Конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе.
Учитель математики высшей категории
Юдинцева Валентина Николаевна
ШМОКУ СОШ с углублённым изучением
отдельных предметов пгт Ленинское
Шабалинского района Кировской области.
2014 год.
Тема: «Свойства функций»
Цели:
Образовательная: обобщить и систематизировать знания по теме «Свойства функций» для подготовки ребят 11 класса к сдаче ЕГЭ по математике.
Развивающая: развивать аналитические способности и логическое мышление, учить адаптироваться в новой ситуации при решении нестандартных заданий.
Воспитательная: формировать активность личности школьника, взаимопомощь, коллективизм.
Оформление кабинета:
На доске:
-
Тема урока.
-
Правила мастерской.
-
Алгоритм исследования функций.
-
задания для устной работы.
На столах:
-
Памятка для командира.
-
Карточки с заданиями для группы.
-
Номер и название группы (для индукции).
-
Карточки для самостоятельной работы.
-
Карточки для индивидуального домашнего задания.
На отдельном столе:
-
Карточки с формулами различных функций для определения места ученика.
-
3 конверта с надписями «всё понятно и усвоено», «трудно и не всё понятно», «не понятно и не усвоено».
Ход урока.
Время | Деятельность учащихся | |
1.Индукция. | 3 мин. | Дети заходят в класс, каждый берёт карточку с формулой функции, определяет её вид и садится за тот стол, где стоит соответствующее название функции:
|
2.Орг. момент. | 2мин. | Сообщение цели мастерской, плана работы, выбор командиров групп, запись в тетрадях числа и темы урока.
|
3.Реконструк ция. Устная работа. | 5мин. |
Log321 – log37 ; lg25 + lg4 ; log95 ∙ log53 ; lg2 + 2lg.
|
4.Реконструк ция. Работа в группах. | 5мин. | Задание общее для всех: вычислить logab, где а = рm, b = pn, используя формулу перехода к новому основанию. (Вывод нового свойства ). А потом вычислить по одному выражению: 1 – 3 группы, используя определение логарифма, 4 – 6 группы, используя новое свойство. Задание для 1 и 4 групп: Задание для 2 и 5 групп: = Задание для 3 и 6 групп:
|
5.Афиширо- вание и со- циализация. | 5мин. | Два представителя выходят к доске, показывая своё решение. Остальные ребята записывают в тетрадь оба способа и делают вывод, что с помощью свойства вычисление идёт быстрее.
|
6.Реконструк ция | 7мин. |
|
7.Деконструк кция | 10мин. | Ребята берут карточку с заданием (для каждой группы разное). Они должны решить в группе и представить решение на доске.
и ?
|
8.Афиширо- вание | 15мин. | Каждая группа представляет своё решение с полным объяснением. Среди них обязательно найдётся такая группа (например 6), которой потребуется помощь других групп. Если появляются вопросы и сомнения в решении, то ребятам из других групп предлагается предложить решение или высказать гипотезы.
|
9.Деконструк ция. Разрыв. Инсайт. | 5мин. | Всем группам предлагается одно задание: исследовать на чётность функцию . Ребята обсуждают решение в группах и предлагают разные способы решения. Доказав, что область определения функции симметрична (множество R), приступают к проверке равенств f(-x) = f(x) и f(-x) = —f(x), но заходят в «тупик» и получают функцию общего вида. Тогда вопрос выносится на обсуждение в классе и выясняется, что необходимо применить тождественные преобразования и свойства логарифмов. Функция оказывается нечётной.
|
10. Инсайт. | 5мин. | Детям даётся новое задание, идёт аналогичная работа. Функция f(x) периодична с периодом Т = 11. Решите неравенство f(x) ≥ 0, если f(x) = 11x – x2 для всех х [ 0;11].
|
11.Социализа ция общеклассная
| 2мин. | Подводятся итоги работы на уроке, объясняется индивидуальное домашнее задание, которое будет дано каждому ученику с учётом запросов, знаний и способностей (карточки приготовлены заранее и раздаются детям во время самостоятельной работы). Дети оценивают свою работу и работу других групп. Пример одной карточки для домашней работы: 1. Повторить монотонность функции, знакопостоянство, нахождение нулей функции и точек пересечения графика функции с осями координат. 2. Найдите количество целых чисел, принадлежащих множеству значений функции . 3. Найдите наименьшее значение функции . 4. Найдите наибольшее целое число, не входящее в область определения функции .
|
12.Рефлексия Самостоятель ная работа. | Остав- шееся время | 1. Дан график функции. Укажите промежуток, которому принадлежит наименьшее значение функции а) [-3;0]; b) [-2;8] ; c) [5;10]; d) [1;3].
|
13.Рефлексия. | 2мин. | Со звонком ребята сдают листочки с самостоятельной работой на отдельный стол, вкладывая в конверт с соответствующей надписью. |