Разработка урока алгебры в 10-м классе по теме «Решение простейших иррациональных неравенств»
– Вдумчиво прочитаем текст.
– Снова вернемся к вопросам, рассмотренным в начале урока, обсудим – правы ли мы были, а если нет, то в чем ошиблись.
– Сформулируем на основании прочитанного текста теоремы, применяемые при решении неравенств.
– Итак, на столах лежат карточки с вопросами. Все вопросы начинаются со слов «Верите ли Вы, что…». Если Вы согласны с утверждением, то справа от вопроса в первом столбце поставьте знак «+», если нет, то знак «–». Работаем в парах. Время работы 5 минут.
Содержание карточки:
Вопросы | А | Б | В | |
Верите ли Вы, что … | ||||
1. | При умножении обеих частей неравенства на некоторый отличный от нуля множитель, неравенство заменится равносильным. | – |
|
|
2. | Возведение обеих частей неравенства в квадрат может привести к потере решений. | + |
|
|
3. | Неравенства и равносильны. | – |
|
|
4. | Лишние решения в неравенстве можно приобрести не только за счет расширения ОДЗ, но и если не учесть знаки обеих частей неравенства. | + |
|
|
5. | Неравенства и равносильны. | – |
|
|
6. | Поскольку для любого х из ОДЗ () в неравенстве справа стоит неотрицательное число, значит, слева стоит положительное число. | – |
|
|
7. | Если возвести неравенство в квадрат с учетом ОДЗ (), то будут потеряны корни. | + |
|
|
8. | Для решения неравенства нужно рассмотреть случаи и , и объединить полученные решения. | + |
|
|
После окончания работы учитель предлагает учащимся поделиться своим мнением с классом. (2 минуты). Учитель и ученик на равных позициях, никаких оценок, если учащийся желает, то может прокомментировать.
Заслушав ответы учащихся, учитель заполняет на доске первую строчку таблицы.
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стадия осмысления (10 минут)
Подводя итоги работы с таблицей, учитель приводит учеников к мысли, что, отвечая на вопросы, мы пока не знаем – правы мы или нет. Ответы на вопросы можно получить, прочитав предлагаемый текст из пособия (
Неравенство 2.
Неравенство 3. .
Приложение 1
Текст для самостоятельного изучения
Решение неравенства не требует практически ничего, кроме умения свести его к решению простейших неравенств, не допустив при этом ни потери, ни приобретения решений. Для этого надо знать свойства функций, изучаемых в школе, и владеть основными понятиями, связанными с равносильностью неравенств. Необходимо иметь в виду, что решение неравенств по сравнению с решением уравнений имеет свои особенности: одни и те же преобразования в применении к уравнениям и неравенствам приводят к разным результатам. Например, при умножении обеих частей уравнения на некоторый отличный от нуля множитель, имеющий смысл в ОДЗ, уравнение заменится равносильным, а для неравенства указанных требований на множитель недостаточно — надо еще требовать, чтобы он был положителен в ОДЗ. Точно так же возведение обеих частей уравнения в квадрат не приводит к потере корней, а то же самое преобразование неравенства может привести и к приобретению, и к потере решений. К сожалению, большинство забывают об этих особенностях.
Как ни удивительно, но большое количество ошибок допускается при решении простейших неравенств. Это происходит, по-видимому, именно из формально понимаемой аналогии между уравнениями и неравенствам. В дальнейшем мы часто будем пользоваться следующим утверждением.
Теорема. Если и на некотором множестве значений х, то неравенства и равносильны на этом множестве.
Доказательство. Пусть х0 — произвольное решение первого неравенства из рассматриваемого множества значений х. Если , то из неравенства на основании теоремы о возведении в степень числовых неравенств, следует неравенство . Если же , то очевидно, что из неравенства f(x0) > 0 вытекает, что . Тем самым доказано, что всякое решение неравенства является решением неравенства .
Совершенно аналогично доказывается и обратное, что всякое решение неравенства является решением неравенства . Тем самым теорема доказана. Заметим, что в формулировке теоремы строгие неравенства и можно заменить на нестрогие: и . Доказательство этого факта проводится аналогично.
При решении неравенств можно приобрести лишние решения, причем они приобретаются как за счет расширения ОДЗ, так и в случае, когда не учтены знаки обеих частей неравенства.
Однако, в отличие от уравнений, при возведении в степень неравенства можно и потерять решения. Учащиеся же, основываясь на неправильно понимаемой аналогии с уравнениями, часто считают, что этого не может быть. Покажем на примерах, как можно приобрести или потерять решения при возведении неравенства в степень. Начнем с примера, в котором можно получить лишние решения за счет расширения ОДЗ.
1. Решить неравенство .
Некоторые учащиеся дали такое «решение»: «Поскольку правая и левая части этого неравенства неотрицательны, то неравенство можно возвести в квадрат и получить равносильное неравенство . Квадратный трехчлен в левой части этого неравенства не имеет действительных корней, а потому это неравенство справедливо для всех действительных х. Следовательно, и исходное неравенство справедливо для всех х». Это рассуждение кажется грамотным, однако оно имеет существенный дефект.
Оно будет верным лишь в ОДЗ исходного неравенства.
Правильное решение должно быть таким: в ОДЗ обе части исходного неравенства неотрицательны; поэтому в ОДЗ оно равносильно неравенству , а значит, справедливо для всех х из ОДЗ. Теперь легко найти ОДЗ исходного неравенства, и тем самым получить ответ:.
В следующем примере лишние решения получаются не за счет расширения ОДЗ, а вследствие возведения в степень без исследования знаков обеих частей неравенства.
2. Решить неравенство: .
Вот пример рассуждения, при котором получаются лишние решения: «ОДЗ нашего неравенства: . Для любого х из ОДЗ справа стоит неотрицательное число, значит, слева стоит положительное число. Поэтому после возведения в квадрат получим равносильное неравенство , решения которого х > 1, а также х < —2. Учитывая ОДЗ исходного неравенства, получаем ответ: х > 1, ».
На самом деле все х из промежутка не являются решениями исходного неравенства. Дело в том, что для х из ОДЗ правая часть неравенства действительно неотрицательна, зато левая при некоторых значениях х из ОДЗ — отрицательна. Ясно, что для этих х неравенство не выполняется, т. е. среди них нет решений нашего неравенства. И искать решения исходного неравенства надо среди тех х из ОДЗ, для которых левая часть неравенства неотрицательна, т.е. среди . Вот для этих значений х обе части неравенства действительно неотрицательны, его можно возвести в квадрат, получить неравенство , которое равносильно исходному на множестве . Теперь надо из решений неравенства выбрать те, которые будут удовлетворять условию . Они и будут давать решения исходного неравенства.
Это будут х > 1.
Ошибка в приведенном выше рассуждении состоит в том, что произошла незаметная для учащегося подмена понятий. Действительно, для любого х, являющегося решением исходного неравенства, справа стоит неотрицательное число, а слева положительное число. Однако не все х из ОДЗ будут решениями исходного неравенства, а потому не для всех х из ОДЗ слева будет положительное число. Учащийся слова «для любого х, являющегося решением» заменил словами «для любого х из ОДЗ», и это привело его к ошибке.
3. Решить неравенство .
Если сразу возвести это неравенство в квадрат, то, даже учитывая ОДЗ, мы все равно потеряем решения. Действительно, ОДЗ этого неравенства . После возведения в квадрат получим неравенство , решением которого будут все х из промежутка —1 < х < 2. Некоторые учащиеся, убедившись, что все полученные х входят в ОДЗ, написали, что это и есть ответ. На самом же деле здесь потеряны решения ; легко убедиться, что для любого числа из этого промежутка левая часть неравенства неотрицательна, а правая — отрицательна.
Правильное решение таково.
ОДЗ заданного неравенства состоит из всех . Левая часть его в ОДЗ неотрицательна, а правая может быть и положительной и отрицательной. Очевидно, что для тех х из ОДЗ, для которых правая часть отрицательна, исходное неравенство будет справедливо. Значит, все х из промежутка являются решениями исходного неравенства.
Рассмотрим теперь значения . Для всех этих х обе части исходного неравенства неотрицательны, поэтому неравенство можно вознести в квадрат и получить равносильное для всех неравенство . Решением последнего неравенства будут все х из промежутка
—1 < х < 2. Решением же исходного неравенства в этом случае будут все х из промежутка .
Объединяя эти два случая, получаем, что решением исходного неравенства будут все значения х из промежутка .