Павлюк Ирина Владиславовна
учитель математики
МБОУ гимназия №19 г. Липецка
Методическая разработка «Особые приёмы при решении трансцендентных неравенств методом интервалов»
Алгебра и начала анализа
11 класс
Тема урока б) .
К пункту 7:
№3 Функция определена, строго возрастает и отрицательна на всей числовой прямой. Найдите все значения х, удовлетворяющие неравенству
№4 Найдите все значения x при каждом из которых выполняется хотя бы одно из неравенств или ([2], Вариант5 С3)
-
Анализ домашней работы
На предыдущем уроке учащимся было предложено в домашней работе продумать возможные пути решения неравенств:
№1 (б)
Очевидно, что решения получаются громоздкими и следует поискать другой поход.
3. Актуализация знаний.
Заметим, что множители, входящие в левые части неравенств содержат выражения, соответствующие монотонным функциям (логарифмической и показательной). Вспомним определения возрастающей и убывающей функций.
Опр.1: Функция называется возрастающей, если для и имеет место .
Опр.2: Функция называется убывающей, если для и имеет место .
4. Решение неравенств из домашней работы новым способом.
№1 (а)
Соответствующая функция | Эквивалентное выражение | Условия | |||
f(t) | D(f) | монотонность | |||
убывающая | |||||
R | возрастающая | нет |
№1 (б)
Соответствующая функция | Эквивалентное выражение | Условия | |||
f(t) | D(f) | монотонность | |||
возрастающая | |||||
возрастающая | |||||
R | убывающая | нет |
№2 (а)
|
|
Отметив, что при : , получим уравнение
Функция — убывающая с , функция — убывающая с , функция — возрастающая с .
Заменив выражение на эквивалентное -( , выражение на эквивалентное и выражение на эквивалентное , и учитывая Одз, получим равносильную систему:
Заметим, что для существования решения неравенства необходимо выполнение условия , то есть . А при : и логарифмическая функция с соответствующим основанием возрастает на своей области определения.
Получим равносильную систему:
5. Самостоятельное (с обсуждением и корректировкой) решение неравенств.
№2 (а)
|
|
Отметив, что при : , получим уравнение
Функция — убывающая с , функция — убывающая с , функция — возрастающая с .
Заменив выражение на эквивалентное -( , выражение на эквивалентное и выражение на эквивалентное , и учитывая Одз, получим равносильную систему:
Заметим, что для существования решения неравенства необходимо выполнение условия , то есть . А при : и логарифмическая функция с соответствующим основанием возрастает на своей области определения.
Получим равносильную систему:
6. Решение задач с использованием рассматриваемого метода.
Так как по условию – возрастающая функция и , то можем заменить на эквивалентное , а +20 — на эквивалентное +20
Кроме того по условию принимает только отрицательные значения, то
Получим неравенство, равносильное заданному:
Учитывая, что +17 при , получим:
Так как — возрастающая функция с , то получим равносильную систему:
№4
Рассмотрим неравенство (1). С учётом необходимого условия получим , что равносильно совокупности
Рассмотрим неравенство (2).
7. Итоги урока и домашнее задание.
№5 Найдите все значения x, удовлетворяющие неравенству , при каждом из которых выполняется хотя бы одно из неравенств , . ([2], Вариант6 С3)
№6 Функция определена и строго убывает на всей числовой прямой. Найдите все значения x, удовлетворяющие неравенству
Программно-методическое обеспечение: Математика. ЕГЭ-2006. Вступительные экзамены. / Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. – Ростов на Дону: Легион, 2005. — [1],
Математика. ЕГЭ-2009. Часть II. Вступительные экзамены. / Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. – Ростов на Дону: Легион, 2009. — [2].
* Материал рассчитан на 2 часа (сдвоенный урок)