Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 56 г.Челябинска

Разработка урока по технологии
в 6 классе

«УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК»

подготовила

учитель технологии

Молоканова Елена Юрьевна

г. Челябинск

2012

Автор: Молоканова Елена Юрьевна, 1 категория, МАОУ № 56 г. Челябинск

Предмет: Технология (обслуживающий труд)

Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов . Рукоделие. Художественные ремесла.

Класс: 6

Программа: Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология.Обслуживающий труд» 5-9 кл. «Школа и производство» №7, 2004

Учебник: Симоненко В.Д. Технология. Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений М.:Вентана-Граф, 2010

Тема: «Роспись на ткани. Узелковый батик»

Цели: 1. Изучить виды росписи по ткани, научить выполнять узелковый батик.

2. Развить моторику рук, цветовосприятие.

3. Привить желание заниматься различными видами росписи по ткани.

Оборудование: образцы узелкового батика, видеопрезентация, инструкционные карточки, гуашь, баночка для воды, кисточка, белая хлопчатобумажная ткань, нитки, утюг, ножницы, клеенка.

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент –5 мин.

  2. Актуализация знаний (сравнительный анализ предложенных работ по росписи ) – 10 мин.

  3. Рассказ о способах узелкового батика – 10 мин.

  4. Просмотр презентации – 5 мин.

  5. Разбор инструкционных карточек с показом их выполнения на образцах ткани – 10 мин.

  6. Выполнение учащимися понравившихся видов – 35- 40 мин.

  7. Подведение итогов урока (показ работ, выставление оценок, выдача домашнего задания) –10-15 мин.

Методические рекомендации по использованию слайдов презентации на различных этапах урока

№ слайда (его название)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

3 — Тема урока

Организационный

Озвучивает цели

Слушают

4 — Оборудование

Проверяет готовность

1-2 – Образцы

Актуализация знаний

Предлагает на сравнение 3 образца ткани с: промышленным печатным рисунком, свободной росписью, узелковым батиком.

Задает вопросы на описание каждого рисунка.

Обобщает описание образцов.

Рассматривают

Отвечают

Записывают

6-7

Мотивация к изучению темы «Узелковый батик» на развитие познавательного интереса к созданию узелковой росписи на ткани

Показ стенда с образцами узелкового батика, выполненного учащимися других классов

Настраивает учащихся на пополнение данной коллекции их работами.

Рассматривают образцы

5 — Способы узелкового батика

Изложение новой темы

Рассказывает сведения об узелковом батике (см.Приложение 1).

Раздает карточки со способами выполнения батика. (приложение 2)

Показывает схему и готовый образец

Слушают рассказ

Рассматривают карточки

Смотрят

8- Инструкционная карта

Текущий инструктаж

Настраивает на работу с инструкционной картой карточкой с различными способами – с выбором понравившегося способа.

Подготавливают все необходимое, выбирают 2 понравившихся способа обработки

9-12 – Схемы выполнения способов узелкового батика

Практическая часть

Консультирует, помогает учащимся.

Выполняют задание по карточке образцов

Заключительный этап

Подводит итоги урока.

Похвалить каждого учащегося за работу.

Выставляет оценки.

Дают обобщение урока (что узнали, что получилось и не получилось)

Показывают и называют свои работы.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи урока

Дидактические средства

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

4

5

Организационный момент

Проверка готовности к уроку

Проверяет наличие учащихся и их рабочие места

Проверка наличия : хлопчатобумажной белой ткани , ножниц, ниток, гуаши, кисточки, баночки для воды, целлофан.

I.Вводный инструктаж

Создание ООД

Образцы батика

Показ образцов на стенде (выполнены учащимися предыдущих годов обучения).

Тему урока мы пока записывать не будем, оставьте для нее место.

Рассматривают

(для темы оставляется место)

Актуализация знаний

Повторить знания о ткани

Показ 3-х видов ткани: с промышленным печатным рисунком, свободной росписью, узелковым батиком.

Задает вопросы по предложенным образцам:

-Чем схожи эти образцы?

-Чем отличаются эти ткани друг от друга?

Учитель задает дополнительные вопросы и обобщает ответы.

Давайте мы рассмотрим каждый образец отдельно.

1 образец — Промышленный – рисунок повторяется, четкий, яркий, выполнен на печатном станке.

Что Вы можете сказать про 1 образец (описать его)?

Отвечают на вопросы.

Это кусочки ткани (с рисунками).

Рисунками.

Рисунок четкий, яркий, повторяющийся

Учащиеся кратко записывают виды получения рисунка (промышленный и т.д.).

1

2

3

4

5

Что Вы можете сказать про 2 образец (описать его)? (см.слайд 1)

2 образец — Свободная роспись – рисунок заранее рисуется, задается контур, затем расписывается, выполнен ручным способом, без повторения рисунка.

Что Вы можете сказать про 3 образец (описать его)? (слайд 2)

3 образец — обобщаем описание, но не говорим название — рисунок размытый, нечеткий, хаотичный, выполняется ручным способом с помощью узелков.

-Как Вы думаете, как будет называться этот образец ткани ?

Совершенной верно, этот образец называется Узелковый батик от его способа получения.

Тема нашего урока «Узелковый батик». (слайд 3)

Ставятся цели урока (см.выше).

Рисунок одиночный, расположен посередине, делался не на печатном станке.

Рисунок нечеткий, неповторяющийся

Предлагают названия (узелочный, узелковый)

Записывают тему на оставленном заранее месте.

Мотивация к изучению темы «Узелковый батик»

Развить познавательный интерес к созданию узелковой росписи на ткани

Показ стенда с образцами узелкового батика, выполненного учащимися других классов

Вот такие образцы получились у учащихся других классов.

И Вы тоже сегодня сможете пополнить данную коллекцию.

Но прежде чем начать работу, мы с Вами познакомимся с различными способами его выполнения.

Рассматривают образцы.

1

2

3

4

5

Изложение новой темы

Образцы батика, карточки

Раздает карточки со способами выполнения батика.

Рассказывает сведения об узелковом батике (Приложение 1).

Показ красителя.

Слушают и смотрят.

II Текущий инструктаж

Научить выполнять образцы узелкового батика.

Карточки-образцы, инструкционные карты

Выдает инструкции к работе и индивидуальные карточки с моделями.

Вы сегодня будете использовать вместо специального красителя – гуашь.

(Если рассчитать время, то можно выполнить 1 образец специально подготовленным красителем.)

Сейчас вы из предложенных способов выбираете 2- 3 понравившихся (в зависимости от работоспособности учащихся данного класса) и выполняете их на своих кусочках ткани . (Приложение 2)

Работать Вы будете по инструкционной карте. (Приложение 3)

Можете придумать названия своим работам.

Учитель вместе с учащимися проговаривает последовательность выполнения задания.

Слушают, рассматривают.

Смотрят и выбирают.

Читают и разбирают вместе с учителем.

III Практическая часть

Развить цветовостприятие и моторику рук.

Развить самостоятельность.

Карточки-образцы, инструкционные карты и оборудование

Консультирует, помогает учащимся.

Выполняют задание.

1

2

3

4

5

Заключительный этап

Развитие рефлексивных способностей

Готовые образцы работ учащихся

Подводит итоги урока.

Похвалить каждого учащегося за работу.

Выставляет оценки.

Дают обобщение урока (что узнали, что получилось и не получилось)

Показывают и называют свои работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Батик — Роспись по шелку. Подборка книг

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here