Урок трудового обучения. 4 класс.
Тема урока: «Изготовление и украшение новогодней полумаски»
Пояснительная записка.
Урок-презентация «Украшение плоской новогодней полумаски» седьмой урок в системе изучения темы «Работа с бумагой. Елочные украшения», составлен в соответствии с программой «Трудовое обучение» для 4 класса автор Л.С.Мирский, изданной в сборнике программ специальных (коррекционных )образовательных учреждений для подготовительного и 1-4 классов под редакцией В.В. Воронковой 2009г и рабочей программы по трудовому обучению.
Тип урока – повторение и получение новых знаний.
Урок построен в форме повторения, закрепления и получения новых знаний с использованием приёмов творческого оформления изделия, инновационных технологий, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. В сопровождении театральных персонажей – клоунов (грустного и веселого) ребята выполняют задания, соблюдая правила техники безопасности при пользовании ножницами и клеем.
Использование инновационных технологий, игровых ситуаций способствуют возникновению интереса к учебному предмету.
Оборудование:
для учителя — проектор, компьютер, экран, образцы масок, клоуны, образцы изделий, карточки «Правила безопасной работы с ножницами и клеем»;
для учащихся: цветная бумага, клей, кисточка, ножницы, тесьма, бисер, паетки и другие материалы по выбору учащихся, карандаш, клеёнка, маленькие маски комедии и трагедии
Приложение к уроку: презентация.
Цель урока: Украсить плоскую новогоднюю полумаску.
Задачи урока:
образовательные:
-
дать представление об изделии и его применении;
-
развивать умения ориентироваться в задании;
-
учить составлять план выполнения изделия;
-
учить придерживаться плана выполнения практического задания;
-
закреплять правила по технике безопасности при работе с ножницами, клеем
коррекционно-развивающие:
-
корригировать аналитико-синтетическую деятельность;
-
развивать связную речь учащихся, обогащать словарный запас;
-
продолжать работу по развитию пространственной ориентировки, глазомера через симметричное украшение деталей полумаски; фантазии, смекалки, мышления, внимания;
-
развивать мелкую моторику через резание и приклеивание мелких деталей на маску;
-
развивать зрительно-двигательную координацию.
воспитательные:
-
прививать навыки самостоятельности;
-
воспитывать аккуратность;
-
воспитывать трудолюбие и усидчивость, желание доводить начатое дело до конца;
-
формировать бережное отношение у школьников к материалам, культуре труда.
Формы и методы:
Урок проводится в форме беседы с просмотром демонстрационного материала и практического задания. Используется иллюстративно-объяснительный метод, метод опроса и обмена мнениями, индивидуальные формы художественного творчества, коллективный просмотр выполненных работ и выборочная защита выполненного задания.
Ход урока.
I. Организация внимания учащихся.
(сядет тот, кто скажет, что нужно для урока труда)
П. Проверка готовности рабочих мест.
Ш. Актуализация опорных знаний СЛАЙД №2
Отгадайте загадку 1. Что же это за девица: не швея не мастерица,
Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год? (ёлка)
2. Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная, на Новый год я — главная. (ёлка)
— С каким любимым праздником ассоциируются у вас слова «ель»? ( С новым годом)
— С незапамятных времен отмечают во всем мире этот праздник. Но встречают его разные народы по-своему. Традиция наряжать ёлку на Новый год зародилась в Германии.
В России сначала отмечали Новый год 1 марта, потом в начале осени-1 сентября.
И только 1 января 1700 года по специальному указу царя Петра 1 СЛАЙД №3
Новый год стал в России зимним праздником. Это было принято во всех европейских странах. Тогда впервые все дома были украшены еловыми, сосновыми или можжевеловыми ветками. В Москве палили из пушек, жгли костры на площадях, устраивали пышные Фейерверки. В новогоднюю ночь по домам ходили ряженые дети и взрослые.
Люди поздравляли друг друга с праздником и дарили подарки, открытки. (этот обычай пришёл из Древнего Рима). И первым подарком были ветви лавра, которые предвещали счастье и удачу в наступающем году. Они пели, танцевали, посыпали пол зерном, желали богатого урожая. Потом люди стали украшать ели различными игрушками. Эти игрушки они придумывали и изготавливали сами.
Вот и мы с вами сегодня будем украшать новогоднюю маску – игрушку.
Словарная работа: СЛАЙД №4
МАСКА— специальная накладка с каким-либо изображением (лица, звериной морды и другие), надетая на лицо человека. (Картинки маски)
Маски изготавливают из различных материалов -плотной бумаги, тонкого картона, ткани и другие. Украшают маски кружевом, перьями, тесьмой, блёсками и многим другим.
Впервые маски начали применять в глубокой древности на охоте, при совершении обрядов. Позднее маски вошли в употребление в театре. Без маски нельзя представить народных гуляний и новогодних ряженых.
Маски могут закрывать всё лицо или только его верхнюю часть. Такие маски называют полумасками.
— Для чего нужна маска?
(Маска нужна для защиты лица, для того чтобы не узнавали, для маскарада).
-Маска имеет свою историю. В России ее использовали в театрах и называли личиной, так как накладывали на лицо, и она помогала представить какой-либо персонаж.
Словарная работа:
Личина – маска СЛАЙД №5
И сейчас мы можем видеть на сцене театра, на занавесе две маски: трагическая (грустная) и комическая (веселая). Они являются символом театра. В России масками (личинами) пользовались, главным образом, скоморохи — бродячие певцы, музыканты, акробаты, комедианты. Они веселили народ на ярмарках.
Сегодня у нас на уроке два клоуна – грустный и веселый. СЛАЙД №6
Они будут в течение урока наблюдать за вами, а в конце урока подведут итоги.
— Мы будем говорить о масках праздничных, карнавальных. СЛАЙД №7,8
Как вы думаете, почему?
(Приближается Новый год).
— Маска является одним из атрибутов новогодних праздников.
— Поднимите руку, кто из вас хотел бы изготовить карнавальную маску.
— Мы будем изготавливать полумаску. В чем отличие маски от полумаски?
(Скрывает только часть лица, человеку легче общаться)
IV. Анализ будущего изделия
— Из каких частей состоит полумаска? (из основы и завязки).
-Давайте вспомним, как мы получили основу полумаски,
вам поможет технологическая карта. СЛАЙД № 9, 10
(Основу полумаски мы сделали по шаблону, обвели его и вырезали)
Вам было домашнее задание — сделать эскиз своей полумаски
(Несколько учащихся анализируют эскизы. Учитель помогает учащимся анализировать свое изделие наводящими вопросами).
— К концу нашего урока должно получиться изделие, — какое? (Полумаска).
— Подумайте и решите, где вы будете использовать полумаску?
(на празднике в школе, дома, сюрприз для родителей, подарить другу).
-Сегодня по своему эскизу вы украсите полумаску.
-Какие материалы и инструменты будут использованы для украшения полумаски?
(цветная бумага, блестки, тесьма — для оформления; ножницы, кисточка, клей).
V. Давайте вспомним Правила техники безопасности с ножницами.
(у детей на партах правила работы с ножницами, клеем)
1.С какой стороны всегда должны лежать ножницы? (справа)
2.Правила техники безопасности при работе с ножницами.
-
Хранить ножницы в закрытом виде.
-
Не держать ножницы острыми концами вверх.
-
Передавать ножницы кольцами вперед.
-
Не оставлять ножницы на рабочем месте раскрытыми.
-
При работе следи за пальцами левой руки.
Правила техники безопасности с клеем.
-
Не допускать попадания клея на кожу рук, лица, особенно глаз.
-
После работы с клеем вымыть руки.
-
С клеем надо обращаться осторожно! Клей ядовит!
-
Намазывать клей следует кисточкой.
Правила рабочего места
-
Содержать своё место в порядке.
-
Экономно расходовать материалы.
-
Сделал сам — помоги товарищу.
-
Закончил работу – убери рабочее место.
VI. Основная часть. Украшение изделия.
1. Прочитайте, под каким девизом будем работать.
(объяснение смысла пословицы)
Глаза боятся, а руки делают. (разместить на доску)
2. Пальчиковая гимнастика СЛАЙД № 11
-Чтобы руки наши хорошо работали, проведем пальчиковую гимнастику:
«ПОДАРКИ»
Дед Мороз принес подарки:
Буквари, альбомы, марки,
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка!
Гав! Гав!
3. Практическая работа. Украшение полумаски.(блёсками ,вырезать кружочки, треугольники из обрезков цветной или серебряной бумаги, можно использовать заготовки для мозаики)
Звучит музыка «Арлекино».
— Посмотрите на технологические карты. С чего начнем работу сегодня?
( сначала мы приклеим тесьму)
— Посмотрите на карту, как мы это сделаем?
(чтобы приклеить ленту, надо с внутренней стороны приклеить ленту на клей и затем для прочности приклеить квадратик на ленту, чтобы было аккуратно и красиво).
-Зачем нужны бумажные квадраты?(чтобы завязки лучше держались)
— Помните: изделие ценится своей простотой, оно должно быть интересным, оригинальным.
В процессе выполнения учитель осуществляет контроль за правильностью и качеством выполнения работ. При необходимости оказывает помощь, которая выражается в пояснении, напоминании, конкретизации фактов.
ФИЗМИНУТКА СЛАЙД № 12
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть надо лапочки погреть
Зайке холодно стоять надо зайке поскакать.
Кто-то зайку испугал, Зайка – прыг!
И ускакал.
VII. Презентация изделий.
Самооценочная и оценочная деятельность учащихся
Одноклассники отмечают лучшие и оригинальные находки в оформлении полумаски.
VIII.Обыгрывание масок.
— На лесной полянке появляется Дракон, он ищет своего друга – Кощея бессмертного. (дети в таких масках выходят). Тут на поляне появилась прекрасная принцесса, Дракон хотел ее схватить, но на помощь прилетают 2 человека – паука, которые объяснили Дракону, что все должны жить дружно и весело. Наступает ночь. На небе появляются яркие звезды. Выходит звездочет. И всем предсказывает веселый Новый год. (учитель надевает маску Звездочета)
— Поздравьте друг друга с наступающим Новым годом. (хором поздравляют присутствующих гостей с Новым годом)
Наступает Новый год.
Что он людям принесет?
У каждого, кто трудится,
Кто честен, добр и смел,
Пускай желанье сбудется,
Чего б он не хотел.
IX. Подведение итогов. Рефлексия.
— Ребята, какие красивые маски получились у вас сегодня! СЛАЙД № 13
— Я прошу вас, если понравился урок – подарить маленькие маски веселому клоуну, а если нет, то грустному.
Спасибо за работу!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Коррекционная общеобразовательная школа-интернат» р.п. Магнитка
456950, Россия, Челябинская область, Кусинский район, р.п. Магнитка ул. К. Маркса, д. 11
e—mail —
Приготовила и провела учитель начальных классов Слепышева Н.В.
2014