МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №12»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
«ИЗ БАСЕН НАРОДОВ МИРА. ЭЗОП «ЛИСИЦА И ВИНОГРАД», ЖАН ДЕ ЛАФОНТЕН «ЛИСИЦА И ВИНОГРАД»
ЛИТЕРАТУРА, 5 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МОУ «ЛИЦЕЙ №12»
АНДРЕЕВА Е.А.
г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК
2014г
Тема урока: Из басен народов мира. Эзоп «Лисица и виноград», Жан де Лафонтен «Лисица и виноград».
Цель урока: Формирование у обучающихся навыков выразительного чтения, умения выделять главное в прослушанном сообщении, навыков конструирования вопросов к статье учебника.
Образовательная: создание условий для ознакомления обучающихся с общей характеристикой басен, раскрытие особенностей её жанровых признаков.
Развивающая: продолжить работу по формированию познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение басни, развивать логическое мышление, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательная: воспитывать культуру сотрудничества и умение работать в коллективе.
Планируемые результаты:
Личностные: способствовать созданию условий для осознания значимости своей деятельности в учебном процессе, формировать умение высказывать и отстаивать свою точку.
Метапредметные:
Познавательные: содействовать развитию умений выделять необходимую информацию по теме для сравнения, анализа и установления причинно-следственных связей, готовить сообщения.
Регулятивные: формирование умений ставить учебные цели и задачи, планировать свою деятельность и оценивать результат своих действий.
Коммуникативные: создавать условия для развития устной речи обучающихся, формировать умение слушать и вступать в диалог, учиться обсуждать, аргументировать свою точку зрения, овладевать навыком выступления перед классом.
Предметные:
Выявить позицию персонажей, художественную идею басен; формировать навыки выразительного чтения.
Оборудование: учебник, дополнительная литература, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы:
Фронтальная
Индивидуальная
Тема урока: Из басен народа мира. Эзоп «Лисица и виноград», Жан де Лафонтен «Лисица и виноград»
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |
Организационный момент | Учитель приветствует обучающихся. Отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку, наличие наглядных пособий и других средств обучения. Учитель: Отгадайте загадку: Если ты её подаришь, Давайте подарим друг другу улыбку и начнем работу. Слайд 1 | Обучающиеся настраиваются на работу, включаются в деловой ритм. | Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности | Учитель: послушайте и определите, к какому жанру относятся процитированные строки: Попрыгунья стрекоза Лето красное пропела… Слайд 2 О каком жанре идет речь? Вам интересно узнать о басне больше? Давайте попробуем сформулировать цель нашего сегодняшнего урока. Слайд 3 | Обучающиеся определяют, что это басня, активизируют свои знания на изучаемом жанре.
Обучающиеся самостоятельно формулируют цель урока | Коммуникативные: планирование учебного процесса с учителем и сверстниками;
Познавательные: логический анализ жанра с целью выделения признаков;
Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что не известно). |
Актуализация знаний | Итак, какова тема нашего урока? Слайд 4
Учитель выявляет уровень знаний у обучающихся, используя вопросы и проблемные ситуации. Подумайте и ответьте на вопросы: — Что такое басня? — Какие признаки басни вам известны? — Что такое аллегория? — Что такое мораль? Теперь давайте проверим, верно ли вы отвечали на данные вопросы. Слайд 5
| Обучающиеся формулируют тему урока и записывают её в тетрадь.
Обучающиеся отвечают на предложенные вопросы.
Обучающиеся осуществляют контроль и коррекцию своих знаний | Познавательные: решать проблемные ситуации;
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже известно, и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня имеющихся знаний;
Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: нахождение выхода из проблемной ситуации. |
Первичное усвоение новых знаний | Усвоение новых знаний учитель организует с помощью презентации и учебника. Учитель демонстрирует заполненную таблицу «Жанровые признаки басни». Слайд 6
Учитель предлагает перейти к изучению басен Эзопа и Лафонтена. Вспомните, кого считают первым баснописцем? (Эзоп) Слайд 7 Учитель рассказывает о языке Эзопа (эзопов язык)
Выразительное чтение басни Эзопа «Лисица и виноград» в учебнике. Слайд 8
В ряду известных баснописцев после Эзопа стоит Жан де Лафонтен. Слайд 9
Выразительное чтение басни «Лисица и виноград» Лафонтена в учебнике. Слайд 10 | Обучающиеся оформляют таблицу в тетради по жанровым признакам басни.
Индивидуальное сообщение учащегося об Эзопе.
Обучающиеся выразительно читают басню «Лисица и виноград» Эзопа.
Индивидуальное сообщение учащегося о Жане де Лафонтене.
Обучающиеся читают басню «Лисица и виноград» Лафонтена.
| Познавательные: поиск информации, установление причинно-следственных связей между отдельными фактами и явлениями; Общеучебные – умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
Физминутка | Учитель: Вот мы руки развели, |
|
|
Первичная проверка понимания | Учитель организует деятельность обучающихся по применению новых знаний. Ответы на вопросы: — Из каких частей состоит басня Эзопа? — Почему Лисице удалось обмануть Ворона в басне Эзопа? — Какова мораль прочитанной басни Эзопа? — Найдите строки, в которых нашла отражение мораль басни Эзопа. — На чьей стороне ваши симпатии? — Какие особенности басенного жанра подчеркивает Лафонтен? Слайд 11
| Обучающиеся отвечают на вопросы, дополняя предложения новыми знаниями по теме. Обучающиеся осуществляют взаимопроверку, устраняют ошибки, делают выводы. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознанию качества и уровня усвоения;
Личностные: самоопределение. |
Первичное закрепление | Учитель организует деятельность обучающихся по закреплению материала по теме. Предлагает заполнить таблицу на сопоставление басен Эзопа и Лафонтена, выявить сходства и различия басен. Слайд 12
По истечении времени учитель предлагает проверить написанное. Учитель демонстрирует заполненную таблицу. Слайд 13 | Обучающиеся заполняют таблицу в тетрадях, применяя новые знания по теме.
Обучающиеся осуществляют самопроверку, делают выводы. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: общеучебные – умение применять знания; работа с поставленной учебной целью.
Личностные: оценивание усвоенного материала. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Домашнее задание: Прочитать статью учебника «Русские басни», составить вопросы к статьям о М.В. Ломоносове и «Русская басня» Индивидуальное задание: Подготовить сообщение о Копернике и Птолемее. Слайд 14 | Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник, получают инструктаж по выполнению. | Личностные: самоопределение;
Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
Рефлексия (подведение итогов урока) | Учитель организует рефлексию. Поделитесь впечатлениями, которые вы получили во время изучения басен Эзопа и Лафонтена. — Что нового вы узнали о басне? — Кому было интересно? — Что вас удивило? — Будете ли вы рассказывать дома, чему вы сегодня научились? — А кто хотел бы похвалить себя за урок? Я тоже хотела бы вас похвалить, мне понравилось, как вы работали сегодня. Давайте поблагодарим друг друга и подарим друг другу улыбку! |
| Личностные: нравственно-личностное оценивание;
Регулятивные: самооценка, прогнозирование;
Познавательные: рефлексия способов и условий действий;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свою точку зрения. |