Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 56 г.Челябинска
Разработка урока по технологии
в 6 классе
«УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК»
подготовила
учитель технологии
Молоканова Елена Юрьевна
г. Челябинск
2012
Автор: Молоканова Елена Юрьевна, 1 категория, МАОУ № 56 г. Челябинск
Предмет: Технология (обслуживающий труд)
Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов . Рукоделие. Художественные ремесла.
Класс: 6
Программа: Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология.Обслуживающий труд» 5-9 кл. «Школа и производство» №7, 2004
Учебник: Симоненко В.Д. Технология. Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений М.:Вентана-Граф, 2010
Тема: «Роспись на ткани. Узелковый батик»
Цели: 1. Изучить виды росписи по ткани, научить выполнять узелковый батик.
2. Развить моторику рук, цветовосприятие.
3. Привить желание заниматься различными видами росписи по ткани.
Оборудование: образцы узелкового батика, видеопрезентация, инструкционные карточки, гуашь, баночка для воды, кисточка, белая хлопчатобумажная ткань, нитки, утюг, ножницы, клеенка.
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА:
-
Организационный момент –5 мин.
-
Актуализация знаний (сравнительный анализ предложенных работ по росписи ) – 10 мин.
-
Рассказ о способах узелкового батика – 10 мин.
-
Просмотр презентации – 5 мин.
-
Разбор инструкционных карточек с показом их выполнения на образцах ткани – 10 мин.
-
Выполнение учащимися понравившихся видов – 35- 40 мин.
-
Подведение итогов урока (показ работ, выставление оценок, выдача домашнего задания) –10-15 мин.
Методические рекомендации по использованию слайдов презентации на различных этапах урока
Этап урока | Деятельность учителя
| Деятельность учащегося | |
3 — Тема урока | Организационный | Озвучивает цели | Слушают |
4 — Оборудование | Проверяет готовность |
| |
1-2 – Образцы
| Актуализация знаний | Предлагает на сравнение 3 образца ткани с: промышленным печатным рисунком, свободной росписью, узелковым батиком.
Задает вопросы на описание каждого рисунка.
Обобщает описание образцов. | Рассматривают
Отвечают
Записывают |
6-7 | Мотивация к изучению темы «Узелковый батик» на развитие познавательного интереса к созданию узелковой росписи на ткани | Показ стенда с образцами узелкового батика, выполненного учащимися других классов Настраивает учащихся на пополнение данной коллекции их работами. | Рассматривают образцы |
5 — Способы узелкового батика
| Изложение новой темы | Рассказывает сведения об узелковом батике (см.Приложение 1).
Раздает карточки со способами выполнения батика. (приложение 2)
Показывает схему и готовый образец | Слушают рассказ
Рассматривают карточки
Смотрят
|
8- Инструкционная карта | Текущий инструктаж
| Настраивает на работу с инструкционной картой карточкой с различными способами – с выбором понравившегося способа. | Подготавливают все необходимое, выбирают 2 понравившихся способа обработки |
9-12 – Схемы выполнения способов узелкового батика | Практическая часть | Консультирует, помогает учащимся. | Выполняют задание по карточке образцов
|
| Заключительный этап | Подводит итоги урока.
Похвалить каждого учащегося за работу.
Выставляет оценки.
| Дают обобщение урока (что узнали, что получилось и не получилось)
Показывают и называют свои работы.
|
ХОД УРОКА
Задачи урока | Дидактические средства | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Организационный момент | Проверка готовности к уроку |
| Проверяет наличие учащихся и их рабочие места | Проверка наличия : хлопчатобумажной белой ткани , ножниц, ниток, гуаши, кисточки, баночки для воды, целлофан. |
I.Вводный инструктаж | Создание ООД | Образцы батика | Показ образцов на стенде (выполнены учащимися предыдущих годов обучения).
Тему урока мы пока записывать не будем, оставьте для нее место. | Рассматривают
(для темы оставляется место) |
Актуализация знаний
| Повторить знания о ткани | Показ 3-х видов ткани: с промышленным печатным рисунком, свободной росписью, узелковым батиком. | Задает вопросы по предложенным образцам:
-Чем схожи эти образцы?
-Чем отличаются эти ткани друг от друга?
Учитель задает дополнительные вопросы и обобщает ответы.
Давайте мы рассмотрим каждый образец отдельно.
1 образец — Промышленный – рисунок повторяется, четкий, яркий, выполнен на печатном станке.
Что Вы можете сказать про 1 образец (описать его)?
| Отвечают на вопросы.
Это кусочки ткани (с рисунками).
Рисунками.
Рисунок четкий, яркий, повторяющийся Учащиеся кратко записывают виды получения рисунка (промышленный и т.д.).
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
|
| Что Вы можете сказать про 2 образец (описать его)? (см.слайд 1)
2 образец — Свободная роспись – рисунок заранее рисуется, задается контур, затем расписывается, выполнен ручным способом, без повторения рисунка.
Что Вы можете сказать про 3 образец (описать его)? (слайд 2)
3 образец — обобщаем описание, но не говорим название — рисунок размытый, нечеткий, хаотичный, выполняется ручным способом с помощью узелков.
-Как Вы думаете, как будет называться этот образец ткани ?
Совершенной верно, этот образец называется Узелковый батик от его способа получения.
Тема нашего урока «Узелковый батик». (слайд 3)
Ставятся цели урока (см.выше). | Рисунок одиночный, расположен посередине, делался не на печатном станке.
Рисунок нечеткий, неповторяющийся
Предлагают названия (узелочный, узелковый)
Записывают тему на оставленном заранее месте. |
Мотивация к изучению темы «Узелковый батик» | Развить познавательный интерес к созданию узелковой росписи на ткани | Показ стенда с образцами узелкового батика, выполненного учащимися других классов | Вот такие образцы получились у учащихся других классов.
И Вы тоже сегодня сможете пополнить данную коллекцию.
Но прежде чем начать работу, мы с Вами познакомимся с различными способами его выполнения. | Рассматривают образцы. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Изложение новой темы |
| Образцы батика, карточки | Раздает карточки со способами выполнения батика.
Рассказывает сведения об узелковом батике (Приложение 1). Показ красителя. |
Слушают и смотрят. |
II Текущий инструктаж | Научить выполнять образцы узелкового батика.
| Карточки-образцы, инструкционные карты | Выдает инструкции к работе и индивидуальные карточки с моделями.
Вы сегодня будете использовать вместо специального красителя – гуашь.
(Если рассчитать время, то можно выполнить 1 образец специально подготовленным красителем.)
Сейчас вы из предложенных способов выбираете 2- 3 понравившихся (в зависимости от работоспособности учащихся данного класса) и выполняете их на своих кусочках ткани . (Приложение 2)
Работать Вы будете по инструкционной карте. (Приложение 3)
Можете придумать названия своим работам.
Учитель вместе с учащимися проговаривает последовательность выполнения задания. | Слушают, рассматривают.
Смотрят и выбирают.
Читают и разбирают вместе с учителем.
|
III Практическая часть | Развить цветовостприятие и моторику рук. Развить самостоятельность.
| Карточки-образцы, инструкционные карты и оборудование | Консультирует, помогает учащимся. | Выполняют задание.
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Заключительный этап | Развитие рефлексивных способностей | Готовые образцы работ учащихся | Подводит итоги урока.
Похвалить каждого учащегося за работу.
Выставляет оценки. | Дают обобщение урока (что узнали, что получилось и не получилось)
Показывают и называют свои работы. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Батик — Роспись по шелку. Подборка книг