Учитель Столярчук Наталья Владимировна
МБСКОУ СКОШ №36 III-IV видов
г. Озерск Челябинской обл.
…………………………………………………………………………………
Предмет «Технология» 7 класс
Раздел программы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»
Тема урока «Композиция костюма» (1 час)
Часть 2. Средства композиции.
Цель урока — познакомить учащихся с основами композиции одежды; показать способы коррекции фигуры с помощью различных средств композиции.
Задачи:
-
активизировать познавательную деятельность учащихся;
-
развивать творческие способности, эстетический вкус, чувство стиля;
-
развивать навыки работы с компьютером;
-
воспитывать умение работать самостоятельно, используя имеющийся арсенал средств;
-
корректировать зрительное, слуховое и сенсомоторное восприятие.
Оснащение урока: компьютер, проектор, экран, графический планшет, презентация «Композиция костюма. Средства композиции», фотографии учащихся в электронном виде, рабочие тетради.
Тип урока — урок-усвоение новых знаний (восприятие и первичное осмысление нового материала информационного характера).
Методы обучения:
— по источникам информации: словесные, демонстрационные, практические, программированные;
— по видам деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые.
Практическая работа:
Эскизная разработка модели плечевого изделия с цельнокроеным рукавом (с использованием графического планшета).
(Презентация. Часть 2)
Ход урока
Слайд 1
-
Организационный момент
Слайд 2 Сообщение темы и цели урока
-
Изложение нового материала
Забота о красоте одежды — большая глупость,
и вместе с тем не меньшая глупость не уметь
хорошо одеваться.
Ф. Честерфилд,
англ. писатель и гос. деятель
Создавая одежду, важно наделить ее не только функциональным, но и эстетическим содержанием — красотой и гармонией. Красивый костюм обладает характерной для него композицией, т.е. правильно сгармонированным соотношением его элементов, частей и деталей. Этого можно достичь благодаря применению определенных средств композиции.
…………………………………………………………………………………………………
Слайд 3 Схема «Средства композиции»
Слайд 4
Пропорции — отношение частей целого друг к другу и к целому. Простой пример: если при одной и той же длине платья перемещать линию талии вверх и вниз, то можно заметить, как изменяется зрительно восприятие одного и того же платья.
Слайд 5
Симметрия и асимметрия
Симметричная композиция статична, устойчива.
Асимметрия в костюме — это отсутствие симметрии или отклонение от нее. Асимметрия динамична, обладает скрытой способностью к движению.
Слайд 6
Контраст и нюанс
Контраст — это резко выраженная противоположность, противопоставление, которое может быть в цвете, форме, объеме, фактуре материала.
Нюанс — малозаметное изменение в форме элементов костюма, их фактуре и цветовой гамме.
Слайд 7
Ритм — повторение элементов и интервалов между ними. Ритм всегда подразумевает движение.
Слайд 8
Цветовые иллюзии
Иллюзия — это нечто кажущееся, обман чувств, ошибочное восприятие предметов, явлений.
-
теплых и холодных цветов (например, зеленый цвет может быть и теплым и холодным);
-
выступающих и отступающих цветов (светлые, яркие, теплые цвета выступают вперед, кажутся ближе, чем теплые и холодные);
-
легкости и тяжести цветов (светлые и насыщенные цвета легче, чем темные и ненасыщенные). Самый легкий цвет — лимонно-желтый, самый тяжелый —фиолетовый.
Слайд 9,10
Зрительные иллюзии
-
переоценки вертикали (вертикальное расстояние кажется больше горизонтального, равного ему по величине)
В одежде яркая вертикальная полоса удлиняет фигуру, делает ее стройнее. Яркий исторический пример — русский сарафан, делающий фигуру статной и величавой.
-
заполненного промежутка (заполненное пространство всегда кажется больше, чем равное ему незаполненное)
В одежде она сводится к использованию однотонных и набивных тканей. Лучше избегать нагромождения деталей в той части фигуры, размеры которой увеличивать нежелательно.
-
подравнивания (линия, на концах которой есть обращенные внутрь углы, кажется намного короче, чем равная ей линия, у которой углы на концах обращены наружу)
-
В одежде она проявляется, например, в том, что оборки по горловине платья создают впечатление более широких плеч.
-
контраста (соседние детали одежды резко отличаются друг от друга)
Например, талия при широкой юбке кажется тоньше, чем при узкой юбке.
Слайд 11 Закрепление (схема «Средства композиции»)
……………………………………………………………………………………………….
Упражнения на снятие зрительного и мышечного напряжения
………………………………………………………………………………………………..
-
Практическая работа с графическим планшетом
Эскизная разработка модели плечевого изделия с цельнокроеным рукавом
Над каждым из эскизов работают 3-4 учащихся, разделяя функции художника-модельера, технолога, менеджера. Таким образом, каждый учащийся побывает в разных ролях, закрепит полученные знания, приобретет навыки проектирования костюма на этапе творчества.
художник-модельер – зарисовка эскиза;
технолог – технология обработки ткани;
менеджер – представление материала в виде рекламы.
…………………………………………………………………………………………………
-
Подведение итогов
Слайд 12,13 Эскизы учащихся
Домашнее задание:
-
принести свои фотографии с определенным стилем одежды;
-
ответить на вопрос: существуют ли еще в одежде какие-нибудь стили?
…………………………………………………………………………………………………
Список литературы
Бердник Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
Рачицкая Е.И., Сидоренко В.И. Моделирование и художественное оформление одежды. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
Ресурсы Интернет-сети