Порсин Дмитрий Андреевич
МАОУ лицей №5 г.Камышлов Свердловской области
Учитель технологии
Раздел: «Технология изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки»
Тема урока: Устройство сверлильного станка, правила и приемы работы на нем. (1 час).
Класс: 5-в
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока:
Образовательная -ознакомить учащихся с устройством сверлильного станка, обучить основным приемам работы на нем, познакомить с инструментами и приспособлениями, применяемыми на станке.
Развивающая – закрепление новых технических терминов сверлильного станка, умение находить общее между сверлильным станком и ручной дрелью.
Воспитательная — воспитывать ответственное отношение к труду, аккуратность, усидчивость, навыки самоконтроля.
Технология: элементы проблемно-диалогической технологии.
Формирование УУД:
Регулятивные действия: самостоятельно организовывать свое рабочее место, определять цель учебной деятельности, оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Познавательные действия: отражение в письменной форме результатов своей деятельности, умение работать с текстом, поиск и выделение необходимой информации в тексте, умение сравнивать объекты.
Коммуникативные действия: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, уметь работать в мини группе, устная оценка действий партнера.
Личностные действия: самоанализ и самоконтроль результата.
Планируемый результат занятия: знание устройства сверлильного станка.
Оборудование: оборудование учебных мастерских: сверлильный станок, ручная дрель, учебники.
Ход первого урока (1 час)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1. Организационный момент (1-2 мин) | — Добрый день, ребята. Садитесь поудобнее, проверьте свои рабочие места. Сегодня на урок нам понадобятся учебники, тетрадь, ручка. Проверьте их наличие.
| Учебник, тетрадь, ручка. | Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место. |
2. Актуализация знаний (5-6 мин) | — Вспомните и скажите, какие инструменты Вы использовали при изготовлении «шлифовальной колодки» из древесины? -С помощью какого инструмента, были выполнены отверстия в брусках? (показ деталей брусков шлифовальной колодки). — Возможно ли быстро и качественно просверлить множество отверстий в стали с помощью ручной дрели? А что для этого нужно? -Чтобы облегчить эту задачу людьми был придуман станок. Как вы думаете, как он называется? | -ножовка, рубанок, дрель, и др.
— С помощью ручной дрели и сверла. (но перед этим разметили брусок используя карандаш и линейку и шилом накололи будущее место сверления.) — нет Ответы уч-ся…станок
-Сверлильный станок | Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
|
3. Постановка темы, учебной задачи (1-2 мин) | -Для того, чтобы трудиться на сверлильном станке, что вы должны знать и уметь?
— Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься? -Давайте сформулируем тему урока — Какова цель нашего урока? | -Знать, из чего состоит сверлильный станок. Уметь применять эти знания на практике. -Изучать устройство сверлильного станка. — устройство сверлильного станка. -познакомиться с устройством сверлильного станка. | Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности.
|
4. Открытие нового знания (10-15 мин) | История сверлильного станка. Послушайте внимательно сообщение…. об истории появления и развития сверлильного станка и ответьте на вопрос: назовите этапы развития станка?
Работа с текстом в учебнике и рисунком. -в учебнике на стр.117, читаем текст, после чего нужно будет ответить на вопрос: (на доске вопрос) 1) Для чего предназначен сверлильный станок?
-Теперь внимательно рассмотрим рис.223 на стр.118 и перечислим, из чего состоит сверлильный станок?
-Какой дрелью вы уже умеете работать? — Назовите что общего между ручной дрелью и сверлильным станком? Если возникли трудности показать дрель.
| -Сообщение ученика.
Ответы уч-ся
-предназначен для быстрого и качественного получения отверстий.
-станина, рабочий стол, колонка, рукоять подьема и опускания корпуса шпиндельного узла, винт с рукоятью фиксации корпуса в нужном положении, шкала установки глубины сверления, электродвигатель, шпиндель, ременная передача, патрон для зажима сверла, рукоятка подач шпинделя с патроном и сверлом, кнопка пуск вращения в лево и в право, кнопка стоп, защитный корпус ременной передачи. -ручной дрелью — патрон, сверло.
| Познавательные УУД: отражение в письменной форме результатов своей деятельности, умение работать с текстом, поиск и выделение необходимой информации в тексте, умение сравнивать объекты
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, оформлять свои мысли в устной речи
|
5. Первичное закрепление (10 мин) | -Мы с вами познакомились с устройством сверлильного станка и сейчас полученные знания закрепим на практике. Для этого мы переходим в соседнее помещение… -Делимся на 2 группы, мастерами будут (Вахлов К, Прохоров В.)….. Мастера называют части сверлильного станка, вы должны будите их показать. | Ученики у сверлильного станка проговаривают устройство станка, мастер контролирует ответы (по учебнику)и при необходимости поправляет, добавляет ответ. | Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, устная оценка действий партнера
|
6. Рефлексия (5 мин) | 1) Что нового вы сегодня узнали? 2) Чему научились? 3) Что понравилось? -Вы работали в группах и мастер называл части сверлильного станка, вы должны были их показать, у кого были неточности, не все показали? Вам необходимо еще раз повторить материал. -Поднимите руку те, кто правильно показал названные мастером части -МОЛОДЦЫ, хорошо усвоили материал! -А вы готовы работать на этом станке? -Что еще для этого надо? На следующем уроке познакомимся с основными приемами работы на сверлильном станке! | -устройство сверлильного станка. -научились распознавать основные части станка. -история сверлильного станка.
Ответы уч-ся | Личностные УУД: самоанализ и самоконтроль результата. Регулятивные УУД: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению |
История сверлильного станка.
Предыстория появления первых станков начинается с древнейших исторических периодов, когда наши предки, обладавшие примитивными орудиями-инструментами (главным образом из камня), просверливали отверстия, для насаживания молота или топора на палку. И уже тогда возникло устройство, которое сооружалось примерно следующим незамысловатым образом. Из прочного дерева вырезался стержень, один конец которого заострялся. Этим заостренным концом стержень упирался в углубление в камне, наполненное мелкозернистым песком. Вокруг стержня спирально закручивалась тетива лука. При приведении лука в движение стержень начинал вращаться (как сверло), что обеспечивало шлифование углубления с помощью песка. В результате в камне просверливалось отверстие.
В Древней Греции и Риме за несколько сот лет до нашей эры древние мастера с успехом применяли устройства для обработки керамических и деревянных изделий.
Проходят года, столетия, люди научились использовать в своих целях силу ветра и воды. Мастерские строят у берегов рек или на возвышенностях, где гуляет свободный ветер. Станки приводятся в движения от ветра и движения воды.
В 18 веке человек научился использовать силу пара, появились паровые станки.
И уже в нашу эпоху, с появлением электричества появились различные варианты сверлильных станков, работающие от электричества .