Рабочая программа по предмету
«Технология. Художественный труд»
1 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной области «Технология», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Примерной программой начального общего образования, авторской программой Т. Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд», утверждённой МО РФ (Москва, 2011 г.), ООП НОО НОУ «Православная гимназия Кирилла и Мефодия».
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год.
Основные цели программы:
• обеспечить достижение планируемых результатов начального общего образования по предмету «Технология. Художественный труд»;
• содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
• способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное, архитектура, дизайн);
• содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
• обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами;
• способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.
Содержание программы «Технология. Художественный труд» представлено в виде следующих разделов:
Содержание раздела | Приобретение начальных технологических | Овладение начальными трудовыми умениями | Формирование трудового опыта | |
1 | Работа с бумагой
| Бумага (писчая, тетрадная, альбомная, белая, цветная); об инструментах и материалах для скрепления (ножницы, клей ПВА); о простейших способах технологической обработки бумаги: сгибание, скручивание, сминание, обрывание, складывание, вырезывание, надрезание; склеивание; плетение (прямое) из бумажных лент; аппликация; простейшие базовые формы техники оригами («треугольник», «змей», «дверь»); об обозначениях в технологической карте: линия отреза, линия сгиба, место нанесения клея, направление складывания, вдавливание.
| Обработке бумаги: выбор бумаги (по цвету, фактуре, плотности), разметка по линейному рисунку, по сгибу, тетрадной разлиновке, по готовой вспомогательной форме; выкраивание деталей в разворот и из заготовки, сложенной вдвое и вчетверо. Выполнение изделий из бумаги с помощью приемов сминания, обрывания, складывания; художественного вырезывания, плетения; приемы оригами; аппликация; организация рабочего места; коллективная оценка результатов работы. | Изготовление изделий из бумаги: поздравительная открытка с использованием приемов складывания, вырезывания, надрезания, приклеивания, сминания; конструирование из бумаги: из вдвое сложенного листа (маски, флажки, гирлянды); по мотивам традиционного изделия — «птица-ковш» и др.; оригами (птицы, кораблики, цветы, маски для пальчикового театра), модульное оригами (фонарики); конструирование из бумаги и готовых вспомогательных форм: санки; декоративные композиции: панно в технике художественной вырезанки и аппликации по мотивам природных форм; салфетка по мотивам традиционной вышивки; коврик в технике плетения из бумажных лент, композиция в технике сминания и обрывания. |
| Работа с тканью
| Ткани из натуральных растительных волокон (хлопчатобумажные, льняные); нитки (швейные, вышивальные, вязальные, штопальные); об инструментах и приспособлениях: ножницы, иглы, булавки; выкройки, игольницы; о способах декоративного оформления изделий из ткани: вышивка, аппликация. | Выбор ткани (по цвету, рисунку, плотности); разметка по шаблону; выкраивание деталей в разворот; выполнение изделий из ткани с помощью скручивания, присборивания, связывания; вышивка швами «вперед иголку» с вариантами «веревочка», «змейка», швом «за иголку»; организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы. | Изготовление изделий из ткани: салфетка, дорожка, закладка с вышивкой по мотивам традиционных изделий из ткани народов России, панно по мотивам традиционного лоскутного шитья в технике аппликации; конструирование из ткани: кукла-скрутка по мотивам традиционных игрушек из лоскута. |
| Работа с пластичными материалами
| Глина, пластилин, тесто, их свойства (пластичность, цвет); об инструментах и приспособлениях: стеки, доска, посуда для воды, тряпочка, печатки для декора; о способах декора изделий из пластичных материалов: роспись, налепы, вдавливание.
| Приемы лепки (скатывание, раскатывание, вытягивание, сплющивание, скручивание, примазывание); способы лепки (по частям, из целого куска); приемы декора изделий (роспись, налепы, вдавливание); организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы. | Лепка из глины (пластилина, теста): каравай, калач, крендель по мотивам традиционной выпечки; «жаворонки» по мотивам обрядового весеннего печенья; глиняные игрушки на основе работ каргопольских и дымковских мастеров |
| Работа с природными материалами
| Виды природных материалов (солома, листья, плоды, семена, ягоды и др.); их природные свойства (форма, цвет); основы экологического сбора природных материалов; об инструментах и приспособлениях: нити, тесьма, иглы, ножницы; о декоре изделий из природных материалов с помощью плетения, цветных нитей, тесьмы. | Приемы заготовки и хранения природных материалов; приемы изготовления изделий с помощью скручивания, связывания, сгибания, нанизывания, наклеивания, склеивания, скрепления на пластилине; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы. | Изготовление изделий из природных материалов: панно из листьев, цветов, трав, семян в технике аппликации; конструирование из природных материалов: игрушки из соломы по мотивам традиционных кукол-стригушек; куклы из природных материалов на основе традиционных «моховичков», «лесовичков»; бусы из плодов, ягод, семян по мотивам традиционных украшений. |
.
Тематическое планирование уроков художественного труда
1 класс
Ведущая тема года: ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ЧАС
№ п/п | дата | корректировка | Тема урока | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | |
1 четверть (9ч) | ||||||
ОСЕНЬ-ПРИПАСИХА
| 1 |
|
| Какого цвета осень? Сбор даров природы (листьев, цветов, трав, семян) для уроков художественного труда | Применять правила и приемы заготовки, сушки и подготовки природного материала к работе; правила безопасной работы с клеем. Анализировать объект, планировать этапы изготовления аппликаций из целых форм растений (на основе общих приемов). Анализировать особенностей растительных форм. Исследовать изменения свойств природных материалов в зависимости от степени их высушивания. Систематизация материала в коллекции образцов природного материала растительного происхождения родного края. Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы; соблюдать приемы безопасного и рационального труда. | Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
|
2 |
|
| Пучок соломы, обратись в куклу! Художественное конструирование по мотивам традиционных кукол-стригушек | |||
3 |
|
| Хлебушко — калачу дедушка. Лепка из глины, пластилина или теста по мотивам традиционного печенья | |||
4 |
|
| Природа-художница. Аппликация из природных материалов | |||
5 |
|
| Бусы с осеннего куста. Художественное конструирование из природных материалов | |||
6 |
|
| Пора отлета птиц. Объемное конструирование птицы с использованием приема гофрирование | |||
7 |
|
| В золоте хохломы — золото осени. Художественное конструирование из бумаги на заданную тему по мотивам традиционного изделия — «птицы-ковша» | |||
8-9 |
|
| Моховички — лесные человечки. Объемное конструирование из природного материала по замыслу | |||
2 четверть (7ч) | ||||||
ЗИМА-РУКОДЕЛЬНИЦА | 1 |
|
| Плетем разноцветный коврик. Плетение из бумажных полос по заданным условиям | Выполнять отмеривание ниток; скручивание и плетение ниток в три и четыре пряди; вдевание нитки в иглу, закрепление ее на ткани; выполнение строчки прямых стежков и декоративных швов на ее основе. Наблюдения и опыты за общими свойствами нитей и тканей (цвет, толщина, прочность). Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями. Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы; соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Систематизация и оформление коллекции образцов видов ниток (швейных, вязальных, вышивальных).
| Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Регулятивные
|
2 |
|
| Куда иголочка — туда и ниточка. Украшение салфетки на основе вариантов шва «вперед иголку» | |||
3 |
|
| Скрутим куклу ладную, милую, нарядную. Художественное конструирование из ткани по мотивам традиционной лоскутной куклы | |||
4 |
|
| Секреты вышитых узоров. Аппликация из бумаги по мотивам традиционной строчевой вышивки | |||
5 |
|
| Сани-самокаты разукрашены богато. Объемное конструирование из бумаги санок по образцу | Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы; соблюдать приемы безопасного и рационального труда для работы с бумагой. Выполнять разметку деталей по шаблонам, на глаз, с помощью копировальной бумаги; симметричных деталей; деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части сгибанием; резание и вырезание деталей. Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями.
| ||
6 |
|
| Бумажный листочек, как снежный комочек. Плоскорельефное моделирование на основе приемов сминания, разрывания (зимние мотивы — деревья, снеговик, сугробы и т. д.) | |||
7 |
|
| Мастерим новогодние маски и фонарики. Художественное конструирование новогодних масок, игрушек на основе приемов симметричного вырезывания, складывания, скручивания, приклеивания, аппликации | |||
3 четверть (9ч) | ||||||
ВЕСНА ЯРМАРОЧНАЯ | 1-2 |
|
| В гостях у мастеров каргопольской игрушки. Лепка из глины каргопольской игрушки | Организация рабочего места для лепки. Применять правила и приемы лепки из глины (пластилина) пластическим способом. Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями Технология изготовления изделий из глины (пластилина) на основе общих приемов лепки пластическим способом. Наблюдать и выявлять с помощью опытов свойства глины. Разработка и изготовление изделий из глины (пластилина) на основе общих приемов лепки пластическим способом. Выполнять разметку деталей по шаблонам, на глаз, с помощью копировальной бумаги; симметричных деталей; деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части сгибанием; резание и вырезание деталей. Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями. | Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
нравственно-этическая ориентация |
3-4 |
|
| Богатыри земли Русской. Художественное конструирование из бумаги с опорой на особенности традиционного костюма и снаряжения русских богатырей | |||
5 |
|
| Чудо-замок. Архитектурная композиция на заданную тему в технике текстильного коллажа | |||
6 |
|
| Весна-красна — праздник света и тепла. Художественное конструирование из бумаги поздравительной открытки | |||
7 |
|
| Дымковская игрушка. Лепка из глины (пластилина) по мотивам дымковской игрушки | |||
8 |
|
| Встречаем весну птицами. Лепка из теста (глины) по мотивам традиционного русского обрядового весеннего печенья | |||
9 |
|
| Плыви, плыви, кораблик. Художественное моделирование корабликов из бумаги (оригами) | |||
4 четверть (8ч) | ||||||
ЛЕТО СТРАДНОЕ |
1-2 |
|
| Театр на ладошке. Художественное конструирование из бумаги пальчиковых кукол с элементами оригами | Выполнять разметку деталей по шаблонам, на глаз, с помощью копировальной бумаги; симметричных деталей; деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части сгибанием; резание и вырезание. Выполнять отмеривание ниток; скручивание и плетение ниток в три и четыре пряди; вдевание нитки в иглу, закрепление ее на ткани; выполнение строчки прямых стежков и декоративных швов на ее основе. Наблюдения и опыты за общими свойствами нитей и тканей (цвет, толщина, прочность). Исследовать свойства материала, технологические свойства, способы обработки, приемы работы с приспособлениями. Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать инструменты и материалы; соблюдать приемы безопасного и рационального труда. Систематизация и оформление коллекции образцов видов ниток (швейных, вязальных, вышивальных). | Познавательные
Регулятивные
Личностные
смыслообразование |
3-4
|
|
| Стежок за стежком, стебелек за стебельком. Вышивание салфетки по мотивам традиционных вышитых узоров | |||
5-6 |
|
| Сделаем из лоскутков коврик разноцветный. Лоскутная композиция в технике коллажа по мотивам традиционного лоскутного шитья | |||
7-8 |
|
| Праздник труда. Выполнение коллективной композиции (панно) по собственному замыслу с использованием разного материала |
Требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс
В результате изучения художественного труда ученик должен:
знать/понимать
• значение слов: художник, народный мастер; композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика, вышивка, узорное ткачество, набойка, гончар, русский народный костюм;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
• основные средства выразительности графики, декоративно-прикладного искусства;
• особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
• название материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение, правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда;
• условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
• правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
• способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные растительные материалы);
уметь
• организовывать свое рабочее место; ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
• составлять композиции с учетом замысла;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
• решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, глины, природных материалов;
• выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани — с помощью выкройки;
• конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
• применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;
• конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
• выполнять набойку, используя простейшие виды штампиков;
• выполнять стежки швами «вперед иголку» и «за иголку»;
• конструировать из природных материалов (соломы, мочала, шишек, веточек, семян, плодов и др.) на основе приемов скручивания, скрепления, нанизывания;
• пользоваться простейшими приемами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
• выражения собственного мнения при оценке произведений искусства;
• проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, к Родине, к защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
• проявления положительного отношения к процессу и к результатам труда — своего и других людей.