Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа»
муниципального образования города Ноябрьск
Конспект урока по технологии
в 1 классе
«Аппликация на плоскости. Праздничный салют».
подготовила
учитель начальных классов
Икрянова Галина Александровна
г. Ноябрьск
2013
Автор
| Икрянова Галина Александровна.
| |||
Предмет | Технология | |||
Класс | 1 | |||
Тип урока | Комбинированный | |||
Технология построения урока | Технология гуманно – личностного обучения | |||
Тема | Аппликация на плоскости. Композиция «Праздничный салют» | |||
Цель | Формирование первоначальных представлений о передаче настроения и впечатления с помощью определённых художественных средств: композиции, ритма, элементов и цветовых сочетаний | |||
Планируемый результат | ||||
Предметные умения: участвовать в диалоге на уроке, отвечать на простые вопросы учителя, слушать и понимать речь других; выполнять правила безопасной работы ножницами, наносить клей на основу, нарезать бумагу по разметке и без разметки, пользоваться карандашом, ножницами.
| Личностные УУД: оценивать ситуации и поступки, важность, роли ученика; осуществлять саморефлексию;
Регулятивные УУД: способность контролировать и оценивать свои действия; работать по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, осуществлять анализ, сравнение, планировать свою деятельность.
Коммуникативные УУД: строить высказывания в устной форме.
| |||
Организация пространства | ||||
Формы работы
| Фронтальная, индивидуальная.
| |||
Ресурсы
| Учебники, иллюстрации с изображением салюта, основа для аппликации из приложения №2, таблицы с правилами безопасной работы ножницами, шилом, иглой, циркулем, цветная бумага, | |||
Технология изучения | ||||
Этапы урока | Формируемые умения
| Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент | Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
| Включение в деловой ритм. Проверка готовности к уроку. Учитель: — Прозвенел заливистый звонок. Все готовы начинать урок? — Какой урок по расписанию? — Проверим, что приготовили для урока технологии и положим учебные вещи на край парты в том порядке, который я показываю (учитель показывает и кладёт на свой стол), учебник «Технология», подготовленный лист-основу из приложения рабочей тетради № 1ч, несколько листов яркой цветной бумаги, простой карандаш, клей, тонкая кисточка, две палочки (например, спички). — Почему необходимо складывать вещи в определённом порядке? Учитель обобщает: порядок дисциплинирует, организует человека. | Обучающиеся называют урок технологии; повторяя за учителем, кладут на край парты учебные принадлежности в указанном порядке.
Ученики объясняют, зачем необходимо соблюдать порядок на рабочем месте. | |
2.Актуализа ция знаний. Обсуждение образа салют.
| Предметные результаты: отвечать на вопросы учителя, опираясь на свой жизненный опыт; выслушивать ответы одноклас сников.
| Организует беседу с учащимися. — Кто на загадки может находить отгадки? Учитель просит детей отгадать загадку. — Грянул гром, весёлый гром! Засверкало всё кругом! Рвутся в небо неустанно разноцветные фонтаны. Брызги света всюду льют! Это праздничный… (салют) — Как вы догадались, что это салют? (открывает иллюстрации, представленные на доске или демонстрирует слайды) — Кто из вас видел салют? Учитель просит встать этих ребят. — Опишите, какой он? — На что похож салют? — Когда вам приходилось наблюдать салют? Учитель обобщает сказанное детьми: — Салютом отмечаются значительные, торжественные события в жизни людей, города, страны.
|
Обучающиеся называют признаки, по которым догада лись, что это салют; опираясь на свой жизненный опыт, рассказывают о том, что видели салют в День Победы 9 мая, в день рождения города, о том, что он очень яркий и красивый, похож на фонтан, цветы, на россыпи звёзд…
| |
3.Постановка учебной задачи.
| Метапредметные результаты. Личностные УУД: освоить роль ученика; формиро вать мотивацию к учению.
Предметные результаты: отвечать на вопросы учителя, опираясь на свой жизненный опыт; выслушивать ответыодноклассников.
| Организует учащихся на восприятие темы урока и постановку учебной задачи. — Ребята! Очень важное событие произошло и в вашей жизни – вы стали школьниками! — Вспомните, какое настроение было у вас при поступлении в школу? — Как вы думаете, зачем вам необходимо учиться? — Приведите пример из собственной жизни. — Как вы отнесётесь к тому, если мы отметим начало вашей школьной жизни праздничным салютом – создадим картины с его изображением, но нерисован ные, а в виде аппликации. Если моя идея вам понравилась – похлопайте в ладоши. Учитель ставит перед детьми задачу: — Ваши работы должны быть аккуратными (клей не размазан), красивыми (использовано различное сочетание цветов), интересными (необычные формы салюта). — Как вы думаете, почему это так важно? Учитель сообщает: — В конце урока из ваших картин – аппликаций мы создадим одну большую композицию «Праздничный салют»!
|
Обучающиеся делятся своими впечатлениями о первых днях в школе, об уроках, знакомствах, о своём отношении к идее создания «Салюта» в их честь. Ребята объясняют значение учёбы в их собственной жизни, говорят, что это очень важно для получения профессии, общения, для того, чтобы много знать, помогать другим людям, чтобы быть грамотным человеком.
Аккуратные и красивые картины приятно смотреть, ими можно украсить классный уголок.
| |
4.Обуче ниеприёмам создания композиции на плоскости.
| Метапредметные результаты. Познавательные УУД: отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учеб нике.
| -Ребята, а кто знает, что такое аппликация? Если у учащихся этот вопрос вызывает затруднение или они высказали несколько разных версий, учитель предлагает им обратиться к учебнику на стр. 20 и хором прочитывают: «Аппликация – значит прикладывание, приклеивание мелких кусочков материала на основу.
— Для выполнения аппликации нам необходимы кусочки цветной бумаги, предложите свои способы нарезки. После предложенных вариантов детьми, учитель просит учащихся: — Сравните способы нарезки кусочков бумаги, изображённых на стр.22 учебника. — Чем они похожи? Чем отличаются? — Обязательно ли бумагу перед разрезанием размечать?
Учитель просит детей положить перед собой лист-основу, рассмотреть её. Затем говорит: -Художник уже немного помог вам, поместив внизу изображение зданий со светя щимися окнами. Попробуйте объяснить, почему дома на картине занимают так мало места, а небо много? После ответа учащихся учитель говорит: — Это для того, чтобы хорошо разместить салют. Он является в картине главным: именно он показывает праздник! Учитель предлагает учащимся при работе с учебником воспользоваться алгоритмом в картинках на стр.21-24; объясняет и демон стрирует приёмы создания образа салют: 1. Нарезать или нарвать кусочки яркой цветной бумаги; 2. Нарисовать на листе-основе светлым карандашом несколько основных линий салюта; 3. Тонкой кисточкой понемногу наносить клей на небольшие участки (линии, вспышку и.т.д.); 4. Выкладывать на клей подготовленный материал (кусочки бумаги); 5. Поправлять детали с помощью палочки, чтобы задуманное получилось красиво;
| Обучающиеся объясняют значение слова «аппликация»; под руководством учителя зачитывают: «Аппликация– значит прикладывание, приклеивание мелких кусочков материала на основу;
предлагают варианты нарезки бумаги;
объясняют, что кусочки бумаги имеют разную форму: кружочки, квадратики, бесформен ные, одни вырезаны по разметке, другие нар ваны; утверждают, что перед вырезанием бумагу размечать необязательно. Обучающиеся рассматривают картину на основе;
объясняют, что главное в ней салют, поэтому и места ему оставлено много.
Осваивают приёмы выполнения апплика ции, наблюдая за пока зом учителя.
| |
5. Практическая работа.
|
Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: осуществлять действия по реализации плана, определять степень успешности, исправлять свои ошибки с помощью учителя. Предметные результаты. Выполнять правила безопасной работы ножницами, нано сить клей на основу, нарезать бумагу по разметке и без раз метки, пользовать ся карандашом. |
Организует практическую деятельность обучающихся. В классном уголке безопас ности к уроку технологии вывешены таблицы по правилам безопасной работы с разными инструментами. Учитель просит: — Назовите номер таблицы с нужным правилом для урока. — Объясните важность его выполнения.
Далее учитель предлагает приступить к выполнению аппликации салют, руковод ствуясь планом учебника, оценить степень своей успеш ности, пользуясь опорными словами: « у меня получилось аккуратно и красиво», «у ме ня получилось аккуратно, но не очень красиво», «у меня получилось красиво, не очень аккуратно» Во время практической работы учитель оказывает индивидуальную помощь, а также демонстрирует классу отдельные работы, отмечая наиболее интересные идеи. Убирает всё с доски, освобождая место для создания общего салюта. По мере готовности работы учеников вывешиваются на доску в виде большого коллективного панно. При этом важно, чтобы здания были видны только на работах нижнего ряда; картинки верхних рядов нужно немного заправить под нижние – чтобы получилось большое небо над линией освещённых зданий.
|
Обучающиеся определяют таблицу № 3 правило работы ножницами; объясняя ют, его необходимо выполнять, чтобы не получить травму.
Выполняют апплика цию по плану учебни ка, исправляют недо чёты с помощью учите ля;оценивают степень своей успешности, пользуясь опорными словами: «у меня получилось аккуратно и красиво», «у меня получилось аккуратно, но не очень красиво», «у меня получилось красиво, ноне очень аккуратно», отдают работу учителю.
| |
6 Рефлексия деятельности (итог урока) | Метапредметные результаты. Личностные УУД: Осущест-влять саморефлек-сию.
| Подведение итога урока. — Итак, наша работа завершена. Большой праздничный салют в честь начала вашей школьной жизни готов. — Какое настроение вызывает у вас общая картина? — Встанем и поблагодарим себя за работу аплодисментами! Молодцы! Наведём порядок на парте!
| Обучающиеся говорят о том, что общая картина вызывает у них радостное празд ничное настроение, благодарят всех однок лассников аплодисмен- тами.
Наводят порядок на рабочем месте!
|
Список использованной литературы
1.Учебник Н.М.Конышева «Умелые руки» Смоленск «Ассоциация XXI век» 2009
2.Рабочая тетрадь часть №1 к учебнику Н.М.Конышевой. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2009
3. Принципы и положения для работы с технологическими картами h ttp://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077