Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №111 г/о Самара

ТЕМА: Обобщить знания об изготовлении швейных изделий.

Познакомится с петельной машиной

полуавтоматического действия её характеристика.

ШВЕЙНОЕ ДЕЛО

9 класс

II четверть

продолжительность 80 мин.

Учитель: Хламова Антонина Николаевна

2012 год

УРОК трудового обучения (швейное дело)

КЛАСС 9

ТИП УРОКА Урок обобщения и систематизации знаний (урок-соревнование).

ЦЕЛЬ: обобщить и систематизировать знания учащихся, проверить практические навыки учащихся.

Наметить и обметать петли на полуавтоматической машине.

ЗАДАЧИ:

Образовательные: закрепление знаний, умений и навыков учащихся.

Коррекционно-развивающие: Развитие наглядно-образного мышления, активизация познавательной деятельности, развитие логического мышления, умения ориентироваться в задании,

групповая коррекция через осмысление задания, групповая коррекция внимания, коррекция произвольной, логической памяти, коррекция эмоционально-волевой сферы, коррекция устной речи.

Воспитательные: воспитание чувства коллективизма, ответственности, положительного отношения к труду, самостоятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: пооперационно-технологические карты, тесты, опросные листы, игровые задания, крой полочки из ткани, наглядные пособия, словарные слова, швейные инструменты и приспособления, швейные машины.

ІІ четверть. 9 класс 21.12.2012 г.

ПЛАН УРОКА

Урок . Обобщить знания об изготовлении швейных изделий.

Познакомится с петельной машиной

полуавтоматического действия её характеристика.

Цель занятия: Обобщить и систематизировать знания учащихся, проверить практические навыки учащихся.

Образовательные: закрепление знаний, умений и навыков учащихся.

Коррекционно-развивающие: Развитие наглядно-образного мышления, активизация познавательной деятельности, развитие логического мышления, умения ориентироваться в задании,

групповая коррекция через осмысление задания, групповая коррекция внимания, коррекция произвольной, логической памяти, коррекция эмоционально-волевой сферы, коррекция устной речи.

Воспитательные: воспитание чувства коллективизма, ответственности, положительного отношения к труду, самостоятельности.

ХОД УРОКА:

І. Организационная часть:

    • Прием рапорта дежурного.

    • Проверка готовность к уроку.

ІІ. Повторение: Урок — соревнование

Разминка.

  1. Какие виды одежды вы знаете?

  2. На какие группы делятся все швейные изделия по способу носки?

  3. Как называются предприятия, выполняющие пошив изделий?

  4. Какое швейное предприятие выполняет массовый пошив изделий для населения?

  5. Назовите оборудование для прочного соединения деталей между собой?

  6. С какой стороны должен падать свет при работе на швейной машине?

  7. На каком ходу должна стоять швейная машина при заправке нитки?

  8. В какую сторону надо вращать меховое колесо?

  9. В каком положении должна находиться лапка после работы на швейной машине?

  10. На что влияет правильная организация рабочего места?

ІІІ. Объяснение нового материала.

1. Наметить петли на образце. (Приложение 1)

2. Ознакомить с петельной машиной 25-1 кл. ПМЗ

полуавтоматического действия её характеристика.

Физкультминутка

«Производственная гимнастика».

Швейные машины-полуавтоматы.

  • Виды петель:

  • Техника безопасности при работе на швейной машине.

Блиц-опрос.

  • Характеристика Швейной машины-полуавтомата

25-1 класса ПМЗ.

  • Основные рабочие органы машины.

  • План выполнения петли. (приложение 2)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

  1. На образце по пуговице наметить горизонтальную петлю.

  2. Обметать петлю.

  3. Прорезать петлю,

очистить изделие,

приутюжить образец.

В ходе работы оказывать учащимся методическую помощь, следить за соблюдением правил техники безопасности и культуры труда.

Текущий инструктаж.

* Целевые обходы рабочих мест учащихся:

организация рабочего места, культура труда;

соблюдение техники безопасности;

правильность выполнения приёмов и качество работы;

степень самостоятельности.

*Во время практической работы провести

физминутку для глаз.

Индивидуальная работа.

Контролирую, выполняемую учащимися, работу.

Провожу индивидуальную консультацию и практическую помощь «слабым» учащимся.

V. Заключительная часть.

Разгадывание кроссворда.

Подвести итоги и сделать выводы .

Прием работ, выставление оценок.

Преподаватель ____________/А.Н.Хламова/

Ход урока

  1. Организационный момент

  • проверка отсутствующих учащихся;

  • подготовка рабочих мест, спецодежды.

Для активации внимания и создания благоприятной обстановки урок начинается с чтения стихотворения:

Хочу тебе я сообщить,

Дружок мой по секрету:

Совсем несложно платье сшить,

Да ты уж понял это?

Есть столько интересных дел!

Но как к ним подступиться?

Тут важно, чтоб ты захотел,

И мы начнем трудиться.

Мы сможем многому

С тобою научиться.

И суп сварить из топора,

И модно нарядиться.

  1. Проверка и учет знаний.

Проверку знаний провожу с помощью игры «Соревнования»

Сегодня у нас необычный урок, а урок – соревнование.

Мы вспомним и обобщим ваши знания, умения и навыки по изготовлению одежды, которые вы получили в течении второй четверти 9 класса..

Для начала я предлагаю вам разделиться на две команды, придумать ей название и выбрать своего капитана.

Представление команд и жюри.

Конкурсы оцениваются по

5-ти бальной системе.

За каждый правильный ответ девочки получают смайлик.

Побеждает набравший большее количество жетонов.

Разминка.

ВОПРОС

ОТВЕТ

1. Какие виды одежды вы знаете?

платье, юбка, блузка,

пальто, брюки, шорты

2. На какие группы делятся все швейные изделия по способу носки?

плечевые,

поясные,

3. Как называются предприятия, выполняющие пошив изделий?

— швейная фабрика,

швейные мастерские,

ателье.

4. Какое швейное предприятие выполняет массовый пошив изделий для населения?

— швейная фабрика.

5. Назовите оборудование для прочного соединения деталей между собой?

(Швейная машина).

6. С какой стороны должен падать свет при работе на швейной машине?

(Слева, спереди).

7. На каком ходу должна стоять швейная машина при заправке нитки?

(На холостом).

8. В какую сторону надо вращать меховое колесо?

(На себя).

9. В каком положении должна находиться лапка после работы на швейной машине?

(Опущена).

ЗАДАНИЕ. Командам раздаются карточки с названиями различной одежды.

Распределить виды одежды на группы по способу носки.

III. Работа по теме.

Обобщить знания о производстве швейных изделий.

В этом году мы с вами побывали на швейной фабрике нашего города. Скажите, вам понравилась наша экскурсия? Хотели бы вы ещё посетить это предприятие?

Мы обязательно ещё сходим с вами на швейную фабрику. Вы уже многое знаете и умеете. Кто знает, возможно вам захочется там работать. А сегодня мы с вами потренируемся в знаниях и умениях по изготовлению швейных изделий.

Наша конкурсная программа называется «Путешествие по Городу мастериц».

Прежде, чем мы отправимся в увлекательное путешествие, давайте вспомним, какие цеха есть на швейной фабрике.

Сильные учащиеся заполняют тест самостоятельно. (капитаны команд)

Ответы:

  1. экспериментальный,

  2. подготовительный,

  3. раскройный,

  4. швейный,

  5. отделочный.

На доску вывешиваются карточки с названиями цехов швейной фабрики.

К доске вызываются по одному участнику от команды.

Расположить названия цехов в порядке производственного технологического процесса изготовления одежды.

Мы с вами находимся в швейном цехе (мастерской) изделие которое шьёт каждый из вас почти готово.

У многих есть застёжка на петли и пуговицы.

Давайте вспомним как правильно наметить петлю.

(Приложение 1)

КОНКУРС

ЗАДАНИЕ. Сейчас мы вспомним, как нужно наметить петли на изделии.

Раздать инструкционные карты.

Раздаются задания каждой команде:

  1. Ткань;

  2. Пуговица;

  3. Мыло;

  4. Линейки.

Физкультминутка

«Производственная гимнастика».

Техника безопасной работы на швейной машине.

Слайд Блиц-Опрос.

Команды дополняют ответы друг друга.

III. Практическая работа.

Цель: Практическое применение знаний. Формирование поисково-исследовательских умений и навыков.

* Повторить ПТБ при работе с ножницами и на швейной машине.

— Перед практической работой разомнем пальцы, чтобы работу выполнить правильно и аккуратно.

Упражнение для улучшения межполушарного взаимодействия: «Кулак-ребро-ладонь».

Кулак — ребро — ладонь. Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.

Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При затруднениях в выполнении можно помогать себе командами («кулак — ребро — ладонь»), произнося их вслух или про себя.

Вводный инструктаж

Раздать технологические карты, шаблоны.

* Швейные машины-полуавтоматы.

1. Виды петель:

а — прямые без глазка; б — с глазком прямые.

  1. Характеристика Швейной

машины-полуавтомата 25-1 класса ПМЗ.

Заправка машины.

Характеристика Швейной машины-полуавтомата

25-1 класса ПМЗ.

Машина-полуавтомат 25-1 класса ПМЗ используется для изготовления пря­мых петель на изделиях из бельевых, платьевых и костюмных тка­ней. Для обработки петель используется строчка двухниточного челночного стежка.

  1. Частота вращения главного вала машины

2450 обо/мин,

  1. Длина петли ре­гулируется от 9 до 24 мм,

  2. ширина петли (длина закрепки) до 4,5 мм,

  3. ширина кромок петли 1—2 мм,

  4. расстояние между кромка­ми 0,5—1 мм.

  5. Наибольшая толщина тканей под лапкой

  6. в сжатом состоянии 0,8 мм.

  7. Применяемые иглы № 80—120.

Расстояние между кромками

Ширина кромки

Ширина петли

Основными рабочими органами машины являются:

  1. игла, вы­полняющая зигзагообразную строчку,

  2. нажиматель, (прижимная лапка)

  3. нож для прорубания петли,

  4. устройство для автоматического включения и отклю­чения полуавтомата,

Машина имеет две педали:

  • нажатием на правую педаль — осуществляется включение ма­шины,

  • нажатием на левую педаль — подъём прижимной лапки и обрезка ниток.

3. План выполнения петли. (приложение 2)

План выполнения петли.

Изготовление петли осуществляется по алгоритму:

п/п

Название операции

Действие оператора

1

Поднять прижимную лапку

нажав ногой на левую педаль.

2

Подложить изделие под лапку

располагая его так, чтобы ближайший конец изготавливаемой петли находился под иг­лой. Хорошо расправить и натянуть ткань.

3

Опустить прижимную лапку

сняв ногу с левой педали.

4

Включить машину в работу

нажав на правую педаль.

5

Машина выполняет петлю авто­матически

После того как машина сделает несколько стежков, освобо­дить правую педаль. Далее машина выполняет петлю авто­матически. Незадолго до окончания обмётывания петли в машине включается механизм ножа и нож прорубает ткань между кромками петли. В конце работы игла делает три-четыре закрепляющих прокола ткани и машина автомати­чески выключается.

6

Вынуть изделие из под лапки.

После остановки машины нажать на левую педаль, при этом прижимная лапка поднимается и происходит обрезка ниток.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

  1. На образце по пуговице наметить горизонтальную петлю.

  2. Обметать петлю.

  3. Прорезать петлю,

очистить изделие,

приутюжить образец.

В ходе работы оказывать учащимся методическую помощь, следить за соблюдением правил техники безопасности и культуры труда.

Текущий инструктаж.

* Целевые обходы рабочих мест учащихся:

организация рабочего места, культура труда;

соблюдение техники безопасности;

правильность выполнения приёмов и качество работы;

степень самостоятельности.

*Во время практической работы провести

физминутку для глаз.

Индивидуальная работа.

Контролирую, выполняемую учащимися, работу.

Провожу индивидуальную консультацию и практическую помощь «слабым» учащимся.

Контролирую соблюдение технологии и техники безопасности.

Подведение итога урока.

Наш урок подошел к концу.

  • Какую работу мы сегодня выполняли?

  • Какие трудности вы испытывали при выполнении практической работы?

Подвести итог работы нам поможет кроссворд, (слайд №3)

5Н

О

Ж

Н

А

Н

3Л

2О

1Б

Б

И

Ж

И

6У

М

Н

И

Ы

Ц

Л

Е

Е

М

Ы

А

А

Т

Й

Т

В

К

К

К

А

А

Е

Л

И

Ь

По вертикали:

  1. Чем скалывают ткань при раскрое (Булавки)

  2. Операция по обработке края петли (Обметка).

  3. Мерительный инструмент (Линейка).

  4. Прижимная рейка в машине (Нажиматель).

  5. Рабочий инструмент (Ножницы).

По горизонтали:

  1. Ключевое слово (УМНИЦЫ).

Вот и завершилась наш урок-соревнование.

Сегодня у нас было много различных конкурсов: по технологии обработки отдельных узлов швейных изделий и другие не менее интересные конкурсы.

Молодцы, девочки! Победила, конечно, дружба.

Выставляю оценки учащимся за работу на уроке, проводим уборку рабочих мест.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школе / отв. ред. Г.М. Дульнев. – М. : Просвещение, 1965. – 135 с.

  1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В.В. Воронковой. – М. : Школа-Пресс, 1994. – 416 с.

  1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост.,авт.вступ., ст. и библиогр. Т.М. Лифанова; Авт. коммент. М.А. Степнова. – М. : Просвещение, 1995. – 527 с.

  1. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. – М. : Классикс стиль, 2005. – 240 с.

  1. Дети с временными задержками развития / под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. – М. : Педагогика, 1971. – 208 с.

  1. Дети с задержкой психического развития / под ред.Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной; Науч.-исслед.ин-т дефектологии Акад. пед.наук СССР. – М. : Педагогика, 1984. – 256 с.

  1. Сидорова М.М. Проектная деятельность на уроках трудового обучения в школе VIII вида // Дефектология. – 2005. – №4. – С. 77-78.

  1. Словарь психолога-практика / сост. С.Ю. Головин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн. : Харвест, 2003. – 976 с.

  1. Типологические особенности учащихся вспомогательных школ в трудовом обучении: сб.науч.тр. / редкол.: С.Л.Мирский. (отв.ред.) и др.- М. : Изд. АПН СССР, 1983. – 99 с.

  1. Трудовое обучение во вспомогательной школе: Книга для учителя: Из опыта работы / Сост. Е.А. Ковалёва. – М. : Просвещение, 1988. – 95 с.

  1. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: пособие для учителей. – М. : Просвещение, 1980. – 183 с.

  1. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: Книга для учителя. – М. : Просвещение, 1992. – 127 с.

  2. Мирский С.Л. Организация развивающего учения во вспомогательной школе // Дефектология. – 2000. – №3. – С. 32-37.

  3. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. – М. : Просвещение, 1969. – 280 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here