МБОУ «Кимовская средняя общеобразовательная школа Спасского муниципального района РТ»
Урок по алгебре в 9 классе на тему
«Распознавание графиков
линейной, квадратичной функций
и обратной пропорциональности»
Учитель математики
ll квалификационной категории
Мамонова Е.Г.
2011г.
Цели урока:
-
Обобщить и систематизировать знания полученные при изучении всех видов функций.
-
Формировать умения и навыки, носящие в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер;
-
Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления направленного на выбор оптимальных решений.
Задачи урока
-
Воспитательная – привести учащихся к пониманию значения функций в жизни человека.
-
Учебная – уметь по графику определить вид функции, дать ее краткую характеристику; рассмотреть применение графиков функций при решении заданий ГИА.
-
Развивающая – развитие коммуникативных компетенций учащихся, их эстетического вкуса.
Тип урока: обобщающий.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, приложение к уроку (Презентация), рабочие папки с опорными конспектами.
Ход урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | |
1 | Организационный момент. | Здравствуйте, ребята. Садитесь. Экзаменационная работа по математике включает в себя 4 задания по теме «Функции и графики». С функциями мы впервые встретились в 7 классе и продолжили их изучение в 8, 9 классах. Поэтому цель нашего урока — обобщить и систематизировать знания полученные при изучении всех видов функций. (слайд 1) Тема урока: «Распознавание графиков линейной, квадратичной функций и обратной пропорциональности». Запишите ее в тетрадях. |
Записывают число и тему урока в тетрадях.
|
2 | Актуализация опорных знаний. | 1. Устная работа (слайд 2) Еще Песталоцци говорил «счет и вычисления – основа порядка в голове». (слайд 3) Вычисляем устно и находим верные ответы среди предложенных ниже. Вычислите: 1) 2) 3) 4) Среди чисел выберите рациональное 5) Найдите сумму корней уравнения 6) Найти значение выражения 7) Вы уже заметили, что ключевое слово сегодня «Функция». Вспомним основные понятия по теме.
2. Блиц – опрос (слайд 4)
1. Функция – это … 2. Переменную х называют — … 3. Зависимая переменная –… 4. Область определения функции образуют все значения… 5. Что называется графиком функции? 6. Перечислите все известные вам функции.
|
Выполняют задания устно:
1) 5,3 2) 16 3) 1 4) 900 5) 6) 0 7) -2
Отвечают на вопросы |
3 | Проверка домашнего задания | В качестве домашнего задания вам была предложена групповая работа по подготовке презентации об изученных функциях. Напомню план, по которому вы работали. (Слайд 5)
| Демонстрируют свои презентации (Слайд 6 — 29) |
4 | Формирование умений и навыков учащихся. | Работа в тетрадях с последующей проверкой.
| Выписывают функции. Линейные: , , , , . Функции прямой пропорциональности: , , . Функции обратной пропорциональности: . Квадратичные функции: , .
|
5 | Физкультминутка | Гимнастика для глаз |
|
6 | Решение заданий ГИА. | Начнем разбор заданий, входящих в ГИА. (Слайд 35) №5 проверяет понимание графической интерпретации решения системы двух уравнений с двумя переменными. Уровень сложности – базовый. Максимальный балл – 1.
5
(Слайды 36 – 38) Для записи ответа на это задание в экзаменационном бланке вам будет отведено пустое окошечко. Ответом служит комбинация цифр, полученных вами в результате выполнения задания. Ошибки, которые вы допустили на пробном экзамене, на слайде. В случае записи неверного ответа – он зачеркивается, рядом пишется правильный. (Слайд 39) №15 направлен на проверку соотнесения графика квадратичной функции с формулой. Уровень сложности – базовый. Максимальный балл – 1.
Задание с выбором ответа, который вы отмечаете в виде крестика в соответствующей клетке. (Слайд 40) №16 направлен на проверку умения читать график реальной зависимости. Уровень сложности – базовый. Максимальный балл – 1.
(Слайд 41) Ответ на поставленный вопрос вписывается в пустое окошко в бланк ответов. (Слайд 42) Посмотрим еще одну разновидность шестнадцатых заданий.
(Слайд 43) На это задание вы должны дать два ответа. Если вы запишите только марку модели или число, то получите 0 баллов. Будьте внимательны! Вот с такими заданиями по теме «Функции и графики» вы встретитесь в первой части ГИА. Но я не хочу чтобы вы ограничивались только этими знаниями и предлагаю послушать о «Функциях в нашей жизни» (Слайды 44 – 52). Изображение зависимостей с помощью графиков в физике, химии, областях человеческой деятельности. С помощью графика даже можно интерпретировать пословицу «Каково жизнь проживешь – такую славу наживешь». Прямо пропорционально зависит слава от дела. Ну и всему этому я хотела бы подвести такой итог: в наши дни без функций невозможно не только рассчитать космические траектории, работу ядерных реакторов, и бег океанской волны и закономерности развития циклона, но и экономично управлять производством, распределением ресурсов, организацией технологичных процессов, прогнозировать течение химических реакций или изменение численности различных взаимосвязанных в природе видов животных и растений, потому что все это – динамические процессы, которые описывает функция. |
Строят графики линейных функций, проводят прямые на рисунке, ищут точки пересечения графиков.
Решают квадратные уравнения, находят нули функции.
Читают график реальной зависимости.
Читают график реальной зависимости. |
7 | Самостоятельная работа | Сейчас вы поработаете самостоятельно. Запишите свою фамилию, имя и приступайте к работе. |
|
8 | Итоги урока | (Слайды 53 – 57) Выставление оценок за урок. |
|
9 | Домашнее задание | (Слайд 58) |
|