Тема урока: Технология изготовления кебеже.

Цель: Закрепить приемы работы по отделке и сборке деталей кебеже используя технологическую карту.

Учебно воспитательные задачи:

1.Образовательная-  Обучить приёмам и последовательности изготовления кебеже.

2. Воспитательная совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, уметь самостоятельно формулировать выводы, развивать речь, выполнять работу с опорой на технологическую карту, контролировать качество;

3. Развивающая развивать чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развивать мотивацию бережного и рационального отношения к оборудованию и материалам.

Тип урока: комбинированный. 
Оборудование , оснащение занятия: столики для пиления, лобзики, напильники, надфили, шлифовальная шкурка, шаблоны, карандаши, заготовки

изделия, фрагменты орнамента, клей, шурупы, дрель.

Наглядные пособия:  плакаты, стенды, компьютер.
План занятия:

 Организационная часть (2 мин.) 
Повторение пройденного (5 мин.) 
Объяснение нового материала (10 мин.) 
Практическая работа (25 мин.) 
Заключительная часть (3 мин.)

Ход занятия 

С любимым делом жизнь в сто крат милее, 
Лишь надо приложить к нему терпение. 
И мастерство становится смелее, 
Когда приходит к сердцу вдохновение.

 Любовь к искусству – вечное горенье, 
Художнику как сладостное бремя. 
Творенье рук – источник наслаждения, 
Излечит душу и заполнит время.


1. Вводно-мотивационная часть. 

(игра)
Для определения темы урока
предложить ученикам тематический кроссворд.

1.Пила для выпиливания криволинейных поверхностей (лобзик)

2.Инструмент для получения цилиндрических отверстий (сверло)

3.Приспособление для зажима деталей при склеивании (струбцина)

4.Природный рисунок на обработанной поверхности древесины (текстура)

5.Инструмент для вырезания узора (нож)

6.Рабочее место столяра (верстак)

Ключевое слово кебеже

Сообщить цель и задачи урока.

2. Объяснение нового материала. 

Учитель: С давних пор для хранения продуктов казахи использовали деревянные ящики – кебеже . Кебеже был необходимым предметом в каждом доме. По форме и размерам кебеже были похожи, но по внешнему оформлению (орнамент, украшения) различались. Их изготавливали в большом количестве для продажи, поэтому они не отличались особым оформлением. Кебеже с резным орнаментом или узором из серебра, отделанные драгоценными камнями, стоили дорого, их могли покупать только богатые люди.

Выступление учащегося:

У казахов, живших в центральных, северо-восточных районах и в нижнем течении Сырдарьи, часто встречаются кебеже с костяной отделкой. В настоящее время в Национальном археологическом музее Республики Казахстан хранится кебеже, отличающееся оригинальной отделкой. Его лицевая сторона узорчатая, в каждом углу изображена звезда, покрытая серебром. В центре-большая звезда, окаймлённая по кругу. В центре этой звезды-ещё одна выпуклая звёздочка. Крышка имеет рельефный орнамент и раскркшена яркими красками. Такие находки свидетельствуют о том, что в разных уголках Казахстана имелись ремесленные школы по изготовлению кебеже.

Учитель: Прежде чем перейти к новой теме вспомним виды казахских национальных орнаментов.(Творческое домашнее задание учащихся)

Учащийся показывает презентацию и рассказывает о видах орнамента. Приложение №1

Проверка домашнего задания

Учитель: При создании орнамента необходимо знать, что особую красоту ему придают краски. В казахском прикладном искусстве используются традиционные цвета, которые применяются мастерами в течение многих веков: красные, синие, желтые, зеленые, белые и черные. Эти цвета имеют только им одним присущую символику. Синий — цвет неба; белый — символ истины; желтый — цвет мудрости, нравственности, печали; зеленый — молодости, весны и т.д.

Кебеже состоит из четырёх опорных укрепителей сечением 30 на 30мм. длинной 350мм, лицевой и задней сторон размером 300 на 600мм, двух боковых сторон размером 300 на 300мм, основания и крышки размером 320 на 620 мм. Передняя сторона, крышка, две боковые стороны облицовываются по периметру рейкой шириной 10мм и толщиной 4мм вырезанной из фанеры затем симметрично друг другу наклеиваются фрагменты казахского национального орнамента. Для внутренней стороны используем фанеру толщиной 10мм, а для изготовления фрагментов орнамента фанеру толщиной 4мм. Орнамент необходимо заранее нарисовать на бумаге и приложив копировальную бумагу перевести на фанеру. Затем выпиливаем фрагменты орнамента ручным лобзиком и шлифуем наждачной бумагой. Перед наклеиванием облицовочной рейки и орнамента выполняем разметку. При склеивании клей наносится равномерно тонким слоем на обе склеиваемые поверхности, выдерживаем несколько минут и сильно прижимаем друг к другу. Решающий момент играет не продолжительность прижатия, а сила сжатия. После того как клей наберёт прочность приступаем к сборке. Производим разметку ножек, сверлим сквозные отверстия диаметром 3мм, рассверливаем отверстия сверлом диаметром 5мм на глубину 2мм под шляпки шурупов и при помощи шурупов длинной 50мм собираем кебеже. После сборки боковых стенок и ножек крепим дно выполняя те же операции: разметка, сверление, рассверливание отверстий под шляпки шурупов, крепление дна шурупами длинной 30мм. Крышку при помощи двух навесов крепим к задней стенке кебеже. Следующая операция-зачистка. Мелкой наждачной бумагой убираем видимые линии разметки, излишки клея. Заключительный этап работы это отделка изделия окрашиванием и лакированием.

Прежде чем перейти к практической работе вспомним правила техники безопасности при работе в школьной мастерской.

При работе учащийся обязан: 

1. надеть спецодежду

2.   поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте; 

3.    рабочий инструмент располагать таким образом, чтобы исключалась возможность его скатывания или падения; 

4.    выполнять работу только исправным, хорошо заточенным инструментом; 

5.     использовать защитные очки при работе инструментом ударного действия; 

6.     прочно закреплять обрабатываемую деталь в тисках при ручной резке древесины ножовкой; 

7.    использовать для работы лучковую пилу с хорошо разведенным полотном и надежно закрепленным шнуром, обеспечивающим необходимое его натяжение; 

8.    при запиливании материала ножовкой применять направитель для опоры полотна инструмента;

 9.    технологические операции (пиление, обтесывание, долбление и т.п.) выполнять на верстаке в установленных местах, используя специальные упоры и приспособления;

 10.    очищать струги (рубанок, фуганок, и. т.п.) от стружки деревянными клиньями, а не руками;

 11.  использовать рабочий инструмент только по прямому назначению;

  1. при работе напильником держать пальцы рук на его поверхности.

Практическая работа:

Класс делится на группы. Один учащийся при помощи копировальной бумаги переносит изображение орнамента на фанеру, два ученика выпиливают орнаменты лобзиками, два ученика выполняют отделку вырезанных фрагментов орнамента шлифованием наждачной бумагой, четыре ученика занимаются наклеиванием облицовочной рейки, разметкой и наклеиванием фрагментов орнамента. Учащиеся освободившиеся от выполненной работы приступают к сборке изделия.

Учитель наблюдает за каждой группой учащихся, контролирует выполнение каждой операции, подсказывает правильные способы решения возникших проблем.

Заключительная часть:

Учитель подводит итоги урока, проводит разбор ошибок допущенных учащимися при выполнении практической работы, оценивает учащихся, даёт домашнее задание.

Домашнее задание: принести к следующему уроку по небольшому кусочку фанеры по возможности отшлифовать его наждачной бумагой с обеих сторон.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here