Тема: Заключительный урок по повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница».
Цель: обобщение и систематизация изученного материала по творчеству Н.В.Гоголя.
Задачи:
образовательная: обобщить и систематизировать изученный материал по творчеству Н.В.Гоголя, помочь обучающимся понять основную мысль повести «Майская ночь, или Утопленница»;
коррекционно – развивающая: развивать экспрессивную сторону речи (воспроизведение), словесно – логическую память;
воспитательная: воспитывать умение анализировать свою деятельность на уроке, способствовать социализации воспитанников.
Тип урока: урок обобщения изученного материала
Оборудование: учебник чтения для 9 класса под редакцией А.К.Аксёновой, М.И.Шишковой, индивидуальный раздаточный материал с коррекционно-развивающими заданиями для практической работы, иллюстрации к повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» и биографии писателя, картины А.И.Куинджи «Вечер на Украине», «Украинская ночь», разрезные карточки с описанием главных героев повести, коррекционная игра «Светофор» по биографии Н.В.Гоголя, оценочные листы, эпиграф: «Сейчас прочёл «Вечера …» — они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!» А.С.Пушкин.
Ход урока
Мы закончили изучение повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Произведение небольшое по объёму, но не из простых. В ней соединено реальное и фантастическое начала. Сегодня мы попытаемся понять важную для писателя мысль о том, что все потери и обретения зависят от человека. Обобщим и систематизируем изученный материал по творчеству Н.В.Гоголя. Сядьте прямо, расправьте плечи, примите правильную осанку. На уроке мы будем выполнять разные задания. Поэтому для получения итоговой оценки вам выдаются оценочные листы, куда вы будете вносить оценки за каждый вид работы.
Обучающиеся вспоминают изученный материал по биографии Н.В.Гоголя. Работают и слабые, и сильные ученики. Итоговая оценка складывается из полученных правильных ответов.
Учитель подводит итог проделанной работе. Обучающиеся выставляют оценки в оценочные листы.
«Вечера …» писались в Петербурге, когда автор уже «переболел» первым своим «неуспехом» своего литературного труда – поэмы «Ганс Кюхельгартен», когда его актёрские таланты не нашли применения в столичном обществе. Неудачи не остановили молодого человека. Он подавляет приступы малодушия и сообщает об этом в письме к близким: «Несмотря на мою охоту и желание ехать в Малороссию, я совершенно потеряю всё, если удалюсь из Петербурга. Здесь только человеку можно достигнуть чего – нибудь; тут тысяча путей для него; нужно только употребить терпение, с которым можно – таки дождаться своего». Мечта Гоголя сбылась – он стал знаменитым. Книга «Вечеров…» поразила читателей удивительным знанием быта и нравов своих земляков, яркостью и свежестью художественных красок, великолепными каритнами украинской природы, замечательным народным юмором. Уже первые строки повести погружают нас в мир украинского села. Нам пришлось обратиться к словарю, чтобы понять значения некоторых украинских слов.
1.Обучающиеся работают с индивидуальными карточками, на которых дают объяснение украинских слов.
Слабый ученик выполняет задание на доске (Васильев Д.) Он составляет слова из разрезанных букв, а объяснение даёт устно после того, как остальные обучающиеся выполнят работу на карточках. Самопроверка. Если объяснение правильное, то обучающийся получает балл. Парубки – украинские юноши Бандура – народный струнный инструмент Монисто – бусы Люлька – детская колыбель, курительная трубка Свитка — рубашка После проверки обучающиеся выставляют оценки в оценочный лист.
2.Собери разрезные карточки. Обучающиеся по характеристике определяют имя героя, после проверки проделанной работы выставляют оценки в оценочный лист. А) Этот герой молод и очень хорош собой. Он играет на бандуре и сочиняет песни. Он мужественный и смелый, бескорыстно помогает панночке. (Левко) Б) Этой героине в жизни пришлось нелегко. Она рано потеряла мать, а мачеха оказалась злой ведьмой, заставившей её кинуться в омут. Девушка стала русалкой. Она добра и справедлива. (Панночка) В) Человек, который идёт по улицам и выписывает кренделя ногами, ищет свой дом, ругает голову, пристаёт к молоденьким поселянкам. Девушки ради шутки направляют его в дом головы. (Каленик) Г) Гость головы. Низенький, толстенький человечек с маленькими, вечно смеющимися глазками, в которых написано удовольствие. Под носом у него коротенькие и густые усы. (Винокур) Д) Семнадцатилетняя девушка. Красивая, застенчивая. Верит в легенды и предания. Любит молодого казака, но за ней ухаживает его отец. От этого она очень страдает. (Ганна) Е) Родственница головы. Живёт у него в доме, варит обедать и ужинать, моет лавки, белит хату, прядёт ему на рубашки и заведывает всем его домом. (Свояченица) 3. Обучающиеся составляют устную характеристику сельского головы. По очереди называют какую – нибудь особенность сельского головы. Голова угрюм, суров с виду и не любит много говорить. Всё село, завидев его снимает шапки, а девушки говорят добрый день, ему открыт вход во все тавлинки села. В давние времена сопровождал императрицу в Крым, с тех пор любит этим похвалиться. Любит иногда прикинуться глухим, когда услышит то, что ему не хотелось бы услышать. Не любит щегольства. Голова вдов, но в доме у него живёт свояченица. Имеет один глаз, но от него не ускользнёт ни одна хорошенькая поселянка. Оценка выставляется после комментария учителя.
4.Физ. пауза. В повести есть реальные и фантастические герои. А что делали русалки, когда выходили на берег пруда? Прежде чем вспомнить легенду, которая имела своё продолжение, давайте отдохнём. Обучающиеся выходят на середину класса, встают в кружок, водящий называет пару имён обучающихся, которые должны поменяться местами, кто не успевает, занимает место ведущего.
5.Устное воспроизведение легенды об утопленнице.
Медведев А. начинает пересказ, Кузнецов А. заканчивает. После пересказа учитель обращает внимание обучающих на иллюстрации, изображающие русалок. Картины Крамского и Васильева реалистичны. В учебнике иллюстрация изображает нереальные существа, а художники рисовали девушек, а не призрачных существ. Они любуются красотой окружающей природы.
6.Описания природы в повести, работа с картинами А.И.Куинджи.
А) Проза Н.В.Гоголя напевна. В описаниях чувствуется любовь автора к своему родному краю. Не зря А.С.Пушкин сказал: «Сейчас прочёл «Вечера …» — они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!» Б) Шевлюга Д. выразительно читает описание украинской ночи: «С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете: и чудный воздух прохладно – душен. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключён в тёмно – зелёные стены садов. Весь ландшафт спит. Божественная ночь!» В) Дроздов А. сравнивает картины А.И.Куинджи «Украинская ночь» и «Наступление ночи на Украине». Обращает внимание на краски картин.
7.Определение основной мысли произведения. Слово учителя.
Почему своё произведение Н.В.Гоголь назвал «Майская ночь, или Утопленница». В черновой редакции повести отсутствовала вторая чать заглавия «Утопленница». Автор показывает трагичность повседневной жизни, где красоте, любви сопутствует смерть, разрушение, что рядом с искренним, чистым, добрым «уживается» ложное, демоническое. Левко является сказочным героем, он является носителем народной культуры, так бережно охраняемым самим писателем. Левко борется со злом в образе отца, искренне сочувствует панночке и помогает ей. В результате добро побеждает зло. Ведьма найдена, отец вынужден согласиться на свадьбу Левко и Ганны. Главное состоит в том, что все обретения и потери зависят от самого человека, от состояния его души и стремлений к лучшей жизни. Скоро вы заканчиваете школу. Важно, чтобы вы постарались стать хорошими членами общества, смогли реализовать себя, построить свой дом. У Н.В.Гоголя остался герой, который ещё не дощёл до своего дома – это Каленик.
1.После выполнения заданий обучающиеся записывали оценки за работу в таблицу оценочного листа. Межпредметные связи: обучающиеся подсчитывают средний балл за урок по количеству полученных оценок. Оценочный лист
Обучающиеся готовят выразительно отрывок для чтения из повести «Майская ночь, или утопленница».
Что вам особенно запомнилось в прочитанной повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»?
|
Литература
-
Беломестных, О.Б. Поурочные разработки по литературе: пособие для учителя/ О.Б. Беломестных. – М.: Вако, 2002. – с.109 – 111.
-
Курдюмова, Т.Ф. Рабочая тетрадь по литературе: пособие для учащихся / Т.Ф.Курдюмова. – М.: Русское слово, 1997. – с.60 – 64.
-
Ляпина , А.В. Повесть Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» /А.В.Ляпина // Литература в школе. – 2000. — № 6. – с.105 – 111.
-
Рапенкова , И.В. Фольклорное начало в повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» / И.В.Рапенкова // Литература в школе. – 1996. — № 2. – с.62 – 66.
-
Шаповалова, О. Е. Игра – эффективное средство коррекции и развития эмоциональной сферы умственно отсталых школьников / О. Е.Шаповалова // Коррекционная педагогика. – 2008. – № 2(26). – с. 27 – 34.
Анализ урока
Урок по теме «Заключительный урок по повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» разработан на основе программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой с использованием учебника чтения для 9 класса под редакцией А.К.Аксёновой, М.И.Шишковой. Цель соответствует теме урока: обобщение и систематизация изученного материала по повести. Образовательная задача: обобщить и систематизировать знания обучающихся по прочитанной повести — продиктовала выбор типа урока — урок обобщения и его структуры (актуализация прежних знаний и умений обучающихся, применение и закрепление). В целом обучающиеся класса по возрасту и диагнозу (органическое поражение ЦНС) однородны с незначительными различиями в индивидуальных особенностях. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. На уроке решается задача исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения учебным материалом, учитываются особенности всех обучающихся: разный уровень успеваемости, быстрая утомляемость, недостаточно развитая речь. В структуру урока введены задания по степени нарастающей трудности (сначала дети настраиваются на рабочий лад, выполняя задания коррекционной игры «Светофор»; затем работают с разрезными словами, вспоминая значения украинских слов, самостоятельно по характеристике определяют главного героя повести, завершает работу пересказ легенды и описание картин); используются упражнения по коррекции высших психических функций и задания, предполагающие самостоятельную обработку информации. Воспитательная задача урока реализуется через методы организации деятельности обучающихся. Используется индивидуальная, групповая работа. Каждый этап логически завершён в соответствии с воспитательной задачей урока: обучающиеся анализируют свою деятельность и выставляют оценки в оценочный лист. Цель каждого этапа урока подчинена отработке памяти: актуализация знаний обучающихся помогает вспомнить биографию Н.В.Гоголя, повторить основные предпосылки написания сборника; применение и закрепление отрабатывают навык пересказа, развивает речь и мышление обучающихся. На всех этапах соблюдается преемственность. В основе урока лежат следующие дидактические принципы: воспитывающая и развивающая направленность, систематичность и последовательность, индивидуальный и дифференцированный подход, коррекционная направленность обучения. На уроке используются основные методы обучения: словесный – обобщающая беседа, объяснение; практический – выполнение задания на карточке, самостоятельная работа по карточкам по определению героев повести, работа с учебником и картинами; наглядный метод реализовывался через изобразительные коррекционные карточки, картины для обобщающей беседы по теме. Следующие приёмы помогли достичь цели урока: пересказ, составление слов, обобщающая беседа с использованием информационных вопросов, составление характеристики главных героев, чтение печатного текста, описание картин и сопоставление с печатным текстом повести. Наглядность использовалась с целью стимулирования активной деятельности обучающихся, служила источником знаний, повышала мотивацию обучающихся к обучению. Методы обучения были скомбинированы таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности, и тем самым соблюдался охранительный режим обучения.