Общая характеристика
Программы данного сборника содержат учебный материал для 5—9 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.
Второй этап предполагает обучение в ПТУ или в учебно-производственном отделении учебно-воспитательного комплекса для умственно отсталых детей.
Последний этап соответствует 1—2 ступени профессиональной квалификации лиц с нормальным интеллектом.
Сборник включает учебные программы по столярному, слесарному, переплетно-картонажному, швейному делу, подготовке младшего обслуживающего персонала, сельскохозяйственному труду, цветоводству и декоративному садоводству.
По построению и объему учебного материала программы являются базовыми. Исходя из местных условий обучения и трудоустройства выпускников школа выбирает соответствующие виды труда, уточняет содержание базовых программ (некоторые темы могут опускаться) или по их образцу разрабатывает новые для других видов труда.
Возможность овладения профессией учащимися с нарушением умственного развития и часто сопутствующими физическими дефектами во многом зависит от состояния проводимой в школе коррекционной работы. Ее основными направлениями для учителя служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Последнее предполагает формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях.
В начале обучения помощь должна быть максимальной. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также условий работы (применяемых орудий, материалов, наглядных пособий). Развернутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности ее выполнения, в применении демонстрационных технологических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы учащихся. Результативность самоконтроля обеспечивается за счет полноты и точности сформированного у учащихся образа конечного и промежуточных результатов работы, а также за счет формирования контрольно-измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий. Целенаправленное обучение общетрудовым умениям позволяет учителю в старших классах перейти от развернутой помощи учащимся к краткому инструктажу. Дополнительные объяснения проводятся индивидуально с каждым отстающим в обучении учащимся.
Основные пути повышения качества работы учащихся заключаются в следующем:
1. Создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид.
2. Обучение нормативно одобренным приемам труда и применение в работе эффективной технологии. .
3. Достаточный уровень технического и материального обеспечения труда учащихся.
В первые два—три года профессионального обучения первостепенное внимание придается правильности выполнения учащимися трудовых приемов. В последующем наращивается темп работы и степень овладения трудовыми навыками. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых учащиеся изготавливают товарную продукцию. При подготовке младшего обслуживающего персонала практическое повторение осуществляется в форме производственной практики на базовом предприятии, в учреждениях.
Программы предусматривают специализацию профессионального обучения только в 9 или 8—9 классах. Большинство программ содержит блоки по двум специальностям изучаемой профессии. Программы штукатурно-малярного дела и обслуживающего труда не предусматривают разделения по специальностям. В их построение положен принцип технических связей предлагаемых тем.
Выбор направления специализации в школе не является постоянным. Специализация может осуществляться и по направлениям, не указанным в данных программах. Для этого используются общие для профессии темы данного сборника и разрабатываются дополнительные, отражающие специфику трудовой деятельности выпускников школы в конкретных условиях.
Для эффективного обучения умственно отсталых детей необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Одним из способов решения этой задачи служат самостоятельные практические работы учащихся в конце каждой учебной четверти. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребенком, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.
В программах дана примерная последовательность тем и содержание практических работ. Их уточнение применительно к условиям своей школы выполняет учитель. Количество учебных часов на четверть рассчитывается в соответствии с принятым школой учебным планом. Определение времени, необходимого на отработку содержания программной темы, определяет учитель исходя из возможностей конкретной учебно-трудовой группы и материально-технического обеспечения мастерской. При этом в 8— 9 классах на практическое повторение (выполнение производственных заказов) целесообразно отводить приблизительно 50% учебного времени.
7 класс
I четверть
СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО
Пояснительная записка
Программа рассчитана на профориентацию учащихся коррек-ционной школы VIII типа. Цель программы — подготовить школьников к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля.
В группу для обучения столярному делу следует отбирать ребят, которые по состоянию здоровья способны выдержать большие физические нагрузки и производственные шумы.
Срок обучения по программе — 5 лет. В 9 классе предполагается специализация учащихся. Разделение на столяров и плотников происходит на основе учительского анализа степени усвоения школьниками учебного материала за 5—8 классы.
Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскурсии на профильные производства.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках черчения, естествознания, истории и др. предметам.
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.
Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (тема «Художественная отделка столярного изделия»). Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно отсталых подростков.
Перечень тем программы не является строго обязательным. Учитель исходя из материально-технической базы школы и уровня подготовленности учащихся вправе заменять темы. Время на изучение тем не регламентируется по аналогичным причинам.
Для успешного обучения по данной программе школе необходимо иметь хорошо оснащенную столярную мастерскую в достаточном наличии образцов-эталонов во всех классах. Очень желательна тесная связь со столярным предприятием, заказы которого учащиеся могли бы выполнять на практических занятиях.
Тема | Кол-во часов ччачасовчасов
|
Элементы содержания
| Планируемые результаты | Формы контроля | Дата | ||||||
предметные | метапредметные | личностные | план | факт | |||||||
1 | Вводное занятие
| 1 | Повторение пройденного в 6 классе. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности при работе в мастерской.
|
|
|
|
|
|
| ||
Фугование | |||||||||||
2-4
| Фугование: назначение, сравнение со строганием рубанком, приемы работы. | 3
| Устройство фуганка и полуфуганка. Двойной нож: назначение, требования к заточке. Технические требования к точности выполнения деталей щитового изделия. Правила безопасной работы при фуговании. |
|
|
| Текущий контроль |
|
| ||
5-7 | Работа фуганком с двойным ножом. | 3
| Разборка и сборка полуфуганка. Подготовка полуфуганка к работе. Фугование кромок делянок. Проверка точности обработки. Склеивание щита в приспособлении. Строгание лицевой пласти щита. Заключительная проверка изделия. |
|
|
| Текущий контроль
|
|
| ||
Хранение и сушка древесины | |||||||||||
8-9 | Значение правильного хранения материала. Способы хранения древесины. | 2
| Естественная и камерная сушка. Виды брака при сушке. Правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке. |
|
|
| Текущий контроль
|
|
| ||
10 | Склад лесоматериалов. | 1 | Экскурсия. |
|
|
| Текущий контроль |
|
| ||
Геометрическая резьба по дереву | |||||||||||
11 | Доска для резки продуктов | 1 | Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы. |
|
|
| Текущий контроль |
|
| ||
12 | Геометрический орнамент | 1 | виды, последовательность действий при вырезании треугольников. |
|
|
| Текущий контроль |
|
| ||
13 | Выбор и разметка рисунка. | 1
| Нанесение рисунка на поверхность изделия. Крепление заготовки (изделия). Вырезание узора. Отделка изделий морилкой, анилиновыми красителями, лакированием.
|
|
|
| Текущий контроль
|
|
| ||
Практическое повторение | |||||||||||
14 | Изготовление и украшение разделочной доски.
| 1 | Изготовление и украшение разделочной доски.
|
|
|
| Текущий контроль |
|
| ||
Самостоятельная работа | |||||||||||
15 | Изготовление и украшение разделочной доски. | 1 | Изготовление и украшение разделочной доски. |
|
|
| Текущий контроль |
|
|
ЦВЕТОВОДСТВО И ДЕКОРАТИВНОЕ САДОВОДСТВО
Пояснительная записка
Программа рассчитана на подготовку учащихся коррекционной школы VIII типа к ручному труду на цветоводческом предприятии или в муниципальном озеленительном хозяйстве.
Для организации обучения школа должна располагать территорией, достаточной для разбивки цветников, посадки кустарников и деревьев. Желательно также иметь теплицу и инвентарный сарай. В самой школе под занятия необходимо отвести просторный светлый класс с приспособлениями для черенкования растений, обмолота и сортировки цветочных семян. В классе следует предусмотреть место для большого количества комнатных растений.
Программа содержит темы по цветоводству и декоративному садоводству. Темы опираются на такие школьные дисциплины, как математика (например, «инвентарь для работы в цветнике»), черчение («Разбивка цветника»), естествознание («Строение цветкового растения»), труд («Изготовление тары для хранения крупных партий семян»).
Работа по предложенным темам благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторики умственно отсталых подростков (например, все операции, связанные с цветочными семенами).
Однако перечень разделов и последовательность преподавания не являются строго обязательными. Учитель может варьировать их исходя из местных условий и материально-технической базы.
Время на освоение новых тем и повторение пройденного материала учитель определяет, оценивая уровень подготовленности своих учеников.
Неизменной остается задача ознакомить школьников с многообразием однолетних и многолетних цветковых растений и древесно-кустарников пород, используемых в цветоводстве и декоративном садоводстве, научить приемам их выращивания, тем самым способствуя социальной адаптации ребят.
Успешность обучения напрямую зависит от связи школы с местным озеленительным хозяйством. Учащиеся могут и должны выращивать по его заказам рассаду для цветковых культур, выполнять некоторые работы по уходу за парковыми насаждениями. Знания и навыки, приобретенные за пять лет обучения, позволят выпускникам рассчитывать на трудоустройство в этом хозяйстве рабочими-озеленителям
Тема | Кол-во час | Элементы содержания | Планируемые результаты | Формы контроля | дата | |||||||||
предметные | метапредметные | личностные | план | факт | ||||||||||
7 класс. I четверть |
| |||||||||||||
1 | Вводное занятие. Анализ состояния растений (в школьном цветнике). Задачи обучения в предстоящем году. Цветочное оформление И состояние растений в городском парке. Организация трудовой учебной группы. | 1 |
|
|
|
|
|
|
| |||||
Выкопка петунии крупноцветковой с махровыми цветками. Объект работы. Петуния крупноцветковая. | ||||||||||||||
2 | Петуния мекоцветковая и крупноцветковая, в том числе с махровыми цветками.. | 1 | Подготовка цветочных горшков для посадки петуний. Насыпка земляной смеси на дно горшков. |
|
|
| Текущий контроль |
|
| |||||
3 | Сохранность махровости цветков (при вегетативном размножении полная, при семенном — неполная). | 1 | Выбор и полив растений с махровыми цветками. Осторожная выкопка петунии с махровыми цветками вместе с комом земли. |
|
|
| Текущий контроль |
|
| |||||
4 | Особенности плодов и семян петунии | 1 | Посадка растений в подготовленные горшки, подсыпка почвы, полив. Расстановка цветочных горшков с растениями в комнатах. |
|
|
| Текущий контроль |
|
| |||||
Сбор семян однолетних цветковых растений, выращиваемых из рассады. Объект работы. Цветочные семена. | ||||||||||||||
5 | Однолетние цветковые растения, выращиваемые в местных условиях с помощью рассады; декоративные качества, биологические особенности, сроки созревания семян. | 1 | Выбор растений для сбора семян. Сбор созревших плодов на цветущих растениях. |
|
| Умения. Срезка стеблей и верхушек у растений.
| Текущий контроль |
|
| |||||
6 | Подготовка этих растений к сбору семян. | 1 | Срезка цветущих верхушек некоторых растений для ускоренного созревания семян. |
|
|
| Текущий контроль |
|
| |||||
7 | Приемы сбора сухих плодов с семенами.
| 1 | Срезка стеблей у этих растений, укладка в картонные коробки и установка в светлое проветриваемое помещение для просушки. |
|
|
| Текущий контроль |
|
| |||||
Пересадка красоднева, зимующего в открытом грунте. Объект работы. Красноднев (лилейник). | ||||||||||||||
8
| Лилия, выращиваемая в местных условиях:, вид, характеристика. Продолжительность роста лилий на одном месте. | 1
| Вскапывание почвы и внесение перегноя. Разметка рядков. Выкопка лунок, насыпка в них чистого песка. Выкопка луковиц лилии на старой посадке: подкапывание куста, выемка луковиц без повреждения корней, отходящих от донца луковиц. |
|
| Умения. Выращивание лилейного растения. Мульчирование почвы.
| Текущий контроль
|
|
| |||||
9
| Необходимость пересадки лилий. Приемы выкопки и посадки луковиц. | 1
| Легкое подсушивание луковиц. Удаление поврежденных чешуи. Намачивание луковиц перед посадкой.Посадка луковиц донцем строго на песок. Расправление корней. Засыпка почвой. |
|
|
| Текущий контроль
|
|
| |||||
10
| Подготовка лунок под посадки.Расстояния между рядами и растениями при посадке. | 1
| Мульчирование торфом. Поздней осенью укрытие торфяной кромкой на высоту до 10 см и ширину до 25 см. |
|
|
| Текущий контроль
|
|
| |||||
Осенний уход за кустарниками. Объект работы. Кустарник. | ||||||||||||||
11
| Кустарники для озеленения в местных условиях: свойства, отличительные признаки. Приемы ухода за кустарниками. | 1
| Вырезка сухих стеблей садовой пилой. Вырезка других стеблей по указанию учителя. Вырезка сухих стеблей садовой пилой. |
|
| Умение. Работа садовой пилой. | Текущий контроль
|
|
| |||||
12 | Инструменты для этого. Правила безопасной работы с садовыми пилой и ножницами. | 1 | Вырезка других стеблей по указанию учителя. |
|
|
| Текущий контроль |
|
| |||||
Практическое повторение | ||||||||||||||
13
| Заготовка почвенных смесей. Осенние работы в цветнике. | 1
| Заготовка почвенных смесей. Осенние работы в цветнике. |
|
|
| Текущий контроль |
|
| |||||
14 | Уход за комнатными растениями. | 1 | Уход за комнатными растениями. |
|
|
| Текущий контроль |
|
| |||||
Самостоятельная работа | ||||||||||||||
15 | Разметка рядков и подготовка лунок. Посадка луковиц лилейного растения. |
1 | Разметка рядков и подготовка лунок. Посадка луковиц лилейного растения. |
|
|
| Текущий контроль |
|
|
Домоводство
5-9 классы
Пояснительная записка
Изменения в жизни нашего общества вызвали необходимое возрождения социального статуса семьи, укрепления в ней устойчивых, уважительных семейных отношений.
Многовековые традиции каждого народа базируются на традициях семьи и дома. Об этом свидетельствуют национальные эпосы, народные сказки, песни, пословицы, поговорки, загадки. «Строили» дом семейно, вместе и мужчины, и женщины, старики и дети. У каждого было свое дело: у одного – хлеб печь, рубашки шить, у другого – дрова рубить да воду носить.
Семейные законы и обязанности были записаны в «Домострое»- своде житейских правил русского народа. Многие из них в жизни утрачены, забыты, но в течение времени оказалось что, утратив законы семьи, общество ослабило устои всего государства. Чтобы возродить гражданские чувства и устремления необходимо возродить устои семьи.
Что необходимо для нормальной жизни каждому человеку. Очаг, добрая, здоровая, дружная семья. Значит, главное человеческое умение – создать семью, обустроить дом, уметь сообща вести хозяйство. Для создания крепкой семьи необходимо, чтобы люди, ее создающие, стремились стать рачительными хозяевами в своем доме. Несмотря на то, что эти понятия имеют, казалось бы, частный характер, все же в процессе воспитания подрастающего поколения они становятся важными для формирования общественно значимой личности. Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуальна в отношении детей и подростков с умственной недостаточностью, так как они являются полноправными членами общества и как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.
Вместе с тем надо учесть, что в специальных школах и интернатах обучаются и воспитываются дети в основном из неполных или социально неблагополучных семей, не имеющие необходимых нравстенно-этических знаний и практических навыков. А некоторые дети, лишенные семьи и попечения родителей, вообще не имеют представления о многих семейных, житейских, бытовых проблемах. Все это способствует развитию у детей потребительских черт и иждивенческих наклонностей. Социально- педагогическая значимость этих проблем подсказывает необходимость введения в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида предмета «Домоводство». Задачи предмета – научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи, и заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.
Домоводство – прикладная наука. Знания, приобретенные учащимися при изучении математики, русского языка, чтения, обществознания, географии и других предметов, должны найти применение и практическое воплощение на уроках домоводства, которые могут быть дополнены и некоторыми элементарными знаниями из физики, химии применительно к использованию техники, электроприборов, химических и других веществ в быту.
Умение вести хозяйство должно складываться из знакомых, привычных детям обязанностей и дел, которые на первый взгляд просты, но, когда они сталкиваются с ними в быту, это вызывает значительные затруднения.
Таким образом, цель предметов «Домоводство» — формирование у учащихся знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам. Уроки домоводства позволяют применять на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо), а так же практические навыки по шитью, ремонту дома, огородничеству и др.
Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а так же экскурсии в магазины, предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Очевидно, что ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия должны включать в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.
Учебно-воспитательные задачи на занятиях по домоводству должны решаться в конкретных видах деятельности самих учащихся, организованных учителем на доступных и понятных для них заданиях и упражнениях. Именно практические упражнения. Именно практические упражнения являются основным методом обучения учащихся 5 – 7 классов, тогда как в 8 – 9 классах используются другие дидактические и воспитательные методы.
Содержание программы «Домоводство» продолжает образовательные линии, заложенные в предмете «Живой мир» (0 – 4 классы), дополняет сведения по природоведению (5класс) и некоторыми разделами предваряет «Мир истории» (6класс), «Естествознание» (6- 9 классы). Программа построена концентрически и представлена следующими основными разделами:
Дом, семья, семейные отношения.
Содержание и уход за городским и сельским жилищем (дачным домом).
Индивидуальные санитарно-гигиенические правила и навыки.
Ремонтные работы в доме.
Организация питания в семье, кулинарные рецепты, домашние заготовки.
Охрана здоровья, признаки болезни, оказание первой помощи.
Юноши и девушки – будущие родители; половое воспитание и ролевые функции в семье.
Ребенок в семье, правила ухода.
Планирование и распределение бюджетных средств семьи.
Досуг и его организация в семье.
Правила этики и этичных отношений в семье и с окружающими людьми.
Основные сельскохозяйственные работы в саду и огороде.
В программе дается примерный перечень знаний и умений для двух уровней учебных возможностей учащихся. Некоторые темы из года в год повторяются по принципу их усложнения и дополнения новыми сведениями. Занятия по домоводству следует строить не как урок, а как совместное интересное дело, при этом желательно широко использовать деловые игры с привлечением материалов из устного народного, прикладного и художественного творчества. Занятия (в зависимости от их содержания) должны иметь конкретные практические результаты: выглаженные вещи, вскопанная грядка и др. при оценке знаний мы рекомендуем руководствоваться итогами практических умений, при этом усилия детей надо всячески поощрять, а оценки можно оформлять системой зачетов по ряду выполненных действий или итоговых дел по тому или иному разделу.
Итогом результатов учебного года может стать праздник, на котором учащиеся совместно с учителями и воспитателями показывают свои знания и практические умения по домоводству. На таких мероприятиях уместны выставки, конкурсы кулинаров-мастеров, «торговые» ряды и многое другое, что может соединить между собой трудовое, эстетическое, нравственное воспитание с уроками домоводства, труда, этики, истории и других предметов учебного плана.
Содержание программы носит ориентированный характер, поэтому учитель, исходя из специфических особенностей региона (климатических, географических, этнонациональных и др.), вправе изменять последовательность изучения тех или иных тем, дополнять или вносить в них необходимые изменения. Для авторов программы более важным является то, чтобы домоводство в школе встало в ряд тех предметов, которые комплексно решают основные задачи коррекции (выравнивания) личностного развития умственного отсталого подростка, чтобы данный предмет практически подготовил его к самостоятельной жизни.
тема | Кол-во час | Элементы содержания | Планируемые результаты | Вид контроля | дата | ||||
предметные | метапредметные | личностные | план | факт | |||||
7 класс. Повторение пройденного (2час). | |||||||||
1 | Растения в доме. | 1 | Растения в доме. |
|
|
|
|
|
|
2 | Организация питания семьи. | 1 | Организация питания семьи. |
|
|
|
|
|
|
Завтраки (6час). | |||||||||
3 | Ежедневное меню. Стоимость основных продуктов питания для семьи. Продуктовая корзина на неделю. | 1 | Ежедневное меню. Стоимость основных продуктов питания для семьи. Продуктовая корзина на неделю. |
|
|
|
|
|
|
4 | Завтраки (содержание меню). Каши (манная, гречневая). | 1 | Завтраки (содержание меню). Каши (манная, гречневая). |
|
|
|
|
|
|
5 | Бутерброды, их виды, правила приготовления. | 1 | Бутерброды, их виды, правила приготовления. |
|
|
|
|
|
|
6 | Блюда из яиц (ячницы, омлеты). | 1 | Блюда из яиц (ячницы, омлеты). |
|
|
|
|
|
|
7 | Напитки для завтрака (соки, чай, кофе). | 1 | Напитки для завтрака (соки, чай, кофе). |
|
|
|
|
|
|
8 | Посуда для завтрака. Сервировка стола. | 1 | Посуда для завтрака. Сервировка стола. |
|
|
|
|
|
|
Обеды (12 час). | |||||||||
9 | Меню на обед. | 1 | Меню на обед. |
|
|
|
|
|
|
10 | Стоимость и расчет основных продуктов. | 1 | Стоимость и расчет основных продуктов. |
|
|
|
|
|
|
11 | Питательная ценность овощей, мяса, рыбы, фруктов. | 1 | Питательная ценность овощей, мяса, рыбы, фруктов. |
|
|
|
|
|
|
12 | Быстрые обеды(мясные кубики, овощи, рыба, полуфабрикаты). | 1 | Быстрые обеды(мясные кубики, овощи, рыба, полуфабрикаты). |
|
|
|
|
|
|
13 | Супы (виды, способы приготовления). | 1 | Супы (виды, способы приготовления). |
|
|
|
|
|
|
14 | Мясные блюда (виды, способы приготовления). | 1 | Мясные блюда (виды, способы приготовления). |
|
|
|
|
|
|
15 | Рыбные блюда (способы приготовления). | 1 | Рыбные блюда (способы приготовления). |
|
|
|
|
|
|
16 | Картофельные блюда. | 1 | Картофельные блюда. |
|
|
|
|
|
|
17 | Овощные салаты (капуста, морковь, свекла и др). | 1 | Овощные салаты (капуста, морковь, свекла и др). |
|
|
|
|
|
|
18 | Фруктовые напитки (виды, способы приготовления). | 1 | Фруктовые напитки (виды, способы приготовления). |
|
|
|
|
|
|
ПОДГОТОВКА МЛАДШЕГО
ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО
ПЕРСОНАЛА
Пояснительная записка
Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной, санитаров в больницах и поликлиниках. Она предназначена для обучения тех учащихся, кто в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не может заниматься производительным трудом, овладеть профессией столяра, слесаря, швеи и подобной по уровню сложности.
В 5—7 классах школьники приобретают навыки и умения, которые служат основой для обучения на санитаров и уборщиков разных помещений, например, овощехранилищ, железнодорожных вагонов.
Уборщик должен уметь:
1. Удалять пыль, подметать мусор, мыть вручную или с помощью приспособлений стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель, чистить ковровые покрытия.
2. Мыть и дезинфицировать унитазы, ванны, раковины и другое санитарно-техническое оборудование.
3. Освобождать урны от мусора и обрабатывать их дезодорирующим раствором.
4. Собирать мусор и выносить его в установленное место.
5. Соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении. Уборщик должен знать:
1. Правила санитарии по содержанию помещения.
2. Правила личной гигиены.
3. Устройство и назначение обслуживаемого оборудования и используемых приспособлений.
4. Правила обращения с моющими, дезинфицирующими и дезодорирующими средствами.
5. Правила эксплуатации сантехнического оборудования.
В 8—9 классах школьники специализируются на определенных работах согласно условиям базового учреждения (предприятия) и предполагаемому трудоустройству. Программа нацелена на подготовку санитаров для медицинских учреждений и рабочих в прачечных. Там, где учащиеся готовятся к другой трудовой деятельности, в программу 8—9 классов следует внести соответствующие изменения.
Программа в основном содержит сведения по технологии работ. Однако, вследствие того, что учащиеся в той или иной степени страдают дебильностью и сопутствующими дефектами усилен дифференцированный подход к обучению, введены кор-рекционно-развивающие занятия, а также уроки по этике поведения. Последнее особенно важно для будущих санитаров. В программе уделяется большое внимание развитию у школьников доброжелательности, честности, тактичности, терпения, стремления помочь больному.
Учащиеся с глубоким нарушением интеллекта обычно затрудняются в овладении такими общетрудовыми умениями, как ориентировка в деталях, планирование работы, самоконтроль. Поэтому при обучении в 5—6 классах даются подробные объяснения заданий, осуществляется практический показ приемов работы и ее рациональной последовательности, предлагаются образцы для подражания, например, образцово убранный участок помещения, перед практической работой проверяются навыки в упражнениях.
Теоретическое обучение проходит в школе, в специально оборудованном кабинете. Он должен быть оснащен рабочими столами, бытовым, уборочным инвентарем и предметами санитарного оборудования, средствами для ухода за больными.
Для хранения уборочного инвентаря в кабинете или подсобном помещении располагают специальные стойки. Метлы, швабры, половые щетки, совки, лопаты и т. п. хранятся в стойках с пазами для каждой инвентарной единицы. Школьники работают только с индивидуальными орудиями труда. Для этого пазы в стойках и ручки орудий труда нумеруются. Тряпки маркируются в соответствии с назначением и в чистом виде располагаются на вешалках-сушилках в подсобном помещении.
Школьники не допускаются к обработке оконных рам и стекол. Обучение обработке туалетов проводится только на учебном оборудовании.
Практическое обучение учащихся 5—6 классов осуществляется в школе и на пришкольном участке, 7—9 классов — на базовом предприятии (учреждении). Это обучение всегда проводится после освоения соответствующего теоретического материала. Перед началом практических занятий на предприятии общественного питания учащиеся проходят медицинский осмотр. Те, кто готовятся работать санитарами в больнице, допускаются только к эпидемиологически безопасным работам.
В группы для обучения обслуживающему труду могут поступать все учащиеся вспомогательной школы. Однако при определении их специализации в 7—9 классах необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого, нельзя допускать, чтобы школьники с синдромом психопатоподобного поведения, повторяющимися эпилептическими припадками, выраженной гидроцефалией, резкой психомоторной расторможенностью, шли в санитары. Такого же рода ограничения должны быть и при подготовке уборщиков производственных помещений, где расположено оборудование повышенной опасности.
Тема
| Кол-во часов | Элементы содержания | Планируемые результаты | Формы контроля | дата | |||||||||||
предметное | метапредметное | личностное | план | факт | ||||||||||||
I четверть. Работа на пришкольном участке. Объект работы. Деревья на пришкольном участке. | ||||||||||||||||
1 | Вводное занятие. . Строение дерева: ствол, крона. | 1 | Вскапывание приствольного круга лопатой. |
|
| Умения. Ориентировка по образцово обработанному дереву. | Текущий контроль |
|
| |||||||
2 | Основные породы деревьев на пришкольном участке. | 1 | Сбор опавших листьев и-укладка их в кучи граблями. |
|
| Текущий контроль |
|
| ||||||||
3 | Осенний уход за деревьями. | 1 | на длинном шесте. |
|
| Планирование работы | Текущий контроль |
|
| |||||||
4 | Приствольный круг. Значение. | 1 | Очистка ствола плодового дерева скребком |
|
| по инструкции учителя. | Текущий контроль |
|
| |||||||
5 | Правила вскапывания приствольного круга.. | 1 | и побелка известью с помощью кисти. |
|
|
| Текущий контроль |
|
| |||||||
6 | Секатор: устройство, наладка и правила безопасной работы. | 1 | Обрезка ветвей дерева секатором |
|
| Работа секатором. | Текущий контроль |
|
| |||||||
Уборка лестницы в помещении. Объект работы. Внутренняя лестница здания. | ||||||||||||||||
7
| Лестница в школе: устройство (ступени, пролет, площадка, ограждение (перила или поручни), материалы для изготовления). Моющие средства. | 1
| Подметание лестницы. Уборка мусора. |
|
|
| Текущий контроль |
|
| |||||||
8
| Правила безопасности при уборке лестницы. Резиновые перчатки: назначение, правила бережного обращения. | 1
| Протирка перил (поручней). Мытье лестницы моющими средствами. |
|
|
| Текущий контроль |
|
| |||||||
Машинная стирка белья. Объект работы. Бытовая стиральная машина. |
|
|
|
|
|
| Текущий контроль | |||||||||
9 | Бытовая стиральная машина: устройство, принцип действия, производительность, правила пользования. | 1 | Подготовка стиральной машины к работе. |
|
| Умения. Ориентировка по образцово выстиранной вещи. | Текущий контроль |
|
| |||||||
10
| Моющие средства: виды, правила пользования и хранения, меры безопасности. Сортировка белья. | 1
| Стирка. Прополаскивание. Сушка в центрифуге. Сушка на воздухе. Сортировка и взвешивание грязного белья. |
|
| Планирование последовательности действий по показу и объяснению учителя. Устный рассказ о последовательности действий при работе. | Текущий контроль
|
|
| |||||||
11 | Отбеливающие и подсинивающие средства: виды, пользование, правила безопасности при работе. | 1 | Отбеливание и подсинивание белого белья. Утюжка белья.
|
|
| Стирка белья в стиральной машине.
| Текущий контроль |
|
| |||||||
Практическое повторение. Самостоятельная работа | ||||||||||||||||
12 | Уборка помещения с использованием освоенных приемов. | 1 | Уборка помещения с использованием освоенных приемов |
|
|
| Текущий контроль |
|
|
ПЕРЕПЛЕТНО-КАРТОНАЖНОЕ ДЕЛО
Пояснительная записка
Программа обучения предназначена для профессиональной организации учащихся вспомогательных школ VIII вида, прежде всего тех школьников, которые в силу своего психофизического состояния не могут заниматься обработкой металла или дерева, поскольку это связано с довольно серьезными физическими нагрузками и требует выносливости к производственным шумам.
При комплектовании трудовой группы для обучения переплетно-картонажному делу следует учитывать:
интерес и склонность ученика к разного рода работам названного профиля;
особенности психофизического и соматического состояния ученика;
возможность трудоустройства ученика вблизи его местожительства;
специализацию того предприятия, куда будет устроен выпускник.
Наблюдения за работой учеников на уроках ручного труда в младших классах дают основания учителю для соответствующих умозаключений, позволяют успешно организовать учебно-воспитательный процесс, способствуют выработке дифференцированного подхода к каждому учащемуся.
При организации обучения учитель ориентируется на требования тех предприятий, где в дальнейшем будут трудоустроены выпускники.
Обучение включает теоретический и практический материалы. В его задачу входит:
1. Развить общие трудовые умения и навыки и на их основе скорригировать психофизическое состояние учащихся.
2. Обучить школьников выполнять как ручные, так и машинные технологические операции сначала простые, потом более сложные.
3. Выработать у учащихся четкое понимание профессиональной терминологии.
4. Развить речь учащихся на основе их практической деятельности.
5. Научить школьников планировать свою работу, пользоваться технико-технологической документацией (составлять эскизы, читать чертежи и работать по ним).
6. Выработать у учащихся достаточно прочные профессиональные навыки обращения с материалами, инструментами и станками, обучить приемам самоконтроля за правильностью выполняемых действий.
7. Научить учащихся элементарному расчету при расходе материала.
Занятия, если необходимо, связываются с дисциплинами, изучаемыми на других уроках, за счет чего осуществляются межпредметные связи. Преподавание общеобразовательных дисциплин, в свою очередь, ведется с учетом того, что ученики узнают на уроках по трудовому обучению. Например, на уроках русского языка ребята повторяют некоторые профессиональные термины, на уроках математики решают задачи, рассчитывая расход материалов и количество деталей, требуемых для выполнения картонажной работы на уроках черчения читают и составляют технические рисунки и чертежи, на уроках естествознания знакомятся со способами добычи сырья, идущего на изготовления переплетных материалов, на уроках истории изучают отдельные статьи из законодательства о труде.
Кроме того, работа по данной программе предполагает связь обучения с конкретными условиями школы и возможностями базового предприятия.
При обучении постоянно учитывается уровень сформированности профессиональных навыков у школьников. Условно можно выделить четыре этапа обучения картонажно-переплетному делу:
4 класс (пропедевтический период). Знакомство с учащимися, психолого-педагогическое изучение детей в процессе труда. Освоение учащимися понятий материал, инструмент, операция, изделие. Формирование у школьников первоначальных навыков и умений.
Дети учатся понимать обращенные к ним вопросы и четко формулировать свои.
5—7 классы. Отработка основных профессиональных приемов и знаний. Запоминание терминологии, овладение навыками планирования предстоящих операций.
8—9 классы. Закрепление профессионально-трудовых навыков. Учащиеся проявляют уже достаточную самостоятельность в работе, планируют предстоящие операции по образцам и эскизам изделий, подбирают без подсказок материалы и производят расчеты, составляют эскизы и чертежи изделия.
10—11 классы (производственные). Формирование знаний, умений и навыков, связанных с производственной технологией базового предприятия.
Для каждого Этапа характерны определенные методические приемы, учитывающие специфику учащихся. При обучении используются образцы изделий и материалов, технические рисунки, предметно-технологические карты, поясняющие пооперационное выполнение изделия, таблицы, показывающие те или иные приемы труда, а также положения рук при работе с ножом и ножницами, схемы оборудования, слайды и видеосюжеты, рассказывающие о производственных процессах и т. д. Школьники снабжаются индивидуальным раздаточным материалом, таким, как перфокарты, карточки с индивидуальными заданиями. У ребят есть возможность опробовать новые навыки на стендах-тренажерах.
В ходе обучения осуществляется и нравственно-эстетическое воспитание. Учитель стремится развить у школьников активную жизненную позицию, опираясь на их чувство коллективизма, естественно возникающее в условиях общего производственного процесса. У учащихся поддерживается положительная мотивация к труду, чему способствует и доброжелательный фон, который создает учитель, и красиво выполненные образцы, и хорошее состояние инструментов, и порядок в мастерской.
Существенное значение имеет то, как излагается учебный материал. Учитель должен давать объяснения лаконично и просто. Любую операцию следует не только показывать, но и четко комментировать. Поэтому обращается внимание на общую грамотность учителя, на выразительность его интонации, на самый темп речи, который в начале обучения необходимо несколько замедлять. Прежде всего учитель обязан научить своих подопечных слушать и понимать его.
Таким образом учащиеся всесторонне готовятся к самостоятель
ному выполнению производственных заданий в типографиях и кар
тонажных мастерских. Уровень умений и навыков выпускника со
ответствует 1—3 разрядам согласно тарифно-квалификационным
характеристикам. I
Тема | Кол-во час
Кол-во час
| Элементы содержания | Планируемые результаты | Формы контроля | дата | |||||
предметные | метапредметные | личностные | план | факт | ||||||
I четверть История книжного дела | ||||||||||
1 | Вводное занятие. Подведение итогов работы за прошлый учебный год. Задачи и цели обучения в 7 классе. Проверка состояния оборудования в мастерской. Обязанность школьников бережно относиться к этому оборудованию. Закрепление за учениками индивидуального инструмента. Распределение обязанностей бригадира, инструментальщика, санитара и дежурного по мастерской. | 1 | Экскурсия. Ознакомление в музее с образцами книг разных исторических эпох (папирусный и пергаментный свиток, глиняная книга, книга-пенал, книга-кошель, книга в окладе, современная книга).
| Умения. Выполнение эскиза по образцу изделия. Использование эскиза изделия в процессе работы. Планирование работы в беседе с учителем.
|
|
|
| |||
2
| Назначение книги (в переводе с древнерусского языка слово книга означает грамота.). Изменение внешнего вида книги (рукопись, печатное издание, микрофильм, компьютерная дискета. Изобретение и распространение книгопечатания (И. Гутенберг, И. Федоров). | 1
| Назначение книги (в переводе с древнерусского языка слово книга означает грамота.). Изменение внешнего вида книги (рукопись, печатное издание, микрофильм, компьютерная дискета. Изобретение и распространение книгопечатания (И. Гутенберг, И. Федоров). |
|
|
| Текущий контроль
|
|
| |
3 | Современная полиграфическая промышленность. | 1 | Современная полиграфическая промышленность. |
|
|
|
|
|
| |
| Элементы украшения книги. Переплетное дело как прикладное искусство. | 1
| Элементы украшения книги. Переплетное дело как прикладное искусство. |
|
|
|
|
|
| |
Практическое повторение | ||||||||||
4
| (по программе 5—6 классов). Изготовление открытой коробки,. футляра для хранения документов, записной книжки в гибком обрезном переплете и записной книжки в цельнотканевом твердом переплете | 1
| (по программе 5—6 классов). Изготовление открытой коробки,. футляра для хранения документов, записной книжки в гибком обрезном переплете и записной книжки в цельнотканевом твердом переплете |
|
|
| Текущий контроль |
|
| |
Ремонт книги в однотетрадном переплете. Изделия. Обложка для книги или журнала из школьной библиотеки, для детской книги брошюрного типа. | ||||||||||
5
| Понятие брошюра. Достоинства и недостатки однотетрадного переплета как одного из видов переплета книжно-брошюрной продукции. Детали однотетрадного переплета (тетрадь, обложка и скоба). Приемы шитья внакидку на проволокошвейной машине при ремонте в две скобы брошюры. | 1
| Фальцовка листов и комплектовка вкладкой. Выклеивание обложки. Шитье внакидку в две скобы. Уплотнение обложек однотетрадной детской книги и журнала. те.) Отделение обложки. Изготовление накидных форзацев с фальчиком. Крой картонных сторонок. | Упражнения. Изготовление форзаца с фальчиком. Определение прямого угла у листа бумаги и картона: по угольнику, путем наколки, на глаз. Установка прямого угла при рубке картона на картоно-рубильном станке КН-1. Определение направления волокон у картона, бумаги и технической ткани при заготовке деталей на одно-тетрадный переплет. Приемы кроя деталей из различных материалов при помощи ножниц, ножа и картонорубилки. | Текущий контроль
|
|
| |||
6
| Устройство и принцип действия проволокошвейной машины. Наладка и подготовка машины к работе для шитья внакидку. Положение рабочего стола машины при шитье внакидку. | 1
| Сборка переплетной крышки. Наклейка обложки книги на крышку. Комплектовка однотетрадного блока с накидным форзацем. |
|
|
| Текущий контроль
|
|
| |
7
| Правила безопасной работы при шитье на проволокошвейной машине. Технология уплотнения переплетных крышек в однотетрадном переплете с использованием накидных форзацев. | 1
| Прошив внакидку проволокой по корешку. Вставка блока в переплетную крышку. |
|
|
| Текущий контроль
|
|
| |
8
| Понятия гибкий — твердый, составной — цельный обрезной с кантами. Виды материала на корешок или обложку. | 1
| (Уплотнение обложек может проводиться как в обрезном переплете, так и в переплете с кантами, а также в гибком или твердом переплете. |
|
|
| Текущий контроль
|
|
| |
Продольный переплет. Изделия. Переплеты для конторской книги, классного журнала, журнальной или газетной подборки, подборки бухгалтерских документов. | ||||||||||
9 | Применение прокольного и брошюрного переплетов. | 1 | Подборка и заготовка материалов на блок. и отстава. | Упражнения. Роспуск листов при выполнении прошивного форзаца с фальчиком. Спуск и приклейка тканевого фальчика. Расположение элементов на глаз и по линейке при сборке переплетной крышки (расстояние между шарнирами и картонными сторонками — 5 мм, между шарнирами и отставом — 2,5 мм). | Текущий контроль |
|
| |||
| Скрепление деталей прокольного переплета, применение прошивного форзаца с фальчиком. Шитье втачку проволокой при выполнении прокольного переплета толщиной более 15— 20 мм. Сверление или прокол отверстий шилом в переплете толщиной более 15—20 мм. Соединение блока суровыми нитями или тесьмой. Заклейка корешка перед скреплением блока. | 1
| Выполнение форзаца с прошивным тканевым фальчиком в роспуске. Роспуск листов с учетом ширины шарнира переплетной крышки. Заклейка корешка блока. Шитье проволокой втачку стопы блока. (При толщине блока свыше 15—20 мм прокол отверстий.) Обрезка блока с трех сторон. | Текущий контроль
|
|
| ||||
|
|
| ||||||||
| Текущий контроль |
|
| |||||||
10
| Особенности конструкции переплетной крышки прокольного переплета. Назначение шарниров. | 1
| Изготовление переплетной крышки в цельном или составном переплете (закрой картонных сторонок, отрезка от них шарниров, закрой картонного отстава и материала на обложку). Сборка переплетной крышки на глаз с учетом расположения картонных сторонок, шарниров |
|
|
| Текущий контроль
|
|
| |
11
| Прирезка картонного отстава, равного толщине блока. Порядок сборки переплетной крышки при составной и цель-нотканевой конструкциях прокольного переплета на шарнирах. | 1
| Сборка переплетной крышки на глаз с учетом расположения картонных сторонок, шарниров |
|
|
| Текущий контроль
|
|
| |
Самостоятельная работа | ||||||||||
12
| Изготовление книги в прокольном переплете. (Форзац выполняется с прошивным тканевым фальчиком при шитье блока втачку.) Ориентировка по чертежу. Анализ качества работы. | 1
| Изготовление книги в прокольном переплете. (Форзац выполняется с прошивным тканевым фальчиком при шитье блока втачку.) Ориентировка по чертежу. Анализ качества работы.Анализ качества работы. |
|
|
| Текущий контроль
|
|
|