Ефремова Татьяна Николаевна,
педагог дополнительного образования,
МБОУ ДОД Городской дворец творчества детей и молодежи
«Одаренность и технологии»
г.Екатеринбург
План-конспект урока
«Народные промыслы родного края. Малахитовая шкатулка.» в 5 классе.
(по программе Б.М.Неменского)
Тема урока: Народные промыслы родного края. Малахитовая шкатулка.
Цель: познакомить с коллекцией уральских камней, имитировать рисунок уральских камней в технике монотипия, познакомить с иллюстрациями уральских художников (Волович, Мосин, Назарук).
Задачи: 1) научить технике монотипия (гуашь);
2) развивать зрительную память, художественную наблюдательность;
3) развивать интерес к культуре родного края.
4) воспитание эстетического вкуса, аккуратности.
Оборудование:
для учителя – сказы Бажова; иллюстрации к сказам; коллекция камней, фотографии изделий из камня, образцы имитации камней, кусочки оргстекла;
для учащихся – гуашь, бумага, кисти, баночка для воды, тряпочка, клей-карандаш, ножницы.
Зрительный ряд: иллюстрации к сказам Бажова — Волович Виталий Михайлович (1928г.) – «Медной горы Хозяйка» из сборника «Малахитовая шкатулка» 1963., линогравюра;
Мосин Геннадий Сидорович (1930-1982);
Назарук Вячеслав Михайлович (1941)
План урока.
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Погружение в тему (чтение «Серебряное копытце» П.П.Бажова) — 10 мин.
3. Рассматривание коллекции камней.
4. Объяснение задания для самостоятельной работы – 5 мин.
5. Самостоятельная работа – 20 мин.
6. Контроль за ходом с/р.
7. Проверка задания, окончательное оформление – 3 мин.
8. Подведение итогов урока – 1 мин.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
-
Погружение в тему.
Случалось ли вам бывать в горах и находить диковинные камни? Может и не находили еще, но на Урале почти в каждом доме есть или бабушкины бусы из сердолика, или серьги с малахитом, или просто друза горного хрусталя, а то и целые картины из каменной крошки. Вспомните, какие каменные вещи есть у вас дома. Исстари на Урале добывали и обрабатывали камни. Добытчиков называли «рудознатцами». Мы с вами потомки героев Уральских сказов Павла Петровича Бажова. Я напомню вам и прочитаю «Серебряное копытце». А вы послушаете и рассмотрите иллюстрации наших уральских художников к сказам. Виталий Михайлович Волович, Геннадий Сидорович Мосин, Вячеслав Михайлович Назарук. Посмотрите, как каждый художник по-своему изображает героев любимых сказов.
Читаем сказ «Серебряное копытце».
-
Рассматривание коллекции камней.
Сегодня каждый из вас сможет создать свою коллекцию уральских камней.
Хризолита в нашей коллекции нет. Зато есть аметист, хрусталь, малахит… Обратите внимание на особенности рисунка на камне, прожилки.
-
Объяснение задания для самостоятельной работы.
На отдельных листочках мы с вами выполним образцы. Особо удачные фрагменты вырежем и наклеим на чистый лист.
Какие краски нам понадобятся для малахита?
Ответ: зеленая, черная, белая.
А какие для родонита?
Ответ: красная, черная, белая.
Из хорошо смоченной краски делаем «выкраску» на кусочке оргстекла, помним про прожилочки и полоски. Чистым листом накрываем нашу «выкраску», сверху прижимаем рукой, поднимаем листок. На листе остается отпечаток, просушите его. Вот и наша монотипия (от греч. monos— один и tipos-отпечаток). Пробуйте!
-
Самостоятельная работа.
Задание: выполнить рисунок, имитирующий уральский камень, в технике монотипия. Вырезать образец и наклеить на чистый лист.
-
Контроль за ходом с/р.
Контроль за организацией рабочего места, правильностью выполнения работы.
-
Проверка задания, окончательное оформление.
Довольны вы своей работой? Какой камушек больше всего вам нравится?
-
Подведение итогов урока.
Вы сегодня все молодцы!
В сказах Бажова много чудес, но главные из них связаны не с «тайной силой», а с богатством душевных глубин человека. Все его герои «рудознатцы» самого себя, они знают свою «тайную силу», которая состоит в том, чтобы увидеть в себе все самоцветы и отделить их от пустой породы. Прочитайте «Малахитовую шкатулку» и другие сказы Павла Петровича Бажова. Сказы – это старые предания о людях Урала, о добре и зле, это вечный источник нашего вдохновения и работоспособности.
Всем спасибо!
Литература:
Голомзик А.И. Родонит. – Свердловск: Ср-Ур. кн.изд-во, 1983., 159с.; ил.
Малахитовая шкатулка: В поисках новых ключей: Путешествия со сказами Бажова/ Авт.очерков А.П.Черноскутов, Ю.В.Шинкаренко – Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2004. – 464с.; ил.
Семенов В.Б. Малахит. — Свердловск, Ср-Ур.кн.изд-во, 1987., 239с.; ил.