Рабочая программа
по технологии
для 1 – 4 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы — Т.М. Геронимус), составленной в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта, утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004.
Программа соответствует Основной образовательной программе и Учебному плану МБОУ СОШ №8 с. Большесидоровского.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов технологии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.
ЦЕЛИ
-
Освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
-
Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления;
-
Овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности;
-
Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;
-
Умение выделять признаки и свойства предмета;
-
Умение высказывать суждения на основе сравнения качеств предметов;
-
Практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии (труду) является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки.
Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета технология являются:
-
практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-
применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-
применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. В программу включено новое содержание – обучение работе на компьютере, что позволяет развивать у младших школьников начальные умения использования различных информационных технологий.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КУРСА
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные
-
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
-
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
-
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
-
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
-
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
-
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
-
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные
-
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
-
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
-
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
-
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
-
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
-
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
-
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
-
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
-
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные
-
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
-
Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
-
Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
-
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
-
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 203 часа для обязательного изучения технологии на ступени начального образования, из них в 1 классе – 33ч, во 2 классе – 34ч, в 3 – 4 классе – по 68 часов.
Формы образовательных технологий:
-
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
-
Технологии организации проектной деятельности;
-
Групповая работа
-
Современные информационные технологии
-
Технологии проблемно-диалогового общения
Основное содержание предмета
Учимся размышлять
1. Принимаем участие в коллективном обсуждении конструкции, рассматривая образец изделия в сборе.
Сравниваем технический рисунок и эскиз развертки с образцом изделия, различаем на графических изображениях линии контура, разреза внутри контура, линии сгиба, размерные и выносные.
Самостоятельно подсчитываем габаритные размеры по имеющимся частным, определяем величину необходимой заготовки. Ищем зависимость размеров конусообразной детали от величины части используемого круга.
2. Коллективно обсуждаем технологию изготовления изделия, обосновывая выбор и чередование операций, заменяем трудоемкие операции на более простые без ущерба для качества работы.
3. Перечисляя необходимый инструментарий, выделяем правила безопасной работы, требующие их соблюдения на конкретном уроке.
Различаем рабочие части у инструментов: грифель у карандаша, тонкая грань у фальцовки, грань со шкалой у линейки, полотно с режущим краем у ножа и ножниц, острие у иглы и булавки, щетинка у кисточки, игла у шила.
Обосновываем план оснащения рабочего места.
4. Осознанно выбираем для изготовления изделий материалы: коробочный, переплетный и цветной картон, коленкор, ледерин, цветная бумага для аппликаций, глянцевая календарная бумага, бархатная бумага.
Белая, набивная и гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, тесьма «вьюнок», катушечные нитки № 40 и, 50, мулине.
Силикатный клей, ПВА, резина, полимерная пленка, природные минеральные материалы: ракушки, скорлупа яиц.
-
Исследуем изменения линейных размеров и прочности бумаги при намокании.
-
Устанавливаем основные технологические этапы изготовления бумаги в промышленности.
Готовимся к практической работе
-
Самостоятельно размещаем на рабочем месте в нужном порядке с соблюдением правил хранения колющие и режущие инструменты. Проверяем их исправность.
-
В зависимости от используемого материала оборудуем места санитарно-гигиеническим инвентарем и приспособлениями.
-
Читаем графическую и словесную инструкционную карту, проверяем соответствие размеров заготовки габаритным размерам деталей на эскизе.
Учимся выполнять новые операции
-
Вырезаем по разметке ножом окно в картонной заготовке.
-
Прокалываем картон шилом.
-
Выполняем рицовку на картоне.
-
Окантовываем картон бумажными полосами.
-
Склеиваем дугообразный край сектора в «фунтик».
-
Наклеиваем разглаженные соломинки встык на кальку.
-
Пришиваем пуговицы в прокол.
-
Пришиваем швом через край тесьму и сутаж.
-
Окрашиваем ткань гуашевой краской по трафарету.
-
Вышиваем тамбурным швом.
-
Наматываем нитяной кокон на резиновую основу.
-
Плетем плоские и объемные изделия из одиночных бумажных полос.
-
Окрашиваем бумагу набрызгом.
-
Наклеиваем мельчайшие кусочки лоскутной мозаики (прищипываем)
1 класс
1 четверть (9 ч):
• Урок-экскурсия “Красота окружающей природы”.
• Плоская аппликация из семян на картонной основе.
• Композиция из засушенных соцветий на открытке.
• Тематические аппликации из засушенных листьев “Лес после дождя”, “Подводное царство”, “Бабочки на лугу”.
• Работа с бумагой. Правила складывания оригами. Поделки “Собачка”, “Кот”.
• Оригами. Поделки “Мышка”, “Рыбка”.
• Окрашивание бумаги “Клякса”. Гофрированная бабочка из самостоятельно окрашенной бумаги.
• Плоские бумажные аппликации с небольшими мозаичными фрагментами.
• Многоцветные резаные мозаичные аппликации сложного контура: “Петушок”, “Рыбка”.
2 четверть (7 ч):
• Картонный поднос-сет, украшенный переводными картинками.
• Именные карточки для стола с аппликациями.
• Ребристые елочные игрушки: “Шар”, “Груша”, “Яблоко”.
• Гнутые елочные игрушки из квадратов “Самоцвет”.
• Ажурные изделия из складной заготовки “Снежинка”.
• Подвеска из яичной скорлупы “Фонарик светлячка”.
• Снеговик из ватных шариков, обсыпанных блестками.
3 четверть (9 ч):
• Бумажная аппликация из рваных деталей “Лес зимой”.
• Поролоновый игольник.
• Сервировочная салфетка с бахромой и мережечной дорожкой.
• Вышивка швом “вперед иголку” по мережечной дорожке.
• Автомобиль и другие игрушки из спичечных коробков.
• Гараж-ракушка из плотной бумаги.
• Игрушки из картонных трубочек: “Баба-Яга”.
• Игрушки из картонных трубочек: “Пушка”, “Солдатик”.
• Бумажный плетеный коврик с каймой.
4 четверть (8 ч):
• Выпуклая аппликация “Утренний цветок”.
• Выпуклая аппликация “Ваза с цветами”.
• Пасхальные сувениры: роспись скорлупы фломастером.
• Пасхальные сувениры: украшение скорлупы резаной мозаикой.
• Игрушки из объемных природных материалов: “Совенок”, “Мышонок”.
• Игрушки из природных материалов: “Бабочка”, “Петушок”, “Бычок”.
• Работа с природными материалами: “Лесная поляна”.
• Вертушка.
2 класс
1 четверть (9 ч):
• Аппликация из целых и рассеченных листьев на картоне.
• Объемные игрушки из природных материалов.
• Композиции из семян.
• Складная коробка для отходов.
• Оригами. “Лебедь и утка”.
• Оригами. “Цветы”.
• Обрывная аппликация “Дельфин”.
• Объемная аппликация “Рыбка”.
• Мозаика из обрывных кусочков.
2 четверть (8 ч):
• Аппликация из геометрических фигур “Ежик”.
• Объемная аппликация “Аквариум”.
• Аппликация с использованием симметричных изображений.
• Игрушки из бумажных полосок.
• Елочная подвеска из гнутых полос.
• Объемные ребристые игрушки из повторяющихся деталей.
• Новогодние подвески из конуса.
• Композиция на тему “Мастерская Деда Мороза”.
3 четверть (10 ч):
• Швы: “вперед иголку”, “стебельчатый”.
• Салфетка, вышитая стебельчатым швом.
• Швы: “вперед иголку”, “через край”.
• Однослойная прихватка.
• Однослойная прихватка (отделка работы).
• Мартинички – человечки из ниток.
• Мартинички – человечки из ниток (декор работы).
• Куколки-головки из целой яичной скорлупы.
• Пасхальные сувениры из скорлупы.
• Праздничная открытка “Зайчик”.
4 четверть (7 ч):
• Игрушки из спичечных коробков.
• Игрушки из спаренных спичечных коробков.
• Игрушки из “киндер-сюрпризов”.
• Изготовление записной книжки.
• Декоративная отделка записной книжки.
• Пришивание пуговиц. Панно на основе пришитых пуговиц.
• Творческая работа “Художественные образцы из готовых форм”.
3 класс
1 четверть (18 ч):
• Приемы складывания коробки с крышкой. Складная “коробка-матрешка”.
• Экскурсия. Сбор природных материалов.
• Правила хранения природных материалов.
• Правила приклеивания и сушки листовых природных материалов. Настенное панно из листьев “Каркуша”.
• Приемы создания фактурной поверхности на картонной заготовке для будущей аппликации.
• Соотношение окраски лицевой и изнаночной поверхностей. Аппликация “Букет”.
• Приемы обработки соломки. Правила подбора заготовок по цвету, блеску, направлению волокон.
• Плоские аппликации из разглаженной соломки.
• Разновидности плоских мозаичных аппликаций. “Прищипанные” аппликации.
• “Прищипанные” аппликации. Приемы отрывания и наклеивания “лепестков” аппликации.
• Выпуклые аппликации. Поздравительная открытка.
• Двойная поздравительная открытка с объемными цветами. Разметка на глаз.
• Прорезная (ажурная закладка). Правила чтения эскиза.
• Лабораторное занятие “Производство бумаги. Свойства бумаги”.
• Приемы разметки одинаковых деталей на складной заготовке. Изделие “Друзья на празднике”.
• Приемы вырезания внутренних углов. “Друзья на празднике” (продолжение работы).
• Переплетные работы. Папочка-игольница.
• Переплетные работы. Папочка-игольница (продолжение работы).
2 четверть (13 ч):
• Раскрашивание бумаги под мрамор.
• Приемы закрепления краски на поверхности, на бумаге.
• Картонный поднос-сет, украшенный мраморной бумагой и блестками.
• Фигурки из бумажных салфеток. Простой и двойной конусы.
• Использование готовых форм (картонных цилиндров) как опоры для игрушки.
• Елочная подвеска “Фонтанчик”.
• Правила разметки циркулем. Приемы склеивания конуса. Елочная подвеска “Колокольчик”.
• Приемы разметки по линейке и угольнику. Елочная подвеска “Жар-птица”.
• Особенности операции нарезания сложенной вдвое заготовки. Приемы разметки по линейке.
• Прямоугольные прорезные изделия. Ажурный фонарик.
• Ажурная гирлянда.
• Прием фигурного обтягивания круга нитью по зубчатому краю. Елочная подвеска “Зимнее солнышко”.
• Правила вырезания заготовки по внутреннему контуру. “Полумаска” с кружевами.
3 четверть (18 ч):
• Деление круга на секторы складыванием. Приемы склеивания дугообразного края в фунтик.
• Изделия из рассеченных кругов. “Цветок-булавочница”.
• Изделия из рассеченных кругов. “Ежик”.
• Изделия из рассеченных кругов. “Ежик” (продолжение работы).
• Петельный шов.
• Приемы вырезания деталей с отверстием внутри. Игольница в форме сердечка.
• Игольница в форме сердечка (продолжение работы).
• Происхождение шерстяных тканей, их свойства.
• Приемы пришивания пуговиц в прокол.
• Работа с текстильными материалами. Грелка на чайник.
• Грелка на чайник (продолжение работы).
• Разметка на полимерных материалах. Мартишоры “Цветы из кругов”.
• Мартишоры “Цветы из кругов” (продолжение работы).
• Приемы использования обрезков старых ниток. Колобок из помпона.
• Колобок из помпона (продолжение работы).
• Приемы продавливания линий сгиба фальцовкой. Приемы разметки на просвет.
• “Папочка для вкусностей” (кулинарных рецептов).
• Изгибание заготовки в двух плоскостях. “Лепестковые цветы”.
4 четверть (17 ч):
• Приемы использования старых обрезков цветной бумаги. “Веселые струйки”.
• Варианты аппликации на гнутой поверхности. Декоративные настольные куклы из цилиндра.
• Объемные игрушки из природных материалов: “Путешественницы”, “Бедная Баба Яга”, “Веселые медвежата”.
• Приемы подготовки яичной скорлупы к работе. Аппликация из дробленной яичной скорлупы.
• Игрушки из нитяного ажурного кокона. Технология изготовления ажурного нитяного кокона. Отделка кокона бумажными деталями.
• Практика работы на компьютере (12 ч):
– Информационные технологии.
– Знакомство с компьютером. Компьютеры в школе.
– Правила поведения в компьютерном классе. Экскурсия в компьютерный класс.
– Основные устройства компьютера: монитор, системный блок, клавиатура, мышь.
– Включение и выключение компьютера. Рабочий стол на экране компьютера. Практическая работа.
– Запуск программы. Завершение выполнения программы. Практическая работа.
– Компьютерная графика. Графические редакторы.
– Основные операции при рисовании. Практическая работа.
– Создание рисунков. Практическая работа.
– Компьютерная анимация.
– Компьютерное проектирование.
– Компьютерные игры.
4 класс
1 четверть (18 ч):
• Экскурсия в парк за природными материалами. Сортировка и закладка на хранение собранного материала.
• Объемные игрушки из природных материалов: “Райская птичка”, “Папа и сыночек”, “На отдыхе”, “Лесные строители”.
• Работа с соломкой. Приемы изгибания на фальцовке деталей из распластанной соломы.
• Выпуклая аппликация из соломки “Бабочка”. Приемы окрашивания деталей “набрызгом”.
• Игрушки из нескольких помпонов. Связывание нескольких помпонов в цепочку.
• Игрушки из нескольких помпонов “Совенок”. Жесткое соединение помпонов шпилькой.
• Ребристая упаковка для объемного подарка “Секретик”. Деление окружности на три части циркулем.
• Переплетные работы. Правила сшивания деталей в три приема. “Тетрадка-малышка”.
• Виды картона, происхождение, свойства. Приемы соединения деталей скобами. Блокнот для записей.
• Приемы склеивания части круга в конус. “Лягушонок-озорник” из бумажных конусов.
• Правила безопасного резания тонкого металла. Приемы сгибания металлических полос.
• Подсвечник из металлической банки.
• Фигурки из бумажных салфеток: “Лилия”, “Шляпа кардинала”, “Королевская мантия”.
• Выпуклые плетеные изделия. Плетеный браслет.
• Приемы склеивания кожаных и текстильных деталей. “Сумочка-сюрпризница”.
• Переплетные работы. Конструктивные элементы книги. Устройство составной переплетной крышки. “Папочка-игольница”.
• Складные изделия со щелевым замком. Раскладной конверт.
• Складные изделия со щелевым замком. Подарочный конверт с аппликацией.
2 четверть (14 ч):
• Виды текстильных материалов: ткань, нитки, тесьма, лента. Швы.
• Работа с текстильными материалами. Склеивание деталей полиэтиленом. Однослойная прихватка.
• Однослойная прихватка. Декоративная отделка изделия.
• Особенности шитья изделий шарообразной формы из ткани.
• Работа с текстильными материалами. “Браслет-булавочница”.
• “Браслет-булавочница”. Дизайн изделия.
• Некоторые разновидности термопластов. Свойства поролона.
• Игрушки из поролона.
• Елочное украшение “Складная звезда”.
• Елочная подвеска “Золотая рыбка”.
• Приемы деления круга на четыре части складыванием. Приемы склеивания конусов.
• Подвеска из конусов “Петрушка”.
• Правила изготовления ажурного нитяного кокона. Приемы отделки коконов.
• Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона “Сова”.
3 четверть (19 ч):
• Приемы подвижного соединения деталей. Динамическая игрушка “Зайчик-попрыгунчик”.
• Динамическая игрушка “Зайчик-попрыгунчик”. Декоративная отделка изделия.
• Технология получения папье-маше на неразрезанной упругой форме. Отделка работы жесткими деталями.
• Копилка из папье-маше на резиновой форме “Поросенок”.
• Папье-маше. Копилка “Поросенок”. Декоративная отделка работы.
• Нитяной кокон. Приемы разрезания кокона пополам, уплощения отдельных участков.
• Конфетница из половины нитяного ажурного кокона.
• Работа с искусственной кожей. Кожаный брелок для ключей.
• Приемы разметки по шаблону, на просвет и по выкройке. “Кармашек для мелочей”.
• “Кармашек для мелочей”. Декоративная отделка изделия.
• Работа с картоном, бумагой и лентой. Подвес для прищепок “Обезьянка”.
• Подвес для прищепок “Обезьянка”. Декоративная отделка изделия.
• Работа с текстильными материалами. Ремонт одежды. Штопка.
• Устройство лобзика. Правила заправки пилки в лобзик. Приспособления для выпиливания. Приемы пиления. Разметка фигурок, выпиливание.
• Фигурки из пенопласта на подвижном подвесе “Лебединое озеро”.
• Пенопластовые фигурки “Лебединое озеро”. Декоративная отделка изделия.
• Игрушка из полуфабрикатов “Японка”.
• Игрушка из полуфабрикатов “Японка”. Декоративная отделка изделия.
• Общественно полезный труд. Правила подготовки изделия к демонстрации на выставке.
4 четверть (17 ч):
• Основные устройства компьютера. Правила поведения в компьютерном классе.
• Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Практическая работа.
• Файлы и папки (каталоги).
• Операции с файлами и папками. Практическая работа.
• Компьютерное письмо.
• Правила клавиатурного письма. Практическая работа.
• Операции при создании текстов. Практическая работа.
• Оформление текстов. Практическая работа.
• Организация текстов. Практическая работа.
• Создание печатных публикаций.
• Иллюстрации, схемы и таблицы в публикациях. Практическая работа.
• Создание электронных публикаций.
• Гиперссылки в публикациях.
• Звуки, видео и анимация в электронных публикациях.
• Поиск информации.
• Поисковые системы. Поисковые запросы.
• Сохранение результатов поиска.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню подготовки обучающихся
По результатам практической работы на компьютере выпускники начальной школы должны знать (понимать):
• основные источники информации;
• назначение основных устройств компьютера;
• правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;
Обучающиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
• поиска необходимой информации;
• изменения и создания при помощи компьютера простых информационных объектов.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
-
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
-
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
-
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
-
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
-
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
-
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
-
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
-
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
-
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
-
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
-
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
-
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
-
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
-
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
-
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
-
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
-
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
-
Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
-
Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
-
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
-
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
1-й класс
К окончанию обучения по курсу “Технология” в 1-м классе обучающиеся должны знать:
• что такое деталь как составная часть изделия;
• что такое конструкция;
• что конструкции бывают однодетальными и многодетальными;
• что такое неподвижное соединение деталей;
• виды материалов – природные, искусственные (бумага, картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;
• последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
• способы разметки: сгибанием, по шаблону;
• способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
• виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
• название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;
• правила безопасности труда;
• правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
• правила организации рабочего места.
Обучающиеся должны уметь:
• наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
• различать материалы и инструменты по их назначению;
• различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
• качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея;
• эстетично и аккуратно оформлять изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой и ее вариантами;
• использовать для сушки плоских изделий пресс;
• безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
• выполнять правила культурного поведения в общественных местах.
Обучающиеся должны владеть общетрудовыми умениями:
• под контролем учителя рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом;
• с помощью учителя проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом по шаблону, образцу, рисунку;
• при поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.
2-й класс
К окончанию обучения по курсу “Технология” во 2-м классе обучающиеся должны знать:
• названия материалов, ручных инструментов, приспособлений, предусмотренных программой;
• правила:
– безопасности труда при работе с ручным инструментом;
– разметки по шаблонам, линейке, угольнику с применением циркуля;
– сгибания бумаги и картона по линиям разметки;
– резания ножом с помощью пальцев и линейки;
• приемы соединений (разъемные, не разъемные).
Обучающиеся должны уметь:
• соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
• составлять план предстоящей работы;
• обрабатывать ручными инструментами различные материалы;
• изготавливать по образцу, графическим изображениям поделки и другие полезные предметы из различных материалов;
• экономно расходовать материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям, оборудованию.
Обучающиеся должны владеть общетрудовыми умениями:
• под руководством учителя читать графическую инструкционную карту, сравнивать ее данные с образцом изделия;
• самостоятельно:
– размещать на рабочем месте инструменты индивидуального пользования, приспособления, санитарно-гигиенический инвентарь, проверять исправность инструментов;
– выбирать заготовки нужного размера, цвета, фактуры.
3-й класс
К окончанию обучения по курсу “Технология” в 3-м классе обучающиеся должны знать:
• названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, ткани);
• простейшие способы достижения прочности конструкций;
• последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
• линии чертежа;
• правила безопасной работы с канцелярским ножом;
• технику выполнения косой строчки, ее варианты, назначение.
Обучающиеся должны уметь:
• соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
• под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
• читать простейшие чертежи (эскизы) разверток;
• соблюдать последовательность выполнения разметки развертки (от габаритов – к деталям) и выполнять ее с помощью контрольно-измерительных инструментов;
• выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж;
• изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
• подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
• выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа;
• оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами.
Обучающиеся должны владеть общетрудовыми умениями:
• с помощью учителя искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем;
• самостоятельно:
– размещать на рабочем месте в нужном порядке с соблюдением правил хранения колющие и режущие инструменты, проверять их исправность;
– читать графическую и словесную инструкционную карту, проверять соответствие размеров заготовки габаритным размерам деталей на чертеже.
4-й класс
К окончанию обучения по курсу “Технология” в 4-м классе обучающиеся должны знать:
• правила культуры труда;
• названия изученных материалов, инструментов и приспособлений, их назначение;
• правила безопасного труда при работе колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;
• правила планирования и организации труда;
• способы и приемы обработки материалов, предусмотренных программой;
• основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота).
Обучающиеся должны уметь:
• соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
• составлять план предстоящей работы;
• обрабатывать ручными инструментами различные материалы;
• изготавливать по образцу, графическим изображениям поделки и другие полезные предметы из различных материалов;
• определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления или выбранных самостоятельно изделий;
• подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий;
• эстетично оформлять изделия.
Обучающиеся должны владеть общетрудовыми умениями:
• с помощью учителя:
– выбирать темы для практических и проектных работ;
– искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем;
• самостоятельно:
– разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их;
– распределять обязанности в группе;
– организовывать рабочее место и подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления в соответствии с разработанным проектом;
– экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
-
качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
-
степень самостоятельности,
-
уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» – ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходует материалы, работа аккуратная.
«4» – ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка
«3» – ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.
Список литературы
Основная:
-
Литература для учащихся:
-
Геронимус Т.М. Технология. 1 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА]
-
Геронимус Т.М. Технология. 2 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА]
-
Геронимус Т.М. Технология. 3 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА]
-
Геронимус Т.М. Технология. 4 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА]
-
Геронимус Т.М. Я все умею делать сам. 1 класс: Рабочая тетрадь
-
Геронимус Т.М. Я все умею делать сам. 2 класс: Рабочая тетрадь
-
Геронимус Т.М. Я все умею делать сам. 3 класс: Рабочая тетрадь
-
Геронимус Т.М. Я все умею делать сам. 4 класс: Рабочая тетрадь
-
-
Литература для учителя:
-
Программа «Трудовое обучение. Школа мастеров. 1-4 кл»
-
Геронимус Т.М. Уроки технологии в 1 классе: Методическое пособие
-
Геронимус Т.М. Уроки технологии во 2 классе: Методическое пособие
-
Геронимус Т.М. Уроки технологии в 3 классе: Методическое пособие
-
Геронимус Т.М. Уроки технологии в 4 классе: Методическое пособие
Дополнительная:
-
Геронимус Т.М. Учебный комплект по труду для 1-4 кл. — АСТ-Пресс, 1997
-
Геронимус Т.М. Бумажное царство. Тетрадь. — АСТ-Пресс, 1997
-
Геронимус Т.М. Учимся мастерить. Тетрадь. — АСТ-Пресс, 1997
-
Геронимус Т.М. Мои помощники — инструменты. Тетрадь. — АСТ-Пресс, 1997
-
Геронимус Т.М. Справочник маленького мастера. Неразъемная тетрадь. — АСТ-Пресс, 1997
-
Геронимус Т.М. Правила безопасной работы на уроках труда. — АСТ-Пресс, 1997
-
Геронимус Т.М. Серебряная паутинка. — АСТ-Пресс, 1997
-
Геронимус Т.М. Набор инструкционных карт. — АСТ-Пресс, 1997
-
Геронимус Т.М. Мастерская трудового обучения в 1-4 кл. Методические рекомендации. — Новая школа, 1994; Арктоус, 1996
-
Геронимус Т.М. Альбом чертежей приспособлений для оборудования мастерской трудового обучения в 1-4 кл. — Новая школа, 1994; Арктоус, 1996
-
Геронимус Т.М. 150 уроков труда. Методические рекомендации к планированию занятий. — Новая школа, 1994; Арктоус, 1996
-
Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием: Методическое руководство по использованию комплекта учебников-тетрадей по тркдовому обучению в школе 1 – 3 и 1 – 4. — АСТ-Пресс, 1998
Тематическое планирование по трудовому обучению 2 класс
Тема | Дата | ОУУН | Повторение | |
| Волшебная глина. Лепка из глины с использованием традиционных приёмов изготовления керамических сосудов | 07.09 | Готовить рабочее место для труда, слушать учителя | ТБ на уроках труда |
| Встречаем золотую осень. Украшаем симметричным орнаментом из засушенных цветов и листьев силуэтов изделий из бумаги, картона | 14.09 | Умение довести работу до конца Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности всего класса | Правила поведения в природе |
| Золотая соломка Аппликация из соломки | 21.09 | Оценивать учебные действия по образцу оценки учителя | Виды деревьев, растений |
| Аппликация из соломки | 28.09 | Выполнять основные правила гигиены учебного труда | Хвойные и лиственные деревья |
| Ветряк дует всяк. Объёмное конструирование из бумаги и картона модели ветряка | 05.10 | Проговаривать последовательность действий на уроке |
|
| Ветряк дует всяк. Объёмное конструирование из бумаги и картона модели ветряка | 12.10 | Учиться работать по предложенному плану | Сказка Чуковского «Чудо-дерево» |
| Хозяйство деда Филимона. Лепка из глины по мотивам филимоновских игрушек | 19.10 | Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя |
|
| Хозяйство деда Филимона. Лепка из глины по мотивам филимоновских игрушек | 26.10 | Отличать знание новое от уже известного | Тб при работе с пластилином
|
| В ткацкой мастерской. Коврик полотняного переплетения из ниток и лент ткани по мотивам традиционного ткачества | 02.11 | Умение довести работу до конца Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности всего класса | Тб при работе с ножницами |
| В ткацкой мастерской. Коврик полотняного переплетения из ниток и лент ткани по мотивам традиционного ткачества | 16.11 | Сравнивать предметы и их образы | Правила работы с пластилином |
| Птица счастья. Объёмное художественное моделирование из бумаги по образцам традиционной архангельской щепной птицы-оберега. Приёмы многократного складывания бумаги. | 23.11 | Слушать и понимать речь других | Правила работы с пластилином |
| В мастерской художников Гжели. Объёмное конструирование из бумаги по мотивам гжельской посуды на основе простейших геометрических форм: цилиндр, призма | 30.11 | Организация рабочего места | Геометрические фигуры |
| В мастерской художников Гжели. Объёмное конструирование из бумаги по мотивам гжельской посуды на основе простейших геометрических форм: цилиндр, призма | 07.12 | Работать в заданном темпе Использовать более рациональные способы выполнения учебного задания | Тб при работе с ножницами |
| Маска, кто ты? Конструирование маски по заданному эскизу | 14.12 | Учиться работать по предложенному плану, используя необходимые средства | Тб при работе с ножницами |
| Пряники на ёлку. Лепка из глины ( теста) резного пряника | 21.12 | Проговаривать последовательность действий на уроке | Правила поведения на уроке |
| Русь белокаменная. Плоское и объёмное художественное моделирование из бумаги. ( домик) | 28.12 | Работать в заданном темпе Использовать более рациональные способы выполнения учебного задания |
|
| Родные зимние пейзажи. Объёмное конструирование из бумаги по заданным условиям, по мотивам природных форм. ( русский лес) | 18.01 | Учиться работать по предложенному плану, используя необходимые средства
|
|
| Праздничный хоровод. Моделирование куклы из бумаги и ткани. Приём симметричного вырезывания | 25.01 | Учиться работать по предложенному плану, используя необходимые средства |
|
| Праздничный хоровод. Моделирование куклы из бумаги и ткани. Приём симметричного вырезывания | 01.02 | Учиться отличать верно выполненное задание от выполненного неверно |
|
| Рисуем пластилином | 08.02 | Осуществлять самоконтроль и давать самооценку своей учебной работе |
|
| Изготовление русского богатыря, используя цилиндр | 15.02 | Учиться определять цель деятельности на уроке |
|
| Конструирование прихватки | 22.02 | Работая по плану, сверить свои действия и при необходимости исправить ошибки с помощью учителя | Тренироваться в выполнении «Тамбурного шва» |
| Прихватка ( завершение работы) | 01.03 | Организация рабочего места, работать в паре | Тренироваться в выполнении шва |
| Ве5сенняя ярмарка. Изготовление украшений из бисера | 15.03 | Учиться работать по предложенному плану, используя необходимые средства | последовательность |
| Симметричное складывание и вырезывание из бумаги | 22.03 | Учиться работать по предложенному плану, используя необходимые средства | Выполнять разметку |
| Лепка из теста | 05.04 | Работать в заданном темпе
| Технику безопасности при работе с тестом |
| Аппликация «Весна» | 12.04 | Умение довести работу до конца |
|
| Игрушки-таратушки. Конструирование игрушек из картона | 19.04 | Оценивать учебные действия по образцу оценки учителя |
|
| Игрушки-таратушки. Конструирование игрушек из картона | 26.04 | Выполнять основные правила учебного труда |
|
| В швейной мастерской. Конструирование сумочки из ткани | 03.05 | Работать в заданном темпе Слушать учителя |
|
| Работа с тканью. Конверт для газет | 10.05 | Проговаривать последовательность действий на уроке | Правила работы с инструментами |
| Вышивание. Оформление предмета быта. ( приёмы: петельный, стебельчатый шов, перевод рисунка на ткань, вышивка стебельчатым швом на пяльцах, обработка края петельным швом) | 17.05 | Проговаривать последовательность действий на уроке Проявлять творчество | ТБ при работе с иглой |
| Оформление предмета быта. ( приёмы: петельный, стебельчатый шов, перевод рисунка на ткань, вышивка стебельчатым швом на пяльцах, обработка края петельным швом) | 24.05 | Проявлять творчество |
|
| Город мастеров. Изготовление изделия по желанию. | 31.05 | Проявлять творчество |
|