Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат VIII вида г. Донецка
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Открытого урока
по столярному делу на тему:
«Изготовление кухонного табурета»
— практическая работа (2 часа), 11 класс, II полугодие.
Учитель: Орлянский Анатолий Васильевич
Дата проведения: 09.04.2014г.
Практическая работа «Изготовление кухонного табурета», (2 часа),
План-конспект урока.
Тема урока: Изготовление кухонного табурета.
Изделие: кухонный табурет
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
Практическое применение технологических знаний, навыков, и умений по обработке изделий из древесины, умение применять их на конкретном проекте.
Коррекционно-развивающие задачи:
-
Развитие умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль)
-
Развитие мыслительных операций – анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать и т.д.
-
Развитие моторных навыков (точность движений, их скорость, сила, координированность и т.д.)
-
Развитие эмоциональной и волевой сферы (настойчивость, самостоятельность, умение владеть собой, умение доводить начатое дело до конца и т.д.)
Коррекционно-воспитательные задачи:
-
Воспитывать умение работать в парах, в команде
-
Воспитывать самостоятельность
-
Воспитывать нравственные качества (бережное отношение к дереву, трудолюбие, умение сопереживать)
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Материалы и оборудование: образец табуретки, шаблоны, электро-лобзик, электродрель, сверлильный станок, ящик с личным столярным инструментом, технологическая карта изготовления табуретки, плакаты по технике безопасности, заготовки для изготовления деталей табуретки.
Словарь: Молоток, гвоздь. Клещи. Линейка. Сверло.
Этапы урока:
1. Вводная часть:
Организационный момент . Цель: сосредоточение внимания па урок, саморегуляция эмоционального состояния воспитанников.
-
приветствие, проверка готовности к уроку, наличие спецодежды
-
коррекционное упражнение «часики». Я предлагаю отгадать слова зашифрованные в часах, где на месте цифр стоят карточки.
2. Основная часть: Цель: Коррекция внимания и логического мышления.
-
немного истории
-
работа с технологической картой;
-
физминутка — Балакин Александр
-
инструктаж по ТБ
-
вводный инструктаж по выполнению технологических операций;
3. Практическая работа. Цель: связь теоретических знаний с практикой, совершенствование навыков работы электроинструментом
-
разметка деталей по шаблону
-
изготовление деталей табурета
-
физминутка – Видинеев Юрий
-
сборка табурета из готовых деталей
4. Заключительная часть. Цель: подведение итогов, стимуляция повышения мотивации трудовой деятельности, воспитание осознанного отношения к результатам своего труда.
-
оценка проделанной работы;
-
анализ работы учащихся;
-
обратная связь (рефлекторная анкета для ребят);
-
уборка рабочих мест и помещения мастерской.
Ход урока.
1. Вводная часть:
Организационный момент:
-
приветствие, проверка готовности к уроку, наличие спецодежды
-
коррекционное упражнение «Часики». Я предлагаю отгадать названия слов зашифрованных в часах, где на месте цифр стоят карточки.
2. Основная часть
2.1.Из истории табурета.
(Слово учителя)
До недавнего времени стулья были только у правителей. В России до самых Петровских реформ все, включая приближенных к царю, сидели на лавке. Стул служил троном, на него даже царь садился в «особых» случаях. Более того, стул носили с собой: ведь наличие или отсутствие стула наглядно демонстрировало, кто есть кто. В России можно было опознать правителя: несут за ним стул (трон) – значит коронованная особа.
Трон – это практически тот же стул , только штучной работы , имел прямую и высокую спинку. Нельзя же управлять страной полулежа: этот процесс требовал сосредоточенности и строгой позы.
Но для простых людей массовой мебелью были лавки.
В деревнях лавку мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. Опирались они на такие же доски только поставленные на ребро. « Знай свое место!» — это выражение пошло из крестьянского дома. Хозяин всегда сидел в красном углу под образами , девушек и детей сажали перед окнами на улицу. А хозяйке доставалось место с краю. Чтобы никому не мешала подавать на стол.
Табуреты – это стулья без спинок или короткие лавки для одного человека. Первым табуретом считается деревянный чурбан. Изготавливали его из окоренного дуба или березы. На чурбане, который ставился на попа, сидеть было удобно, но перетаскивать его было тяжело. Чтобы сделать легче пень, его середину протачивали. Именно так у табуретов появилась «талия», за которую очень удобно было брать.
Табуреты – это самая громадная группа предметов мебели. Производят табуреты из разных материалов (дерево, пластик, металл, кожа). Фото. Табурета.
Выпускается табурет мягкий, жесткий с сидением круглой, квадратной или прямоугольных форм. С 1 ,2 ,3 ,4 мя ножками.
В Москве есть памятник табурету, он представляет собой трехметровую табуретку, которая в ночное время очень красиво подсвечивается фонарями.
2.2.Работа с технологической картой.
Работа с технологической картой:
-подобрать материал
-нанести разметку по шаблону
-закрепить заготовку
-пиление электро-лобзиком
-обработка кромок рубанком
-шлифование деталей
-сборка изделия на «сухо»
-сборка изделия на клею
2.3.Инструктаж по технике безопасности.
Техника безопасности при работе с электро-инструментом:
-пользоваться инструментом можно только с разрешения учителя
-перед работой нужно осмотреть инструмент (корпус, кабель)
-Нельзя пользоваться инструментом в сырых помещениях или на улице во время дождя
-Прочно крепить обрабатываемую заготовку
-замену пилок, фрез, шлиф-ленты производить при выключенном проводе сети
При работе электро-лобзиком:
-нужно помнить, что пилка выходит с обратной стороны материала
При работе с электро-дрелью:
-сверло должно быть хорошо зажато
-всегда пользоваться надо подкладной доской.
2.4.Вводный инструктаж по выполнению технологических операций.
Демонстрация учителем приемов работы.
3.Практическая работа учащихся.
3.1.Текущий инструктаж учителя по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы.
Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдений безопасных условий труда.
Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций.
Третий обход: проверить правильность размеров и осуществление учащимися самоконтроля.
4.заключительная часть.
-подведение итогов работы по определению возможности экономии материала.
-анализ характерных ошибок и их причины, выставление оценок.
-обратная связь: 1.Качество Разметки. 2. Качество изготовленных деталей табурета. 3. Качество сборки кухонного табурета.
-уборка помещения.