ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе и программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.
Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.
Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.
Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.
В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.
Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 9 классе:
1. На основе сформированного в 5–8 классах представления о литературе как виде искусства выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры, научить понимать её внутренние законы и применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений «массовой культуры».
2. На основе понимания «языка» литературы как вида искусства совершенствовать умения и навыки школьников в анализе литературного произведения как объективной художественной реальности.
3. Выработать представления о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о месте русской литературы в мировом литературном процессе, определить на основе принципа историзма диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох, сформировать представление об историко-литературном процессе.
4. Совершенствовать навыки грамотной устной и письменной речи.
5. Развивать потенциальные творческие способности школьников.
Главной целью литературного образования в 9 классе является изучение историко-литературного процесса в России XIX века, овладение элементами историко-функционального анализа шедевров родной литературы. В центре анализа – отражение жизни на страницах русской классики.
Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.
Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией Т. Ф. Курдюмовой литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач: систематизации сведений по теории литературы, формированию общего представления о логике развития русской литературы, усвоению теоретических понятий, связанных с осмыслением связей искусства и жизни. Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.
С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.
Курс рассчитан на 102 часа.
Формой контроля, предусмотренной курсом, являются письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.
Программа рассчитана на 102 часа, в том числе для проведения уроков развития речи – 7 часов. В связи с тем, что два урока выпадают на праздничные дни , будет проведено 100 часов. Уроки 98-99 и 101-102 будут объединены и проведены 18.05.2015г. и 21.05.2015г.
Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:
1. Курдюмова, Т. Ф. Литература : программа для общеобразовательных учреждений. 5–11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. – М. : Дрофа, 2009.
2. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 9 класс : учебник-хрестоматия :
в 2 ч. / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2009.
3. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 9 класс : методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2009.
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
1. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, 2009.
2. Крутецкая, В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9–11 классы / В. А. Крутецкая. – М. : Литера, 2010.
3. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5–9 классов / О. Н. Харитонова. – М. : Феникс, 2010.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
– электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);
– репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);
– репетитор «Литература» (весь школьный курс);
– программа «Домашний репетитор».
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:
-
приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
-
формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
-
развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
-
воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
-
воспитание культуры речи учащихся.
Устно:
-
Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
-
Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
-
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
-
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).
-
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).
-
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно:
-
Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.
-
Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
-
Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
-
Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
-
Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
-
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.
В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:
чтение и восприятие
-
прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
-
воспроизвести их конкретное содержание,
-
дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка
-
анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
-
особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
-
род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
-
выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
-
обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
-
объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
чтение и речевая деятельность
-
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
-
давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
-
писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
-
писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
-
писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
-
выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе, таким образом, должны стать:
-
обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;
-
ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;
-
оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;
-
ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.
Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:
-
начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;
-
факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
-
глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
-
уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
-
качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).
Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.(Требования даются в соответствии с методическими рекомендациями МО РФ.)
Учебно-тематический план.
Кол-во часов | |
1.Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека. | 1 |
2.Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. | 7 |
3. Особенности русской литературы XVIII века. Литература эпохи Просвещения. Классицизм. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Сентиментализм как литературное направление. | 12 |
4.Русская литература XIX века. Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур в истории литературы эпохи. Совершенство поэтического мастерства поэтов «золотого» века. | 58 |
5.Русская литература 20 века. Богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема Родины и ее судьбы. | 24 |
ИТОГО | 102 |
тематическое планирование
Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Элементы до- образования | Требования к уровню обучающихся | Вид конт- | Домашнее задание | Дата проведения | ||
п л а н | ф а к т | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Вводный (1 час) | ||||||||||
1 | Шедевры русской литературы | 1 | Объяснение нового мате- | Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции. Гуманистический, гражданский пафос Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе | Самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы | Знать: роль литературы в духовной жизни России. Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе обсуждения произведения | Организация совместной | Презентации с применением ИКТ | 1.09 |
|
Древнерусская литература (7 часов) | ||||||||||
2 | Истоки и начало древнерусской | 1 | Объяснение нового мате- | Патриотический пафос, поучительный характер. Истоки и начало древ-нерусской литературы, | Свободная работа с текстами; владение монологической | Уметь: дать обзорную | Организация совместной | Презентации с применением ИКТ | 2.09 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| Многообра-зие жанров |
| риала | христианско-православные корни. Многообразие жанров | и диалогичес-кой речью | ностях и значении «Слова…» – замечательного | учебной деятельности |
|
|
|
3–4 | «Слово о полку Игореве». Открытие, издание и композиция «Слова…» | 2 | Объяснение нового мате- | Открытие «Слова…» Вопрос о времени создания и об авторстве. Историческая основа, сюжет. Стихотворный перевод. Роль памятника в судьбах русской культуры | Самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы | Знать: историческую Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж произведения, вырази- | Беседа, проб- | Презентации с применением ИКТ | 4.09
8.09 |
|
5–6 | Образ русской земли
Образы рус- | 2 | Объяснение нового мате- | Жанр художественного произведения, образы русских князей, идеальный образ русской женщины, фольклорные традиции, своеобразие авторского стиля | Свободная работа с текстами, | Знать: историческую Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж произведения; вырази- | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 9.09
11.09 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| ских князей. «Золотое |
|
|
| информации | тельно читать отрывок |
|
|
|
|
7 | Символика «Слова», своеобразие авторского стиля. Переводы и переложения произведения | 1 | Систематизация ЗУН | Жанр, образы русских князей, идеальный образ русской женщины, фольклорные традиции, своеобразие авторского стиля, символика | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | Знать: историческую Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж произведения, вырази- | Организация совместной учебной деятельности | С. 29–30 | 15.09 |
|
8 | Тест по теме «Древне- | 1 | Контроль ЗУН по теме | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Извлечение | Знать: материал по теме «Древнерусская литература», технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом
| Беседа, проб- |
| 16.09 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Литература XVIII века (12 часов) | ||||||||||
9 | Классицизм как литера- | 1 | Комбинированный | Понятие о классицизме, происхождение термина, причины возникновения, время господства, социальная почва классицизма, основные правила. Авторы и произведения русских и зарубежных писателей. Жизнь, личность, судьба, поэтическая и реформаторская деятельность | Извлечение | Знать: характерные черты классицизма и особенности русского классицизма; основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного направления. Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа произведения | Организация совместной | Презентации с применением ИКТ | 18.09 |
|
10 | М. В. Ломо-носов. Жизнь и творчество. Жанр оды. Средства создания образа идеального монарха | 1 | Объяснение нового мате- | Вопросы по повторению, повторение понятия об оде. Знакомство с особенностями композиции, выразительное чтение, беседа по содержанию. Черты классицизма в оде. Прославление родины, науки и просвещения в произведениях поэта | Работа с раз- | Знать: общие сведения о М. В. Ломоносове как реформаторе русского языка, поэте и писателе, понятие жанра оды. Уметь: воспринимать | Организация совместной | С. 42, читать и анализировать | 22.09 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
11 | Г. Р. Державин. Жизнь и творчество. Традиция и новаторство в поэзии. Жанры поэзии. Тема поэта и поэзии. «Памятник» | 1 | Объяснение нового мате- | Время и история создания, оригинальность «Памятника». Выразительное чтение стихотворения. Словарная работа. Мысли о долге и назначении поэта, заслугах, прочности славы. Сравнение оды Горация и перевода Державина | Свободная работа с текстами, на заданную | Знать: общие сведения Уметь: показать отличительные черты оды Дер- | Беседа, проб- | С. 52–54, читать и анализировать | 23.09 |
|
12 | Г. Р. Державин. Философская проблематика произведений. Взгляды на поэта и поэзию, гражданский | 1 | Систематизация ЗУН | История создания, жанр. Выразительное чтение. Беседа по содержанию. Особенности оды. Сочетание классицизма и новаторских черт, возвышенного с обыденным. Гражданский пафос лирики | Свободная работа с текстами, на заданную | Знать: общие сведения Уметь: показать отличие оды Державина «Фелица» от од М. Ломоносова; использовать различные формы изученных художественных произведений; сопоставлять про- | Организация совместной | С. 52–54, читать и анализировать | 25.09 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| ние несправедливости |
|
|
|
| в процессе обсуждения произведения |
|
|
|
|
13 | Творчество Д. И. Фонви- зина | 1 | Объяснение нового мате- | Слово о жизни и творчестве драматурга. Сатирическая направленность комедии. Герои | Свободная работа с текстами, на заданную | Знать: общие сведения о жизни и творчестве Д. И. Фонвизина, текст комедии «Недоросль». Уметь: показать проблему образования и воспитания в комедии | Твор- | Презентации с применением ИКТ | 29.09 |
|
14 | История создания пьесы «Недоросль», ее сценическая судьба. Обзор содержания | 1 | Объяснение нового мате- | История создания пьесы; проблематика. Обзор содержания. Чтение по ролям. Классицизм в драматическом произведении | Свободная работа с текстами, на заданную | Уметь: рассуждать на тему «Проблемы образования и воспитания в комедии “Недоросль” и в современном обществе»; поль- | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 30.09 |
|
15 | Анализ текста пьесы и подтекста | 1 | Комбинирован-ный | Анализ системы образов. Сообщения учащихся об отрицательных героях. Чтение по ролям | Владение монологической | Уметь: рассуждать на тему «Проблемы образования и воспитания в комедии “Недоросль” и в со- | Беседа, проб- | Индивидуал задания
| 2.10 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| важных |
|
| (последнее явление). Резкое противопоставление позиций Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума |
| временном обществе»; использовать сведения в процессе изучения художественного текста |
| ствии |
|
|
16 | Представление о характерах персонажей и их | 1 | Комбинированный | Вопросы на повторение. Сообщения учащихся о положительных | Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | Знать: содержание пьесы, черты классицизма. Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения; обращаться к форме монологической речи в процессе анализа произведения | Организация совместной | Презентации с применением ИКТ | 6.10 |
|
17 | Жизнь и творчество | 1 | Комбинированный | Происхождение термина, причины возникновения, время господства, основные черты. Авторы и их произведения. Жизнь, личность, судьба Н. М. Карамзина | Свободная работа с текстами, на заданную | Знать: понятие о сентиментализме; биографию и творчество Карамзина как писателя и историка. Уметь: воспринимать и анализировать повесть «Бедная Лиза» | Фронтальный опрос. Само-стоя-тельная работа | С. 81–83, читать и анализировать | 7.10 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
18 | Литератур-ное направление – сентимен-тализм. Повесть | 1 | Комбинированный | Сентиментализм произведения как литературное направление. Комментированное чтение повести. Сообщения | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную | Знать: понятие о сентиментализме; биографию Уметь: воспринимать | Организация совместной | Читать и пересказывать | 9.10 |
|
19 | Н. М. Карамзин – историк. «История государ-ства Россий-ского» – главный труд писателя | 1 | Комбинированный | Основные черты сентиментализма. Анализ «Истории государства Российского» как исторического произведения. Смысл названия | Свободная работа с текстами, на заданную | Уметь: выделять характерные черты сентиментализма в произведениях русской литературы; пользоваться различными видами справочной литературы; комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать | Беседа, проб- | Задания по выбору учителя в соответ-ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся | 13.10 |
|
20 | Тест по теме «Литература XVIII века» | 1 | Контроль ЗУН по теме | Определение уровня изученного материала, проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Извлечение | Знать: материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом | Организация совместной |
| 14.10 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
|
|
|
|
|
|
| деятельности |
|
|
|
Русская литература XIX века (58 часов) | ||||||||||
21 | А. С. Грибо- едов. Жизнь и творчество | 1 | Объяснение нового материала | Человек и его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Романтизм в русской культуре. Лекция | Свободная работа с текстами, на заданную | Знать: биографию Уметь: выявить смысл названия комедии; комментировать изученное произведение и доказательно оценивать | Фронтальный опрос. Само-стоя-тельная работа | Презентации с применением ИКТ | 16.10 |
|
22 | А. С. Грибо- едов. Комедия «Горе от ума». Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги | 1 | Комбинированный | Время и история создания комедии. Коммен-тированное чтение | Создание устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей | Знать: содержание пьесы, уметь построить устную характеристику Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в ходе обсуждения | Организация совместной | Читать | 20.10 |
|
23 | А. С. Грибо- едов. Смысл названия | 1 | Систематизация | Конфликт в драматическом произведении. Основные этапы разви- | Создание письменных высказываний. Выбор | Уметь: составлять срав-нительную характеристику героя; сопоставлять | Фронтальный | Задания по выбору учителя | 21.10 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| и проблема ума в ко- |
| ЗУН | тия действия. Участни-ки социально-политического конфликта | и использова-ние выразительных средств | и оценивать поступки | опрос. Само-стоя-тельная работа | в соответ-ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся |
|
|
24 | А. С. Грибо- едов. Чацкий и фамусовская Москва | 1 | Систематизация ЗУН | Многочисленность фамусовского общества | Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств | Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: составлять сравнительную характеристику героя; сопоставлять и оценивать поступки персонажей | Беседа, проб- | Анализ | 23.10 |
|
25 | Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин | 1 | Комбинированный | Сведения о Чацком до появления на сцене. Анализ образа Чацкого по плану (проверка домашнего задания). Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина. Составление таблицы | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | Знать: основные черты классицизма и реализма. Уметь: применять знания в работе с текстом художественного произве- | Организация совместной | Выучить монологов Чацкого (по выбору обучающегося) | 27.10 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
26 | А. С. Грибо- едов. Мастерство драматурга в создании характеров. Женские образы комедии. Образ Софьи | 1 | Систематизации ЗУН | Беседа по содержанию. Анализ образа Софьи. Интерпретация образа Софьи в русской критике. Беседа о других женских образах комедии | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную | Знать: содержание пьесы, черты классицизма. Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и пробле- | Беседа, проб- | Презентации с применением ИКТ | 28.10 |
|
27 | А. С. Грибо- едов. «Открытость» финала пьесы, его нравствен-но-философ-ское звучание. Черты классицизма и реализма | 1 | Комбинированный | Повторение теоретических сведений о классицизме и реализме. Беседа о чертах классицизма и реализма в комедии. Вывод об особенностях жанра. Новаторство драматурга | Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств | Знать: содержание пьесы, черты классицизма. Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и пробле- | Беседа, проб- | Задания по выбору учителя в соответ-ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся | 30.10 |
|
28 | А. С. Грибо- едов. Образность и афорис- | 1 | Комбинированный | Беседа об особенностях языка комедии. Работа с критической статьей «Мильон терзаний» | Свободная работа с текстами художественных произведений | Знать: содержание пьесы, черты классицизма. Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и пробле- | Организация совместной |
| 10.11 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| ее языка |
|
|
|
| матику произведения | деятельности |
|
|
|
29 | А. С. Грибо- едов. Анализ комедии в критическом этюде И. А. Гончарова «Мильон | 1 | Комбинированный | Конфликт в драматическом произведении. Основные этапы развития действия. Участники социально-политического конфликта. | Свободная работа с текстами художественных произведений | Знать: содержание пьесы, черты классицизма. Уметь: развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный Владеть: основными | Беседа, проб-лемные задания | Индивидуальные сообщения | 11.11 |
|
30 | Тест по теме боедов» | 1 | Контроль ЗУН по теме | Определение уровня изученного материала Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Извлечение | Знать: материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом | Организация совместной |
| 13.11 |
|
31 | Литература ХIХ века. Романтизм как литературное направ- | 1 | Объяснение нового мате- | Понятие о романтизме. Национальные особенности романтизма, его представители. Стихотворение «Невыразимое» | Извлечение | Знать: приемы систематизации материала. Уметь: устно и письменно излагать мысли на заданную тему | Твор- | Презентации с применением ИКТ | 17.11 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
32 | В. А. Жуковский. Жизнь и творчество. Черты романтизма в лирике поэта. Тема человека и природы на примере баллады «Светлана» | 1 | Комбинированный | Черты романтизма в лирике В. А. Жуковского. Краткий очерк жизни поэта. Чтение и анализ стихотворений «Вечер», «Море». Жуковский – переводчик | Свободная работа с текстами художественных произведений | Знать: основные сведения о жизни и творчестве В. А. Жуковского. Уметь: находить народные обычаи в балладе «Светлана»; использовать диалог в процессе ана- | Фронтальный опрос. Само-стоя-тельная работа | Выучить наизусть отрывок из баллады по выбору обучающегося | 18.11 |
|
33 | А. С. Пушкин. Жизнь и творчество | 1 | Комбинированный | Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, прозе, драматургии. Вступительное слово учителя. Основные периоды в жизни и творчестве А. С. Пушкина. Сообщения учащихся: «Москва в жизни А. С. Пушкина», «Лицей в жизни | Пушкин и европеизация русской культуры | Знать: основные факты жизни и творчества писателя; необходимые теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: комментировать изученные ранее произведения А. С. Пушкина и доказательно их оценивать; использовать сведения по теории литературы в процессе оценки текста | Беседа, проб- | Задания по выбору учителя в соответ- | 20.11 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
|
|
|
| ческим данным и творчеству А. С. Пушкина. Чтение наизусть стихотворений поэта |
|
|
|
|
|
|
34 | А. С. Пушкин. Образно-стилистическое богатство | 1 | Систематизация ЗУН | Взгляды поэтов на за- | Раскрыть многообразие понимания свободы поэтом: свобода художника, политическая свобода, личная свобода. Проследить, как удается поэту воплотить в стихотворении образ друга, возлюбленной. Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина с Библией, Кораном | Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; пользоваться различными видами справочной литературы | Беседа, проб- | Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося | 24.11 |
|
35 | А. С. Пушкин. Поэма «Цыганы». Черты | 1 | Систематизация ЗУН | Трагизм мировосприятия и его преодоление. Художественно-изобразительные средства. | Сопоставительный анализ | Знать: содержание изуча- емого произведения. Уметь: анализировать | Организация совместной | Задания по выбору учителя в соответ- | 25.11 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| романтизма. Образ главного героя. Смысл финала поэмы |
|
| Ритмическая характе- |
| жественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | учебной деятельности | ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся |
|
|
36 | А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии | 1 | Систематизация ЗУН | Взгляды поэтов на задачи поэзии и поэта в жизни общества. Философская лирика, анализ лирического стихотворения. Нравственная проблематика трагедии | Сопоставительный анализ с произведениями Байрона | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; обращаться к ди-алогу в процессе обсуждения произведения | Фронтальный опрос. Само-стоя-тельная работа | Индивидуальные сообщения | 27.11 |
|
37 | А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции | 1 | Комбинированный | Творческая история романа. Особая форма стихотворной строфы. Сюжет. Особенности жанра и композиции романа в стихах | Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; учитывать позицию автора при анализе и оценке произведения | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 1.12 |
|
38 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». | 1 | Комбинирован- | Эпиграф. Лирический герой. Лирические отступления. Отраже- | Извлечение | Знать: систему образов | Организация совмест- | Читать | 2.12 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| Единство |
| ный | ние в романе социаль-ного, бытового и куль-турного уклада русской жизни начала ХIХ века. Проблема человека и культурной среды | из справочной литературы | строфы. Уметь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа | ной | Онегин» |
|
|
39 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений | 1 | Комбинированный урок | Лирические отступления. Проблема человека и культурной среды. Художественные особенности. Образ читателя и его значение в романе. Общечеловеческие и философские проблемы романа | Извлечение | Знать: систему образов Уметь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 4.12 |
|
40 | А. С. Пушкин. Образ Онегина и тип «лишнего человека» в русской литературе | 1 | Комбинированный | Сюжет. Понятие лишний человек. Лирический герой. Общечеловеческие и философские проблемы романа. Трагические аспекты характера Онегина. Сюжет романа и темы лирических отступлений | Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа | Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Организация совместной | Задания по выбору учителя в соответ-ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся | 8.12 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
41 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Онегин и Ленский | 1 | Комбинированный | Отражение в романе | Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа | Знать: систему образов Уметь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа; комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать | Организация совместной | Творческая работа | 9.12 |
|
42 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна как «милый идеал» Пушкина | 1 | Комбинированный | Нравственная цельность характера Татьяны. Беседа по содержанию романа. Анализ образа Татьяны. Сопоставительная характеристика Татьяны и Ольги с опорой на таблицу | Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа | Знать: содержание изуча- емого произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Организация совместной | Учить | 11.12 |
|
43 | А. С. Пушкин. «Евге- | 1 | Комбиниро- | Проблема человека | Извлечение | Уметь: аргументированно формулировать свое | Организация | Учить | 15.12 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| ний Онегин». Тема любви и долга |
| ванный | Художественные особенности. Общечеловеческие и философские проблемы романа. Трагические аспекты характера Онегина. Нравственная цельность характера Татьяны | информации | отношение к прочитанному произведению; обращаться к форме диалогической и монологической речи в процессе анализа и обсуждения произведения | совместной | письмо Онегина |
|
|
44 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Нравственно-фило- софская проблематика произведения | 1 | Комбинированный | Общечеловеческие | Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; харак- | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 16.12 |
|
45 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Проблема | 1 | Комбинированный | Работа над теоретическими понятиями: сюжет, образ автора, лирические отступления. Тематика и роль лирических отступлений | Извлечение | Знать: систему образов Уметь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа | Организация совместной | Презентации с применением ИКТ | 18.12 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
46 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа | 1 | Комбинированный | Чтение наизусть одного из лирических отступлений. Повторение понятия о реализме. Картины природы в романе. Особенности онегинской строфы | Определить суть споров современников Пушкина и современной критики о главных героях романа | Знать: систему образов Уметь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа | Организация совместной | Презентации с применением ИКТ | 22.12 |
|
47– 48 | Р/р. Классное сочинение по творчеству | 2 | Комбинированный | Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Пушкина на творчество поэтов последующих поколений, формирование | Выбор и использование выразительных средств языка с коммуника- | Знать: общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные направления). Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров | Само-стоя-тельная | Анализ | 23.12
25.12
|
|
49 | Тест по теме | 1 | Контроль ЗУН по теме | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Извлечение | Знать: материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом | Тренинг, практикум |
| 29.12 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
50 | Литература ХIХ века. Реализм как литературное направление | 1 | Объяснение нового мате-риала | Характеристика русской прозы, журналистики, критики ХIХ века. Реализм как литературное направление. | Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем рус-ской литера- | Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы XIX века. Уметь: использовать | Беседа, проблемные задания | С. 193– 196, читать и анализировать | 30.12 |
|
51 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики | 1 | Комбинированный | Основные темы и мотивы в лирике М. Лермонтова, анализ лирического произведения, взгляды поэта на назначение поэзии. Особенности лирического героя | Значение поэта для мировой и русской куль- туры | Знать: основные факты жизни и творчества Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения | Организация совместной | Презентации с применением ИКТ | 12.01 |
|
52 | М. Ю. Лермонтов. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его | 1 | Комбинированный | Образ поэта в лермонтовской лирике, анализ лирического произведения, взгляды поэта | Свободная работа с текстами, на заданную | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной | Выучить наизусть стихотворение (по выбору обучающегося) | 13.01 |
|
53 | М. Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике | 1 | Комбинированный | Тема родины в лирике М. Лермонтова, анализ лирического произве- | Знать: содержание произведений поэта. Уметь: аргументированно формулировать свое | Организация совместной | Выучить | 15.01 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
|
|
|
| на назначение поэзии. |
| отношение к прочитанному произведению | учебной деятельности | (по выбору обучающегося) |
|
|
54 | М. Ю. Лермонтов. Природа и человек в философской | 1 | Комбинированный | Философская лирика М. Лермонтова, анализ лирического произведения, взгляды поэта на назначение поэзии. | Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Организация совместной |
| 19.01 |
|
55 | М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего вре-мени». Жанр социально-психологического романа. Образы | 1 | Комбинированный | Жанр социально-психологического романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Образы повествователей. Печорин в системе мужских образов романа. | Свободная работа с текстами, на заданную | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою | Организация совместной | Задания по выбору учителя в соответ-ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся | 20.01 |
|
56 | М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего вре-мени». Осо- | 1 | Комбинированный | Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей. «Герой нашего | Определить суть споров | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 22.01 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| бенности |
|
| в системе образов романа. Литературная критика об образе Печорина | критики о главных героях | турного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою; использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе произведения | деятельности |
|
|
|
57 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». | 1 | Комбинированный | Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе мужских образов романа. Литературная критика об образе Печорина. Определение жанра | Свободная работа с текстами, на заданную | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 26.01 |
| |
58 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Тема любви и женские образы в романе | 1 | Комбинированный | Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 27.01 |
|
59 | М. Ю. Лермонтов. Нравствен- | 1 | Комбинированный | Жанр социально-психологического романа. Нравственная пробле- | Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем рус- | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать | Организация совместной | Презентации с применением ИКТ | 29.01 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| ская проблематика произведения, проблема судьбы |
|
| ратурная критика | ской литера- | определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою | учебной деятельности |
|
|
|
60 | Р/р. Подго-товка к сочинению по роману «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова | 1 | Комбинированный | Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Лермонтова на творчество поэтов последующих поколений, формирование литературного процесса | Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Выявление «сквоз- ных» тем и ключевых проблем русской литера- туры | Знать: основные теоретические понятия, содержание изученных произведений. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров | Беседа, проб- |
| 2.02 |
|
61 | Тест по теме | 1 | Контроль ЗУН по теме | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Извлечение | Знать: материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом | Тренинг, практикум |
| 3.02 |
|
62 | Н. В. Гоголь. Жизнь | 1 | Комбинирован- | Расширение представ-ления о личности писателя, его творческом | Показать осо-бенности построения худо- | Знать: основные факты жизни и творчества | Беседа, проб-лемные | С. 226– 228, читать и ана- | 5.02 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
|
|
| ный | пути и художественном мире. Связь творчества с фольклором, своеобразие языка. Фантастика и реальность в произведениях. Гоголевское «двоемирие» | жественного | Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения | задания | лизиро- |
|
|
63 | Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». История замысла, жанр и композиция поэмы | 1 | Комбинированный | Определить своеобразие композиции поэмы. Наличие большого количества внесюжетных элементов, подчиненная роль сюжета. «Микросюжеты» и их роль в поэме. Описания, их роль. Многообразие тематики и пафоса авторских отступлений | Выявление «сквоз- ных» тем и ключевых проблем русской литера- туры | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою | Организация совместной | Презентации с применением ИКТ | 9.02 |
|
64– 65 | Н. В. Гоголь. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Мес- то Чичикова | 2 | Комбинированный | Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации. Обобщающее значение образа Чичикова, своеобразие его характера. Своеобразие гоголев-ского комизма. Соот- | Свободная работа с текстами, | Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 10.02
12.02 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| в системе образов |
|
| ношение сатиры и юмора. Образ повествователя, повествователь | на заданную | литературы |
|
|
|
|
66– 67 | Н. В. Гоголь. Образы помещиков и чиновников и средства их создания | 2 | Комбинированный | Своеобразие композиции поэмы. Мир вещей в поэме «Мертвые души». Русь «мертвая» и Русь «живая». Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации, | Свободная работа с текстами, на заданную | Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы; обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 16.02
17.02 |
|
68 | Н. В. Гоголь. Место в сюжете поэмы «Повести о Мокии | 1 | Комбинированный | Своеобразие композиции поэмы. Наличие большого количества внесюжетных элементов, подчиненная роль сюжета. «Микросюжеты» и их роль в поэме. Многообразие тематики и пафоса авторских отступлений. Свое- | Свободная работа с текстами, на заданную | Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы; использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе и оценке произведения | Организация совместной | Задания по выбору учителя в соответ-ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся | 19.02 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
|
|
|
| комизма. Соотношение сатиры и юмора. Образ повествователя, повествователь и автор |
|
|
|
|
|
|
69 | Н. В. Гоголь. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги | 1 | Комбинированный | Русь «мертвая» и Русь «живая». Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации. Соотношение сатиры и юмора. Образ повествователя, повествователь и автор | Выявление «сквозных» тем и ключевых проблем рус- туры | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою | Организация совместной | Презентации с применением ИКТ | 24.02 |
|
70 | Р/р. Подготовка к сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» | 1 | Комбинированный | Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Лермонтова на творчество поэтов последующих поколений, формирование | Выбор и использование выра- | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров; активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы | Беседа, проб- |
| 26.02 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
71 | Тест по теме | 1 | Контроль ЗУН по теме | Определение уровня изученного материала. Тематический контроль знаний, умений, | Извлечение | Знать: материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: комменти-ровать текст | Тренинг. Практикум |
| 2.03 |
|
72 | Философское понимание мира Ф. И. Тют- | 1 | Комбинированный | Знакомство с основны- ми этапами жизненного и творческого пути поэта, с особенностями мировосприятия Тютчева. Философские основы произведений поэта. Основные темы поэзии. Способы раскрытия в любовной лирике драматических переживаний человека. Сопоставление текстов, особенности поэтики | Тютчев и европейская лирика второй половины ХIХ века, зарождение символизма. А. Рембо | Знать: основные этапы жизненного и творческого пути Ф. И. Тютчева; общую характеристику Уметь: показать основные особенности поэтического языка поэта; использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры при анализе и оценке произведения | Беседа, проблемные задания | Учить наизусть стихотворение (по выбору обучающегося) | 3.03 |
|
73 | Лирика сова | 1 | Комбинированный | Знакомство с основными этапами жизни | Журнальная полемика вокруг поэзии Некрасова. Творчество | Знать: жизнь и творчество Н. А. Некрасова; тема- Уметь: показать тему народного страдания в ли- | Организация совместной | Учить | 5.03 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
|
|
|
| Н. А. Некрасова; некрасовской лирики; соотношение гражданственности и искусства; поэтизация жертвенности; поэтическая декларация; связь с русским фольклором; сказовый стиль произведений. Художественные особенности и своеобразие идейного содержания лирики поэта | в русской критике второй половины XIX века | рике Н. А. Некрасова; | деятельности | обучаю- |
|
|
74– 75 | Любовь | 2 | Комбинированный | Знакомство с основны- ми этапами жизненного и творческого пути И. С. Тургенева, его художественным миром. Нравственные проблемы в повести. Свое- | Психологизм и лиризм И. С. Тургенева | Знать: понятие художественная деталь, содержание повести «Первая Уметь: характеризовать | Организация совместной | Анализ | 10.03
12.03 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
76 | Слово о Л. Н. Тол- стом. Обзор содержания автобиогра- | 1 | Комбинированный | Основные этапы жизненного и творческого пути Л. Н. Толстого. и патриотизма солдат | Извлечение | Знать: жизнь и творчество Л. Н. Толстого, понятия диалектика души, автобиографическая трилогия. Уметь: давать характеристику героям, выявлять проблематику литературного произведения; комментировать и доказательно оценивать произведение | Беседа, проб- | Задания по выбору учителя в соответ-ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся | 16.03 |
|
77 | Особенности поэтики Л. Н. Толстого в повести «Юность». «Диалектика души» и чистота нравственного чувства | 1 | Комбинированный | Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути Л. Н. Толстого. «Диалектика души» и чистота нравственного чувства в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную | Знать: жизнь и творчество Л. Н. Толстого, понятия диалектика души, автобиографическая Уметь: давать характе- | Беседа, проблемные задания | Анализ эпизодов | 17.03 |
|
78 | Комическое и трагичес- | 1 | Комбиниро- | Общественно-политическая жизнь 80–90-х | Жанр рассказа и искусство | Знать: жизнь и творчество А. П. Чехова, понятие | Организация | Презентации с при- | 19.03 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| кое в прозе Чехова. в футляре» |
| ванный | годов XIX века. Роль творчества А. П. Чехова. Личность и судьба писателя. Особенности художественного миро- | европейской | подтекста, отличия комического и сатирического текстов. Уметь: писать рецензию на один из лирико-драматических рассказов | совместной | менением ИКТ |
|
|
Литература XX века (24 часа) | ||||||||||
79 | Образы Родины, природы, откровения души лирического | 1 | Комбинированный | Понятие об особенностях поэтического мира, музыкальности прозы И. А. Бунина. Откровения души лирического героя в стихотворениях поэта | Извлечение | Знать: основные сведения о жизни и творчестве И. А. Бунина. Уметь: характеризовать основные образы лирики | Организация совместной | Учить наизусть стихотворение (по выбору обучающегося) | 30.03 |
|
80 | М. Горький. Автобиогра- | 1 | Комбиниро- | Знакомство с биографией и особенностями | Свободная работа с текстами, | Знать: основные сведения о жизни и творчестве | Организация | Анализ | 31.03 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| фическая |
| ванный | творческого пути | с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную | М. Горького, обзорно автобиографическую трилогию «Мои университеты». Уметь: давать характе- | совместной |
|
|
|
81 | Творчество А. Блока. Женские образы в лирике поэта | 1 | Комбинированный | Показать эволюцию творчества А. Блока, своеобразие любовного чувства лирического героя, своеобразие реализации темы России в лирике Блока | Традиции средневековой поэзии и поэзии Возрождения | Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века, основные этапы Уметь: выделить художественные образы | Организация совместной | Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося | 2.04 |
|
82 | С. Есенин и его судьба. Тема Родины и тема любви в лирике Есенина | 1 | Комбинированный | Эволюция творчества С. Есенина, тематика и проблематика лирики. Слово о Есенине и его судьбе. Эмоциональность и философская глубина поэзии | Имажинизм. «Ключи Марии». Эстетическая программа поэта | Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века, основные этапы Уметь: выделить художественные образы | Организация совместной | Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося | 6.04 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
83 | В. В. Мая- | 1 | Комбинированный | Знакомство с личностью, мировоззрением | Анализ позитивной программы футуристов, реализация ее принципов | Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века, основные этапы Уметь: выделить художественные образы в ли- | Беседа, проб- | Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося | 7.04 |
|
84 | Поэзия | 1 | Комбинированный | Знакомство с личностью, мировоззрением | Понятие лирической новеллы, средства художественной выразительности прозы и поэзии | Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века, основные этапы Уметь: выделить художественные образы | Организация совместной | Учить наизусть стихотворение по выбору обучающегося | 9.04 |
|
85 | Р/р. Анализ самостоя- | 1 | Практическая работа | Проверка сформированности навыка анализа лирического произве- | Анализ произведения с точки зрения эстетической цен- | Уметь: анализировать | Организация совместной |
| 13.04 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
86 | Комедия М. А. Булга-кова «Мертвые души» по поэме | 1 | Комбинированный | Идейный замысел, | Свободная работа с текстами, на заданную | Знать: теоретический материал о сатире. Уметь: показать актуальность комедии Булгакова; письменно выражать свое мнение; участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою | Беседа, проб- | Задания по выбору учителя в соответ-ствии с уровнем подготовленности обучаю-щихся | 14.04 |
|
87 | К юбилею М.А.Шолохова. Жизнь и творчество. Гуманизм шолоховской прозы | 1 | Комбинированный | Знакомство с личностью, мировоззрением | Сопоставить художественный мир М. Шолохова и В. Некрасова в изображении будней | Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: показать значение образа героя рассказа «Судьба человека», выявить роль пейзажных | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 16.04 |
|
88 | М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиции. | 1 | Комбинированный | Роль композиции и сюжета в раскрытии авторского видения проблемы человеческого в человеке. Гуманистическое звучание произведения, художественное | Свободная работа с текстами, | Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: самостоятельно анализировать рассказ «Судьба человека»; | Организация совместной | Анализ | 20.04 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
| Проблема нравственного выбора. |
|
| мастерство писателя. Психологическая точность и доброжелательность повествования | информации на заданную | с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения |
|
|
|
|
89 | Р.р.Подготовка к сочинению по произведению М.А. Шолохова «Судьба человека» | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
|
| 21.04
|
|
90- 91 | А. И. Солжени-цын. Слово о писателе. «Как жаль», «Матренин двор». Автобиографическая основа рас-сказа. Образ глав-ной героини | 2 | Комбинированный | Знакомство с лично-стью, мировоззрением | Самостоятельная работа с текстами, с дополнительной литературой, поиск необходимой информации на заданную тему | Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: выявлять авторскую позицию | Беседа, проб- |
|
23.04
27.04
|
|
92 | Р.Р.Развёрнутый ответ на вопрос «Образ русской женщины в пр-ии «Матрёнин двор» | 1 |
|
|
|
|
|
| 28.04 |
|
93 | Стихотворения А. Твардовского | 1 | Комбинированный | Тема памяти в творчестве А. Твардов-ского. Историзм и публицизм стихотворений и поэм | Свободная работа с текстами, | Знать: основные этапы жизни поэта, лирику о войне. Уметь: вырази-тельно читать стих-я | Организация сов-местной | Презентации с применением ИКТ | 30.04 |
|
Продолжение табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
|
|
|
|
| на заданную | отстаивать свою |
|
|
|
|
94 | Русская В. М. Шукшина «Ванька Тепляшин» | 2 | Комбинированный | Понятие своеобразия | Сравнение литературного процесса, его особенностей в России и европейских странах. Национальные особенности | Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: показать особенности творчества В. Шукшина на примере рассказа «Ванька Тепляшин» | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 5.05 |
|
95 | В. П. Астафьев. «Царь-рыба» | 1 | Комбинированный | Гуманистическое звучание произведения, художественное мастерство писателя. Краткий | Свободная работа с текстами, на заданную | Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: показать нравственные проблемы в произведении В. Астафьева «Царь-рыба»; участвовать в диалоге | Беседа, проб- | Индивидуальные сообщения | 7.05 |
|
96– 97 | Нравственные проблемы в повести | 2 | Комбинированный | Композиционное и жанровое своеобразие повести. Различные психологические типы персонажей повести | Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: показать проблемы, которые ставит писатель в повести «Деньги для Марии»; определять род и жанр произведения | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 12.05
14.05 |
|
Окончание табл.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
98– 99 | Смысл названия пьесы А. В. Вампилова «Старший сын» | 2 | Комбинированный | Раскрыть идейное звучание произведения, художественное мастерство писателя, показать традиции и новаторство драматургии А. В. Вампилова | Свободная работа с текстами, на заданную | Знать: основные этапы жизни и творчества Уметь: показать художественные особенности и идейное своеобразие пьесы «Старший сын» | Организация совместной | Индивидуальные сообщения | 18.05
19.05 | 18.05
18.05 |
100 | Поэзия | 1 | Комбинированный | Раскрыть единство | Знать: понятие поэзия «оттепели», основных авторов этого времени. Уметь: выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения | Организация совместной | Презентации с применением ИКТ | 21.05 | 19.05 | |
101 | Тест по теме «Литература XX века» | 1 | Контроль ЗУН по теме | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Извлечение необходимой информации из справочной литературы | Знать: материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом | Тренинг, практикум |
|
| 21.05 |
102 | Итоговый урок.«Золо-той век русской литературы» | 2 | Комбинированный | Обобщить изученное по теме, систематизировать материал, совершенствовать навык письменной речи учащихся | Уметь создавать сочинения разных жанров на литературные темы | Уметь: писать рецензии на прочитанные произведения на литературные | Презен- тации уч-ся, выступления | Презентации с применением ИКТ |
| 21.05 |
Ресурсное обеспечение программы
Для учителя.
-
Золотарева И.В., Корнеева М.С. и др. Поурочные разработки по литературе.9 класс.- М.: Вако, 2004
-
Журнал « Литература в школе».
-
Литература. Приложение к газете «Первое сентября».
-
Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
-
Фогельсон И.А. Литература учит. — М., 1998.
-
Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. — М., 2002.
-
Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.5-9 классы
-
Мультимедиа энциклопедия.
-
Литература. Библиотека электронных наглядных пособий. ООО «Физикон» ООО «Дрофа» Зинина Е.А. Теория литературы в таблицах.
Для учащихся.
-
Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.
-
Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
-
Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.
-
Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.
-
Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе 9 класс. – М., 2000.
-
Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. — М., 2002.
-
Фогельсон И.А. Литература учит. — М., 1998.
-
Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.
ИНТЕРНЕТ-ресурсы по литературе
Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit.1september.ru/
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru
ВiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки http://www.bibliogid.ru
Виртуальный музей литературных героев http://www.likt590.ru/project/museum/
В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л.О. Красовской http://skolakras.narod.ru
Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru
Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru
Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия http://www.foxdesign.ru/legend/
Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru
Слова: поэзия Серебряного века http://slova.org.ru
Стихия: классическая русская / советская поэзия http://litera.ru/stixiya/
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru
Писатели и литературные произведения
Академик Дмитрий Сереевич Лихачев http://likhachev.lfond.spb.ru
Белинский Виссарион Григорьевич http://www.belinskiy.net.ru
Булгаковская энциклопедия http://www.bulgakov.ru
Герцен Александр Иванович http://www.gercen.net.ru
Гоголь Николай Васильевич http://www.nikolaygogol.org.ru
Гончаров Иван Александрович http://www.goncharov.spb.ru
Грибоедов Александр Сергеевич http://www.griboedow.net.ru
Добролюбов Николай Александрович http://www.dobrolyubov.net.ru
Достоевский Федор Михайлович http://www.dostoevskiy.net.ru
Жуковский Василий Андреевич http://www.zhukovskiy.net.ru
Лев Толстой и «Ясная Поляна» http://www.tolstoy.ru
Карамзин Николай Михайлович http://www.karamzin.net.ru
Крылов Иван Андреевич http://www.krylov.net.ru
Куприн Александр Иванович http://www.kuprin.org.ru
Лермонтов Михаил Юрьевич http://www.lermontow.org.ru
Островский Александр Николаевич http://www.ostrovskiy.org.ru
Некрасов Николай Алексеевич http://www.nekrasow.org.ru
Пушкин Александр Сергеевич http://www.aleksandrpushkin.net.ru
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович http://www.saltykov.net.ru
Толстой Лев Николаевич http://www.levtolstoy.org.ru
Тургенев Иван Сергеевич http://www.turgenev.org.ru
Тютчев Федор Иванович http://www.tutchev.net.ru
Фонвизин Денис Иванович http://www.fonvisin.net.ru
Чернышевский Николай Гаврилович http://www.chernishevskiy.net.ru
Чехов Антон Павлович http://www.antonchehov.org.ru
Произведения для заучивания наизусть.
-
Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).
-
М.В.Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (отрывок по выбору учащихся).
-
Г. Р. Д е р ж а в и н. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).
-
А, С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).
-
А. С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…» (по выбору учащихся).
-
Евгений Онегин (отрывок по выбору учащихся, например «Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»).
-
М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. «И скучно и грустно». Родина. Пророк. Молитва (по выбору учащихся).
-
А. Блок. «Ветер принес издалека…». «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…» (на выбор).
-
С. А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…». «Не жалею, не зову, не плачу…». «Разбуди меня завтра рано…». «Отговорила роща золотая…» (по выбору учащихся).
-
B. В. Маяковский. Люблю (отрывок).
-
М. И. Цветаева. «Идешь, на меня похожий…». «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору учащихся).
-
Н.А.Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…». «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание (по выбору).
-
А. А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…». «Что ты бродишь неприкаянный…». Муза. «И упало каменное слово…» (по выбору).
-
А.Т.Твардовский. Весенние строчки. «Я убит подо Ржевом…» (отрывок).
-
Произведения для внеклассного чтения.
-
Повесть временных лет.
-
Д. И. Ф о н в и з и н. Бригадир.
-
Стихотворения М.В.Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К.Н.Батюшкова, Е. А. Баратынского.
-
А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.
-
Н. М. Карамзин. История государства Российского.
-
А. С. П у ш к и н. Стихотворения. Борис Годунов. Маленькие трагедии.
-
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.
-
Н. В. Гоголь. Петербургские повести.
-
А. Н. Островский. Пьесы.
-
Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И.Тютчева, А. А.Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.
-
И. С. Тургенев. Первая любовь. Стихотворения.
-
Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.
-
Ф. М.Достоевский. Белые ночи.
-
А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.
-
И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.
-
М. Го р ь к и й. Мои университеты.
-
Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В.В.Маяковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. I Твардовского, Н. М.Рубцова, ЕА. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Б.А. Слуцкого, И.А Бродского и др.
-
М. А. Булгаков. Рассказы.
-
Повести и рассказы Н.С.Лескова, В. В. Га р шин а, Г.И.Успенского, М.А.Шолохова, Ю.В.Трифонова, В. П.Астафьева.
-
Исторические произведения А.Н.Толстого, Ю.Н.Тынянова, М.Алданова, М. А. Осоргина, К.Г.Паустовского и др.
-
Сатирические произведения А.Т.Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Искандера и др.
-
Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.
-
Пьесы А. В. Вам лилова, В. С. Розова.
-
Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.
Из зарубежной литературы
1.У. Шекспир. Комедии и трагедии.
2.Ж.-Б. Мольер. Комедии.
3.Дж. Г. Байрон. Стихотворения.
4.О. де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.