Чепарёва Елена Васильевна
КГУ «Тобольская средняя школа №116» п.Тобол Тарановского района Костанайской области
Учитель русского языка и литературы
Внеклассное мероприятие по русской литературе. 5-6 класс.
Игра «Литературный замок».
Цели: способствовать развитию у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений творчески применять знания в новых ситуациях; развивать творческие способности детей; воспитывать любовь к русской литературе.
Оборудование: декорации с изображением замка, элементы костюмов принцессы, пажей, рыцарей; эмблемы, Указ, жетоны, приз победителю, карточки с заданиями; «волшебные» предметы из сказок: хрустальная туфелька, яйцо в ларце, азбука, 5 золотых монет, красная шапочка, зеркальце, яблоко, золотой ключик.
Ход игры.
Учитель Уважаемые дамы и господа. Сегодня вы присутствуете на увлекательном литературном турнире. Перед нами замок, в котором живет прекрасная принцесса Литературия. Никому еще не удалось покорить гордое сердце этой прекрасной девушки. Эта возможность предоставляется вам, гордые рыцари. Вас ждут увлекательные состязания. Вы готовы к ним? Тогда поклянитесь. Встаньте на левое колено, руку положите на шпагу и повторите клятву:
«Клянемся рыцарями быть!
А значит доброте служить.
И сердца дамы добиваться,
Врагу не будем мы сдаваться.
Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Представление жюри.
Учитель Очередность выступления в состязаниях определит жеребьевка.
(Рыцари выбирают номер жетона)
Учитель Храбрые рыцари! Прежде чем начать состязание, выслушайте Указ прекрасной принцессы Литературии. (Паж зачитывает Указ)
Я, принцесса Литературия, наследница прекрасного замка и неисчислимых богатств, повелеваю:
-
Турнир на остроумие, смекалку, знания между рыцарями начать в 16 часов.
-
Каждому рыцарю действовать самостоятельно, подсказок у почтеннейших зрителей не просить.
-
Через преграды замка не перепрыгивать.
-
В ответах использовать смекалку, точность и юмор.
Указ действителен на________ (назвать дату проведения турнира)
Учитель Итак, начинаем состязание. Чтобы с достоинством пройти его, вы должны порадовать светлоокую принцессу знаниями о ее государстве.
-
Я зачитываю вам отрывок из стихотворения, а вы должны назвать его автора.
— Была девушка
Белая, как гусь,
Плавная, как гусь на воде. (Павел Николаевич Васильев)
— Под голубыми небесами, великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит. (Александр Сергеевич Пушкин)
— Зима недаром злится, прошла ее пора,
Весна в окно стучится и гонит со двора. (Фёдор Иванович Тютчев)
— В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты, папочка,
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка… (Игорь Северянин)
— Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна. (Александр Сергеевич Пушкин)
— Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум (Николай Алексеевич Некрасов)
— В море царевич купает коня;
Слышит: «царевич! взгляни на меня!» (Михаил Юрьевич Лермонтов)
-
Назовите имя и отчество знаменитых русских писателей и поэтов.
Лермонтов Михаил Юрьевич
Островский Александр Николаевич
Толстой Лев Николаевич
Некрасов Николай Алексеевич
Чехов Антон Павлович
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
Достоевский Фёдор Михайлович
Тургенев Иван Сергеевич
Фет Афанасий Афанасьевич
Учитель Итак, самые смекалистые смогли приблизиться к нашей принцессе. А теперь порадуйте ее слух. Проявите свои музыкальные таланты. Вы, уважаемые рыцари, должны, глядя на иллюстрацию к песне, спеть ее.
-
«В лесу родилась ёлочка»
-
«Калинка-малинка»
-
«Песенка Красной шапочки»
-
«Пропала собака»
-
«Колыбельная»
-
«Чунга-Чанга»
-
«В траве сидел кузнечик»
-
«Оранжевое солнце»
Учитель Самые талантливые смогли преодолеть второе препятствие на пути к прекрасной Литературии. Чтобы выполнить следующее задание, вы должны показать свои хорошие манеры:
-
Объясниться даме сердца в чувствах при помощи поэта или писателя. Возможно, что прозвучит стихотворение собственного сочинения.
-
Манеры поведения:
— как правильно приветствовать;
— как правильно сидеть на стуле;
— как правильно входить в помещение;
— как вести себя во время еды;
— как правильно разговаривать по телефону;
— как правильно принять подарок.
(Пока рыцари готовятся к испытанию, проводим игру со зрителями)
Игра со зрителями.
Из каких произведений эти предметы:
-
хрустальная туфелька,
-
яйцо в ларце,
-
азбука,
-
5 золотых монет,
-
красная шапочка,
-
зеркальце,
-
яблоко,
-
золотой ключик.
Учитель Слово участникам турнира. (Выступление каждого участника)
Самые знающие, талантливые и воспитанные приблизились к победе. А теперь принцесса Литературия желает проверить вашу меткость. Кто за 1 минуту ответит на большее число вопросов, наберет больше очков.
-
Назовите хотя бы одну оперу или балет на сюжеты произведений А.С.Пушкина. («Евгений Онегин», «Бахчисарайский фонтан», «Пиковая дама», «Мазепа», «Алеко», «Борис Годунов», «Дубровский», «Руслан и Людмила»- всего 12 произведений)
-
Из какого произведения этот девиз: «Бороться и искать, найти и не сдаваться»? («Два капитана» Каверин)
-
Как звали главного героя рассказа Тургенева «Муму»? (Герасим)
-
Назовите хотя бы одну басню Крылова, начинающуюся на букву «К». («Квартет», «Кот и Повар», «Кукушка и Петух» и т.д.)
-
Чьи это слова: «В человеке все должно быть прекрасно»? (А.П.Чехов)
-
Кто из поэтов написал на своем портрете, подаренном Пушкину, слова: «Победителю ученику от побежденного учителя»? (Жуковский)
-
Какие повести Гоголя озаглавлены словами из 3 букв? («Нос», «Вий»)
-
Как звали мальчика, которого заморозила Снежная королева? (Кай)
-
Как звали девочку в известной сказке Ю. Олеши «Три толстяка»? (Суок)
-
Как звали соперников Руслана из поэмы «Руслан и Людмила» (Фарлаф, Ратмир, Рогдай)
Учитель Финальное состязание. Попробуйте себя в роли Шерлока Холмса: назовите правильно литературную пару. (Слова записаны на отдельных карточках и перемешаны)
-
Том Сойер – Гек Финн
-
Лев – собачка
-
Робинзон – Пятница
-
Руслан – Людмила
-
Кай – Герда
-
Вини Пух – Пятачок
-
Принц – нищий
-
Мастер – Маргарита
-
Дон Кихот – Санчо Панса
-
Жилин – Костылин
-
Джульетта – Ромео
Учитель Принцесса Литературия приветствует вас, отважных, находчивых и талантливых. Только вы смогли преодолеть все преграды, вставшие на вашем пути. Но спуститься к вам она сможет после того, как услышит комплименты в свою честь.
(Рыцари произносят комплименты)
Принцесса вручает призы победителям.
Список использованной литературы
-
«Песня о Серке» П.Н.Васильев http://sashahobby.ru/wp-content/uploads/2012/07/IMG_2674.jpg