Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Атемасовская основная общеобразовательная школа»
Ардатовского муниципального района Нижегородской области
Урок алгебры в 7 классе
Автор: Кузнецов Андрей Юрьевич, учитель математики
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Вид урока: Дидактическая игра
Цель: отработка навыков сложения и вычитания многочленов
Задачи:
-
Обучающие:
отработать навыки сложения и вычитания многочленов, а также приведения многочленов к стандартному виду; устранить возможные пробелы в знаниях учащихся; закрепить на практике знания, умения и навыки сложения и вычитания многочленов; расширить кругозор учащихся в историческом аспекте; Развивающие:
развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать быстроту реакции, развивать память; активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать творческие способности учащихся; развивать умение обучаться в сотрудничестве, работать в команде; развивать умения учебного труда (умения работать в нужном темпе – писать, вычислять, чертить); развивать навыки логической математической речи; развивать умения и навыки применять математические знания к решению практических задач, в том числе и в нестандартной ситуации;
-
Воспитательные:
воспитывать у учащихся интерес к математике, к познанию; воспитывать культуру решения математических задач; воспитывать дисциплинированность; воспитывать культуру речи и культуру общения; воспитывать ответственность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.
Технологии:
-
Информационно-коммуникационные технологии;
-
Технология модульного обучения;
-
Технология развития «критического мышления»;
-
Обучение в сотрудничестве (командная работа);
-
Исследование в обучении;
-
Игровые технологии: обучающая игра.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, раздаточный материал для команд.
План урока:
1. Организационный момент. Учащиеся садятся по командам. Каждая команда придумывает себе название и выбирает капитана. Проверка готовности учащихся. Сообщение темы и объяснение хода урока. Мотивация учебной деятельности.
2. Устная работа. Актуализация, фронтальная проверка опорных знаний по теме. Учащиеся повторяют определение многочлена стандартного вида, правила сложения и вычитания многочленов.
3. Решение задач, исследовательская деятельность (командная работа). Проверка полученных результатов.
4. Подведение итогов урока, оценка знаний учащихся. Домашнее задание.
Ход урока:
-
Организационный момент
Учащиеся садятся по командам (5-6 человек в каждой команде, парты составляются соответствующим образом). Каждая команда придумывает себе название и выбирает капитана.
-
Устная работа. Актуализация, фронтальная проверка знаний по теме
Учащиеся повторяют определение многочлена стандартного вида, правила сложения и вычитания многочленов.
-
Решение задач
Каждой команде предстоит решить 4 задачи, каждая оценивается в 5 баллов. Команда, которая быстрее остальных справляется с задачей, получает дополнительно 3 балла. Задачи представлены в виде слайдов, а также у каждой команды имеются на столах экземпляры в печатном виде, где учащиеся должны записать решения и ответы.
Слайд 1.
1). Представьте многочлен в стандартном виде и заполните таблицу буквами в соответствии с найденными ответами:
С
13 a – 5 ab – 3 ab = ;
И
3 ab – 5 a2 – 8 ba = ;
Е
6
Х
ab – 2 b2 – 6 ba + 5 a2 + 0,6 b2 = ;
2
А
a2 b – 5 ab2 + 3 a2 b – 8 b2 a – 2 b a2 = ;
— 4 a · b a + 2 a2 b + 0,2 a2 b2 – 2 a2 b2 = ;
Л
3 a2 b3 + 5 a · 0,2 a b2 – 4 a2 b2 · 0,5 b + 2 a2 b2 = .
| |
3 a2 b – 13 a b2 |
|
– 5 a b – 5 a2 |
|
a2 b3 + 3 a2 b2 |
|
3 a2 b2 + a2 b3 |
|
5 a2 – 1,4 b2 |
|
13 a – 8 a b |
|
Слайд 2.
Ответ: Ахиллес. Это герой древнегреческой мифологии, участник Троянской войны
Какое крылатое выражение связано с именем этого героя?
Ответ: Мать Ахиллеса, Фетида, окунула младенца в воды подземной реки, делающие человека неуязвимым. При этом погружении она держала Ахиллеса за пятку, которая осталась сухой и, следовательно, уязвимой. Во время Троянской войны стрела врага попала Ахиллесу в пятку, в результате чего он и умер.
Выражение «Ахиллесова пята» в переносном смысле означает «слабое, уязвимое место».
Слайд 3.
2). Облик некоторых мифических персонажей состоит из головы и туловища, взятых от разных существ. Выполните сложение многочленов. Используя найденные ответы и данные таблицы, узнайте, как выглядели эти существа.
Овал символически изображает голову,
Прямоугольник символически изображает туловище.
Слайд 4.
а). бык человек
3 x2 y – 2 x y2
7 x y2 – 5 x2 y
+ = ;
человек конь
б
3 x2 y – 2 x y2
).
x2 y2 – 3 x2 y – xy2
+ = ;
в). лев коза
7 x2 y2 – 8 x2 y
6 x2 y – 2 x2y2
+ = ;
г). человек лев птица
3 x2 y – 2 x y2
2 x y2 – 6 x2y2
7 x2 y2 – 8 x2y
+ + =
.
Слайд 5.
Название мифического персонажа | |
x2 y2 – 3 x y2 | Кентавр |
5x y2 – 2 x2 y | Минотавр |
x2 y2 – 5 x2 y | Сфинкс |
5x2 y2 – 2 x2 y | Химера |
x2 y2 – 3 x2 y | Ше´ду |
Слайд 6.
Ответ: мифический персонаж с головой быка и телом человека — минотавр. Существо с головой человека и телом коня – это кентавр. Сфинкс – это персонаж, имеющий голову человека, тело льва и крылья птицы. Мифологическое существо с огнедышащей львиной пастью, туловищем козы и хвостом дракона – это химера. Оставшееся в таблице фантастическое существо — шеду – крылатый бык с человеческим лицом и пятью ногами.
Слайд 7.
3). Запишите в клетки каждого квадрата такие выражения, чтобы их сумма в каждом столбце, каждой строке и каждой диагонали была равна выражению, записанному в треугольнике:
2 x — y |
| |
3 y |
|
|
|
|
|
a — b |
b | |
|
a |
|
|
|
|
Слайд 8.
Ответ:
a — b |
b | |
b — a |
a |
3 a — b |
2 a — b |
b + a |
0 |
2 x — y |
— x + 2 y | |
3 y |
0 |
— 3 y |
x – 2 y |
— 2 x + y |
x + y |
Слайд 9.
4). а). В свободные части «паутины» запишите такие одночлены, чтобы сумма выражений по каждому сектору была равна нулю:
Слайд 10.
б). В свободные кружки запишите буквы, соответствующие в таблице найденным одночленам:
3 x | — 3 x | 3 x2 | 3 x y | 3 x y2 | 3 x2 y | — 3 x2 y | — 3 x y | — 3 x y2 | |
Т | Е | И | Д | У | М | Б | Л | К | А |
в). Используя все имеющиеся на рисунке буквы, прочитайте имя мыслителя. (С какой буквы начинать чтение – догадайтесь сами.)
Этому философу принадлежит высказывание:
Слайд 11.
Ответ:
Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) – греческий философ, историк, географ, биолог, физик.
Создал науку о погоде – метеорологию.
IV. Подведение итогов урока, оценка знаний учащихся. Домашнее задание.
| |
3 a2 b – 13 a b2 |
|
– 5 a b – 5 a2 |
|
a2 b3 + 3 a2 b2 |
|
3 a2 b2 + a2 b3 |
|
5 a2 – 1,4 b2 |
|
13 a – 8 a b |
|
| |
3 a2 b – 13 a b2 |
|
– 5 a b – 5 a2 |
|
a2 b3 + 3 a2 b2 |
|
3 a2 b2 + a2 b3 |
|
5 a2 – 1,4 b2 |
|
13 a – 8 a b |
|
Название мифического персонажа | |
x2 y2 – 3 x y2 | Кентавр |
5x y2 – 2 x2 y | Минотавр |
x2 y2 – 5 x2 y | Сфинкс |
5x2 y2 – 2 x2 y | Химера |
x2 y2 – 3 x2 y | Шеду |
Название мифического персонажа | |
x2 y2 – 3 x y2 | Кентавр |
5x y2 – 2 x2 y | Минотавр |
x2 y2 – 5 x2 y | Сфинкс |
5x2 y2 – 2 x2 y | Химера |
x2 y2 – 3 x2 y | Шеду |
3 x | — 3 x | 3 x2 | 3 x y | 3 x y2 | 3 x2 y | — 3 x2 y | — 3 x y | — 3 x y2 | |
Т | Е | И | Д | У | М | Б | Л | К | А |
Физкультминутка.
Мы сидели и писали,
Мышцы тела все устали.
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо, влево –
Стало гибким наше тело.
И на стуле скок, скок, скок,
Ну как будто колобок.
А теперь попляшут ножки:
Пробежали по дорожке
Быстро-быстро – топ, топ, топ.
И в ладоши — хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки вытянем вперед,
Влево, вправо поворот.
Чтобы мышцы сильнее стали,
Поработают суставы.
Ножки выше поднимаем
И в коленочках сгибаем,
Подбородком дотянулись
И друг другу улыбнулись.
Головой все повращаем
И урок наш продолжаем.