Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Атемасовская основная общеобразовательная школа»

Ардатовского муниципального района Нижегородской области

Урок алгебры в 7 классе

Автор: Кузнецов Андрей Юрьевич, учитель математики

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Вид урока: Дидактическая игра

Цель: отработка навыков сложения и вычитания многочленов

Задачи:

  • Обучающие:

отработать навыки сложения и вычитания многочленов, а также приведения многочленов к стандартному виду; устранить возможные пробелы в знаниях учащихся; закрепить на практике знания, умения и навыки сложения и вычитания многочленов; расширить кругозор учащихся в историческом аспекте; Развивающие:

развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать быстроту реакции, развивать память; активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать творческие способности учащихся; развивать умение обучаться в сотрудничестве, работать в команде; развивать умения учебного труда (умения работать в нужном темпе – писать, вычислять, чертить); развивать навыки логической математической речи; развивать умения и навыки применять математические знания к решению практических задач, в том числе и в нестандартной ситуации;

  • Воспитательные:

воспитывать у учащихся интерес к математике, к познанию; воспитывать культуру решения математических задач; воспитывать дисциплинированность; воспитывать культуру речи и культуру общения; воспитывать ответственность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.

Технологии:

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • Технология модульного обучения;

  • Технология развития «критического мышления»;

  • Обучение в сотрудничестве (командная работа);

  • Исследование в обучении;

  • Игровые технологии: обучающая игра.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, раздаточный материал для команд.

План урока:

1. Организационный момент. Учащиеся садятся по командам. Каждая команда придумывает себе название и выбирает капитана. Проверка готовности учащихся. Сообщение темы и объяснение хода урока. Мотивация учебной деятельности.

2. Устная работа. Актуализация, фронтальная проверка опорных знаний по теме. Учащиеся повторяют определение многочлена стандартного вида, правила сложения и вычитания многочленов.

3. Решение задач, исследовательская деятельность (командная работа). Проверка полученных результатов.

4. Подведение итогов урока, оценка знаний учащихся. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Учащиеся садятся по командам (5-6 человек в каждой команде, парты составляются соответствующим образом). Каждая команда придумывает себе название и выбирает капитана.

  1. Устная работа. Актуализация, фронтальная проверка знаний по теме

Учащиеся повторяют определение многочлена стандартного вида, правила сложения и вычитания многочленов.

  1. Решение задач

Каждой команде предстоит решить 4 задачи, каждая оценивается в 5 баллов. Команда, которая быстрее остальных справляется с задачей, получает дополнительно 3 балла. Задачи представлены в виде слайдов, а также у каждой команды имеются на столах экземпляры в печатном виде, где учащиеся должны записать решения и ответы.

Слайд 1.

1). Представьте многочлен в стандартном виде и заполните таблицу буквами в соответствии с найденными ответами:

С

13 a – 5 ab – 3 ab = ;

И

3 ab – 5 a2 – 8 ba = ;

Е

6

Х

ab – 2 b2 – 6 ba + 5 a2 + 0,6 b2 = ;

2

А

a2 b – 5 ab2 + 3 a2 b – 8 b2 a – 2 b a2 = ;

— 4 a · b a + 2 a2 b + 0,2 a2 b2 – 2 a2 b2 = ;

Л

3 a2 b3 + 5 a · 0,2 a b2 – 4 a2 b2 · 0,5 b + 2 a2 b2 = .

— 1,8 a2 b2 – 2 a2 b

3 a2 b – 13 a b2

5 a b – 5 a2

a2 b3 + 3 a2 b2

3 a2 b2 + a2 b3

5 a2 – 1,4 b2

13 a – 8 a b

Слайд 2.

Ответ: Ахиллес. Это герой древнегреческой мифологии, участник Троянской войны

Какое крылатое выражение связано с именем этого героя?

Ответ: Мать Ахиллеса, Фетида, окунула младенца в воды подземной реки, делающие человека неуязвимым. При этом погружении она держала Ахиллеса за пятку, которая осталась сухой и, следовательно, уязвимой. Во время Троянской войны стрела врага попала Ахиллесу в пятку, в результате чего он и умер.

Выражение «Ахиллесова пята» в переносном смысле означает «слабое, уязвимое место».

Слайд 3.

2). Облик некоторых мифических персонажей состоит из головы и туловища, взятых от разных существ. Выполните сложение многочленов. Используя найденные ответы и данные таблицы, узнайте, как выглядели эти существа.

Овал символически изображает голову,

Прямоугольник символически изображает туловище.

Слайд 4.

а). бык человек

3 x2 y – 2 x y2

7 x y2 – 5 x2 y

+ = ;

человек конь

б

3 x2 y – 2 x y2

).

x2 y2 3 x2 y – xy2

+ = ;

в). лев коза

7 x2 y28 x2 y

6 x2 y – 2 x2y2

+ = ;

г). человек лев птица

3 x2 y – 2 x y2

2 x y26 x2y2

7 x2 y28 x2y

+ + =

.

Слайд 5.

Буквенный код ответа

Название мифического персонажа

x2 y23 x y2

Кентавр

5x y22 x2 y

Минотавр

x2 y25 x2 y

Сфинкс

5x2 y22 x2 y

Химера

x2 y23 x2 y

Ше´ду

Слайд 6.

Ответ: мифический персонаж с головой быка и телом человека — минотавр. Существо с головой человека и телом коня – это кентавр. Сфинкс – это персонаж, имеющий голову человека, тело льва и крылья птицы. Мифологическое существо с огнедышащей львиной пастью, туловищем козы и хвостом дракона – это химера. Оставшееся в таблице фантастическое существо — шеду – крылатый бык с человеческим лицом и пятью ногами.

Слайд 7.

3). Запишите в клетки каждого квадрата такие выражения, чтобы их сумма в каждом столбце, каждой строке и каждой диагонали была равна выражению, записанному в треугольнике:

xy

2 x — y

3 y

a — b

b

a

Слайд 8.

Ответ:

2 a

a — b

b

b — a

a

3 a — b

2 a — b

b + a

0

xy

2 x — y

x + 2 y

3 y

0

— 3 y

x2 y

2 x + y

x + y

Слайд 9.

4). а). В свободные части «паутины» запишите такие одночлены, чтобы сумма выражений по каждому сектору была равна нулю:


Слайд 10.

б). В свободные кружки запишите буквы, соответствующие в таблице найденным одночленам:

— 3 x2

3 x

— 3 x

3 x2

3 x y

3 x y2

3 x2 y

3 x2 y

3 x y

3 x y2

Т

Е

И

Д

У

М

Б

Л

К

А

в). Используя все имеющиеся на рисунке буквы, прочитайте имя мыслителя. (С какой буквы начинать чтение – догадайтесь сами.)

Этому философу принадлежит высказывание:

Слайд 11.

Ответ:

Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) – греческий философ, историк, географ, биолог, физик.

Создал науку о погоде – метеорологию.

IV. Подведение итогов урока, оценка знаний учащихся. Домашнее задание.

— 1,8 a2 b2 – 2 a2 b

3 a2 b – 13 a b2

5 a b – 5 a2

a2 b3 + 3 a2 b2

3 a2 b2 + a2 b3

5 a2 – 1,4 b2

13 a – 8 a b

— 1,8 a2 b2 – 2 a2 b

3 a2 b – 13 a b2

5 a b – 5 a2

a2 b3 + 3 a2 b2

3 a2 b2 + a2 b3

5 a2 – 1,4 b2

13 a – 8 a b

Буквенный код ответа

Название мифического персонажа

x2 y23 x y2

Кентавр

5x y22 x2 y

Минотавр

x2 y25 x2 y

Сфинкс

5x2 y22 x2 y

Химера

x2 y23 x2 y

Шеду

Буквенный код ответа

Название мифического персонажа

x2 y23 x y2

Кентавр

5x y22 x2 y

Минотавр

x2 y25 x2 y

Сфинкс

5x2 y22 x2 y

Химера

x2 y23 x2 y

Шеду

— 3 x2

3 x

— 3 x

3 x2

3 x y

3 x y2

3 x2 y

3 x2 y

3 x y

3 x y2

Т

Е

И

Д

У

М

Б

Л

К

А

Физкультминутка.

Мы сидели и писали,

Мышцы тела все устали.

Потянулись и зевнули,

Спинки дружно все прогнули,

Повернулись вправо, влево –

Стало гибким наше тело.

И на стуле скок, скок, скок,

Ну как будто колобок.

А теперь попляшут ножки:

Пробежали по дорожке

Быстро-быстро – топ, топ, топ.

И в ладоши — хлоп, хлоп, хлоп.

Ножки вытянем вперед,

Влево, вправо поворот.

Чтобы мышцы сильнее стали,

Поработают суставы.

Ножки выше поднимаем

И в коленочках сгибаем,

Подбородком дотянулись

И друг другу улыбнулись.

Головой все повращаем

И урок наш продолжаем.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here