Рабочая программа
Рабочая программа к курсу «Технология» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Ю.Я. ПолуяноваИзобразительное искусство и художественный труд (образовательная система Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова). Новые образовательные стандарты. Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы /Сост. А.Б.Воронцов – 3-е изд. .- М., ВИТА-ПРЕСС, 2012.
Структура документа
-
пояснительная записка:
-
требования к уровню подготовки выпускников
-
содержание тем учебного курса
-
технологии, формы, методы, приёмы обучения
-
литература
-
календарно-тематическое планирование
-
практическая часть
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Технология» направлен на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности. Рабочая программа разработана на основе и в полном соответствии с авторской программой и Образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова направлена на достижение следующих целей и задач:
Цель:
-
Воспитание эстетических чувств, обогащение нравственного опыта, готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство. Развитие общих и художественных способностей ребенка.
Задачи:
-
Расширение представления учеников об источниках замыслов, формирование умения находить среди источников замыслов наиболее интересные;
-
Развитие воображение, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески;
-
Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
-
Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Место предмета в базисном учебном плане
Учебный предмет «Технология» относится к образовательной области «Искусство» Федерального компонента и является обязательным для изучения на первой ступени образования. Программа рассчитана на 33 часа, из расчёта 1 час в неделю.
Требования к уровню подготовки обучающихся
По художественно-творческой изобразительной деятельности должны:
-
иметь представление о взаимосвязи художественного образа и ассоциаций; о простейшем анализе художественного произведения;
-
знать различные способы организации ритма;
-
уметь использовать известные средства художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, контраст);
-
под контролем учителя реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
Наряду с базисными умениями и навыками формируется универсальные учебные действия:
-
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-
проговаривать последовательность действий на уроке;
-
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания инструментов;
-
учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;
-
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
-
устанавливать смысловые и выразительные связи между изображениями;
-
соединять линии, пятна, силуэты, учитывая их мерность в трех градациях.
-
действовать с материалами и инструментами, учитывая мерность по величине, форме, фактуре в трех градациях;
-
осуществлять практические действия по соединению между собой изображений (людей, животных, строений и др.) на рисунках по принципу меры как соотношения величин, форм, цветов и т.д.
-
осуществлять практические действия по соединению между собой частей и деталей разных поделок и объемных форм скульптуры по принципу соотношения величин и форм.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Личностные результаты освоения курса изобразительного искусств
1 . Эмоциональное отношение к окружающему миру;
2. Толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
3. Развитие художественного вкуса и способности к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
4. Способность к художественному познанию мира;
5. Умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Предметные результаты:
максимальный объем содержания учебного курса | |
-ученик научится понимать значение искусства в жизни человека и общества; -воспринимать художественные образы, представленные в произведениях искусства; -различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе; -высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу; -обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; -использовать художественные материалы для реализации своего замысла. | -ученик получит возможность эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); -использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; -моделировать новые образы путем трансформации известных с использованием средств изобразительного искусства.
|
Метапредметные результаты:
1.Регулятивные УУД:
-
Формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
-
Формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
-
Учиться работать по предложенному учителем плану.
-
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
2.Познавательные УУД:
-
Умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры окружающей жизни (архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-
Проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
-
Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
-
Сравнивать и группировать произведения искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
-
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.
3. Коммуникативные УУД:
-
активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
-
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных) художественно-эстетическим содержанием;
-
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
-
Учиться согласованно, работать в группе:
-учиться планировать работу в группе;
-учиться распределять работу между участниками проекта;
-понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
-уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
формы контроля | |
Личностные | фронтальные беседы, анализ работ, самоанализ |
Метапредметные | фронтальные беседы, викторины |
Предметные | практическая и творческая работа |
Характеристика курса
-
Сочетание иллюстративного материала с познавательным и сориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
-
Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
-
Творческая направленность заданий, их разнообразие, учет индивидуальности ученика, дифференциация по уровням возникновения, опора на проектную деятельность.
-
Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
-
Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Содержание тем учебного курса
I полугодие — 16 часов;
II полугодие — 17 часов.
-
Скульптурная лепка (10 ч);
-
Художественное конструирование (10 ч);
-
Архитектура и монументальная живопись (7 ч).
-
Художественное шитье (6 ч)
В данной рабочей программе полностью нашло отражение основное содержание авторской программы, которая предусматривает формирование у школьников и общеучебных умений и навыков. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Данная программа предусматривает использование игровой, проектной и личностно-ориентированной технологий.
Литература
Учебник
-
Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 20__ г. (Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)
Дополнительная литература
-
Упражнения, задания, тесты по изобразительному искусству. Свиридова О.В.-Волгоград: Учитель,2007.
-
Изобразительное искусство: беседы, викторины, конкурсы. Свиридова О.В.-Волгоград: Учитель,2007.
-
Учимся рисовать. Шалаева Г.П.-М.:АСТ: СЛОВО,2010.
-
Евстратова Е.Н., Репин. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
-
Сокровища европейских музеев. Иллюстрированная энциклопедия искусства.- М.: «РООССА», 2011.
№ п/п | Дата прове-дения | Тема урока | Тип и форма урока | Характеристика деятельности | УУД | Методы оценки достижений учащихся | Формы работы | Домашнее задание | Кор- ректи-ровка |
I четверть (9 ч) | |||||||||
1 |
| Беседа по технике безопасности. Скульптурная лепка. | Урок изучения нового материала. |
Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами. Организовывать свою деятельность. Называть освоенные виды деятельности, соотносить их с освоенными умениями. Прогнозировать результат своей деятельности.
Выполнять игровые действия в условиях учебной и игровой деятельности.
Самостоятельно организовывать свою деятельность, использовать различные приемы лепки.
Приемы скульптурной лепки из пластилина (из глины)
Выразительность и характеристика движений человека. Совершенствование приемов лепки.
Эмоциональная характеристика сочетаний цветов.
Строение и свойства бумаги. Превращение плоского в объемное. Работа по схемам. Модель фигурки
Закрепление представления об орнаменте. Работа по предложенному учителем плану.
Технология работы ножницами. Разные приемы вырезания силуэтов округлой, угловатой и смешанной формы.
Использовать умения работать над проектом под руководством учителя. Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Создавать новое изделие на основе образцов. Работа по схемам.
Выразительность и характеристика движений животного. Совершенствование приемов конструирования
Использовать умения работать над проектом под руководством учителя. Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Создавать новое изделие на основе образцов. Работа по схемам.
Технология вырезания по шаблонам. Последовательность операции, точность величины элементов, чистота линий контуров.
Кройка по шаблону. Виды швов. Приемы соединения швами. Петелька.
Вырезание шаблона. Выбор материала.
Раскройка частей картины. Поиск соединения частей. Наклейка. Декор коллажа. Осваивать приемы создания изделия в технике коллажа.
| Личностные 1. Эмоциональное отношение к окружающему миру; 2. Толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; 3. Развитие художественного вкуса и способности к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни; 4. Способность к художественному познанию мира; 5. Умение применять полученные знания в собственной творческой деятельности.
Предметные УУД -ученик научится понимать значение искусства в жизни человека и общества; -воспринимать художественные образы, представленные в произведениях искусства; -различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе; -высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу;
Метапредметные результаты: 1.Регулятивные УУД:
2.Познавательные УУД:
3. Коммуникативные УУД:
-учиться планировать работу в группе; -учиться распределять работу между участниками проекта; -понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; -уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
|
| Групповая |
|
|
2 |
| Динамическая пауза. Экскурсия «В гости к Осени!» | Экскурсия
|
| Фронтальная |
|
| ||
3 |
| Приемы лепки. Скатывание. Раскатывание. Растягивание. Вытягивание. | Урок изучения нового материала.
|
| Групповая |
|
| ||
4 |
| Динамическая пауза. Игра-практикум «Как построить газопровод?» | Игра-практикум |
| Фронтальная |
|
| ||
5 |
| Приемы лепки. Формовка плоскостей. «Цыпленок» | Урок изучения нового материала.
|
| Индивиду-альная |
|
| ||
6 |
| Динамическая пауза. Игра-практикум «Профессии моих родителей» | Игра-практикум |
| Фронтальная |
|
| ||
7 |
| Город Мастеров. Самостоятельная лепка. | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений. |
| Групповая |
|
| ||
8 |
| Динамическая пауза «Строим замок» | Игра-практикум |
|
|
|
| ||
9 |
| Беседа по правилам ТБ при работе с ножницами. Изготовление закладки. | Урок изучения нового материала.
|
| Индивиду-альная |
|
| ||
10 |
| Город Мастеров. Аллея скульптур. | Урок применения знаний на практике. |
| Индивиду-альная |
|
| ||
11 |
| Закладки для книг. Беседа по технике безопасности. Оформление «Хохлома» | Урок изучения нового материала.
|
| Групповая |
|
| ||
12 |
| Закладки для книг. Сказочные цветы из Жостово. | Урок изучения нового материала. |
| Индивиду-альная |
|
| ||
13 |
| Художественное конструирование. Способы превращения плоского в объемное. | Урок изучения нового материала.
|
|
|
|
| ||
14 |
| Превращение плоского в объемное. Работа по схеме. «Котенок» | Урок применения знаний на практике. |
| Групповая |
|
| ||
15 |
| Превращение плоского в объемное. Работа по схеме. | Урок изучения нового материала. |
| Индивиду-альная |
|
| ||
16 |
| Превращение плоского в объемное. Работа по схеме. «Коровка», «Лошадка» | Урок изучения нового материала.
|
| Групповая |
|
| ||
17 |
| Декоративные фигурки и елочные игрушки-животные | Урок изучения нового материала. |
| Индивиду-альная |
|
| ||
18 |
| Конструирование декоративных фигурок «Лебедь» | Урок применения знаний на практике. |
| Групповая |
|
| ||
19 |
| Оживи Котенка, Лошадку или Коровку. | Урок изучения нового материала. |
| Индивиду-альная |
|
| ||
20 |
| Конструирование из листового материала способом складывания «Корзиночка» | Урок изучения нового материала.
|
|
|
|
| ||
21 |
| Архитектура. Декоративный фриз. «Сказочный город» | Урок изучения нового материала. |
| Групповая |
|
| ||
22 |
| Проект «Сказочный город» Замысел. Заготовка материала. | Урок изучения нового материала. |
| Групповая |
|
| ||
23 |
| «Сказочный город» Шаблоны. Основа фриза. | Урок изучения нового материала. |
| Групповая |
|
| ||
24 |
| «Сказочный город» Вырезание по шаблонам. | Урок применения знаний на практике. |
| Групповая |
|
| ||
25 |
| «Сказочный город» Что происходит в сказочном городе? | Урок изучения нового материала. |
| Групповая |
|
| ||
26 |
| «Сказочный город». Оформление зданий и силуэтов фигур | Урок применения знаний на практике. |
| Групповая |
|
| ||
27 |
| Защита проекта «Сказочный город» | Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений. |
| Индивиду-альная |
|
| ||
28 |
| Художественное шитье. Беседа по технике безопасности. | Урок изучения нового материала. |
| Групповая |
|
| ||
29 |
| Художественное шитье. Виды швов. | Урок изучения нового материала. |
| Индивиду-альная |
|
| ||
30 |
| Художественное шитье. Подушечка для иголок и булавок. | Урок изучения нового материала. |
| Групповая |
|
| ||
31 |
| Художественное шитье. Оформление изделия. | Урок применения знаний на практике. |
| Индивиду-альная |
|
| ||
32 |
| Коллаж из ткани «Калейдоскоп». | Урок изучения нового материала. |
| Групповая |
|
| ||
33 |
| Коллаж из ткани «Калейдоскоп». Завершение работы. | Урок применения знаний на практике. |
| Индивиду-альная |
|
|