Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №21
г.Владимир.
Бинарный урок по алгебре и физике
8 класс.
Тема: «Функциональные зависимости на уроках
алгебры и физики».
Цель: 1) Формирование восприятия единства математических моделей и
физических процессов как элемента естественно-научной
картины мира.
2) Обобщение и применение знаний о прямой и обратной
пропорциональностях при решении качественных,
расчетных и экспериментальных задач по физике с
применением компьютерных технологий.
3) мотивация учащихся на активный и творческий подход к
изучению предметов естественно-математического цикла
Оборудование: 1) компьютер
2) бланки ответов к тестам
Тип урока: обобщающий.
Форма работы: фронтальная
Учителя: Емельянова М.В.
(I квалификационная категория)
Афанасьева Н.П.
(высшая квалификационная категория)
2009 год.
ХОД УРОКА.
Учитель математики:
-
Организационный момент. ( Слайд №1)
Учитель объявляет тему урока.
-
Постановка задач и целей урока. (Слайд № 2)
Учитель совместно с учениками формулируют цели и задачи урока.
-
Рефлексия. (Слайд №3).
-
Устное повторение узловых вопросов алгебры.
Фронтальная работа с классом. ( Слайд № 4).
-
Что называется функцией?
-
Что называется областью определения функции?
-
Сформулируйте определение линейной функции.
-
Что называется областью определения линейной функции?
-
Что является графиком линейной функции?
-
Сформулируйте определение функции прямой пропорциональности.
-
Что является областью определения этой функции?
-
Что является графиком данной функции?
-
Дайте определение функции обратной пропорциональности.
-
Какова её область определения?
-
Что является графиком данной функции?
-
Какие функции вы еще знаете?
-
Что является областью определения и графиком этих функций?
-
Перечислите способы задания функций. ( Слайд № 5)
-
( Слайд № 6)
16.На экране графики различных функций ( Слайд № 7).
Каковы особенности графиков каждого вида. Обратить внимание учащихся на то, что при k > 0 у прямой пропорциональности с увеличением аргумента увеличивается значение функции, а у обратной пропорциональности с увеличением аргумента значение функции уменьшается.
-
Графики каких функций мы не назвали?
-
На слайде № 8 записаны функции
Запишите функции в тетрадь по вариантам:
1 вариант – функции прямой пропорциональности,
2 вариант – линейные функции, не являющиеся функциями прямой
пропорциональности,
3 вариант – функции обратной пропорциональности.
Далее следует проверка письменной работы (слайд № 8).
После этого учитель обращает внимание учеников на выписанные ими функции и по каждому варианту вместе с учащимися делает обобщение.
-
( Слайд № 9).
Каковы особенности графиков прямой пропорциональности? Обратить внимание на расположение графиков в зависимости от коэффициента.
-
( Слайд № 10).
Каковы особенности графиков линейной функции? Обратить внимание на расположение графиков в зависимости от коэффициентов.
-
(Слайд № 11).
Каковы особенности графиков обратной пропорциональности? Обратить внимание на расположение графиков в зависимости от коэффициента.
-
Сопоставьте каждому графику функции формулу, с помощью которой эта функция может быть задана. Графики функций последовательно проецируются на экран. (Слайд № 12)
-
Учащимся предлагается решить следующие задачи. (Слайд № 13) и
(Слайд № 14).
-
(Слайд № 15).
Учитель физики:
-
Математика – наука прикладная и сейчас вы рассмотрите применение функций прямой и обратной пропорциональностей на уроках физики.
Рассмотрим применение прямой и обратной пропорциональности на уроках физики на примере темы «Закон Ома для участка цепи». ( Слайд №16).
-
Работа с классом:
А) Сформулировать закон Ома для участка цепи.
Б) Записать закон Ома на доске и пояснить величины входящие в формулу.
В) устанавливаем зависимость между силой тока и напряжением при постоянном сопротивлении.
Г) устанавливаем зависимость между силой тока и сопротивлением при постоянном напряжении. Делаем выводы. (слайд №18)
2.Учащийся рассказывает о жизни и деятельности великого немецкого ученого Г.С.Ома (Слайд №17)
3. учитель с помощью проблемной ситуации выясняет от чего зависит сопротивление проводника (учащиеся решают несколько предложенных учителем задач)
4. Работа со слайдами № 19-23
5.Решение задачи № 1319 (сб. задач В.И. Лукашик)
6. Самостоятельная работа по вариантам слайды №24-27
7. работа со слайдами №28-30.
Подводим итог урока. Домашнее задание на данном этапе урока: 1301(Л); 1320(Л); 1329(Л). Логическая задача: В комнате есть три выключателя. Известно, что только один из них включает свет в соседней комнате, где стоит торшер с одной лампой. Комнаты друг с другом сообщаются так, что нельзя определить из одной, что происходит в другой. Помощников нет, проводки не видно. Как, имея возможность только один раз перейти от выключателя к торшеру, определить, какой из выключателей включает торшер? ( Нужно включить любой выключатель на короткое время, затем выключить, включить следующий, пойти в соседнюю комнату и коснуться лампы в торшере. Если она холодная, значит, соединена с третьим выключателем, если теплая, но не горит, значит с первым.)
Учитель математики:
-
На этом этапе урока вы научитесь применять свои знания о функциях при решении уравнений графическим способом, так как есть уравнения, которые вы пока не умеете решать аналитически.
1. Объяснение нового материала.(Слайд № 31). Учитель объясняет решение данного уравнения. В это время ученики работают вместе с учителем.
2. Устная работа. (Слайд № 32)
3. Фронтальная работа с классом. (Слайд № 33).
4. Устная работа. (Слайд № 34).
5.Учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу в форме теста.
1)(Слайд № 35)
2)(Слайд № 36)
3)(Слайд № 37)
4)(Слайд № 38)
5)(Слайд № 39)
6) (Слайд № 40).
7) (Слайд № 41).
8) При выполнении теста учащиеся заполняют бланк ответов. (См. приложение).
-
Подведение итога урока. (Слайд № 42).
-
Домашнее задание. (Слайд № 43).
-
Рефлексия : (Слайд № 44)
-
Литература :
-
Учебник «Алгебра – 8», Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова, Москва «Просвещение» 2005 год.
-
«Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля», «Интеллект-Центр», Москва 2008 год.
-
Учебник «Физика и астрономия – 8», А.А.Пинский, В.Г. Разумовский, Москва «Просвещение» 2007 год.
-
«Сборник задач по физике для 7 – 9 классов», В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, Москва «Просвещение», 2006 год.