Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида

г. Белая Холуница Кировской области


 

 

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора

школы-интерната IV вида
  от _______ №_________

Директор школы-интерната

____________Н.В. Ушакова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по трудовому обучению

для 3 класса VIII вида

Составитель Е. А. Капранова

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

г. Белая Холуница

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по трудовому обучению для 3 класса VIII вида разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы»,под редакцией В.В.Воронковой,

М.: «Просвещение»,2010 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся и с учетом особенностей психофизического развития возможностей обучающихся, воспитанников VIII вида.

  Обучение труду в 3 классе направлено на решение следующих задач:

     -воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);

      уважение к людям труда;

      -сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

      -формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

      Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Коррекционная работа выражается в формировании умений:

      -ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

      -предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

      -контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

      В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

      Вся работа на уроках носит целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

       Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
      Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.
      Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.
      Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.

Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

      Предусмотрены следующие виды труда:

      работа с глиной и пластилином;

      работа с природными материалами;

      работа с бумагой и картоном;

      работа с текстильными материалами;

      работа с проволокой и металлоконструктором;

      работа с древесиной.

Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

При оценке знаний, умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

В целях ознакомления учащихся с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

Изучение содержания каждого раздела (блока) начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

-значение производства товаров для жизни людей;

-сведения о профессиях, соответствующих содержанию раздела;

-демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;

-соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного овладения профессией;

-знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.

Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняют макетами и рисунками.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

— технические термины;

-основные приемы работы с различными материалами;

— знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;

— санитарно-гигиенические требования.

Учащиеся должны уметь:

самостоятельно ориентироваться в задании;

-самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом, игрушкой;

— самостоятельно составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;

— самостоятельно подбирать материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно;

— выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;

-придерживаться плана при выполнении изделия;

— анализировать свое изделие и изделие товарища;

— ориентироваться в пространстве;

— осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;

— отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

      Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно, давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях — самостоятельно, отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  2. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  3. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  4. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

1) роль трудовой деятельности в жизни человека;

2) содержание труда людей ближайшего окружения;

3) область применения и назначение инструментов: карандаша ТМ, ножниц, кисточки для клея, фальцовки, стека, швейной иглы, булавки с колечком;

4) область применения и назначения приспособлений: шаблона, подкладного листа и доски, наперстка, пялец.

Уметь

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

2) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

1)1)освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

222) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

333)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

1) осуществлять организацию рабочего места под руководством учителя;

2) составлять словесный план собственной трудовой деятельности;

3) получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя образец, рисунки (на бумажных носителях);

4) изготавливать изделия из доступных материалов (цветной, альбомной бумаги, сухих листьев, веточек, семян, соцветий растений, шишек, желудей, скорлупы грецких орехов, натуральной ткани, ниток, пластилина) по сборочной схеме; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;

5) соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия под контролем учителя;

6) создавать модели несложных объектов из природных материалов;

7) осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, вышивкой «вперед иголку», «вперед иголку с перевивом», плетеным узором, природными материалами.

Приме-нять

1) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

2) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

2)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

3) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео — и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

4)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

5) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

6) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

1) применения информации для решения различных задач;

2) выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды);

3) соблюдение правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами;

4) создание различных предметов по собственному замыслу из бумаги, природных и текстильных материалов, пластилина;

5)осуществление сотрудничества в совместной работе.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Работа с природными материалами

5

Работа с бумагой и картоном

16

Работа с проволокой

4

Работа с древесиной

16

Работа с металлоконструктором

13

Работа с текстильным материалом

14

Итого

68

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Количество часов за год — 68

Количество часов в неделю- 2

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ.

п/п

Название раздела,

темы урока

Кол-во часов

Технические сведения

Требования к уровню подготовки учащихся

Тип урока

Средства обучения. Информацион-ное

сопровождение

Дата проведения

По плану

Факт

Работа с природными материалами (многодетальные объемные изделия).

4

1

Введение. Техника безопасности на уроках труда.

1

Знать и выполнять правила

внутреннего распорядка и безопасной работы;

-санитарно-гигиенические требования.

Уметь:

-соблюдать технику безопасности на уроках труда при работе с ножницами, иглами, пластилином.

Урок повторения

4.09

2

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

1

Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
 Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.

Знать основные приемы работы с различными материалами;

Знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;

-санитарно-гигиенические требования.

Уметь:

— соединять детали с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки;

-рационально использовать случайные материалы;

-выполнять изделия с помощью учителя, а затем самостоятельно;

-составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;

— самостоятельно подбирать материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно;

— придерживаться плана при выполнении изделия;

— анализировать свое изделие и изделие товарища.

Комбиниро-ванный урок

Экскурсия

6.09

3

Изготовление по образцу жирафа из кочерыжек, моркови, палочек и бумажных деталей.

1

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

Природный материал, клей, ножницы

11.09

4

Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха.

1

Комбиниро-ванный урок

Природный материал,

скорлупа грецкого ореха

13.09

Работа с бумагой и картоном.

2

5

Окантовка картона полосками бумаги и листом. Инструктаж по ТБ при работе

с ножницами.

1

Окантовка картона полосками бумаги, листом

Изготовление по образцу подложек

Квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя

Знать:

-основные приемы работы с различными материалами;

-знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;

-санитарно-гигиенические требования;

-приемы обработки углов изделий при окантовке.

Уметь:

— выполнять разметку бумаги и картона по линейке под руководством учителя; — вырезать и намазывать клеем окантовочные полоски;

— подбирать материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно;

— выполнять изделия с помощью учителя, а затем самостоятельно;

— придерживаться плана при выполнении изделия;

— анализировать свое изделие и изделие товарища.

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

Ножницы,

клей, картон,

цветная бумага, линейка,

природный материал

18.09

6

Изготовление по образцу подложки квадратной формы (для крепления природного материала, наклеивания вырезок).

1

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

Ножницы,

клей, картон,

цветная бумага, линейка,

природный материал

20.09

Работа с проволокой

4

7

Экскурсия в слесарную мастерскую.

1

Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная).

Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы.

Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.

Знать: основные приемы работы с различными материалами;

-знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;

-санитарно-гигиенические требования.

Уметь:

— правильно держать инструменты;

— сгибать проволоку плоскогубцами, молотком;

— резать проволоку кусачками;
— выполнять изделия с помощью учителя, а затем самостоятельно;

— придерживаться плана при выполнении изделия;

— анализировать свое изделие и изделие товарища;

— ориентироваться в пространстве;

-осуществлять контрольные действия на глаз,

с помощью мерочки и линейки;

-отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

Комбиниро-ванный урок

Экскурсия

Проволока (медная, алюминиевая, стальная),

Инструменты (плоскогубцы, молоток, кусачки)

25.09

8

Выправление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру.

1

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

27.09

9

Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб и птиц.

1

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

Проволока (медная, алюминиевая, стальная),

Инструменты (плоскогубцы, молоток, кусачки)

2.10

10

Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок зверей.

1

Комбиниро-ванный урок

4.10

Работа с древесиной

6

11

Экскурсия в столярную мастерскую. Инструктаж по ТБ.

1

Элементарные сведения о назначении и применении древесины.

Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления.

Знать:

-основные приемы работы с различными материалами;

-знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;

-санитарно-гигиенические требования.

Уметь:

— правильно держать инструменты;

-строгать, зачищать древесину напильником и наждачной бумагой;

-выполнять изделия с помощью учителя, а затем самостоятельно;

— придерживаться плана при выполнении изделия;

— анализировать свое изделие и изделие товарища;

— ориентироваться в пространстве;

-осуществлять контрольные действия на глаз,

с помощью мерочки и линейки;

-отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов;

-соблюдать пропорции и размеры; правильно располагать детали.

Комбиниро-ванный урок

Экскурсия

Древесина Инструменты

(напильник)

наждачная бумага

9.10

12

Выполнение упражнений по изучению свойств древесины: сломать, расколоть ножом, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой.

1

Элементарные сведения о назначении и применении древесины.

Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления.

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

Древесина Инструменты

(напильник)

наждачная цветная бумага, нож)

11.10

13

Изготовление подставок для изделий квадратной и прямоугольной формы из фанеры.

1

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

Древесина Инструменты

(напильник)

наждачная цветная бумага, нож)

16.10

14

Изготовление по образцу флажков к празднику из бумаги и палочек.

1

Комбиниро-ванный урок

18.10

15

Изготовление по образцу цветов к празднику из бумаги и палочек.

1

Комбиниро-ванный урок

Древесина Инструменты

(напильник)

наждачная цветная бумага, нож)

23.10

16

Изготовление по образцу плечиков для одежды из круглой палочки и проволоки.

1

Комбиниро-ванный урок

25.10

Работа с природными материалами.

1

17

Изготовление по замыслу изделий из различных материалов.

Инструктаж по ТБ.

1

Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Правила безопасной работы.

Уметь:

— компоновать различные детали с помощью клея, проволоки, ниток;

— выполнять изделия с помощью учителя, а затем самостоятельно;

— придерживаться плана при выполнении изделия;

— анализировать свое изделие и изделие товарища;

— ориентироваться в пространстве;

-осуществлять контрольные действия на глаз,

с помощью мерочки и линейки;

-отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

Комбиниро-ванный урок

Природный материал,

Инструменты: шило, нож, кисть, столярный клей, проволока, нитки.

30.10

Работа металлоконструк-тором

6

18

Упражнения в завинчивании гаек. Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок.

1

Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы.

Уметь:

-завинчивать гайки руками; собирать по образцу треугольник из трех плоских планок;

-подбирать планки по счету отверстий;

-устанавливать скобы, соединять детали винтами и гайками; — завинчивать и отвинчивать рукой и инструментами;

-правильно держать инструменты.

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

Металлоконст-

руктор

«Школьник», «Металличес-кий конструктор» Инструменты: ключ, отвертка.

1.11

19

Сборка по образцу квадрата,

прямоугольника. Разборка собранных изделий.

1

Уметь:

-собирать по образцу квадрат из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольник из двух планок 3 и двух

планок 9;

-составлять из собранных плоских фигур более сложные (домик, машина, паровоз);

-разбирать собранные изделия;

-собирать по образцу лопатку из большого квадрата и планки 10, грабель из планки 5 (колодка), планки 11 (ручка), трех планок 2 (зубья);

-разбирать изделия.

Слабые учащиеся делают только лопатку.

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

«Школьник», «Металличес-кий конструктор» Инструменты: ключ, отвертка.

20

Сборка по образцу лопатки и граблей. Разборка изделия.

1

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

Металлоконст-руктор

Инструменты: ключ, отвертка.

21

Сборка по образцу лесенки. Разборка изделия.

1

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

Металлоконст-руктор

«Школьник», «Металличес-кий конструктор» Инструменты: ключ, отвертка.

22

Сборка по образцу стола.

Разборка изделия.

1

Уметь :

-собирать по образцу лесенки из двух длинных планок 11 и четырех-пяти скобок; — разбирать лесенку.

(слабые учащиеся выполняют работу по заделу)

-собирать стол по образцу из большой пластины (крышка), малого плато (царга),

четырех планок 5 (ножки).

-разбирать стол. (слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя).

-собирать по образцу и техническому рисунку стул из малого плато, двух коротких

планок 5 (передние ножки), двух планок 9 и скобы;

-разбирать изделие.

Комбиниро-ванный урок

Металлоконст-руктор«Школьник», «Металличес-кий конструктор» Инструменты: ключ, отвертка.

23

Сборка по образцу стула.

Разборка изделия.

1

Комбиниро-ванный урок

Работа с бумагой и картоном.

12

24

Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации. Инструктаж по ТБ.

1

Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.

Уметь:

— выполнять разметку картона и бумаги по шаблонам;

— резать картон ножницами по кривым и прямым линиям;

— прорезать отверстия в картоне;

-самостоятельно ориентироваться в задании. — самостоятельно сравнивать изделие с образцом;

-самостоятельно составлять план работы, текущий контроль выполнения изделия;
— подбирать материалы и инструменты для работы частично с помощью учителя и самостоятельно;

-выполнять первые изделия с помощью учителя, остальные — самостоятельно; — придерживаться плана при выполнении изделия;

— анализировать свое изделие и изделие товарища;

— ориентироваться в пространстве;

-осуществлять контрольные действия на глаз,

с помощью мерочки и линейки;

-отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

Бумага, картон,

нитки, тесьма,

материалоот-ходы –

поролон, обрезки кожи, фольги и др.,

ножницы,

линейка, клейстер, клей

25

Изготовление елочных игрушек.

1

Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

Бумага, картон,

нитки, тесьма,

материалоот-ходы –

поролон, обрезки кожи, фольги и др.,

ножницы,

линейка, клейстер, клей

26

Изготовление елочных игрушек.

1

Комбиниро-ванный урок

27

Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги.

1

Знать:

-технические термины;

-основные приемы работы с различными материалами;

работы с различными материалами;

— знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;

— санитарно-гигиенические требования.

Уметь:

-украшать изделия аппликативными украшениями;

самостоятельно ориентироваться в задании;

-самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом;

— самостоятельно составлять план работы и по вопросам учителя;

— самостоятельно подбирать материал и инструменты для работы;

— выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;

-придерживаться плана при выполнении изделия;

— анализировать свое изделие и изделие товарища;

— ориентироваться в пространстве;

— осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;

-отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

Комбиниро-ванный урок

28

Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги.

1

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

29

Отделка изделий аппликативными украшениями.

1

Комбиниро-ванный урок

Бумага, картон,

нитки, тесьма,

материалоот-ходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.,

ножницы,

линейка,

клейстер, клей

30

Изготовление из картона карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком).

1

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

31

Отделка изделий аппликативными украшениями.

1

Элементарные понятия о профессии картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях.

Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы:

клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы.

Комбиниро-ванный урок

Бумага, картон,

нитки, тесьма,

материалоот-ходы -поролон, обрезки кожи, фольги и др.,

ножницы,

линейка, клейстер, клей

32

Разметка бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.

1

Уметь:

— выполнять разметку бумаги и картона по линейке;

-наносить рицовки ножом по линейке с фальцем;

— выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;

-придерживаться плана при выполнении изделия;

— анализировать свое изделие и изделие товарища;

— ориентироваться в пространстве;

— осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;

-отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

Бумага, картон,

нитки, тесьма,

материалоот-ходы –

поролон, обрезки кожи, фольги и др.,

ножницы,

линейка, клейстер, клей

33

Изготовление обложки для таблицы умножения.

1

Комбиниро-ванный урок

34

Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.

1

Комбиниро-ванный урок

35

Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.

1

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

Бумага, картон,

нитки, тесьма,

материалоот-ходы -поролон, обрезки кожи, фольги и др.,

ножницы,

линейка,

клейстер, клей

Работа

с текстильными материалами.

8

36

Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнение на полоске тонкого картона по готовым проколам.

1

Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани,

их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе

с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Правила безопасной работы.

Знать:

-технические термины;

-основные приемы работы с различными материалами;

— знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы.

Уметь:

-правильно пользоваться иглой и наперстком;

-выполнять косой обметочный стежок: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо;

-пришивать вешалки и обметывать боковые срезы мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками;

— выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;

-придерживаться плана при выполнении изделия;

— анализировать свое изделие и изделие товарища;

— ориентироваться в пространстве;

— осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;

-отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

Нитки, ткани,

иглы, ножницы,

напёрсток,

тесьма

37

Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.

1

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

Нитки, ткани,

иглы, ножницы,

напёрсток,

тесьма

38

Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.

1

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

39

Изготовление кармашка из клеенки, бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц.

1

Комбиниро-ванный урок

Нитки, ткани,

иглы, ножницы,

напёрсток,

тесьма

40

Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым обметочным стежком.

1

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

41

Изготовление по образцу подушечки-прихватки.

1

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

Нитки, ткани,

иглы, ножницы,

напёрсток,

тесьма, выкройка прихватки

42

Изготовление подушечки-прихватки.

1

Комбиниро-ванный урок

43

Сметывание по краям и диагоналям, обметывание краев косым стежком.

1

Комбиниро-ванный урок

Работа с древесиной.

6

44

Работа с древесиной. Вбивание, извлечение, распрямление гвоздей.

Вбивание и извлечение гвоздя, ввертывание шурупа.

1

Элементарные понятия о видах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фанере. Технологические особенности изделий из древесины — детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка, их назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины бруска. Организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования. Правила безопасной работы.

Знать:

-ТБ при работе с молотком, гвоздями, шурупами, гвоздодерами.

Уметь:

— вбивание и извлекать гвозди, ввертывать шуруп;

-правильно держать инструменты;

— работать буравчиком и отверткой;

-подготавливать полуфабрикаты из древесины к работе (подбирать необходимые детали);

-подбирать гвозди и шурупы в соответствии с размером деталей;

— соединять детали гвоздями и шурупами;

— окрашивать древесину акварельными красками и гуашью;

— выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;

-придерживаться плана при выполнении изделия;

— анализировать свое изделие и изделие товарища;

— ориентироваться в пространстве;

-отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

Кукольная мебель,

полуфабрикаты из древесины,

Инструменты:

молоток, гвозди, шурупы, гвоздодер, буравчик и отвертка,

акварельные краски и гуашь

45

Изготовление из готовых полуфабрикатов кукольной мебели с применением соединения деталей на гвоздях: стол.

1

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

46

Изготовление из готовых полуфабрикатов кукольной мебели с применением соединения деталей на гвоздях (кресло).

1

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

47

Изготовление из готовых полуфабрикатов кукольной мебели с применением соединения деталей на гвоздях (кровать).

1

Комбиниро-ванный урок

48

Самостоятельное изготовление по образцу из полуфабрикатов несложных игрушки-лопатки.

1

Урок закрепления знаний, умений и навыков

Полуфабрикаты из древесины,

Инструменты:

молоток, гвозди, шурупы, гвоздодер, буравчик и отвертка,

акварельные краски и гуашь

49

Самостоятельное изготовление по образцу из полуфабрикатов несложных игрушки — кораблика.

1

Урок закрепления знаний, умений и навыков

Работа с бумагой и картоном (изготовление объемных игрушек).

2

50

Изготовление коробки из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке.

1

Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы.

Знать:

-технические термины;

-основные приемы работы с различными материалами;

— знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;

— санитарно-гигиенические требования.

Уметь:

-самостоятельно подбирать материалы и инструменты

для работы;

— выполнять изделия самостоятельно;

-придерживаться плана при выполнении изделия;

— выполнять разметку развертки коробки по шаблону и по линейке; надрезать картон ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка);

-сгибать картон и склеивать по стыкам;

-оклеивать бумагой объемные изделия;

— анализировать свое изделие и изделие товарища;

— ориентироваться в пространстве;

-отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

Ножницы,

клей, картон,

цветная бумага, линейка

51

Изготовление коробки из тонкого картона. Склеивание двумя способами: с помощью клапанов и оклеивание бумагой.

1

Комбиниро-ванный урок

Ножницы,

клей, картон,

цветная бумага, линейка

Работа с текстильными материалами.

6

52

Составление по образцу простейшего узора на листе бумаги в клетку.

1

Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка

в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места.

Знать:

-технические термины;

-основные приемы работы с различными материалами;

работы с различными материалами;

— знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы;

— санитарно-гигиенические требования.

Уметь:

-вышивать по линиям рисунка ручными стежками;

-оформлять изделие бахромой; -самостоятельно подбирать материалы и инструменты

для работы;

— выполнять изделия самостоятельно;

-придерживаться плана при выполнении изделия;

-осуществлять контрольные действия на глаз,

с помощью мерочки и линейки; -вышивать рисунок различными стежками (рисунок на ткань переводит учитель)

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

Листы бумаги в клетку, нитки, ткани,

иглы, ножницы,

напёрсток,

тесьма, выкройка прихватки

Нитки, ткани,

иглы, ножницы,

напёрсток,

тесьма, выкройка прихватки

53

Вышивание рисунка ручными стежками.

1

Урок первичного предъявления новых знаний, овладения новыми умениями

54

Вышивание рисунка ручными стежками.

1

Комбиниро-ванный урок

55

Вышивание рисунка ручными стежками.

1

Комбиниро-ванный урок

56

Оформление вышитого куска ткани в виде салфетки,

коврика, кукольного полотенца.

1

Комбиниро-ванный урок

57

Оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца.

1

Комбиниро-ванный урок

Работа с металлоконструктором

7

58

Самостоятельная сборка стола с перекрещенными полосками.

1

Повторение сведений Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы.

Уметь:

-завинчивать гайки руками; собирать по образцу треугольник из трех плоских планок;

— подбирать планки по счету отверстий;

-устанавливать скобы,

-соединять детали винтами и гайками;

-завинчивать и отвинчивать рукой и инструментами;

— правильно держать инструменты;  

самостоятельно собирать по образцу и техническому рисунку стол, дорожный знак, различные видов тележки,

с перекрещенными ножками из большого плато, четырех пластин 11, четырех уголков и двух скоб (средних);

-придерживаться плана при выполнении изделия;

— анализировать свое изделие и изделие товарища.

Комбиниро-ванный урок

Металлоконст-руктор

«Школьник», «Металлический конструктор» Инструменты: ключ, отвертка

59

Самостоятельная сборка стола с перекрещенными полосками.

1

Комбиниро-ванный урок

60

Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака.

1

Комбиниро-ванный урок

61

Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака.

1

Комбиниро-ванный урок

Металлоконст-руктор

«Школьник», «Металлический конструктор» Инструменты: ключ, отвертка

62

Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек.

1

Комбиниро-ванный урок

63

Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек

1

Комбиниро-ванный урок

64

Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек.

1

Комбиниро-ванный урок

Работа с древесиной.

4

65

Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению

из полуфабрикатов вагончика. Инструктаж по ТБ.

1

Повторение:

элементарные понятия о видах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фанере. Технологические особенности изделий из древесины — детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка, их назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины бруска.

Организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования.

Правила безопасной работы.

Знать:

-ТБ при работе с молотком, гвоздями, шурупами, гвоздодерами.

Уметь:

— работать буравчиком и отверткой;

-подготавливать полуфабрикаты из древесины к работе (подбирать необходимые детали);

-подбирать гвозди и шурупы в соответствии с размером деталей;

— соединять детали гвоздями и шурупами;

— окрашивать древесину акварельными красками и гуашью;

— выполнять изделия самостоятельно;

-придерживаться плана при выполнении изделия;

— анализировать свое изделие и изделие товарища;

— ориентироваться в пространстве;

-отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.

Комбиниро-ванный урок

Полуфабрикаты из древесины,

Инструменты:

молоток, гвозди, шурупы, гвоздодер, буравчик и отвертка,

акварельные краски и гуашь

66

Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению

из полуфабрикатов тележки.

1

Комбиниро-ванный урок

67

Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению

из полуфабрикатов тележки.

1

Комбиниро-ванный урок

68

Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению

из полуфабрикатов машины.

1

Комбиниро-ванный урок

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

информационное, в том числе литература основная и дополнительная:

  1. В.В.Воронкова. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». М.: Просвещение, 2010г.

  2. О.Н. Крылова. Поурочные разработки по трудовому обучению. 2 класс. Учебное пособие. М.: Издательств «Экзамен», 2006 г.

  3. Т.Н.Максимова. Поурочные разработки по технологии. 2 класс. .- М.: «ВАКО», 2013г.

  4. И.К.Щеблыкина .«Аппликационные работы в начальных классах». М.: Просвещение, 1990г.

  5. Технологические карты, образцы изделий.

материально-техническое: — материально-техническое:

Пластилин, доска для работы с пластилином муляжи овощей, фруктов, иллюстрации предметов, цветная бумага, цветной, белый картон, клей ПВА,клей-карандаш, цветные нитки ,ножницы, иглы, ткань, цветные карандаши, простой карандаш, линейка-угольник и т.д.

Металлоконструктор «Школьник», «Металлический конструктор», инструменты(ключи, отвертка, молоток, гвоздодёр, шурупы, гвозди, плоскогубцы, кусачки) ,древесина, полуфабрикаты из древесины.

медиаресурсы и пр.

-компьютер, компьютерные презентации,

-http://www.breasting.ru/,

-http://raduga.rkc-74.ru/,

-http://www.yandex.ru/,

[email protected]. Журнал «Начальная школа»,

-Pro.Школу. ru.интернет- портал.

29

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here