Технология
Рабочая программа по технологии во 2 классе.
Статус документа.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК «Начальная инновационная школа». Данная рабочая программа ориентирована на учащихся второго класса и реализуется на основе следующих документов:
-
Закон РФ «Об образовании».
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
-
Примерная основная образовательная программа начального общего образования,
-
УМК «Начальная инновационная школа»/автор-составитель Л.В. Кибирева, М.:ООО « Русское слово»,2011.
-
Учебный план образовательного учреждения на 2013-2014 учебный год.
Для реализации программного содержания используется УМК по образовательной системе «Начальная инновационная школа»:
1. Учебник «Технология» (2 класс). Огерчук Л.Ю. Изд-во «Русское слово»,2012.
2. Рабочая тетрадь. «Технология». 2 класс. (познавательные и развивающие задачи для проверки достижений учащихся в курсе «Технология) Изд-во «Русское слово».
3. Программа курса «Технология» (1—4). Огерчук Л.Ю. Изд-во
«Русское слово».
4. Методические рекомендации по обучению «Технологии» учащихся начальной школы. Огерчук Л.Ю. Изд-во «Русское слово».
Пояснительная записка.
Особенностью данного курса является тесная связь материала с предметом «Окружающий мир». За основу взята идея постепенного освоения человеком природы, частью которой он является.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Программа направлена на решение следующих задач:
-
Развитие моторных способностей через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на психофизиологические функции ребенка;
-
Знакомство с видами материалов, их свойствами;
-
Формирование умений выполнения заданий на воспроизведение образа;
-
Формирование умений выстраивать последовательность создания поделки;
-
Знакомство с народными ремеслами, видами декоративно-прикладного творчества;
-
Развитие творческих способностей учащихся, элементов технического и художественного мышления, конструкторских способностей.
-
Развитие способностей ориентироваться в информации разного вида;
-
Овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.
-
Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к окружающему миру, людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение технологии во 2 классе отводится 1 час в неделю, всего —34 часа в год.
Основные содержательные линии
Во 2 классе лейтмотивом содержания курса становится знакомство с видами профессиональной деятельности человека начиная с древних времен и осмысление их значения для общества. В учебнике представлена информация об основных профессиях и ремеслах, овладение которыми необходимо для жизнеобеспечения человека. Таким образом, в процессе изучения предмета «Технология» ребенок познает природу, общество, мир во всем его единстве и многообразии.
Еще одной важной особенностью курса «Технология» для 2 класса является наличие материала, позволяющего на практическом уровне обучать детей проектной деятельности.
Содержание программы 2 класса
-
№п/п
Раздел
Количество часов
1
Технология в жизни человека.
1
2
Технологии самообслуживания и работы по дому
3
3
Технологии изготовления изделий
26
4
Технологии выращивания растений и ухода за животными
3
5
Сборка моделей из деталей конструктора
1
Личностными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих умений:
— объяснять свои чувства и ощущения от наблюдаемых произведений искусства, своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
— объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
— самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
— в предложенных ситуациях, опираясь на общие и простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое), высказанное в ходе обсуждения.
Основой для достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на развитие умения определять своё отношение к миру, событиям, людям и их поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
— определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
— учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
— учиться планировать практическую деятельность на уроке;
— с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
— учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
— работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
Основой формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
— определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Основой для формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
— ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
— добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
— перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Основой для формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на развитие умения чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
— донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
— слушать и понимать речь других;
— вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
Основой формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
— договариваться о совместной работе
— учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Основой формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих знаний и умений.
— знать виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия; неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка); о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;
— уметь самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
— с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки;
— уметь реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 2 класса
К концу второго класса учащиеся должны знать:
-
виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
-
неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка);
-
о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе.
-
Новые термины, встречающиеся на уроках (коллаж).
-
Свойства новых материалов ( тесто).
-
Новые свойства уже встречавшихся материалов.
-
Новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет.
-
Новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги.
-
Новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения.
-
Приемы комбинирования в одном изделии различных материалов.
-
знать область применения и назначения, таких технических устройств, как компьютер, основные источники информации, назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
К концу второго класса учащиеся должны уметь:
-
самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
-
с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки.
-
Лепить способом вытягивания из целого куска.
-
Вырезать из бумаги детали криволинейного контура.
-
Вырезать из бумаги полоски на глаз.
-
Обрывать бумажные детали по намеченному контуру.
-
Плести разными способами из различных материалов.
-
Вышивать приемом «вперед иголку» по криволинейному контуру.
-
Самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка.
-
Самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.
-
Самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу.
-
Контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
-
Создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при использовании различных материалов, в том числе «бросовых», и разных способов соединения.
-
Владеть простейшими видами народных ремесел;
-
Получать необходимую информацию, используя такие технические устройства, как компьютер
Критерии оценивания:
Оценка «5» -выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами.
Оценка «4» -выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия
Оценка «3» — выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушений в конструкции изделия.
Если изделие имеет нарушение конструкции, не отвечающее его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЯ (34ч.) 2 класс
Тема урока | Планируемые результаты | Дата | ||||
Предметные результаты | Универсальные учебные действия | Личностные результаты | По плану | факт | ||
1 | В мире технологий. Введение. Как работать с учебником. | Научатся: получать необходимую информацию о понятии «технология», инструментах и деятельности человека | Регулятивные: адекватно использовать речь. Познавательные: рассуждать о красоте природы. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог | Ценностное отношение к природному миру | 07.09 |
|
2 | Технология самообслуживания. Я могу! Стирка. Уход за обувью. | Научатся: следить за своим внешним. Самообслуживание (поддержание чистоты, опрятность), хозяйственно-практическая помощь взрослым. | Регулятивные: Оценивать результаты действий по самообслуживанию Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: строить монологическое высказывание | Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | 14.09 |
|
3 | Технология ведения домашнего хозяйства. Гигиена жилища. | Научатся : уборке комнаты. Уборке постели. Сухой уборке пола. Ухаживать за мебелью. Влажной уборке пола. | Регулятивные: Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, отбирать оптимальные способы его выполнения. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формулировать свои затруднения | Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы | 21.09 |
|
4 | Гигиена жилища. | Научатся: правилам поведения за столом на кухне. Сервировке. Получат необходимую информацию об объекте деятельности | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: подвести под понятие на основе распознавания объектов. Коммуникативные: строить монологическое высказывание | Ценностное отношение к изделиям мастеров | 28.09 |
|
5 | Уход за животными и выращивание растений.
| Научатся: наблюдать связи человека с природой и предметным миром, традиции народов родного края. | Регулятивные: вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач | Ценностное отношение к природному миру | 05.10 |
|
6 | Выращивание цветочных растений из семян. | Научатся выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач; получать необходимую информацию об объекте деятельности | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные:ориентироваться в распознавании объектов Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве | Самооценка на основе критериев успешной деятельности | 12.10 |
|
7 | Технологии обработки материалов. От материалов к изделиям. Наша мастерская. | Научатся получать необходимую информацию об объекте деятельности | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: сравнивать различные поделки . Коммуникативные: формулировать свои затруднения | Ценностное отношение к природному миру | 19.10 |
|
8 | Технологии обработки бумаги | Научатся: выбирать материалы по их свойствам в зависимости от назначения изделия. Способам обработки материалов для получения различных декоративно-художественных эффектов. | Регулятивные: предвосхищать результат. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Уважительное отношение к иному мнению | 26.10 |
|
9 | Коллекция бумаги. Способы разметки прямоугольных деталей. Инструменты и приспособления для обработки материалов. | Научатся работать с бумагой; подбирать инструменты (в зависимости от свойств материала), выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач; осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: сравнивать различные поделки. Коммуникативные: формулировать свои затруднения при решении учебной задачи | Ценностное отношение к природному миру | 02.11 |
|
10 | Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги).
| Научатся: осуществлять декоративное оформление и отделку изделий; выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: формулировать свои затруднения при решении учебной задачи | Эстетические потребности | 16.11 |
|
11 | Этикетки на банки с аппликацией. | Научатся работать с бумагой; выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач; осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности. | Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности | Ориентированный взгляд на мир в разнообразии природы | 23.11 |
|
12 | Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги). Готовимся к Новому году! | Научатся: планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи, анализировать и читать графические изображения.
| Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам, учителю | Ценностное отношение к природному миру | 30.11 |
|
13 | Объёмные игрушки из бумаги на ёлку. | Научатся: делать подвесные игрушки из цветной бумаги, читать условные графические изображения, определять симметричность, ось симметрии, делать разметку, выделять детали (резание ножницами), формообразование деталей (сгибание, складывание),сборка (безклеевая , и клеевая). Орнамент. | Регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи. Познавательные: подводить под понятие на основе распознания объектов. Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество | Эстетические чувства | 07.12 |
|
14 | Гирлянды. | Научатся изготавливать декоративные композиции | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в действия. Познавательные: создавать модели для решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, соблюдать правила общения | Эстетические потребности | 14.12 |
|
15 | Резные узоры. Хороводы | Научатся: делать резные узоры. Хороводы | Регулятивные: осуществлять последовательность действий. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формировать позицию
| Самооценка работы. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | 21.12 |
|
16 | Изделие и его конструкция. Полезные оригами. | Научатся выполнять несложные алгоритмы при решении учебных задач, конструкции изделия, способу сборки (сгибание), чтению условных графических изображений | Регулятивные: вносить необходимые коррективы после завершения работы. Познавательные: подводить под понятие на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания | Ориентированный взгляд на мир в разнообразии природы | 28.12 |
|
17 | Технологии сборки изделий из природных материалов. | Научатся изготавливать изделия из природного материала | Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Самооценка работы. Участие в совместной творческой деятельности при выполнении учебно-практических работ; | 18.01 |
|
18 | Мозаики из круп и семян. | Уметь организовывать рабочее место; реализовывать творческий замысел | Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: осуществлять сбор информации. Коммуникативные: формулировать свои затруднения | Самооценка на основе критериев успешной деятельности
| 25.01 |
|
19 | Узоры на пластилине из природных материалов. | Научатся получать необходимую информацию об объекте деятельности; работать с пластилтном. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей. Познавательные: оценивать результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач | Уважительное отношение к культуре, доброжелательность | 01.02 |
|
20 | Игрушки из природных материалов. Игрушки на шипах из овощей и других природных материалов. | Научатся: выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач | Регулятивные: предвосхищать результат. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | 08.02 |
|
21 | Флористика. | Научатся: соблюдать последовательность технологических операций; выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач; получать необходимую информацию об объекте деятельности | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: формулировать свои затруднения при решении учебной задачи | Эстетические потребности
| 15.02 |
|
22 | Вазы для цветов. | Научатся: распределять рабочее время, осуществлять сотрудничество в трудовом процессе; выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение | Уважительное отношение к культуре, доброжелательность | 22.02 |
|
23 | «Будет хлеб – будет и песня». | Научатся: получать необходимую информацию об объекте деятельности | Регулятивные: предвосхищать результат. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: предлагать помощь | Уважительное отношение к иному мнению | 01.03 |
|
24 | Технологии обработки текстильных материалов. | Научатся: исследовать волокна, сравнивать свойства текстильных материалов | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: формулировать свои затруднения при решении учебной задачи | Готовность следовать нормам природоохранного поведения | 15.03 |
|
25 | Технологии изготовления и обработки ниток. | Научатся технологии изготовления и обработки ниток, выполнять несложные алгоритмы при решении учебных задач
| Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций в совместной деятельности
| Самооценка работы, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | 22.03 |
|
26 | Игрушки из ниток. Превращение кистей и прядей в игрушки. | Узнают свойства ниток, особенности выполнения кистей и прядей из ниток | Регулятивные: осуществлять последовательность действий. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формировать позицию | Навыки сотрудничества | 05.04 |
|
27 | Технологии изготовления изделий из тканей. | Научатся: соблюдать последовательность технологических операций; выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач; получать необходимую информацию об объекте деятельности
| Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: осуществлять анализ информации. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Уважительное отношение к иному мнению | 12.04 |
|
28 | Тканые салфетки с бахромой. | Научатся: технологии выполнения бахромы из ниток. | Регулятивные: предвосхищать результат. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Самооценка на основе критериев успешной деятельности | 19.04 |
|
29 | Салфетки и закладки с вышивкой. Правила безопасной работы иглой. Прямая строчка и её детки. | Научатся: планировать,контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять эффективные способы достижения результата; | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: формулировать свои затруднения при решении учебной задачи | Ценностное отношение к изделиям мастеров | 26.04 |
|
30 | Изготовление закладки с вышивкой. | Научатся изготовлению из ткани закладки с вышивкой | Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | 03.05 |
|
31 | Работа с конструктором. Правила безопасной работы с конструктором. | Научатся: работать с конструктором; выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач | Регулятивные: вносить необходимые коррективы после завершения работы. Познавательные: подводить под понятие на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
| 10.05 |
|
32 | Выращивание цветочно-декоративных растений. | Научатся: применять садовый инвентарь по назначению, выращивать цветочно-декоративные растения, ухаживать за ними. | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные :узнавать и называть правильно садовый инвентарь. Коммуникативные: формулировать свои затруднения | Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы | 17.05 |
|
33 | Высаживание рассады в открытый грунт. | Научатся: применять садовый инвентарь по назначению, высаживать рассаду, ухаживать за растениями | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные узнавать и называть правильно садовый инвентарь. Коммуникативные: формулировать свои затруднения | Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.
| 24.05 |
|
34 | Повторение. | Научатся: планировать,контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять эффективные способы достижения результата; | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные :узнавать и называть правильно садовый инвентарь. Коммуникативные: формулировать свои затруднения |
| 26.05 |
|