М

БОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Рабочая программа элективного курса

«Профессиональное самоопределение»

9 класс

подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2011

Пояснительная записка

Программа профориентационного курса составлена для учащихся 9-ых, предпрофильных классов, на основе факультативного курса «Я и моя профессия», автор Г. Резапкина, программы «Твоя профессиональная карьера», рекомендованной департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Среди теоретиков и практиков нет еди­ного мнения о переходе к профильному обучению. Они сходятся лишь в одном, что в новых условиях перехода России к рынку необходим новый подход к подготовке подрастающего поколения к трудовой дея­тельности. Необходимо сформировать у учащихся способность к успешной социа­лизации в обществе, активной адаптации на рынке труда, необходимо так подготовить школьника, чтобы он осознанно относился к выбору продолжения образования и бу­дущей профессии. Профильное обучение на старшей ступени школы может рассматри­ваться как один из видов обучения, призван­ный помочь профессиональному самоопре­делению учащихся.

Чтобы учащийся смог сделать обоснован­ный выбор профиля обучения, спланиро­вать свой профессиональный и жизненный маршрут, необходимо в течение всего пери­ода обучения в основной и старшей школе оказывать ему

психологическую, педагогическую и информационную поддержку.

В соответствии с целями и задачами предпрофильной подготовки и профильного обу­чения разрабатываются и апробируются разнообразные элективные курсы по многим предметам с учетом интересов и склоннос­тей учащихся, и особое место занимает курс «Профессиональное самоопределение».

Предлагаемый курс по профессиональ­ному самоопределению учащихся рассчи­тан на 34 ч в год (1 ч в неделю), его посеще­ние обязательно.

Для организации изучения данного кур­са можно объединить часы, отводимые на информационную и профориентационную работу, профконсультацию в 9-м классе.

Для более эффективной подготовки уча­щихся к обоснованному выбору профиля це­лесообразно сочетать профильную ориента­цию с профессиональной, т.к. выбор профиля связан с выбором профессии.

Также необходимо учитывать возрастные особенности учащихся в определении форм, методов, приёмов работы в данном направлении.

Основной целью изучения данного кур­са является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессио­нальной деятельности, оптимально соот­ветствующую личностным качествам и запросам рынка труда.

Задачи курса:

  • знакомство со спецификой професси­ональной деятельности и новыми форма­ми организации труда в условиях рыноч­ных отношений и конкуренции кадров;

  • предоставление всесторонней инфор­мации о различных профессиях, о потреб­ностях региона в кадрах, о возможных пу­тях продолжения образования;

  • формирование положительного отно­шения к самому себе, осознания своей ин­дивидуальности;

  • изучение требований, предъявляе­мых профессией к человеку и формирова­ние на их основе способностей.

В процессе преподавания курса использу­ются разнообразные формы организации за­нятий и методы обучения:

  • комбинированный урок,

  • конференция,

  • «круглый стол»,

  • пресс-конференция,

  • индивидуальные и групповые беседы,

  • семинары,

  • описание профессий,

  • дис­пут,

  • дискуссия,

  • конкурс,

  • составление и реше­ние профориентационных кроссвордов.

Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.

Курс рассчитан на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.

Содержание программы

Тема 1. Введение (1 ч)

Цели и задачи курса. Специфика занятий. Профильное обучение в старшей школе. Значение. Правила приема в профильные классы. Предпрофильная подготовка

Тема 2. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (2 ч)

Виды предприятий и форм собственно­сти. Новый тип организации людей в про­изводственной деятельности в условиях рыночной экономики. Кадровое планирова­ние. Занятость населения. Безработица. Встреча с представителями центра заня­тости.

Тема 3. Правила выбора профессии (1ч)

Принципом выбора: «Хочу- — склонности, желания, интересы; «могу — человеческие возможности; «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типич­ные ошибки при выборе профессии.

Тема 4. Отрасли общественного производства (1 ч)

Отрасли экономики. Классификация от­раслей.

Тема 5. Классификация профессий (2ч)

Классификация профессий по предмету, целям, средствам, условиям труда.

Тема 6. Профессиограмма профессий (1 ч)

Требования к составлению профессио- грамм. Профессия. специальность, квалифи­кация.

Тема 7. Многообразие мира профессий (8 ч)

Изучение профессишрамм различных про­фессий. Определение интересов и склоннос­тей учащихся к определенным видам профес­сий. Пути получения изучаемых профессий. Образовательная карта района и области.

Тема 8. Представление о себе и проблеме выбора профессии (2 ч)

Образ Я как система представлений о себе. Самооценка и ее роль в профессио­нальном самоопределение личности. Мето­дика определения уровня самооценки.

Тема 9. Возможности личности в профессиональной деятельности (1 ч)

Понятие профпригодности. Профессио­нально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии. Самовос­питание.

Тема 10. Природные свойства нервной системы (2 ч)

Темперамент, черты характера и их про­явление в профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента.

Тема 11. Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (2 ч)

Виды памяти и их роль в различных ви­дах профессиональной деятельности. Усло­вия развитая памяти. Общее представление о внимании. Наблюдательность. Условия развития внимания. Мышление. Восприя­тие. Выявление и оценка уровня кратковре­менной наглядно-образной памяти, внима­ния, мышления, пространственных пред­ставлений.

Тема 12. Значение здоровья при выборе профессии (1ч)

Учёт состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «благоприятные производственные факторы». Работоспособность. Коррекция движений. Глазомер.

Тема 13. Способности, условия их проявления и развития (2 ч)

Понятие о задатках и способностях лично­сти. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Выяв­ление и оценка различных видов способнос­тей.

Тема 14. Мотивационная сфера (4 ч)

Компоненты мотивационной сферы — по­требности. мотивы, ценностная ориентация. Интерес. Знакомство с понятиями «интере­сы» и «склонности». Формирование потреб­ности адекватно оценивать свои интересы и склонности при выборе профессии. Сущ­ность понятий «мотивы», «ценностные ори­ентации». Условия их формирования. Зна­чение мотивов деятельности и ценностных ориентация в профессиональном самоопре­делении.

Тема 15. Пути получения профессии (2 ч)

Система профессионального образования в России. Экскурсия в начальные професси­ональные образовательные учреждения. Образовательная карта региона.

Тема 16. Моя профессиональная карьера (1 ч)

Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная деятельность и карьера.

Тема 17. Оценка способности школьников к выбору профессии.

Выявление готовности к обоснованному выбору профиля обучения, профессии и дальнейшего образовательного направления.

Тематический план курса

п/п

Наименование темы

Часы

1

Введение

1

2

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

2

3

Правила выбора профессии

1

4

Отрасли общественного производства

1

5

Классификация профессий

2

6

Профессиограмма профессий

1

7

Многообразие мира профессий

8

8

Представление о себе и проблеме выбора профессии

2

9

Возможности личности в профессиональной деятельности

1

10

Природные свойства нервной системы

2

11

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении

2

12

Значение здоровья при выборе профессии

1

13

Способности, условия их проявления и развития

2

14

Мотивационная сфера

4

15

Пути получения профессии

2

16

Моя профессиональная карьера

1

17

Оценка способности школьников к выбору профессии

1

Итого

34

Календарно-тематическое планирование

Дата

занятия

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Введение (1 час)

1.

Цели и задачи курса. Профильное обучение в старшей школе.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу (2 часа)

2.

Виды предприятий и форм собственности.

3.

Кадровое планирование. Занятость населения. Безработица.

Правила выбора профессии (1 час)

4.

Принцип выбора профессии: «хочу-могу надо». Типичные ошибки при выборе профессии.

Отрасли общественного производства (1 час)

5.

Отрасли экономики. Классификация отраслей.

Классификация профессий (2 часа)

6.

Классификация профессий по предмету и целям.

7.

Классификация профессий по средствам и условиям труда.

Профессиограмма профессий (1 час)

8.

Требования к составлению профессиограмм. Профессия, специальность, квалификация.

Многообразие мира профессий (8 часов)

9.

Изучение профессиограмм различный профессий.

10.

Изучение профессиограм различных профессий.

11.

Определение интересов и склонностей учащихся к определенным видам профессий.

12.

Определение интересов и склонностей учащихся к определенным видам профессий.

13.

Пути получения изучаемых профессий.

14.

Пути получения изучаемых профессий.

15.

Образовательная карта района и области.

16.

Образовательная карта района и области.

Представление о себе и проблеме выбора профессии (2 часа)

17.

Образ «Я» как система представлений о себе. Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности.

18.

Определение уровня самооценки у учащихся.

Возможности личности в профессиональной деятельности

(1 час)

19.

Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Самовоспитание.

Природные свойства нервной системы (2 часа)

20.

Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности.

21.

Выявление типа темперамента.

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (2 часа)

22.

Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Наблюдательность. Мышление. Восприятие

23.

Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти, внимания, мышления, пространственных представлений.

Значение здоровья при выборе профессии (1 час)

24.

Учет состояния здоровья при выборе профессии. Работоспособность. Коррекция движений. Глазомер.

Способности, условия их проявления и развития (2часа)

25.

Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей.

26.

Выявление и оценка различных видов способностей.

Мотивационная сфера (4часа)

27.

Компоненты мотивационной сферы- потребности, мотивы, ценностная ориентация.

28.

Знакомство с понятиями «интересы» и «склонности».

29.

Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования.

30.

Значение мотивов деятельности и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении.

Пути получения профессии (2 часа)

31.

Система профессионального образования в России.

32.

Экскурсия в начальные профессиональные образовательные учреждения.

Моя профессиональная карьера (1 час)

33.

Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная деятельность и карьера.

Оценка способности школьников к выбору профессии (1час)

34.

Выявление готовности к обоснованному выбору профиля обучения, профессии и дальнейшего образовательного направления.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Баева И. А. Психология в понятиях, образах, переживаниях (возможности психологического словаря): Учеб пособие для учителя-психолога и ученика. — М.:ЦГО, 1996

  2. Бендюков М, Соломин И., Диалоги о выборе профессий. — СП6.: Рост, 2001.

  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов нд., 1996

  4. Кнебель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу? «Интерэксперт», М., 1996

  5. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. — Ростов н/д. — 1996

  6. Махаева О.А., Григорьева Е.Е.Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. — М.: УЦ «Перспектива», 2002

  7. Пенкрат Л.В. Мотивы выбора профессии. — Минск, 1986

  8. Пиз А. Язык телодвижений. — Нижний Новгород, 1992

  9. Подготовка школьников к выбору профессии в условиях районной и городской служб профориентации (сб. науч. трудов) — под ред. С.Н.Чистяковой, М., 1991

  10. Поляков В.А. Технология карьеры. — М., 1995

  11. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. — М., 1991

  12. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии. — М., 1995

  13. Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. — метод. Пособие 2. — Москва — Воронеж, 1997

  14. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва Воронеж, 1996

  15. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе. II Вопросы психологии, 1996, Ч 1. С. 62-72

  16. Психология популярных профессий / Под ред. Л.А.Головей. — СП6.: Речь, 2003

  17. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии: Научно-популярное издание, — М.:Генезис, 2002

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here