МКОУ Гобгуртская средняя общеобразовательная школа Селтинского района Удмуртской Республики
Рассмотрено на заседании « УТВЕРЖДЕНА »
методического объединения «____» ______________
«____» __________________ Приказ № ________
Директор школы:
Принято на заседании
педагогического совета _____________ В.А.Полянских
«_____» _________________
Программа
элективного курса
« Основы пчеловодства»
для учащихся 9-11 классов
Составитель: Шубин Геннадий Петрович,
учитель технологии
2014
Содержание программы
1.Пояснительная записка
2.Содержание учебной программы
3.Учебно-тематический план
4.Списки литературы для учителя и учащихся
Приложения:
— План учебной летней практики по «Основам пчеловодства»
— Исследовательская работа «Изучение медоносов, произрастающих вокруг школьной пасеки»
— Результаты наблюдений за контрольным ульем
— Сценарий урока №1 в модуле «Медоносная флора»
— Банк проектов
— Итоговый тест по модулю « Пасека»
— Итоговый тест по модулю « Биология пчелиной семьи»
— Итоговый тест по модулю «Медоносная флора»
— Основные правила при работе с пчелами
Пояснительная записка
Курс разработан, исходя из потребностей сельской школы, так как на ее территории имеется пасека. Программа относится к ориентационному виду, Учебный курс даёт возможность учащимся расширить знания о профессиях на пороге окончания школы, призван обеспечить минимум знаний, необходимых для самостоятельной работы на любительской пасеке приусадебного хозяйства, воспитать интерес к сельскохозяйственному труду. Курс по пчеловодству предназначен для трудового обучения в сельских школах, ориентирующихся на подготовку школьников к труду в сельскохозяйственном производстве с различными формами собственности. Поможет ученикам проверить себя и сделать свой профессиональный выбор. Элективный курс «Основы пчеловодства» относится к ориентационному виду, он готовит ученика к осознанному выбору профиля и побуждает к сознательному выбору одной из профессий, связанных с работой на селе.
При изучении курса будут использоваться современные образовательные технологии: выполнение индивидуальных творческих проектов, исследовательские и практические работы, наблюдения.
Цель курса: обеспечить необходимым и достаточным объёмом знаний и умений, позволяющим в дальнейшем использовать их на любительской пасеке
Задачи:
— сформировать знания о пчелиной семье, о пчеле как биологическом объекте природы
— сформировать умения для работы на пасеках, изучить годичный круг пасечных работ
— познакомить с историей развития пчеловодства и профессией пчеловода
— научить способам выявления болезней и методам лечение семей
— изучить условия для получения высоких медосборов
Программа элективного курса « Основы пчеловодства» предназначена для использования в 9-11 классах, а так же возможно обучение, как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах. Программа курса по выбору состоит из трех модулей и рассчитана на 17 учебных часов и 20 часов летней производственной практики на школьной пасеке, что дает возможность ученику овладеть достаточными знаниями и умениями, предусмотренными целями и задачами курса. Содержание программы реалистично для использования.
Программа построена так, что каждое занятие предусматривает как теоретическую, так и практическую часть, поэтому занятия целесообразнее проводить последним уроком в расписании. Уроки целесообразно проводить еженедельно. Программа не предполагает обязательную урочную отметочную систему.
Учащиеся должны знать:
— историю пчеловодства, местных пчеловодов
— требования, предъявляемые к профессии пчеловода
— виды сезонных работ на пасеке
— болезни пчел и методы лечения
— правила кормления пчел
— правила поведения на пасеке
Учащиеся должны уметь:
— работать с источниками информации.
— вести дневник наблюдений за пчелами во время роения и медосбора
— ловить рои и садить их в ульи в вечернее время
— различать вид пчелы (матку, трутня, рабочую пчелу)
— лечить и подкармливать пчел
— ремонтировать и изготавливать пчеловодный инвентарь
— содержать в чистоте ульи и пасеку
Оцениванию подлежат:
1.Презентация личного достижения по изученному курсу: защита творческих проектов
2.Тестирование по изученному модулю
3 Исследовательская деятельность
4. Итоги летней практики
Содержание учебной программы
1.Пасека (5 уроков)
Пчеловод профессия древняя. Что дают нам медоносные пчелы
Ознакомление с продуктами пчеловодства. Краткая история улья, виды ульев. Виды пасек. Пасечный инвентарь. Знакомство со школьной пасекой. Правила поведения на пасеке.
2. Биология пчелиной семьи (7 уроков)
Ознакомление с составом семьи, внешние отличия. Изучение устройства гнезда, расположение в гнезде. Размножение пчел. Спаривание матки с трутнями. Расплод. Стадии развития пчелиных особей. Породы пчел их характеристика и отличия. Порода пчел, разводимая в Удмуртии. Болезни пчел, способы выявления болезней и методы лечения семей.
Корма пчел. Изучение устройства пыльцеуловителя и кормушки.
3.Медоносная флора (5 уроков)
Весенние медоносы. Медоносы лугов, особенности цветения и нектаровыделения растений. Нектароносы лесов, нектарная характеристика и сроки цветения. Полевые медоносы их характеристика.
Летняя практика на школьной пасеке (20 часов) – план практики в приложениях
Помочь начинающим пчеловодам овладеть техникой пчеловодства: изучение годичного круга пасечных работ; наблюдение за жизнью пчелиной семьи во время медосбора и размножения; содержание, размножение и лечение семей; выяснение условий для получения высоких медосборов; выполнение работ по ремонту и изготовлению пасечного инвентаря.
Учебно-тематический план курса:
«Основы пчеловодства»
Цель: формирование знаний о пчелиной семье, о пчеле как биологическом объекте природы и правилах жизни пчелиной семьи; овладение техникой пчеловодства
Оборудование: плакаты, фотографии, диски, компьютер, проектор, презентации, пасечный материал, рамки, пасечный инвентарь, продукты пчеловодства
Тема урока и блока | Всего часов | Контроль | Примечание | ||
теория | практика | ||||
1
2 3
4,5 | Пасека Введение: значение пчеловодства Виды пасек Техническое оснащение пасеки Экскурсия на пасеку
|
1
1 1
1 |
1 |
Итоговый тест |
|
1
2 3 4 5 6 7
| Биология пчелиной семьи Семья пчел как единый организм Пчелиное гнездо Язык общения пчел Наружный скелет пчелы Размножение пчел Породы пчел. Болезни пчел Кормление пчел. |
1
1
1
1 |
|
Итоговый тест |
|
1 2
3 4 5 | Медоносная флора Виды медоносов Медоносы лугов, особенности цветения Нектароносы лесов Полевые медоносы Презентация личного достижения по изученному курсу: защита творческих проектов
|
1
1 1 1 1 |
|
Итоговый тест
Презентация творческих проектов |
|
Список литературы для учителя:
1.Комаров А. Г.Современный справочник. «Пчеловодство» М:. 2005г.-77с.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. Вестник образования 2002г. №6, с.11-40.
3. Кузнецов А. Профильное обучение: проблемы, перспективы развития. Народное образование 2003г.№1, с.101-108.
4. Пьянкова Н. Проектирование и экспертиза учебных курсов по выбору учащихся. Пособие для учителя. М.: АПКРО. 2004год.
5. Родионов В. В., Шабаршов И. А. Если вы имеете пчел. М.: Агропромиздат, 1988.
6. Сиденко А.В. Как создать авторскую педагогическую разработку. М. Ассоциация учителей физики.2001 год
7. Соколова С.О. «Лечение пчел». М.: Агропромиздат, 1988.
8. Тименский П. И. Приусадебная пасека. М.: Агропромиздат, 1988.
Интернет-ресурсы:
http://www.beekeeping.orc.ru/
http://www.pchelovod.com/
http://www.videopaseka.ru/
http://www.pchelovod.info/
Список литературы для учащихся:
1. Зарецкий Н. Н. Пособие для начинающего пчеловода. М.: Московский рабочий, 1985.
2.Зорин П.Р. «Бесценный дар природы».
3. Нуждин А.С, Таранов Г.Ф., и др. Учебник пчеловода. М.: Колос, 1984.
4. Прокофьев А.В. «Учебник пчеловода».
5. Шабаршов И.А «Пчеловодство». Изд. «Крестьянская усадьба».
6.М.Ф. Шеметков, В.И. Головлев, М.М. Кочевой «Советы пчеловоду» М.: Агропромиздат, 1988.
Приложение 1
План учебной летней практики по «Основам пчеловодства»
Тема практики | Число часов | |
| Расстановка ульев на пасеке. Ознакомление с комплектацией пасеки оборудованием Наблюдение за полетом пчел |
4 |
| Изучение пчелосемей пасеки Подготовка оборудования к роению Наблюдение за полетом пчел |
4 |
| Изучение пчелосемей пасеки Комплектация магазинов Наблюдение за полетом пчел |
4 |
| Комплектация гнезда для молодой семьи Наващивание рамок Наблюдение за полетом пчел |
4 |
| Просмотр ульев для недопущения вторичного роения Ремонт пчеловодческого инвентаря Наблюдение за полетом пчел |
4 |
| Всего | 20 |
Сопровождающие мероприятия:
-ловля роев
-посадка роев в улей в вечернее время
-наблюдение за контрольным ульем
-наблюдение за пасекой до конца периода роения
— ремонт и изготовление пасечного инвентаря
Приложение 2
Исследовательская работа
«Изучение медоносов, произрастающих вокруг школьной пасеки»
Цель: изучить наиболее медоносные растения вокруг школьной пасеки, определить их период цветения, изучить по литературе их медоносность
План исследования:
— составить список растений в радиусе 3 км вокруг пасеки
— пользуясь литературой, выделить из списка наиболее медоносные культуры
— сделать описание выделенных растений и оформить в виде презентации
— выступить с сообщением перед учащимися
План подачи материала:
— медоносные ягодники
— медоносные деревья
— медоносные с-х культуры
Приложение 3
Результаты наблюдений за контрольным ульем
Июнь 2013 год
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
утро | 29,1 | 29,1 | 29,0 | 29,0 | 29,1 | 28,9 | 28,6 | 28,4 | 28,3 | 28,3 | 28,3 | 28,4 | 28,6 | 28,9 | 29,1 |
вечер | 29,1 | 29,0 | 29,0 | 29,1 | 28,9 | 28,6 | 28,4 | 28,3 | 28,3 | 28,3 | 28,4 | 28,6 | 28,9 | 29,1 | 29,4 |
разница | 0 | -0,1 | 0 | 0,1 | -0,2 | -0,3 | -0,2 | -0,1 | 0 | 0 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0,3 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
утро | 29,4 | 29,8 | 30,1 | 30,3 | 30,6 | 31,0 | 31,5 | 32,0 | 32,4 | 32,9 | 33,6 | 34,5 | 35,9 | 36,4 | 36,4 |
вечер | 29,8 | 30,1 | 30,3 | 30,6 | 31,0 | 31,5 | 32,0 | 32,4 | 32,9 | 33,6 | 34,5 | 35,9 | 36,4 | 36,4 | 36,4 |
разница | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,5 | 0,7 | 0,9 | 1,4 | 0,5 | 0 | 0 |
Приложение 4
Сценарий урока №1 в модуле «Медоносная флора»
Тема урока: Виды медоносов
Тип урока: формирование новых знаний
Цели и задачи:
Обучающая: обеспечить усвоение знаний учащимися о разнообразии медоносов, их свойствах и значении
Развивающая: развить навыки создания слайдов, умения пользоваться сканером, формирование некоторых УУД: умения анализировать и оценивать выступления, делать выводы
Воспитательная: формирование чувства такта при анализе выступления одноклассников; умения выступать перед аудиторией с сообщением; воспитание эстетического восприятия увиденного
Учебно-методическое и техническое обеспечение урока: презентация учителя с планом проведения урока, презентации учащихся с сообщениями к новой теме, мультимедийный проектор, компьютер, журнал «Пчеловодство»
Использованная литература:
1.А.С.Нуждина «Основы пчеловодства»
2.Энциклопедия «Пчеловодство»
3.Журнал «Пчеловодство»
Использованные Интернет-ресурсы:
— ru.wikipedia.org›Медоносы
— al -bee .narod .ru ›medonosy .htm
Структура урока:
-
Организационная часть:
— приветствие, организация класса на восприятие урока
— постановка цели на урок, объявление плана урока
2. Актуализация знаний:
— проверка опорных знаний для изучения новой темы
3. Изучение новой темы:
— объявление новой темы
— постановка целей на изучение новой темы
— беседа учителя
— сообщение учащихся, просмотр презентаций
4. Закрепление и первичный контроль знаний:
— заполнение таблицы
5. Подведение итогов урока (рефлексия):
— анализ заполнения таблицы
— анализ и оценивание мультимедийных презентаций
— анализ выполнения поставленных задач
6.Задание к следующему уроку
Презентация «План урока» содержит слайды:
1.План урока
2.Тема урока
3.Цель урока
4.Различие медоносов
5.Продукты пчеловодства
6.Продукты пчеловодства со школьной пасеки
7. Продукты фирмы «Тенториум»
8.Таблица-ключ
9.Домашнее задание
Ход урока
1.Организационная часть:
— приветствие, организация класса на восприятие урока
— объявление плана урока (слайд №1 — «План урока»)
— объявление цели на урок
2. Актуализация знаний:
— проверка опорных знаний для изучения новой темы
Что называют медоносами?
Какие медоносы вы знаете?
Чем могут отличаться медоносы?
3. Изучение новой темы
— объявление темы урока (слайд № 2 Тема « Виды медоносов»)
После записи новой темы урока в тетради ребята, исходя из названия темы, формулируют цель для изучения темы (слайд №3 «Цель: Познакомиться с разнообразием медоносов, их характеристиками и значением»)
Вступительное слово учителя к новой теме
Пчеловодство — одно из направлений животноводства, которое в последнее время набирает всё большие темпы развития. Пчеловодством, в основном, занимаются небольшие хозяйства: фермерские, личные, некоторые предприятия. Вот и наша школа уже в течение нескольких лет занимается пчеловодством. Пчеловодство отличается от других видов животноводства тем, что пчелы сами добывают себе корм, а добывают они его со специальных растений, которые называются медоносами. Как раз о них и пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Сообщения учащихся с использованием презентаций по темам:
— полевые медоносы
-луговые медоносы
-лесные медоносы
На основе сообщений и просмотренных презентаций учащиеся определяют признаки различия медоносных растений, а затем открывается слайд № 4 «Различие медоносов»
Медоносы различаются:
-по месту произрастания (луга, лес…)
-по разновидности (цветы, кустарники…)
-по условиям произрастания (дикорастущие, культурные)
-по медоносности
-по сроку цветения (ранние, поздние)
-по продолжительности цветения
-по разновидности выделяемого продукта (пыльценосы, нектароносы)
Учащиеся записывают в тетрадь признаки различия
Учитель обращает внимание на последний пункт различия растений- медоносов. Объясняет, что с растений пчелы добывают не мед, а нектар. И уже после переработки получаются продукты пчеловодства. Учитель обращается с вопросом:
— Какие продукты пчеловодства вы знаете? (мед, воск, пыльца, перга, прополис и другие)
Затем учитель демонстрирует продукты пчеловодства и рассказывает об их значимости и использовании (слайд №5, №6) Далее демонстрируются продукты фирмы «Тенториум» (слайд № 6, №7)
4. Закрепление и первичный контроль знаний:
Заполнить таблицу
Виды и примеры | |
1.По месту произрастания 2.— | Луговые ( мать-и-мачеха), лесные (липа)… |
6. Подведение итогов урока (рефлексия):
— оценивание заполнения таблицы (открывается слайд № 7 с таблицей-ключом), каждый анализирует свою работу. По желанию учащихся ставятся отметки:
«5» — нет ни одной ошибки
«4»- допущены 1 или 2 ошибки
«3» — 3 или 4 ошибки
— анализ и оценивание сообщений и презентаций учащихся
— открывается слайд № 3 «Цель урока» и делается вывод по изученной теме
— открывается слайд № 2 «План урока» и делается вывод по уроку в целом: знал, узнал, хочу узнать.
6.Задания к следующему уроку (слайд № 8)
Исследовательская работа
«Изучение медоносов, произрастающих вокруг школьной пасеки»
Цель: изучить наиболее медоносные растения вокруг школьной пасеки, определить их период цветения, изучить по литературе их медоносность
План исследования:
— составить список растений в радиусе 500 м вокруг пасеки
— пользуясь литературой, выделить из списка наиболее медоносные культуры
— сделать описание выделенных растений и оформить в виде презентации
— выступить с сообщением перед учащимися
План подачи материала:
— медоносные ягодники
— медоносные деревья
— медоносные сельскохозяйственные культуры
Приложение 5
Банк проектов
Нужно ли изучать пчеловодство в школах?
Какие проблемы существуют в пчеловодстве?
Какие факторы способствую развитию пчелосемьи?
Какое количество меда может собрать пчелосемья в благоприятные годы?
Пчеловодство в Удмуртской Республике
Болезни и вредители пчел
Продукты пчеловодства
Апитерапия
Приложение 6
Итоговый тест по модулю «Пасека»
1. Пчеловодство в древности
а) животноводство
б) пчеловодство
в) бортничество
2. Пчеловодное хозяйство
а) пчеловодство
б) пасека
в) пчелохозяйство
3. Пчелиная семья
а) группа
б) рой
в) улей
4. Целостная устойчивая группа пчел, имеющая определенные признаки, передающиеся по наследству
а) рой
б) пчелосемья
в) порода
5. Помещение для ульев для зимовки
а) омшаник
б) сторожка
в) зимовник
6. Время подготовки к зиме
а) лето
б) весна
в) осень
7. Обновление сотов
а) побелка
б) обновка
в) замена
8. «Ворота» в улей для пчел
а) окно
б) леток
в) дверь
9. Инструмент для чистки ульев
а) стамеска
б) лопатка
в) скребок
10. Выдуватель дыма
а) дымарь
б) насос
в) дымник
11. Приспособление для снятия роя
а) дымарь
б) ройник
в) сетка
12. Чем для раздвигают рамки
а) стамеска
б) лопатка
в) нож
13. Приспособление для извлечения меда из сот
а) насос
б) медогонка
в) стамеска
14. Период в жизни пчелиной семьи , характеризующийся образованием клуба пчел
а) зима
б) лето
в) весна
Ключ для проверки теста по модулю «Пасека»
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
в | в | б | в | а | в | в | б | б | а | б | а | б | а |
Приложение 7
Тест по модулю «Биология пчелиной семьи»
1. Пчела как животное
а) зверь
б) насекомое
в) млекопитающее
2. Царица улья
а) пчела
б) личинка
в) матка
3. Пчелиная семья
а) группа
б) рой
в) улей
4. Группа пчел, сопровождающая матку
а) охрана
б) свита
в) поклонники
5. «Мужчина» среди пчел
а) воин
б) трудяга
в) трутень
6. Стадия развития пчелы
а) кокон
б) личинка
в) куколка
7. С помощью чего ходит пчела.
а) ноги
б) ножки
в) лапы
8.Челюсть пчелы
а) губы
б) жало
в) жвало
9.На какой части расположены усики
а) на крыльях
б) на голове
в) на брюшке
10. Что расположено по бокам головы
а) глаза
б) уши
в) крылья
11.Соответствие
1) строительный материал а) перга
2) пчелиный клей б) сироп
3) пчелиный хлеб в) воск
4) корм для пчел г) прополис
Ключ для проверки теста по модулю «Биология пчелиной семьи»
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
б | в | б | б | в | б | б | в | б | а |
11. 1—— в 2——г 3——а 4——б
Приложение 8
Итоговый тест по модулю «Медоносная флора»
(Таблица утверждений)
Правила заполнения таблицы: клетка с верным утверждением закрашивается, а с неверным — остается незакрашенной. После окончания работы в таблице получается определенная фигура-ключ. В данной таблице цифра «5». Это облегчает проводить контроль.
2 | 3 | |
4 | 5
| 6 |
7 | 8
| 9 |
10 | 11
| 12 |
13 | 14
| 15 |
1.Медоносы – это растения, с которых пчелы собирают нектар и пыльцу
2. Растения, с которых пчелы собирают только пыльцу, называют пыльценосами
3. Мать-и-мачеха относится к ранним медоносам
4. Прополис пчелы изготавливают из смолистых веществ, собираемых с почек и стволов деревьев
5 Клевер является лесным медоносом
6. Пыльцу пчелы носят на усиках
7. Обножка-это комочки пыльцы
8. Содержание сахара в нектаре в среднем около 50%
9. Нектар пчелы приносят в зобике
10. Нектар пчелы собирают с листьев растений
11. Из пыльцы пчелы производят мед
12. Гречиха, подсолнечник являются сельскохозяйственными медоносами
13. Одуванчик — хороший пыльценос
14. Медоносы отличаются сроком цветения, количеством сахара в нектаре
15. Нектар – это сладкий прозрачный сок, выделяемый цветками растений
Приложение 9
Основные правила при работе с пчелами
1.Все работы в ульях, осмотр пчёл, производить ближе к вечеру по завершении массового лёта насекомых
2.Одежда должна быть чистой, без посторонних запахов.
3.Не злоупотреблять дымом от дымаря, что приводит к озлоблению пчел.
4.Перед предстоящими работами в ульях не употреблять в пищу лук, чеснок, использовать одеколон и другие пахучие вещества
5.При нахождении на пасеке не производить резких движений, не стучать по ульям, не стоять против летка.
6.Жала от пчелиных укусов удалять скребущим движением ногтя
7.Не допускать раздавливания пчёл: запах раздавленных насекомых также приводит остальных обитателей к озлоблению.
8.Не производить осмотры ульев без лицевой сетки.
9.Не производить никаких работ с пчёлами в пасмурную и особенно дождливую, а также ветреную погоду.
10.Территория пасеки должна быть огорожена плотным забором из досок.