства «Берендей»;

—  Николая Александровича Уварова преподавателя из Няндомы;

—  народного мастера Сергея Григорьевича Канышева с супругой Леной, обучающей детей плетению, из Каргополя;

—  народного мастера Александра Владимировича Шутихина из Котласа и многих других мастеров, которые передают своё мастерство плетения из бересты

Плетение – один из старинных способов крепления деталей для получения изделий. Материалами для плетения могут быть: береста, лыко, прутья ивы, солома, накрахмаленная ткань, бумажные ленты и другие материалы.

Существует несколько видов плетения.

  1. Объявление темы и цели урока.

Сегодня мы с вами тоже будем плести, но плести мы будем из бумаги браслет или оберег.

  1. Ориентировка в задании.

— Кто что будет плести? (оберег или браслет)

— Где мы можем использовать данные изделия? Для чего они нужны?

— Из какого материала будем плести?

— Из каких деталей состоит изделие? (из звеньев)

5. Организация рабочего места.

Учащиеся достают из конвертов заготовки.

  1. Составление плана работы с помощью технологической карты (у каждого на парте).

Рассматриваем и проговариваем этапы работы.

  1. Практическая работа.

Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

  1. Отчёт о проделанной работе.

Расскажите, как вы делали изделие?

  1. Оценка качества готового изделия.

  1. Подведение итогов.

Что в работе было самым трудным?

Какое у вас сейчас настроение?

Все старались! Вы молодцы!

Технологическая карта

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here