Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школе №113

г. Челябинск, ул. Агалакова, 19

План-конспект урока технологии

Тема:

Виды аппликации. Терминология ручных работ. Выбор рисунка, нанесение его на ткань

Автор: Астахова Зоя Евгеньевна

учитель технологии

Челябинск, 2014г.

План-конспект урока технологии

Учитель: Астахова З.Е.

Класс: 7

Тема: Виды аппликации. Терминология ручных работ. Выбор рисунка, нанесение его на ткань.

Цель: познакомить учащихся с приемами переноса рисунка аппликации на ткань.

Задачи:

  • Дидактическая: раскрыть понятие «аппликация», её виды, способы переноса рисунка аппликации на ткань;

  • Развивающая: научить выбирать приемы переноса рисунка аппликации на ткань;

  • Воспитательная: воспитывать внимание, усидчивость, точность и креативный подход к решению поставленной задачи.

Тип урока: комбинированный.

Формы: фронтальная, групповая.

Методы: беседа, объяснение, иллюстрированный рассказ, инструктаж, работа с книгой, упражнение, игра с движениями, метод контрольных вопросов, рефлексия учащихся.

Принципы:

  • От простого к сложному,

  • Наглядности,

  • Последовательности,

  • Краеведческой направленности,

  • Доступности,

  • Системности.

Ход урока:

I. Организационный этап, 2 мин. (вводная беседа):

Тема нашего урока: Виды аппликации. Терминология ручных работ. Выбор рисунка, нанесение его на ткань. (слайд 1)

В конце урока каждая из вас сможет выполнить перенос рисунка на ткань-основу для будущей аппликации (слайд 2)

Как Вы думаете, что нам необходимо сделать, для достижения этой цели

На пути к цели мы совершим несколько шагов: (надпись на классной доске)

  • Рассмотрим различные виды аппликаций.

  • Повторим терминологию ручных работ.

  • И потренируемся в переносе рисунка на ткань.

II. Актуализация знаний 3 мин. (устный опрос):

-Проверка уже имеющихся знаний

А) какими видами прикладного творчества вы занимались в 5 и 6 классе? (вышивка, лоскутное шитье)

Б) а какие видели аппликации?

В) где можно применить аппликации из ткани? (декоративное, утилитарное применение)

— Аппликация широко применялась для украшения одежды народов Южного Урала. До сих пор в краеведческих музеях хранятся народные костюмы, отделанные бусинками, кусочками кожи, яркими лоскутками. Раньше ткани были дорогими, поэтому каждый лоскуток шел в дело

С помощью техники аппликации можно своими руками выполнить различные украшения для интерьера и одежды, сделать оригинальный подарок своими руками….

III. Изучение нового материала, 10 мин. (методы: беседа, объяснение, демонстрация)

Эвристическая беседа, работа с книгой: давайте откроем учебник на странице 59. Назовите определение аппликация (от лат. «прикладывание») – это рисунок или украшение, изготовленное из нашитых или наклеенных на основу лоскутов ткани, или иного материала.

В зависимости от используемого материала аппликацию можно разделить на следующие виды (слайд3-7):

  • аппликация из бумаги, фольги;

  • аппликация из нетрадиционных материалов (пуговицы, семена растений и т.д.)

  • аппликация из кожи, меха;

  • аппликация из ткани;

Аппликация из ткани по способу выполнения подразделяется на два вида:

  • аппликация плоская;

  • аппликация объемная

С видами аппликации мы с вами уже познакомились. Возникает вопрос, как ее сделать? Тут нам поможет памятка из 5 класса по теме «Ручные работы». Давайте вспомним, какие виды ручных работ вам уже известны? (Слайд 8).

Сметать

Временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине, по намеченным линиям или копировальными строчкам прямыми стежками.

Сметать части пояса, части оборки, детали изделия.

Наметать

Временно соединить две детали, наложенные одна на другую, прямыми стежками.

Наметать карман на основную деталь.

Заметать

Временно закрепить подогнутые края детали, складки.

Заметать низ изделия, боковые срезы, складки.

Пришить

Прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного назначения

Пришить кнопки, крючки, пуговицы к изделию.

Замечательно. И это вы знаете. А какими инструментами будем при этом пользоваться?

Для начала мы вспомним технику безопасности работы с инструментами, которые вы видите на своем рабочем месте (слайд 9):

  • Не отвлекаться во время работы, не отвлекать от работы соседа.

  • Булавки пересчитать до начала и по окончании работы,

  • Содержать рабочее место в чистоте,

  • По окончании работы привести в порядок рабочее место.

Вот мы и подошли к созданию аппликации. Рисунка на ткани ещё нет. Нужно его нарисовать. Но не просто так. А по заранее подготовленному эскизу, который правильно называется «мотив». Перенести рисунок на ткань можно разными способами.

Инструктаж: Сейчас я буду рассказывать и показывать, а вы вместе со мной потренируетесь на местах:

  1. с помощью копировальной бумаги и остро заточенного карандаша (но копирка пачкает ткань, поэтому данный способ не пользуется популярностью);

  2. с помощью кальки и резца (на рисунок накладывается калька, мягким карандашом переводится на кальку, калька размещается на ткани, прикалывается по противоположенным сторонам, резцом переносится на ткань);

  3. перфорированной бумаги (рисунок на бумаге заранее проработан резцом, переносится на ткань с помощью метка или угля)

  4. с помощью термофильной бумаги (на термофильную бумагу наносится рисунок, затем эта бумага накладывается на ткань шероховатой стороной вниз, и прижать горячим утюгом.);

  5. с помощью флизелина.

Я предлагаю вам несколько рисунков. Из этих рисунков выберете наиболее понравившийся и одним из двух способов перенесёте его на ткань

Объяснение, демонстрация: Итак, все готовы? Тогда приступим

IV этап. Практическая работа. 4 мин. (методы: упражнение, текущий инструктаж)

Инструменты и материалы: рабочая коробка, эскиз, копировальная бумага, резец, ножницы, меловая пудра.

Задание

1. Рассмотреть инструменты и материалы в рабочих коробках, определить способ перенесения рисунка на ткань

2. Используя данные инструменты, перенести рисунок на ткань.

V этап. Физкультминутка. 1 мин. (игра с движениями)

Сейчас девочки, отложите работу. Закройте глаза, потянитесь руками и ногами, вытягиваясь под столом «в струнку», и повторяйте за мной. Ты мой брат, и я твой брат. Ты дружбе рад, я дружбе рад. Давай обнимемся. Я тебе желаю счастья, обойдут тебя ненастья. Ты мой брат, я твой брат. Я дружбе рад, ты дружбе рад.

VI этап. Практическая работа. 20 мин (продолжение работы).

VII этап. Рефлексия учащихся. 3 мин.

  • Давайте посмотрим на доску. Рассмотрели различные виды аппликаций?

  • Удалось выполнить рисунок на ткани для будущей аппликации?

  • Какие трудности возникли при выполнении работы?

  • Сегодня на уроке все замечательно потрудились, молодцы.

  • Как вы думаете, для чего мы повторили терминологию ручных работ? Потому что сегодня занимались подготовительной работой. Знание терминов пригодится тогда, когда вы будете выполнять аппликацию. По окончании занятия я подарю вам эти лоскуты и вы, при желании, сможете закончить работу дома

VIII этап. Уборка помещения, 2 мин.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here