Разработка урока по предмету технология

Раздел: Рукоделие

Название: «Бумагопластика – квилинг»

Разработан: учителем технологии, высшей категории

МБОУ лицея № 58 г. Ростова-на-Дону

Дерезко Ольгой Ивановной

Урок на тему «Бумажная пластика – квиллинг» 5 класс

Тема урока: «Цветов волшебная сила».

Тип урока: урок изучения нового материала, урок-творчество

Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:

1. Предметных:

— осмысление уже известных знаний по бумагопластике;

— ознакомление с одним из направлений современного прикладного творчества;

— сформировать новые навыки работы с бумагой в технике квиллинг; скручивание бумаги и возможность придать ей разнообразные формы;

— использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, сравнение, опыта предыдущей работы);

— понимание ценности: «успех как самостоятельное преодоление затруднений»

2. Метапредметных:

  • в познавательной деятельности

— умение развивать фантазию, воображение, эстетический и художественный вкус;

— возможность развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук

  • в информационно-коммуникативной деятельности

— умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

— развивать художественно-образное мышление на основе своей творческой деятельности.

— формирование умений выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;

— развитие монологической и диалогической речи при защите своей работы.

  • в рефлексивной деятельности

— постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

— формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

— поиск и устранение причин возникших трудностей;

— владение умениями аккуратно, терпеливо довести намеченное дело до конца, бережно использовать материал; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

3. Личностных:

1) Стимулировать способность иметь собственные мнения.

2) Сделать учебу такой интересной, полезной и увлекательной, чтобы хотелось продолжать учиться.

3) Выработать уверенность во взаимоотношениях с товарищами и научиться ничего не принимать на веру.

4) Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Оборудование:

  • образцы работ в данной технике;

  • компьютерная презентация «Квиллинг»;

  • инструкционные карты;

  • цветная бумага, полоски разного цвета, карандаш, линейка, ножницы;

  • компьютер, проектор

Демонстрация:

Демонстрации:

Оборудование:

Демонстрация работ в стиле квиллинг

Инструменты, бумага

Ход урока

Этап урока

Конспект урока

Результаты обучения

I. Организационный этап. Мобилизация и положительный настрой учащихся в начале урока. 1 мин.

I. Организационный  этап (Самоопределение к деятельности).

Цели этапа:

  • включить учащихся в учебную деятельность;

  • определить содержательные рамки урока.

Учитель: Здравствуйте ребята. Садитесь.

Я знаю, что вы можете внимательно слушать, активно работать, помогать друг другу, и уверена, что совместная работа даст нам возможность почувствовать себя Мастерами прикладного творчества, способными своими руками создавать красоту вокруг себя.

II. Этап постановки целей и задач урока

5 мин.

II. Этап постановки целей и задач урока (проблема – формулировка задачи)

Цели этапа:

  • согласовать цель и тему урока

Учитель:

И это декоративное искусство не только продолжает жить в современном мире, но и находит новые средства выразительности. Современные художники смело экспериментируют с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то совершенно новое.
Сегодня мы тоже будем современными художниками и в нашей творческой мастерской своими руками выполним открытки в технике — квиллинг. Ведь настоящие живые цветы быстро завянут, а мы хотим, чтобы цветы приносили радость как можно дольше.

Учитель: Поставьте для себя личностную цель (запишите в тетради на полях)

1) стимулировать способность иметь собственные мнения.

2) сделать учебу такой интересной, полезной и увлекательной, чтобы хотелось продолжать учиться.

3) самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Учитель: Итак, тема урока «Фантазия в стиле квиллинг», а девизом будут слова «Истина в том, чтобы делать чудеса своими руками».
Что же это за странное слово – квиллинг?

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. 

При помощи этой техники можно оформить практически все, что подскажет вам ваша фантазия: рамки для фотографий, поздравительные открытки, различные предметы интерьера. Да мало ли что можно сделать… Главное, что все изделия, созданные теплотой человеческих рук, получаются красивые, необычные и передают настроение автора. Истоки этого рукоделия восходят к монастырям Европы XVI века. Итальянские и французские монахи и монахини украшали бумажной филигранью иконы, обложки религиозных книг и предметы культа.

А представительницы знати создавали орнаменты из кручёных бумажных полосок для украшения коробочек, корзинок, чайников, родовых гербов. длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. При помощи этой техники можно оформить практически все, что подскажет вам ваша фантазия: рамки для фотографий, поздравительные открытки, различные предметы интерьера. Да мало ли что можно сделать… Главное, что все изделия, созданные теплотой человеческих рук, получаются красивые, необычные и передают настроение автора.

Метапредметные:

— умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника,

— осознанное определение сферы своих интересов и возможностей

Предметные: — умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.

III. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. 10 мин

III. Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

(“Открытие” детьми нового знания).

Цели этапа:

  • организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового действия выполнения элементов,

  • зафиксировать новые способ выполнения элементов, с помощью рассмотрения инструкционных карт.

Учитель: Чтобы стильно и современно украсить свой дом, школу, класс, сделать подарок своими руками, совсем не обязательно тратить большие деньги.

И сегодня мы в этом с вами убедимся еще раз. В нашей работе будем использовать самые простые и доступные материалы, которые найдутся в каждом доме: цветная бумага, ножницы, клей ПВА и специальный инструмент для квиллинга, который можно сделать своими руками.

Перед работой вспомним технику безопасности при работе с колющими инструментами:

1.Обращайся с инструментами осторожно, не держи инструменты лезвиями вверх;

2. Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями;

3.Передавай ножницы кольцами вперед.

4.Клей – опасное химическое вещество. При работе с ним необходимо соблюдать осторожность.

5.Работать с клеем используя кисточку.

6. При попадании клея на кожу или в глаза промойте их водой.

7. По окончанию работы вымойте руки с мылом.

2) Работа в группах.

Учитель: Сейчас вы разделитесь на группы по 2 человека, и рассмотрите инструкционные карты.

Учащиеся: Мы можем сами выбрать себе карту?

Учитель: Да.

Задание. Для Групп

  1. Рассматривая выбранный рисунок, по считать сколько необходимо различных элементов, записать в тетрадь.

  2. Зарисовать композицию: из карты, или выбранную самими.

  3. Определить материал.

  4. Выбрать фон открытки.

Метапредметные:

— исследовать несложные практические навыки,

Предметные:

— овладеть приемами их выполнения;

— использование для познания различные методы (наблюдение, опыт, выполнение элементов).

Метапредметные:

— исследовать несложные практические работы,

III. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. 10 мин.

Упражнения: Сейчас повторим основные элементы техники квиллинг.

1. Возьмите полоску нужного цвета, длины и ширины.

Скручиваем полоску в плотный рулончик – ролл.

Аккуратно кладем, в окружность трафарета любым диаметром Ролл распускается в спираль. Наносим немного клея на конец полоски и подклеиваем. Получаем замкнутую спираль.

2. Для того что бы получился элемент капля, пальцами сжимаем спираль с одной стороны.

Получаем элемент капля.

3. Изогнутая капля – острую часть капли закругляем с помощью обычной ручки.

4. Элемент глаз: Замкнутую спираль сжимаем пальцами с двух сторон.

5. Элемент лист: Замкнутую спираль сжимаем пальцами с двух сторон, смещая одну руку вниз, другую – вверх.

6.Элемент сердце: Замкнутую спираль слегка сжимаем пальцами с одной стороны, на противоположной стороне делаем складку с помощью пинцета.

7. Элемент стрела: Замкнутую спираль сильно сжимаем пальцами с одной стороны, на противоположной стороне делаем складку с помощью пинцета, пальцами формируем острые уголки.

8.Элемент треугольник: Замкнутую спираль сжимаем пальцами с одной стороны, с противоположной — сминаем пальцем и формируем уголки

9. Элемент полумесяц: На замкнутой спирали делаем вмятину ручкой инструмента для квиллинга, пальцами прижимая уголки полумесяца.

10. Варианты свободных элементов – полоски скручиваем без склеивания, пальцами придаем нужную форму.

Отчет каждой группы.

  1. Количество элементов и каких.

  2. Композиция работы.

Учитель: Какой вывод был сделан каждой группой?

Результаты работы каждой группы записываются в тетрадь.

Предметные:

— овладеть опытом и навыками работы с бумагой.

— уметь работать в группе, представлять результаты своей работы, объяснять полученные результаты и делать выводы.

Учитель: Подведем промежуточный итог:

Мы научились выполнять основные элементы, кто забудет последовательность изготовления — инструкция у вас на столе.

Учитель: Каковы наши дальнейшие действия?

Учащиеся: Попробуе м выполнить эти элементы для своей открытки

Ролл капля изогнутая капля глаз лист сердце стрела треугольник полумесяц

Учитель: А сейчас вам предстоит увлекательная работа.
Постарайтесь наделить работу хорошим настроением и удачи вам в творческом исполнении! — Не забудьте, в конце работы на оборотную сторону приклеить зеленый кружок – если вам было легко работать на уроке и оранжевый – если трудно.

А работать будем под музыку «Вальс цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик», ведь слова музыка и муза имеют один корень, а муза — покровительница художников, которая посылает им творческий дар вдохновения.

IV. Этап закрепления нового материала.

IV. Этап закрепления нового материала

Цель этапа:

  • проверить своё умение применять новое учебное

содержание при выполнении практического задания

Учитель: Переходим к следующему этапу нашего занятия – научимся применять полученные знания и умения для выполнения практической работы.

Но перед этим проведем физкультминутку.

А теперь приступим к практической работе: по технологическим картам.

Предметные:

— уметь применять теоретические знания при выполнении практических работ

Метапредметные:

— поиск и устранение причин возникших трудностей.

— осознанное определение сферы своих интересов и возможностей

Метапредметные:

— самоконтроль и оценка результатов своей деятельности

V. Рефлексия.

VI. Рефлексия.

Цели этапа:

  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

  • оценить собственную деятельность на уроке;

  • поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

  • зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

  • обсудить и записать домашнее задание.

Учитель: Что ж, наш урок подходит к завершению.

Подведем итоги урока.

  • Что нового вы узнали, поняли?

  • Что научились делать?

  • Оцените собственные достижения.

  • А теперь давайте вместе оценим вашу работу на сегодняшнем уроке. Каждый из вас во время урока находился в составе той или иной рабочей группы, и лучше вас никто не знает, какой вклад внес каждый в общее дело. Поэтому, я предлагаю вам оценить работу своих товарищей по группе.

  • Что понравилось более всего на уроке? Что вызвало затруднение? И почему?

  • Достигнута ли личная цель? (открываете набор целей)

  • Как изменилось Ваше настроение?

А ещё Мы убедились, что «Истина в том, чтобы делать чудеса своими руками».

Метапредметные:

— самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

— объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива

VI. Заключительный этап.

.

VII. Заключительный этап.

Учитель: Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем мире.

А ещё Мы убедились, что «Истина в том, чтобы делать чудеса своими руками».

Большое спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here