Интеграция предметов: Трудовое обучение и изобразительное искусство

2 класс

Тема: Юрта – символ истории

Лозовенко Алёна Владимировна

учитель начальных классов

КГУ «Рассветская средняя школа»

Кызылжарский район

Северо-Казахстанская область

Цель: формировать знания о материальной культуре казахского народа, на примере ознакомления с традиционным жилищем казахов, его составляющих; научить выполнению работы из солёного теста.

Задачи:

  • Сформировать у учащихся представление об орнаменте, как украшении жилища, о способе его получения путём работы с солёным тестом; обучение тестопластике, раскрытие всех возможностей и свойств данного материала;

  • Развивать глазомер, моторику мышц руки; способность сравнивать и анализировать; формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к виду рукоделия, развитию самостоятельности;

  • Воспитывать трудолюбие, эстетические и патриотические качества личности; формировать у учащихся навыки культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов; расширять кругозор.

Наглядные пособия: слайдовая презентация «Юрта — жилище казахов», презентация «Алгоритм выполнения работы из солёного теста».

Оборудование и материалы: солёное тесто, шаблоны: юрты, барана, казана, казахских орнаментов; инструменты: ножницы, клей, масляные краски.

Форма работы: коллективная, индивидуальная самостоятельная работа.

Методы: словесный, наглядный, практический.

План урока:

  • Организационный момент (1-2 минуты)

  • Сообщение темы урока, его целей и задач (4 минуты)

  • Актуализация опорных ЗУН (6-8 минут)

  • Объяснение нового материала (5 минут)

  • Практическая работа учащихся (25минут)

  • Подведение итогов ( 2 минуты)

  • Домашнее задание. (3-4 минуты)

Ход урока

1.Организационный момент. Психологический настрой (чтение стихотворения).

— Сәлеметсіздерме, балалар!

В этот мир огромный – мир степей широких,
Рек неудержимых, гор – до звезд высоких,
В мир сердец открытых, в мир любви и света, –
Из тебя я вышел. И тебе за это
Кланяюсь я низко, старенькая юрта.

Воды что уплыли, не вернутся снова,
Мертвые уходят от родного крова,
Но летят к гнездовьям птицы год от года.
Так и я — хранитель, продолжатель рода –
Прихожу к истокам, дедовская юрта.

— Скажите, ребята, чем мы сегодня будем заниматься? (изготавливать юрту)

— Посмотрите с каким материалом мы будем работать. (показ теста, инструментов)

2. Сообщение темы и цели урока

— Но, прежде чем мы примемся за работу, я хочу вам рассказать , что такое юрта. Вместе мы раскроем всю красоту казахского орнамента. Узнаем историю появления орнамента и технологию его изготовления.

(показ презентации «Юрта – жилище казахов»)

— Ребята, вы знаете, что издревле юрта являлась национальным жилищем казахов. (слайд 1)

3.Актуализация опорных ЗУН. (просмотр слайдов параллельно с объяснением учителя) 
Юрта – переносное жилище кочевников. Очень удобное и практичное жилье. Зимой в ней тепло, летом прохладно. Слово «юрта» — в смысле – жилище, пришло из русского языка. А в казахском оно имеет еще другое значение: «семья, родные люди».
 

Основным занятием казахов являлись кочевое и полукочевое скотоводство, что предопределило тип кочевого жилища, которым является казахская юрта.(слайд 2)

— С юртой была связана вся жизнь казаха. Немаловажной частью юрты всегда был шанырак. Шанырак был семейной реликвией, передавался из поколения в поколение, кара шанырак юрты отца почитался сыновьями как святыня. В серьезных случаях казах клялся, глядя при этом на шанырак. Шанырак — это круг, образующий потолок юрты. Шанырак делается из березы или черного тальника (черной ивы). В середине шанырака, чтобы не уронить тудник (кусок войлока), устанавливают кулдиреуш. Там имеется толстая круглая дощечка. 5-6 вогнутых кульдиреуш соединяют ее с кругом шанырака. (слайд 3)

Большое внимание уделялось свадебной юрте (ак отау), ее качество и красота убранства должны были обеспечить счастье новой семье. Самая богатая казахская юрта — десятиканатная, ее еще называют ханской юртой, потому что раньше такую юрту могли позволить себе только самые богатые люди. Самый распространенный вид казахской юрты — шестиканатная. Это значит, что юрта собирается из шести кереге — деревянных решеток. 

Дверь казахской юрты — «сыкырлауык» (в переводе означает «скрипучий»). Детали двери скрепляются друг с другом без гвоздей. Дверь юрты, ее верхние наличники и косяки украшали различными резными орнаментами, красили в разные цвета и инкрустировали костями. Казахская юрта всегда устанавливалась на открытом солнечном месте. (слайд 4)

расположение мебели и разделение казахской юрты на части имело строгий порядок.

Посередине казахской юрты отводилось место для очага.

— Вы обратили внимание, что юрта украшена различными причудливыми орнаментами.

«Орнамент» — самое распространенное композиционное построение; это многократное повторение изображения предметов. Встречается в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, графике. Казахский орнамент формировался на основе искусства древних скотоводческих племен- саков, усуней, гуннов, тюрков, канглы и кипчаков. В орнаменте отражалось их художественное видение мира.

— Сейчас вы можете познакомиться с наиболее известными видами орнамента казахского народа (слайды 5-16)

Казахские орнаменты подразделяют на три группы: симметричные, комбинированные, непарные узоры. Основным среди них является «бараний рог». Сам орнамент «рог» делится на несколько разновидностей. Иными словами, в быту широко использовался именно этот орнамент.

— Не все орнаменты использовались равно во всех предметах быта. Народные мастера умели находить достойную роль каждому орнаменту. К примеру, орнаменты, наносимые на головной убор, не использовались на верхней одежде, на брюках. Это объясняется следующим. К примеру, орнамент «собачий хвост» никогда не использовался на головном уборе. На верхнюю одежду, платья девочек наносились орнаменты в форме цветов или ласточки. На одежду мальчика наносились орнаменты в виде наконечника стрелы, орла, бараньего рога. Нанесенные в давние времена на камни, на дерево орнаменты со временем «перешли» на кошму, алашу, ковры и другие предметы быта. Благодаря знакам с определенным значением — танба, можно узнать о значении какого-то понятия, т. е. орнаменты порождены определенной жизненной необходимостью. Искусство наложения орнамента является одним из направлений прикладного искусства. Его виды, названия зависят от предназначения и использования в быту. Имеется немало методов нанесения орнамента: вышивкой, стежками, валянием, подбором цветов клювообразных орнаментов, потайным швом, кружевным шитьем. Нет отрасли, где бы ни использовались такие методы, как плетение, вязание, строгание, шитье, черчение, крашение, инкрустация костью, серебрение, чеканка. Они широко применяются в быту, в производстве, в строительстве, в области культуры, в архитектурном искусстве и играют важную роль в развитии мирового искусства. (слайд 17)

4. Работа по теме урока

А) — Сегодня мы с вами будем продолжать учиться работать с солёным тестом и выполним работу « На джайляю». Основой композиции будет являться юрта, украшенная различными казахскими орнаментами. Основные материалы, которые нам необходимы: тесто, гуашь; инструменты — доска, скалка, ножницы, клей ПВА, кисти различной толщины.

(показ презентации «Алгоритм выполнения работы из солёного теста)

Б) Самостоятельная работа учащихся, сопровождаемая объяснением учителя с использованием ИКТ.

Этапа работы:

1. Берём хорошо вымешанное тесто, полежавшее в холодильнике 2-3 часа, раскатываем пласт толщиной 0,5 см. (слайд 2-5)

2. Прикладываем шаблоны юрты, сықырлауық – дверь юрты.(слайд 6)

3. При помощи ножниц вырезаем детали. (слайд 7)

4. Катаем толстый и короткий жгут – это киіз есік войлочные двери (слайд 8)

5. С помощью тонкого ножа вырезаем купол юрты – шанырақ. (слайд 9)

6. Раскатываем тесто и вырезаем узоры (по желанию учащихся) которыми украсим нашу юрту (слайд 10-13)

7. Оставляем на просушку детали (слайд 14)

8. Начинаем красить юрту использыя гуашь и широкую кисть. (слайд 15)

9. Гуашью и тонкой кистью закрашиваем детали орнамента. (слайд 16-17)

10. используя картонную коробку создаем фон для работы

11. С помощью клея ПВА приклеиваем детали: юрту, затем орнамент, остальные компоненты. (слайд 18)

12. Даём просохнуть. Работа готова. (слайд 19)

5. Подведение итогов урока.

Выставка детских работ.

Оценивание.

— Вы сегодня все молодцы, потрудились на славу. Я желаю вам, чтобы вы научились уважать историю, обычаи и традиции своей страны.

Блиц-опрос:

— Что нового узнали на уроке?

— Чему научились?

У каждого народа есть свои обычаи и традиции, и где бы мы не жили, мы должны знать, соблюдать, и уважать традиции, и обычаи наших предков.

Я предлагаю написать маленький отзыв о нашем уроке.

6. Домашнее задание

— Вам нужно выполнить дома поделку из солёного теста – предмет быта казахского народа, используя знания о видах орнамента, полученные сегодня на уроке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here