I.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе:
Закона РФ «Об образовании».
Основной образовательной программы НОО, в соответствии с планитуемыми результатами и программой формирования УУД.
Авторской программ, которая обеспечена учебником Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2011г.
Программа по предмету « Технология» Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н.. для 1 класса в соответствии с ФГОС НОО.
Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2011г.
Цель предмета — оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности.
II. Общая характеристика учебного предмета
Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Предмет открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление играют существенную роль в развитии понятийного мышления не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. Исследования психологов показали, что эти формы таят в себе не менее мощные резервы, чем понятийное мышление. Они имеют особое значение для формирования ряда способностей человека. Хорошо развитый «практический интеллект» (Л.С. Выготский) необходим людям многих профессий. Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является
причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в 1 классе) на всех учебных предметах. В то же время на занятиях предметно-практической деятельностью развивается «изощренная наблюдательность» (Л.С. Рубинштейн). Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. В соответствии с поставленной целью и планируемыми результатами обучения предмету «Технология» предполагается решение следующих задач:
— духовно_нравственное развитие в процессе формирования понимания материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире;
— формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью;
— развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств;
— развитие ручной умелости в процессе решения конструкторских, художественно — конструкторских и технологических задач;
— развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;
— формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий;
— развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического и логического мышления, исследовательской деятельности;
— развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет входит в образовательную область — Технология
На него отводится 33 часа в год, 1 час в неделю.
III. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Предмет открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление играют существенную роль в развитии понятийного мышления не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. Исследования психологов показали, что эти формы таят в себе не менее мощные резервы, чем понятийное мышление. Они имеют особое значение для формирования ряда способностей человека. Хорошо развитый «практический интеллект» (Л.С. Выготский) необходим людям многих профессий. Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является
причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в 1 классе) на всех учебных предметах. В то же время на занятиях предметно-практической деятельностью развивается «изощренная наблюдательность» (Л.С. Рубинштейн). Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. В соответствии с поставленной целью и планируемыми результатами обучения предмету «Технология» предполагается решение следующих задач:
— духовно_нравственное развитие в процессе формирования понимания материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире;
— формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью;
— развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств;
— развитие ручной умелости в процессе решения конструкторских, художественно — конструкторских и технологических задач;
— развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;
— формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий;
— развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического и логического мышления, исследовательской деятельности;
— развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет входит в образовательную область — Технология
На него отводится 33 часа в год, 1 час в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к изо как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью;
– представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности;
– первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;
– интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых жизненных ситуаций;
– знание основных моральных норм поведения;
– знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
– первичных умений оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– познавательного интереса к занятиям предметно-практической деятельностью;
– представления о ценности природного мира для практической деятельности человека.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
– первоначальному умению проговаривать свои действия в ретроспективном плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
– в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– под руководством учителя осуществлять констатирующий контроль по результату.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
– анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
– проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям;
– обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку.
Обучающийся получит возможность научиться:
– продуктивно пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
– основам смыслового восприятия познавательных текстов;
– выделять существенную информацию из познавательных текстов;
– на основе полученной информации принимать несложные практические решения;
– под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов
решения учебной задачи;
– под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять
класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;
– научиться оосознанно читать тексты с целью освоения и использования информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
– понимать важность коллективной работы;
– контролировать свои действия при совместной работе;
– допускать существование различных точек зрения;
– договариваться с партнерами и приходить к общему решению.
Обучающийся получит возможность научиться:
– проявлять инициативу в коллективных творческих работах;
– следить за действиями других участников совместной деятельности;
– принимать другое мнение и позицию;
– строить понятные для партнера высказывания.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда
Обучающийся научится:
– воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
– называть профессии своих родителей;
– организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
– соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;
– отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
– уважительно относиться к труду людей;
– называть некоторые профессии людей своего региона.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится
– узнавать и называть освоенные материалы, их свойства;
– узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшихся на уроках;
– выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы
их ручной обработки;
– применять приемы безопасной работы с инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла).
Обучающийся получит возможность научиться:
– определять последовательность реализации предложенного учителем замысла;
– комбинировать художественные технологии в одном изделии;
– изготавливать простейшие плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
– выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
– изменять вид конструкции;
– анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме;
– изготавливать конструкцию по рисунку или заданным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
– создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале.
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах;
– наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый.
Обучающийся получит возможность научиться:
– понимать значение компьютера в жизни человека;
– понимать смысл слова «информация»;
– наблюдать за действиями взрослого, которые помогают выйти на учебный сайт по предмету «Технология»;
– бережно относиться к техническим устройствам;
– соблюдать режим и правила работы на компьютере.
II. Содержание учебного курса.
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | |
Лепка 3 ч
Аппликация 3 ч
Мозаика 3 ч
Объемное конструирование и моделирование из бумаги 3 ч
Художественное конструирование из природного материала 2 ч
Художественное складывание 3 ч
Объемное конструирование и моделирование из готовых геометрических форм 4 ч
Плетение 3 ч
Шитье и вышивание 3 ч
Плоскостное конструирование и моделирование из геометрических фигур 2 ч
Работа с конструктором 1 ч | 1.Конструируем из природного материала и пластилина. 2. Создаём разные формы. 3. Рисуем пластилином. 4. Мозаика из семян на пластилиновой основе. Аппликация из листьев. 5. Вырезанная из бумаги аппликация. 6.Мозаика из бумаги. 7. «Печатаем» рисунки на пластилиновой основе. 8. Раскрашиваем пластилином. 9. Художественное конструирование из природного материала. 10. Складывание полоски и прямоугольника. 11. Оригами. 12. Презентация. 13.Рисуем жгутиками из пластилина. 14. Аппликация из кругов. 15.Лепка животных. 16. Конструируем из бумаги. Создание художественных образов. 17. Необычные «мягкие» игрушки. 18. Игрушки из скрученных бумажных полосок. 19. Конструируем из разных материалов. 20. Презентация. 21.Плетение в три пряди. 22.Плетение в две пряди. 23. Аппликация с использованием «косичек.» 24.Пришиваем пуговицы. 25.Вышиваем. 26.Шьём для кукол. 27.Презентация. 28.Геометрическая мозаика. 29.Объёмное моделирование из готовых геометрических форм. 30.Мир конструктора. 31.Презентация. 32.Наш помощник — компьютер. Бытовая техника. 33.Проверь себя. | Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов Анализ информации в процессе наблюдений, чтения текста на страницах учебника, обращения к справочным страницам Приемы безопасной работы с инструментами
Работа с технической документацией (эскизы, схемы)
Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов Планирование хода практической работы. Самоконтроль практических действий Взаимопомощь в работе Чтение и выполнение разметки с опорой на эскизы, схемы. Создание художественных образов из готовых форм с добавлением деталей Планирование хода практической работы |
Виды художественной техники
Лепка (3 часа)
Печатание на плоской пластилиновой основе узоров или рисунков.
«Рисование» жгутиками из пластилина.
Лепка конструктивным способом несложных фигур.
Лепка из снега.
Аппликация (3 часа)
Вырезанная из бумаги аппликация на бумажной основе. Симметричное вырезание.
Аппликация из пластилина.
Плоская аппликация на бумажной основе из природных материалов. Детали можно дорисовывать.
Мозаика (3 часа)
Заполнение только линии контура кусочками бумаги (фольги) или природными материалами.
Выполнение мозаичного изображения с помощью природных материалов (семян растений, гальки, ракушек) на тонком слое пластилина. Основа плоская или объемная.
Художественное складывание (3 часа)
Складывание приемом гофрирования изделий из полоски и прямоугольника.
Оригами из бумажного квадрата с использованием схем и условных знаков.
Плетение (3 часа)
Объемное косое плетение в три пряди из различных материалов.
Плоское прямое плетение из полосок бумаги или других материалов в шахматном порядке (разметка с помощью шаблона).
Простейшее узелковое плетение.
Шитье и вышивание (3 часа)
Швы «вперед иголку» и «вперед иголку с перевивом» на разреженной ткани, ткани в полоску и клетку. Продергивание нитей на льняной ткани, отделка бахромой.
Пришивание пуговицы с двумя отверстиями.
Моделирование и конструирование
Плоскостное моделирование и конструирование
из правильных геометрических форм (2 часа)
Аппликация из геометрических фигур, размеченных по шаблону (трафарету) и наклеенных так, что детали отчетливо видны.
Мозаика из простых форм.
Объемное моделирование и конструирование
из готовых геометрических форм (4 часа)
Создание технических моделей из готовых геометрических форм.
Создание художественных образов из готовых форм с добавлением деталей.
Объемное моделирование и конструирование из бумаги (3 часа)
Многодетальные объемные изделия из бумаги, полученные приемом сминания.
Объемные изделия из бумаги, полученные приемом скручивания.
Моделирование летательных аппаратов с разметкой по шаблону и по клеткам.
Художественное конструирование из природного материала
(4 часа)
Многодетальные объемные изделия из природных материалов в соединении с бумагой, картоном, тканью, проволокой и другими материалами.
Многодетальные объемные изделия из одних природных материалов.
Моделирование несложных объектов из деталей конструктора
(2 часа)
Сквозные виды работы
Наблюдения
Сравнение свойств материалов, из которых можно лепить (песок, глина, пластилин): пластичность, цвет, смешение цветов, происхождение, отношение к влаге.
Сравнение свойств различных материалов, используемых в качестве основы для работ из пластилина (бумага, картон, металлизированная бумага, пластиковые крышки, баночки).
Наблюдения за пластическими свойствами снега.
Наблюдения за свойствами природных материалов.
Сравнение свойств разных видов бумаги, используемых для одного и того же вида работы, например, гофрирования.
Наблюдения за строением тканей полотняного переплетения.
Различие тканей по толщине.
Строение ниток. Соответствие ниток толщине ткани. Соответствие иглы толщине нити.
Общие свойства гибкости у разных материалов, используемых
при плетении.
Беседы
Беседы о том, что означают термины «аппликация», «мозаика», «оригами» в переводе на русский язык. Разнообразие видов аппликации, мозаики, лепных и плетеных изделий (по материалам и технике выполнения).
Беседы о народных праздниках, обычаях (как встречают Новый год в разных странах, кто такой Дед Мороз, что такое Масленица, Пасха и т.д.).
Знакомство с видами бытовой техники.
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся к концу первого класса
Обучающиеся должны иметь представление:
— о возможности выполнения аппликации, мозаики, плетения
из разных материалов;
-об одинаковых свойствах разных материалов;
— о различных свойствах каждого из встречающихся в программе материалов;
Владеть общеучебными умениями:
— анализировать объекты труда, наблюдая, сравнивая, выделяя сходное и различное с целью определения существенных для выполнения работы характеристик;
— решать творческие задачи по заданным условиям;
— самостоятельно или с помощью учителя составлять план работы и следовать ему;
— контролировать свою деятельность на всех этапах работы;
— сотрудничать при выполнении коллективных работ;
Знать/понимать:
— термины, обозначающие технику изготовления объектов и их значение;
— свойства материалов, из которых можно плести, лепить, сделать аппликацию, мозаику, оригами;
— названия инструментов, приспособлений и правила работы;
— разные приемы разметки деталей из бумаги;
— приемы разметки ткани с помощью продергивания нитей;
— способы соединения материалов с помощью клея, пластилина, ниток, переплетения;
— различные способы выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приемы лепки;
Уметь:
-лепить разными способами;
— вырезать из бумаги детали прямоугольные, в форме круга, овала, вырезать симметрично;
— складывать бумагу по прямой линии, в том числе и приемом гофрирования;
— плести в три пряди из различных материалов;
— выполнять швы «вперед иголку» и «вперед иголку с перевивом» по прямой линии;
— пришивать пуговицу с двумя отверстиями;
— экономно размечать детали на бумаге;
— соединять детали разными способами;
— самостоятельно или с помощью учителя ориентироваться в задании на точное повторение образца;-
— самостоятельно ориентироваться в задании на творческое воображение;
— самостоятельно или с помощью учителя планировать последовательность выполнения действий при работе по образцу;
— контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
III. Тематическое планирование
Наименование разделов, тем |
Кол-во часов | Дата |
Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты обучения |
Формы контроля | |||
план | факт | |||||||
| Мастера своего дела. Материалы. Инструменты и приспособления. Твое рабочее место. Правила безопасной работы |
|
|
| Знакомство с видами материалов, инструментами, с правилами безопасной работы с инструментами и приспособлениями | Формирование ценностного отношения к труду, трудолюбия, ручной умелости, уважения к ремеслам и истории созидательного труда. Освоение приемов безопасной работы с инструментами |
| |
Учимся у природы | ||||||||
| Конструирование из природного материала и пластилина |
|
|
| Построение природных объектов (грибов) из простейших пластилиновых форм | Умение наблюдать за объектами природы, понимать их красоту, бережно использовать природные дары, пытаться передать совершенство природных форм, используя различные материалы |
| |
| Рисование пластилином |
|
|
| Создание изображений обитателей аквариума (рыбок, черепах и т.д.) на плоскости из пластилина | Активизация летних впечатлений детей, а также знаний о конструировании из пластилина и природного материала, которые имелись в дошкольный период. Проведение анализа изображения, умение сделать выбор, исходя из имеющихся материалов и личных предпочтений |
| |
| Мозаика из семян на пластилиновой основе |
|
|
| Построение изображения семенами и косточками, в котором пластилин выступает в качестве вспомогательного связующего материала
| Знакомство с понятием «мозаика», ее видами. Изготовление изделий с помощью техники соединения пластилином. Составление композиции
|
| |
| Аппликация из листьев (учебник и тетрадь для практических работ) |
|
|
| Создание аппликаций из природного материала, выбор названия для своей работы
| Овладение приемами и способами работы с природными материалами, подготовка их к работе. Знакомство с понятием «аппликация». Выполнение аппликации по заданному образцу |
| |
| Вырезанная из бумаги аппликация. Мозаика из бумаги (учебник и тетрадь для практических работ)
|
|
|
| Переход к технике обрывания бумаги с целью изображения природных объектов. Выполнение разметки деталей. Создание композиций с использованием приема симметричного вырезания
| Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Овладение способом симметричноговырезания |
| |
| «Печатание» рисунков на пластилиновой основе |
|
|
| Использование пластилина как основы для печатания
| Усвоение нового приема работы с пластилином — «печатание» на пластилиновой основе. Создание композиции |
| |
| Раскрашивание пластилином |
|
|
| Использование пластилина в качестве «краски» для раскрашивания. Создание аппликации с помощью пластилина
| Овладение новой техникой рисования — с помощью пластилина. Знакомство с цветовой гаммой |
| |
| Художественное конструирование из природного материала |
|
|
|
Конструирование деревьев и цветов из природного материала и пластилина
| Приобретение навыков конструирования. Представление о видовом разнообразии материалов |
| |
| В мире животных |
|
|
| Изготовление моделей животных, используя различные материалы и приемы работы с ними. «Оживление» героев поделок | Расширение представлений о мире животных, их видах. Приобретение навыков работы с различными материалами, приемами их соединения |
| |
| Складывание полоски и прямоугольника (учебник, рабочая тетрадь и тетрадь для практических работ) |
|
|
| Создание выпуклой аппликации. Использование шаблона при изготовлении отдельных элементов работы | Овладение приемом складывания бумаги «гармошкой». Соблюдение последовательности этапов работы |
| |
| Оригами (учебник, рабочая тетрадь и тетрадь для практических работ) |
|
|
| Изготовление животных в технике оригами, позволяющее осуществить переход от реалистичного изображения к условному | Знакомство с техникой оригами, приемами и способами складывания бумаги, условными знаками, принятыми в оригами |
| |
| Итоговый урок. Презентация |
|
|
| Проведение выставки работ | Обобщение знаний и умений, полученных при изучении первого раздела учебника |
| |
Мир сказочных героев | ||||||||
| Рисование жгутиками из пластилина |
|
|
| Создание картины с использованием пластилиновых жгутиков. Придумывание букв из пластилина и других материалов для «Праздника Букваря» | Овладение приемами работы с пластилином. Анализ конструкции изделия по рисунку. Умение самостоятельно подбирать основу для работы |
| |
| Аппликация из кругов (учебник, рабочая тетрадь и тетрадь для практических работ ) |
|
|
| Изготовление аппликации из геометрических фигур | Повторение понятийо геометрических фигурах. Освоение способов разметки деталей. Усвоение правил техники безопасности при работе с ножницами |
| |
| Лепка животных. Лепка из снега |
|
|
| Создание (лепка) из геометрических форм различных фигур | Знакомство с геометрическими телами вращения: шаром, цилиндром, конусом. Распознавание их в окружающих предметах. Овладение различными приемами работы с пластилином (сгибание, вытягивание, примазывание, сплющивание) |
| |
| Конструирование из бумаги. Создание художественных образов |
|
|
| Изготовление различных игрушек с использованием коробочек. Разыгрывание сценок с полученными персонажами | Знакомство с понятием «развертка» и способами ее изготовления. Комбинирование различных технологий в одном изделии |
| |
| Необычные «мягкие» игрушки. Игрушки из скрученных бумажных полосок |
|
|
| Выполнение «мягких» объемных игрушек из бумаги, из скрученных бумажных полосок. Создание коллективной композиции | Использование таких способов работы с бумагой, как скручивание и сминание. Гофрированная бумага. Создание моделей по предложенным образцам |
| |
| Конструирование из разных материалов |
|
|
| Создание образа героини многих сказок Бабы-яги способом конструирования из различных материалов (бросовых, природных, текстильных, бумаги, пластилина) | Умение изготавливать изделия в зависимости от изученных материалов и технологических приемов работы с ними. Закрепление правил безопасной работы с инструментами |
| |
| Итоговый урок. Презентация |
|
|
| Наглядная демонстрация широких возможностей применения различных материалов для создания любых сказочных персонажей и объектов для игр | Выделение деталей изделия, нахождение различий в используемых материалах и способах их соединения |
| |
Шьем, плетем, вышиваем | ||||||||
| Плетение в три пряди (учебник и тетрадь для практических работ) |
|
|
| Плетение в две и три пряди, завязывание бантиков, определение практической направленности данных навыков | Овладение основными приемами плетения из шнуров. Привитие навыков самостоятельности (завязывание шапок и шнурков). Развитие мелкой моторики обеих рук |
| |
| Аппликация с использованием косичек |
|
|
| Создание аппликаций из плетеных косичек, а также с использованием других изученных технологических приемов | Формирование умения планировать свою деятельность, преобразовывать данные образцы, создавать композицию |
| |
| Плоское прямое плетение (учебник и тетрадь для практических работ ) |
|
|
| Плетение из бумаги закладок для книг | Умение выбрать материал для основы и изготовления изделия. Воспитание бережного отношения к книгам |
| |
| Пришивание пуговиц |
|
|
| Пришивание пуговиц с применением прозрачной основы. Создание композиции с использованием пуговиц | Овладение первоначальными навыками самообслуживания (пришивание пуговиц). Использование приемов безопасной работы с иголкой |
| |
| Вышивание. Шьем для кукол |
|
|
| Прокладывание простейших стежков на ткани, применение швов «вперед иголку» и «вперед иголку с перевивом». Создание «нарядов» длякукол | Овладение простейшими навыками шитья, моделирования и украшения одежды. Расширение представлений о профессиях швеи, модельера, вышивальщицы |
| |
| Итоговый урок. Презентация |
|
|
| Проведение выставки выполненных работ | Анализ изученного материала, умение делать логические выводы |
| |
Учимся конструировать | ||||||||
| Геометрическая мозаика (учебник и тетрадь для практических работ) |
|
|
| Построение фигур из геометрической мозаики | Знакомство с конструированием объектов из геометрических фигур на плоскости |
| |
| Объемное моделирование из готовых геометрических форм |
|
|
| Создание моделей видов транспорта из бросовых материалов (спичечных коробков) | Освоение способов конструирования объемных моделей. Расширение представлений о различных видах транспорта |
| |
| Модели самолетов. Мир конструктора |
|
|
| Изготовление простейших моделей самолетов. Знакомство с видами конструкторов | Формирование умения делать выкройку изделия на бумаге в клетку или по шаблону. Изменение вида конструкции. Проведение исследования |
| |
| Итоговый урок. Презентация |
|
|
| Проведение выставок работ, соревнований | Обобщение поученных знаний и умений. Ориентирование в материалах и технологических приемах их обработки для создания изделия. Умение группировать поделки по различным основаниям |
| |
| Наш помощник -компьютер |
|
|
| Знакомство с помощью взрослых с возможностями компьютера и сети Интернет (в частности, посещение сайта одного из авторов учебника Т.Н. Просняковой «Страна Мастеров», где можно увидеть, какие поделки сделали первоклассники из разных уголков страны) | Понимание смысла слова «информация», значения компьютера в жизни человека |
| |
| Бытовая техника |
|
|
| Знакомство с различными видами бытовой техники | Понимание необходимости бережного отношения к техническим устройствам |
| |
| Проверь себя. Итоговый урок |
|
|
| Повторение умений и знаний, полученных за год обучения. Проведение коллективной работы | Узнавание изученных материалов, определение их свойств, технологических приемов обработки. Отбор необходимых материалов и инструментов в зависимости от видов работы |
|
VII. Описание материально — технического обеспечения образовательного процесса
1. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 кл. — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
2. Проснякова Т.Н. Школа волшебников. Рабочая тетрадь для 1 кл. -Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» , 2012.
3. Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 1 кл. — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
4. Усачева В.И. «Технология 1 класс: поурочные планы по учебнику «Умные руки» . Цирулик Н.А., Просняковой Т.Н.Волгоград. Издательство «Учитель», 2011.
Интернет-ресурсы
-
Детские электронные презентации и клипы. — Режим доступа: http ://viki .rdf .ru /item /958/download
-
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. — Режим доступа: http ://school -collection .edu .ru
-
Газета «1 сентября». — Режим доступа : http ://festival .lseptember .ru
-
Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. — Режим доступа : http//www .uroki .ru
-
Презентации уроков «Начальная школа». — Режим доступа : http ://nachalka .info /about /193
-
Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet .su . — Режим доступа: http ://pedsovet .su
-
Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». — Режим доступа: http ://www .gramota .ru
8. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». — Режим доступа:www .km .ru /ed
9. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). — Режим доступа :http://nsc . 1 september.ru/urok
Технические средства обучения
-
Магнитофон.
2..Мультимедийный компьютер.
3.Мультимедийный проектор.
4.Интерактивная доска.