Городской конкурс проектов младших школьников «Гости из будущего»
Номинация «Мода и дизайн»
Урок для 4 класса по технологии
«Чудеса из бумаги своими руками»
Работа учащихся 4-в класса
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Средняя общеобразовательная школа №1
Ерёменко Алины, Сиреканян Илонны,
Сабировой Лианы, Велиевой Раяны
Руководитель проекта
учитель начальных классов I категории
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Средняя общеобразовательная школа №1
Дяченко Тамара Николаевна
Когалым
2013 г.
Содержание
Введение. Обоснование проекта……………….…………………. стр. 4
1. Глава 1. Квиллинг – техника бумагокручения ………………… стр. 5
1.1. Анализ анкет учащихся начальных классов ……………….. стр. 6
1.2. История квиллинга…………………………………………… стр. 6
1.3. Инструменты и материалы…………………………………… стр. 7
1.4. Основные элементы техники………………………………… стр. 8
2. Глава 2. Использование квиллинга в декорировании предметов
быта и изготовление аксессуаров своими руками ………………..стр. 9
Заключение……………………………………………………………. стр. 11
Список источников информации……………………………………стр. 13
Приложение………………………………………………………….. стр. 14
Введение. Обоснование проекта
Всегда найдется дело для умелых рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
Мы чудо сотворить сумеем сами
Вот этими умелыми руками.
Мы очень любим рукоделие. Творим на уроках технологии, на занятиях кружка, творим дома. Первый материал для творчества, с которым мы, как и все дети, сталкиваемся — бумага. Бумажное творчество – один из самых простых, увлекательных и доступных видов деятельности. Бумага – это самый легкий в обработке и доступный материал. Она не требует много инструментов. Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, склеивание – не только увлекательна, но и познавательна. В этой технологии можно проявить свою индивидуальность, воплотить задуманные идеи, проявить свою фантазию, ощутить радость творчества.
Существует множество видов бумажной пластики. Это и аппликация и японское искусство складывания фигурок из бумажного листа — оригами и многие другие. Из такого простого, недорогого и доступного материала можно создавать очень оригинальные поделки. Мы давно поняли, что бумага – материал универсальный, поэтому нам очень нравится с ним работать.
Однажды утром среди поделок, которые есть в нашем классе, мы увидели новое панно, сделанное нашим учителем. Долго присматривались, гадая, из чего сделана эта работа. Она поражала своей яркостью, необычностью и воздушностью. Узор напоминал вологодские кружева. Но это не кружево. Что же это? Так мы впервые услышали слово «квиллинг». Возникло большое желание сделать что-то подобное, чтобы удивлять и радовать окружающих. Наряду с этим у нас возникли вопросы: какие изделия можно выполнять в данной технике, можно ли использовать её в декорировании привычных вещей в доме? А может, мы сумеем изготовить свои собственные украшения (аксессуары) с помощью этой техники?
Так началось наше исследование.
Объектом исследования является новая для нас техника бумагокручения – квиллинг.
Предмет исследования – использование квиллинга в изготовлении и декорировании предметов быта и аксессуаров.
Цель: изучить материалы и инструменты для квиллинга, технологию плетения из тонких бумажных ленточек, декорировать предметы быта техникой бумагокручения и изготовить украшения для собственного пользования.
Задачи проекта:
-
через анкетирование изучить мнение и представление сверстников об известных техниках работы с бумагой, в том числе и о квиллинге;
-
познакомиться с историей появления техники (изучить необходимую информацию);
-
изучить инструменты и материалы квиллинга;
-
освоить приёмы скручивания бумажных ленточек;
-
декорировать привычные предметы техникой квиллинг;
-
выступить перед одноклассниками с целью рекламации работ в данной технике.
Гипотеза. Предположим, что узнав о технике плетения из бумажных полосок, мы не только расширим свой кругозор, но и, выполнив работу своими руками, испытаем внутреннее удовлетворение и подарим массу положительных эмоций всем, кто её увидит.
Методы исследования:
— поисково-исследовательский;
— изучение и анализ информации;
— практический.
Звёздочка обдумывания:
Что это?
Квиллинг
Из чего и чем?
Откуда?
Где применить?
Можно ли научиться?
Глава 1. Квиллинг – техника бумагокручения
1.1. Анализ анкет учащихся начальных классов
В начале нашего исследования мы решили узнать мнение сверстников об известных техниках работы с бумагой. С этой целью нами была разработана анкета (Приложение 1). В результате были получены данные представленные в приложении 2. Нами были опрошены 40 наших сверстников из параллельных классов. Анализ анкет показал, что подавляющее большинство опрошенных ребят любят творить из бумаги и пластилина. Но, к сожалению, их знания о возможных видах работы с бумагой ограничены программным материалом уроков технологии начальных классов. Мы отметили то, что 36 учеников из 40 хотят узнать, что такое квиллинг и готовы к открытию новых знаний. Этот факт нас очень обрадовал и воодушевил. Значит, наше исследование будет востребовано.
При работе над проектом мы обратились за помощью к родителям. Но они, к сожалению, ничего не слышали о квиллинге. Потом мы обратились в нашу поселковую библиотеку. Нужной нам литературы в ней мы тоже не нашли. Зато в книжных магазинах нашего города нам удалось приобрести книги по квиллингу (Приложение 3 ) [2.7]. Ещё мы обратились к всемирной сети интернет.
Вот то, что мы узнали.
1.2. История квиллинга
Сначала нашли ответ на наш вопрос: что это? Изучив найденный в интернете и в книгах материал, мы сделали вывод, что искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции — называется квиллинг «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо»., бумагокручение, бумажная филигрань.
Мы составили свой словарик новых слов (Приложение 4).
Следующий, интересующий нас вопрос: откуда пришёл к нам квиллинг? Когда и где зародилось это изысканное художественное ремесло? Из печатных источников мы узнали, что по одной версии — в Древней Корее. По второй искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века – создавать миниатюрные украшения из позолоченной бумаги научились монахини в католических монастырях. Наверное, прекрасны были те древние шедевры, для которых только то и требовалось, что птичье перо, золотая бумага, которая особым образом вокруг него закручивалась, да ещё умелые руки и много терпения!
Чуть позже искусству квиллинга обучились девушки из высших слоев общества. Почему – именно из «высших»? Вполне понятно, что качественная разноцветная бумага была когда-то весьма дорогостоящим материалом, свободно использовать которую мог только привилегированный класс.
К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров (Приложение 5). Однако эта древняя техника сохранилась и до нынешнего времени и очень популярна во многих странах мира.
В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. В Англии сама принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинг а, и многие её творения хранятся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне (Приложение 6). Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.
Корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение ) несколько отличается от европейской (Приложение 7). Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.
В 15 веке квиллинг считался искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
Сейчас этот вид творчества становится популярным и в нашей стране.
1.3. Материалы и инструменты
Следующий вопрос, ответ на который нам предстоит найти ответ: из чего делают работы в технике квиллинг и чем, с помощью каких инструментов создают такие ажурные изделия?
Чем больше мы знакомились с квиллингом, тем больше убеждались, что это простой и очень красивый вид рукоделия, не требующий больших затрат. Вам не понадобятся специально оборудованное рабочее место. На начальном этапе не понадобятся и дорогостоящие инструменты. В обычном канцелярском магазине можно купить всё необходимое. Но и с самыми простыми инструментами нужно обращаться осторожно и аккуратно, соблюдая технику безопасности (Приложение 8).
Материалом для квиллинга являются цветные бумажные полоски. Наборы готовых нарезанных полосок бумаги можно купить в специализированных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно нарезать полоски из двусторонней цветной ксероксной бумаги самостоятельно (Приложение 9) [2.7]. Ширина полосок для квиллинга обычно составляет 3, 4, 5, 7 и 10 миллиметров, длина 30 или 60 сантиметров. Можно использовать уничтожитель бумаги. Для оснований под открытки и панно понадобится картон однотонный.
В квиллинге применяются разнообразные инструменты и приспособления (Приложение 10) [2.7].
1.4. Основные элементы техники
Можно ли научиться выполнять такие шедевры? Конечно, можно. Для этого нужно изучить основные элементы техники.
Квиллинг — достаточно простой вид рукоделия, освоить который под силу каждому. Он основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Выделяют четыре вида этого рукоделия:
1. Простой — на основе спиралек.
2. Филигранный — это способ, когда полоски складываются в различные фигуры без клея.
3. Петельный — за основу берутся петли из полос.
4. Объемный — когда создаются 3D композиции (Приложение 11).
Мы освоили простой вид квиллинга — на основе спиралек.
Основа всех форм для квиллинга — тугая спираль. Технику её изготовления вы можете увидеть в приложении 12. После того как вы научились выполнять этот элемент, можно начинать экспериментировать. Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Защипнёшь с одной стороны — получишь каплю, защипнешь с другой стороны — получишь форму глаза. Полученные заготовки выкладываются на заранее приготовленную основу (картон, бумагу) и приклеиваются.
Всего существует около 30-ти базовых элементов квилинга (Приложение 13), но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем — используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы. В своих работах мы использовали простейшие элементы квиллинга : тугой ролл, свободный, капельку, листик, глаз, изогнутый глаз, стрелу. Для того, чтобы работы были аккуратны, обязательно воспользуйтесь несколькими секретами успеха, которые мы приложили в конце работы (Приложение 14).
Глава 2. Использование квиллинга в изготовлении бижутерии и декорировании предметов быта
Мы много нового узнали, научились выполнять базовые элементы, уже умеем делать цветы (Приложение 15, 16, 17) [2.7], но остаётся открытым вопрос: где применить наши умения?
Как мы уже говорили, предмет нашего исследования – использование квиллинга в изготовлении и декорировании предметов быта и аксессуаров.
Во время знакомства с историей киллинга, мы узнали, что раньше квиллинг украшал предметы быта (от мебели до кошельков) и с успехом использовался в интерьере: в картинах, рамах. Мы также узнали, что в наше время квиллинг стал очень популярен. Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые можно использовать для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий. В технике квиллинга делают панно, топиарии, шкатулки. С его помощью декорируют предметы быта (коробочки, рамочки, часы) и многие другие предметы.
Мы, как и все девочки, любим украшения. Сейчас стали очень популярны украшения, сделанные своими руками. При этом используют различные материалы (полимерную глину, атласные ленточки и др.) Мы решили изготовить ажурную бижутерию в технике квиллинг: серёжки, подвески и колечки.
Мы наметили себе план работы, который мы представили в приложении 18:
В ходе работы над проектом мы составили технологическую карту, которая может быть полезна для тех, кто заинтересовался этой темой (Приложения 19) [2.6], [2.7]. Они помогут вам создать свою индивидуальную и неповторимую коллекцию аксессуаров, которая, возможно, станет для вас самой любимой, а возможно вы захотите сделать подарок своим близким и порадуете их своим творчеством. Бижутерия в технике квиллинг выглядит всегда легко и непринуждённо.
В магазине, где покупали заготовки для наших аксессуаров, мы увидели зеркало. Оно было неприметное, каких много на прилавках наших торговых предприятий. Мы подумали: может можно его как то изменить, сделать необычным, единственным в своём роде. Тогда мы обратились за помощью к родителям и узнали, что предметы быта, вещи можно декорировать и придать им неповторимость. Из словаря узнали, что декорирование в переводе с французского языка означает «украшение».
Мы решили украсить нашу рамочку бумажными цветами, выполненными в технике квиллинг. Для декорирования изготовили цветы простой формы, сделанные на основе спиралек. Использовали при этом базовые формы «свободный ролл (или спираль)», «глаз», «стрела», а также бахромчатые цветы. Результат и последовательность нашей работы вы можете увидеть в приложении 20[2.7].
Заключение
Экономическое обоснование
При работе над проектом, мы убедились, делать украшения своими руками экономически выгодно. В таблице мы предоставили некоторые расчёты тех затрат, которые мы произвели в ходе изготовления одного комплекта аксессуаров:
Материал | Цена | |
Серьги | Бумага для квиллинга Клей Швензы Кольца соединительные | 1 упаковка — 75р. 30р. 10 р. 1 пакет — 25 р. |
Подвеска | Бумага для квиллинга Клей Щнур для подвесок |
25 р. |
Кольцо | Бумага для квиллинга Клей Основа под кольцо |
20р. |
| Стоимость: | 185 р. |
При минимальных затратах можно сделать много неповторимых красивых украшений.
Экологическое обоснование
Сегодня, когда очень остро стоит экологическая проблема, все в мире оценивается с точки зрения экологичности: насколько целесообразно использование тех или иных материалов, насколько безвредны они для окружающей природы и здоровья человека. Считаем, что в нашей работе мы использовали экологически безвредные материалы. Бумага — один из самых экологически чистых материалов. И работа с этим материалом является хорошей трудотерапией. Материалы, которые мы использовали, легко подвергаются вторичной переработке. Наши работы являются сувенирными изделиями и, использованный в небольшом количестве клей ПВА, не навредит никому.
Вывод.
Мы очень рады, что познакомились с новым для нас искусством – квиллингом. Эта техника открыла перед нами огромные возможности для творчества. Изящными бумажными кружевами можно украсить всё что угодно, от маленькой открытки, до целой стены. И для этого совсем не требуется специальное художественное образование, и какой – то особый талант. Нужно лишь желание, немного сноровки, усидчивости, фантазии и способность видеть прекрасное. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. А сам процесс работы и результат, который мы получили, принёс нам незабываемые впечатления.
В ходе работы над проектом мы:
-
познакомились с историей появления техники квиллинг:
-
научились работать с инструментами;
-
освоили приёмы скручивания бумажных ленточек;
-
изготовили аксессуары, декорировали зеркало и изготовили много других изделий и технике квиллинг;
-
выступили перед одноклассниками со своим проектом и сумели заинтересовать данной техникой многих ребят класса.
А самое главное мы получили массу положительных эмоций от проделанной работы. Наша гипотеза подтвердилась.
Проект закончен. Но наше знакомство с квиллингом не закончилось. Теперь мы хотим освоить петельный и объёмный квиллинг. Это будет тема нашего следующего проекта.
1.Список источников информации
1.1. Бойко Е.А. Квилинг, или бумажная филигрань. — М.: АСТ. Астрель Полиграфиздат, 2012.
1.2. Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. — М.: Айрис-пресс, 2012.
1.3. Зайцева А.А. Искусство квилинга: Магия бумажных лент. — М.: Эксмо, 2010.
1.4. Зайцева А.А. Объёмный квилинг: создаём фигурки из гофрокартона. — М.: Эксмо, 2012.
1.5. Хелен Уолтер. Цветы из бумажных лент. — Ниола-пресс, 2010.
2. Другие источники информации
2.1. Бумагопластика. http ://Sahnoshka .Narod .Ru /Byp .Html
2.2. Основы квиллинга http ://Julija .Msk .Ru /Forum /Index .Php ?PHPSESSID =8a 615bedf 7ce 3f 8ac 99a 9e 5acb 7c 8b 58&Topic =264.0
2.3. Поделки с Инной. http ://Increations -Ru .Blogspot .Com /
2.4. Страна мастеров. http ://Stranamasterov .Ru /Blogs _Recent ?Page =434
2.5. Студия бумажного творчества. http ://Www .Paper -Studio .Ru /Gallery 1.Htm
2.6. Фотографии из собственного архива семьи Сериканян.
2.7. Фотографии из собственного архива Дяченко Т.Н.