МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №3»
Разработка урока технологии.
Тема: «Ткани из хлопчатобумажных и льняных волокон» (5 класс).
Составитель: Н.А. Мелихова,
Учитель технологии
г. Рубцовск 2013 г.
Пояснительная записка.
В рабочей программе по технологии теме «Материаловедение» отводиться 2 занятия, на которых необходимо обучающимся дать понятие о классификации текстильных волокон, о хлопке-сырце и волокнах льна. Познакомить детей с технологией изготовления нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства, с системами нитей, основы и утка, полотняным переплетением ткани.
Занятие по теме «Ткани из хлопчатобумажных и льняных волокон» направлен на:
-
изучение сравнительных характеристик тканей из хлопчатобумажных и льняных волокон;
-
оценку технологических свойств сырья и материалов;
-
применение их для изготовления швейных изделий;
-
распознавание видов тканей;
-
проявление у учащихся познавательных интересов и активности во время изучения ткани и выполнении практической работы.
Цель урока – организовать деятельность обучающихся по изучению свойств ткани и распознаванию их видов.
Технологическая карта урока.
Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Развиваемые (формируемые) учебные действия | ||
предметные | универсальные | |||
Организационная часть | -Контроль посещаемости и готовности к уроку. -объяснение последовательности проведения занятия, назначение дежурных. | Раздача учащимся образцов тканей из х/б и льняных волокон. |
|
|
Вводный инструктаж. | Актуализация ранее изученного на уроках: 1. Что служит сырьем для производства тканей? 2. из каких растений получают волокна для производства ткани? 3.какова последовательность изготовление ткани? Определение целей и результата занятий. Вопросы:
Изложение нового материала. -Проинформировать о производстве текстильных волокон льна и хлопка, об их отличительных особенностях, от которых зависят свойства тканей. Объяснение с использованием ЦОР «классификация волокон». -Рассказать о свойствах тканей из растительных волокон об отличительных признаках, по которым их можно узнать. Демонстрируя, сравнить льняную и х/б ткани, их свойства: гладкость, блеск, толщину нитей, мягкость, легкость, теплоту, легкость на разрыв нитей. -Дать возможность учащимся наблюдать при сжигании нитей льна и хлопка характер горения, понюхать продукт горения. -Продемонстрировать нитки и тесьму различных видов. Рассказать о видах ниток для пошива швейных изделий (х/б, полиэстер, шелковые). Пояснить, что тонкие ткани шьют тонкими нитками и наоборот; что цвет ниток выбирают обычно в цвет тканей. Для пошива шелковых тканей берут шелковые или синтетические нитки, х/б-ными нитками шьют хлопок, лен, шерсть. Показать детям различные виды тесьмы: эластичную, декоративную. | Отвечают на вопросы по изученному материалу в начальных классах и на предыдущем уроке. Предполагаемые ответы:
| Использование учебной информации | Проявление познавательных интересов и активности. |
Текущий инструктаж. Практическая работа «Определение вида ткани. Выбор ткани для проектного изделия». | Обсудить с учащимися порядок выполнения практической работы, используя инструктаж в учебнике. Пояснить, что необходимо записать в таблицу рабочей тетради словесную оценку признаков тканей, а затем назвать и записать вид ткани образцов №1 и №2. Целевые обходы:
| Исследуют образцы тканей из х/б и льняных волокон по внешнему виду на ощупь и на разрыв, заносят результаты наблюдений в таблицу раб. тетради, после чего определяют и записывают сырьевой состав каждого образца: хлопок или лен. | Оценка технологических свойств сырья и материалов, распознавание видов ткани. | Проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов. |
Заключительный инструктаж. | При подведении итогов работы предложить учащимся следующее домашнее задание:
-Проверка знаний осуществляется с помощью теста в рабочей тетради по темам «Технология изготовления ткани», «Текстильные волокна. Ткани из х/б и льняных волокон». -Отметка выставляется в журнал на основе анализа выполненной практической работы. Если оба образца ткани распознаны правильно – оценка «5», если только один – «4», если оба неверно опознан – «3», т.к. ученик исследовал признаки ткани. — Обобщение пройденного материала. — оценка итогов совместной работы. — выставление отметок и поощрение лучших учащихся. -Домашнее задание: 1. Изучить параграф «Текстильные волокна ткани из х/б и льняных тканей». Ответить на вопросы параграфа. 2. Выбрать ткань для проектного изделия. |
У учащихся есть возможность самооценки своих знаний с помощью эталона, имеющегося у учителя. |
|
Самооценка умственных способностей |
Список используемой литературы:
-
Н.В.Синица, В.Д. Симоненко Технология. Технологии ведения дома;5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М. «Вентана-Граф», 2012.
-
Н.В.Синица, В.Д. Симоненко Технология. Технологии ведения дома;5 класс. Тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений – М. «Вентана-Граф», 2012.
-
Н. А. Савостицкий, Э.К. Амирова Материаловедение швейного производства. М: Академия, 2012.