Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 33
с углубленным изучением отдельных предметов
Дзержинского района города Волгограда
Программа элективного курса по алгебре для 9 класса
Десятая проблема Гильберта, или уравнения Диофанта
Составитель:
Кулик Татьяна Анатольевна,
учитель математики
МОУ СОШ № 33
Волгоград, 2013
.
Продолжим этот процесс до тех пор, пока не придем к знаменателю qп.
В результате мы представим обыкновенную дробь a/b в следующем виде: . Эйлер назвал дробь, стоящую в правой части равенства непрерывной. Приблизительно в то же время в Германии появился другой термин — цепная дробь. Так за этими дробями и сохранились оба названия. Ввиду громоздкости развернутой записи цепной дроби применяют компактную запись
a/b = [q0; q1, q2, …, qп].
Пример 1.
Представить рациональное число в виде цепной дроби.
Решение.
.
Очевидно, что любое рациональное число, и только оно, записывается в виде конечной цепной дроби. Иррациональным числам соответствуют бесконечные цепные дроби.
Если при построении цепной дроби остановиться на знаменателе qk , то получится дробь [q0; q1, q2, …, qк], которую называют к-й подходящей дробью для искомой и обозначают Найдем вид некоторых подходящих дробей:
Для рационального числа a/b последовательность подходящих дробей конечна, и ее последний элемент Не Нетрудно заметить, что имеют место следующие рекуррентные соотношения:
(4)
-
Формулы для решения диофантовых уравнений с использованием цепной дроби
Вернемся к уравнению: ax + by = c (1). Напомним, что в нем a и b взаимно просты. Решение этого уравнения «способом цепной дроби» завершается применением готовых формул (доказательство которых можно найти в специальных пособиях), представляющих общее решение данного уравнения.
(5)
Решим этим способом диофантово уравнение.
Пример 2.
Решить уравнение 44х + 13у = 5.
Решение.
Так как , то n = 4. Составим «подходящие дроби».
Найдем P3 и Q3 используя формулы (4): P3 = 10 + 7 = 17, Q3 = 3 + 2 = 5.
Все готово к применению формул (5). Общее решение уравнения
будет иметь вид: х = –25 + 13t, y = 85 – 44t, где t — целое число.
После введения нового материала в конспекте-заготовке лекции необходимо выделить алгоритм решения диофантова уравнения с использованием цепной дроби. Этот алгоритм можно представить в следующем виде.
Для решения уравнения (1), где a, b, c — целые коэффициенты, способом цепной дроби нужно:
-
Представить дробь a/b в виде конечной цепной дроби.
-
Записать дробь a/b= [q0; q1,q2, … ,qn].
-
Составить таблицу для нахождения значений числителя и знаменателя подходящих дробей для полученной цепной дроби, последняя подходящая дробь .
Начальные условия | q0 | q1 | q2 | … | qn | |
Pi | 1 | q0 | q0 q1 + 1 | (q0 q1+1) q2+ q0 |
| a |
Qi | 0 | 1 | q1 | q2 q1 + 1 |
| b |
-
Найдем решение уравнения по следующим формулам:
Решим задачу № 7 из Приложения 1 способом цепной дроби. Для ответа на вопрос задачи требуется решить диофантово уравнение: 9х + 13у = 150.
Решение.
-
Представим дробь 9/13 в виде конечной цепной дроби.
.
-
Запишем дробь в виде цепной дроби 9/13 = [0; 1, 2, 4].
-
Составим таблицу
Начальные условия | q0 = 0 | q1 = 1 | q2 = 2 | q3 = 4 | |
Pi | 1 | 0 | 1 | 2 | 9 |
Qi | 0 | 1 | 1 | 3 | 13 |
4. Запишем общее решение уравнения:
Как и в решении способом с использованием алгоритма Евклида, мы получили такой же вид общего решения. А решение задачи выражается той же парой чисел: (8; 6).
3. Домашнее задание должно включать как вопросы по теоретическому материалу, так и практические задания.
Занятие 6. Решение диофантовых уравнений с использованием цепной дроби
План занятия
-
Актуализация знаний (проверка знания теории и выполнения практических заданий).
-
Решение задач с использованием цепной дроби.
-
Постановка домашнего задания.
Оборудование: опорные конспекты предыдущей лекции, карточки с заданиями для фронтальной и групповой работы.
Ход занятия
Основная цель занятия — овладение учащимися способом решения уравнений с использованием цепной дроби. Необходимо провести проверку усвоения теоретического материала: основных понятий, алгоритма решения. Целесообразно, чтобы формулы для решения уравнения были «перед глазами учащихся» в процессе проведения занятия. Можно записать их на доске, а также использовать заполненные опорные конспекты предыдущей лекции.
На занятии нужно рассмотреть задачи, для которых сразу ясна идея решения (№ 12(а, б), 13, 14 из Приложения 1), а также задачи, требующие обдумывания и смекалки (№ 15, 16 из Приложения 1). Задачи № 15, 16 можно предложить учащимся для решения в группах, а затем проверить решение фронтально. Можно до оформления решения обсудить его идею, наметив основные шаги, и предложить учащимся выполнить решение самостоятельно. Затем проверить полученный ответ. Часть из предлагаемых заданий можно дать на дом учащимся.
Рассмотрим решение задач № 15 и 16.
Задача № 15. Сколько можно купить на 100 монет петухов, кур и цыплят, если всего надо купить 100 птиц, причем петух стоит 5 монет, курица — 4, а 4 цыпленка — одну монету?
Решение.
Пусть x — искомое число петухов, у — кур, а 4z — цыплят. Составим систему уравнений, которую надо решить в целых неотрицательных числах.
Умножив первое уравнение системы на 4, а второе на (–1) и сложив результаты, придем к уравнению –x + 15z = 300 с целочисленными решениями x = –300 + 15t, z = t. Подставляя эти значения в первое уравнение, получим y = 400 – 19t. Значит, целочисленные решения системы имеют вид
x = –300 + 15t, y = 400 – 19t, z = t.
Из условия задачи вытекает, что
откуда , т. е. t = 20 или t = 21.
Ответ. На 100 монет можно купить 20 кур и 80 цыплят или 15 петухов, 1 курицу и 84 цыпленка.
Задача № 16. Крестьянка несла на базар корзину яиц. Неосторожный всадник, обгоняя женщину, задел корзину, и все яйца разбились. Желая возместить ущерб, он спросил у крестьянки, сколько яиц было в корзине. Она ответила, что число яиц не знает, но когда она раскладывала их по 2, по 3, по 4, по 5 и по 6, то каждый раз одно яйцо оставалось лишним,
а когда она разложила по 7, лишних яиц не осталось. Сколько яиц несла крестьянка на базар?
Решение.
Пусть x — число яиц. Так как (x – 1) делится на 2, на 3, на 4, на 5, на 6, то оно делится на их НОК, равное 60. Значит, x имеет вид 60у + 1.
Поэтому для ответа на вопрос задачи надо решить в натуральных числах уравнение 60у + 1 = 7z или 7z – 60у = 1.
С помощью способа с использованием цепной дроби получаем, что целочисленные решения уравнения имеют вид у = –2 + 7t, z = –17 + 60t, где t — любое целое число.
Наименьшее положительное решение получаем при t = 1. В этом случае у = 5, z = 43. Итак, крестьянка несла на базар 301 яйцо.
Ответ. Крестьянка несла на базар 301 яйцо.
В домашнее задание обязательно включить повторение способов решения диофантовых уравнений с использованием алгоритма Евклида
и цепной дроби, а также ряд задач, которые нужно решить этими способами.
Занятия 7-8. Метод рассеивания (измельчения) в решении диофантовых уравнений
План занятия
-
Проверка домашнего задания (форму проверки выбирает учитель,
в данном случае можно провести самостоятельную работу на 10 мин по материалу предыдущих занятий). -
Изучение нового материала. Способ измельчения коэффициентов как один из методов нахождения целых (натуральных) решений диофантовых уравнений.
-
Решение задач способом измельчения коэффициентов.
-
Постановка домашнего задания.
Оборудование: компьютер, проектор, слайды с заданиями, карточки
с заданиями.
Ход занятия
-
Проверка домашнего задания (в форме самостоятельной работы)
Решить уравнение двумя способами: с использованием алгоритма Евклида и цепной дроби:
1 вариант: 2x + 5y = 17. Ответ: (1; 3), (6; 1).
2 вариант: 5х + 8у = 39. Ответ: (3; 3)
Можно предложить учащимся текстовую задачу, сводимую к диофантову уравнению. Так как уравнение нужно решить двумя способами, то ученик имеет возможность контролировать себя сам, а как следствие — искать и устранять ошибки, если таковые имеются.
-
Изучение нового материала
На этом этапе необходимо ознакомить учащихся с методом рассеивания (измельчения) для решения диофантовых уравнений: разъяснить суть данного метода, привести некоторые исторические сведения, показать на примере использование данного метода для решения задач.
Способ рассеивания (размельчения) впервые применил в начале
VI века индийский математик Ариабхатта. Метод заключается в сведении данного уравнения к последовательности других уравнений с убывающими по абсолютной величине коэффициентами перед неизвестными.
Продемонстрируем его на примере решения следующей задачи.
Задача. Найти два числа, если разность произведений первого на 19
и второго на 8 равна 13.
Решение.
Требуется решить уравнение 19х – 8у = 13.
Перепишем его иначе: 8y =19x – 13; 8y = 16x + 3x – 13; у = 2х +
и обозначим y1 = у – 2х.
В результате уравнение примет вид 8у1 = 3x – 13 или x = 2y1.
Если вновь произвести замену х1 = x – 2у1, то придем к уравнению
3xl – 2у1 = 13.
Заметим, что коэффициенты при неизвестных уменьшились — измельчились. Продолжим дальнейшее их уменьшение: так как y1 = xl +, то положим у2 = у1 –х1.
В результате последнее уравнение преобразуется к виду х1 – 2у2 = 13. Здесь коэффициент при х1, равен 1, а поэтому при любом целом у2 = t число х1 тоже целое.
Остается выразить исходные переменные через t: вначале выразим х1 = 2t + 13, y1 = 3t + 13; а затем x = 8t + 39, y = 19t + 91.
Итак, получаем бесконечную последовательность (39 + 8t, 91 + 19t) целочисленных решений.
Нетрудно заметить, что методы цепных дробей и рассеивания являются лишь другой формой применения алгоритма Евклида.
3. Решение задач способом измельчения коэффициентов
Для решения можно предложить учащимся как новые задания, так
и уже ранее решенные, но потребовать применить способ измельчения. Данный способ еще называют «методом спуска».
Задача № 18(а).
Решить способом измельчения в целых числах уравнение 5x + 8y = 39.
Решение:
1. Выберем неизвестное, имеющее наименьший коэффициент, и выразим его через другое неизвестное: x = (39 – 8y) : 5.
Выделим целую часть: x = 7 – y + (4 – 3y) : 5.
Все число будет целым, если целым окажется значение (4 – 3y) : 5.
Это возможно тогда, когда число (4 – 3y) без остатка делится на 5. Вводя дополнительную целочисленную переменную z, последнее уравнение запишем в виде: 4 – 3y = 5z.
Мы пришли к уравнению такого же типа, как и исходное уравнение, но уже с меньшими коэффициентами. Решать его уже нужно относительно переменных y и z.
2. y = (4 – 5z) : 3 = 1 – z + (1 – 2z) : 3.
Аналогично рассуждая, запишем (1 – 2z) через новую целочисленную переменную и: 1 – 2z = 3u.
4. z = (1 – 3u) : 2 = (1 – u):2 – u; 1 – u = 2v.
3. u = 1 – 2v — дробей больше нет, спуск закончен.
5. Теперь необходимо «подняться вверх». Выразим через переменную v сначала z, потом y и затем x.
z = (1 – u) : 2 – u = (1 – 1 + 2v) : 2 – 1 + 2v = 3v – 1,
z = 3v – 1.
y = (4 – 5z) : 3 = (4 – 5(3v – 1)) : 3 = 3 – 5v,
y = 3 – 5v.
x = (39 – 8y) : 5 = (39 – 8(3 – 5v)) : 5 = 3 + 8v,
x = 3 + 8v.
6. Формулы x = 3 + 8v, y = 3 – 5v представляют общее решение исходного уравнения в целых числах.
7. Если необходимо получить только натуральные числа, то среди всех целых решений нужно выбрать такие, для которых x > 0, y > 0, то есть 3 + 8v > 0, 3 – 5v > 0. Совместно эти неравенства могут выполняться лишь при v = 0. В этом случае x = 3, y = 3.
8. Ответ. (3; 3).
С учащимися можно рассмотреть и более сложные задания, решая их именно «методом спуска».
Задача № 19.
Решить в целых числах 29х + 13у + 56 z = 17. (1)
Выразим неизвестное, коэффициент при котором наименьший, через остальные неизвестные.
y = (17 – 29 х – 56 z) : 13 = (1 – 2x – 4z) + (4 – 3x – 4z) : 13. (2)
Обозначим (4 – 3x – 4z) : 13 = t1. (3)
Из (2) следует, что t1 может принимать только целые значения. Из (3) имеем 13t1 + 3x + 4z = 4. (4)
Получим новое диофантово уравнение, но с меньшими, чем в (1) коэффициентами. Применим к (4) те же соображения:
x = (4 – 13t1 – 4z) : 3 = (1 – 4t1 – z) + (1 – t1 – z) : 3;
(1 – t1 – z) : 3 = t2, t2 — целое, 3t2 + t1 + z = 1. (5)
В (5) коэффициент при z — неизвестном исходного уравнения равен 1 — это конечный пункт «спуска». Теперь последовательно выражаем z, x, y через t1 и t2.
z = –t1 – 3t2 + 1,
x = 1 – 4t1 + t1 + 3t2 – 1 + t2 = –3t1 + 4t2,
y = 1 + 6t1 – 8t2 + 4t1 + 12t2 – 4 + t1 = 11t1 + 4t2 – 3.
Итак, x = –3t1 + 4t2,
y = 11t1 + 4t2 – 3,
z = –t1 – 3t2 + 1.
t1, t2 — любые целые числа, определяющие все целые решения уравнения исходного уравнения.
Можно предложить учащимся найти частные решения данного уравнения и проверить их.
Например, пусть t1 = 1, t2 = 2. Имеем х = 5, у = 16, z = –6.
Подставим найденные решения в уравнение 29х + 13у + 56z = 17, получим 145 + 208 – 336 = 17;
353 – 336 = 17;
17 = 17.
В домашнее задание можно включить практические задания из Приложения 1 (или решенные ранее другими способами), в процессе решения которых будет усваиваться метод рассеивания (метод спуска). Целесообразно предложить учащимся составить задачу, сводимую к диофантову уравнению, и решить ее одним из изученных способов.
Также для подготовки к практическому занятию № 8, которое является занятием обобщения и систематизации изученного материала, учащимся необходимо повторить:
— понятие диофантова уравнения, линейного диофантова уравнения
с двумя переменными, условия существования целых решений уравнения;
— методы решения уравнения: способ перебора вариантов, с использованием алгоритма Евклида, с использованием цепной дроби.
Для повторения полезно использовать опорные конспекты лекционных занятий и конспекты практических занятий.
Занятия 9 — 10. Решение диофантовых уравнений разными способами
Данное практическое занятие является обобщающим занятием. Перед решением задачи необходимо повторить теоретический материал, опираясь на вопросы домашнего задания занятия № 7. Целесообразно суть выбранного способа решения задачи повторить непосредственно перед его применением к решению поставленной задачи. В целях самоконтроля за выполнением задания учащимся предлагается решить одну задачу разными способами и сравнить полученные ответы, поэтому условно данное занятие можно назвать «уроком одной задачи. Форма работы с учащимися — фронтальная. Но учащимся, которые достаточно хорошо усвоили материал, можно предложить нестандартные задания № 17, 23 из списка задач (Приложение 1).
Домашнее задание. Из Приложения 1 для домашней работы можно указать задания № 21, 22, а также предложить и задачи учеников, которые не были решены на занятии.
Учащимся необходимо напомнить, что следующее занятие — семинарское, назвать тех, кто будет на нем выступать, назначить день «последней» контрольной проверки выполненных учащимися индивидуальных и групповых заданий к семинару.
В целях эффективной работы на семинарском занятии, необходимо заранее подготовить соответствующее оборудование для демонстрации выполненных учащимися материалов с использованием информационных технологий, проверить совместимость электронных носителей учащихся с записанными презентациями выступлений и компьютера в классе и т. п.
Занятия 11—12. Решение задач с использованием различных диофантовых уравнений или их систем
Данные занятия относятся к категории практических.
Основная цель: рассмотреть вместе с учащимися задачи повышенной трудности на составление диофантовых уравнений или их систем, продемонстрировать различные способы их решения, в том числе и нестандартные.
Мы приведем решение некоторых задач из Приложения 1, которые можно разобрать как на занятии, так и предложить для самостоятельной работы учащимся.
Задача № 24. Решите в натуральных числах x2 – 4xy – 5y2 = 1 996.
Решение.
Перепишем уравнение в виде
(x2 – 4ху + 4y2) – 9y2 = 1 996, (х – 2у)2 – 9y2 = 1 996.
Разложим левую часть на множители (x – 5y)(x + у) = 1 996.
Разложим число 1996 на целые множители:
1 996 = 1 · 1 996 = 2 · 998 = 4 · 499 = –1 · (–1 996) = –2 · (–998) = –4 · (–499).
Так как x N, y N, то (x + у) N, причем (x + у) > 1.
Если (x + у) N и (x + у)(x – 5у) = 1 996, то (x – 5у) N.
Тогда решение получившегося уравнения сводится к решению следующих систем:
1)
решений в натуральных числах нет
2) или
системы решений в натуральных числах не имеют
3) или
(832; 166) решения в натуральных числах нет.
Ответ. x = 832, у = 166.
Задача № 25. Докажите, что система уравнений
не имеет решений в целых числах.
Решение.
Предположим, что система разрешима. Из второго уравнения z2 =2у2 + 1, то есть z2 — нечетное число и z — нечетное, значит z = 2m + 1, m Z.
Тогда y2 = 2m2 + 2m, значит, y2 — четное число и у — четное, y = 2n, n Z.
Из первого уравнения: x2 = 8n3 + 7, т. е. x2 — нечетное число и x — нечетное число, х = 2k + 1, k Z.
Подставим значения x и y в первое уравнение, получим
2(k2 + k – 2n3) = 3, что невозможно, так как левая часть делится на 2, а правая нет.
Значит, наше предположение неверно, т. е. система не имеет решений в целых числах.
Задача № 26 (из «Арифметики» Диофанта)
Для числа 13 = 22 + 32 найти два других, сумма квадратов которых равна 13.
Решение.
Приведем решение самого Диофанта. Он полагает первое число (обозначим его через А) равным х + 2, а второе число B равным 2х – 3, указывая, что коэффициент перед x можно взять и другой.
Решая уравнение (x + 2)2 + (2х – 3)2 = 13, Диофант находит x = 1,6, откуда А = 3,6, В = 0,2.
Воспользуемся указанием Диофанта и возьмем произвольный коэффициент перед x в выражении для В. Пусть снова А = x + 2, а В = kx – 3, тогда из уравнения (x + 2)2 + (kx – 3)2 =13 получаем х = 2(3k – 2) : (k2 + 1). Отсюда, A = 2(k2 + 3k – 1) : (k2 + 1), B = (3k2 – 4k – 3) : (k2 + 1).
Теперь становятся понятными рассуждения Диофанта. Он вводит очень удобную подстановку A = х + 2, В = 2х – 3, которая с учетом условия 22 + 32 = 13 позволяет понизить степень квадратного уравнения. Можно было бы с тем же успехом в качестве B взять (2х + 3) или еще проще
(x ± 3), но тогда получаются отрицательные значения для B, чего Диофант не допускал. Очевидно k = 2 — наименьшее натуральное число, при котором A и B положительны. И хотя Диофант приводит решение задачи в конкретных числах, чувствуется, что он владеет общим методом.
Задача № 27 (из древнего китайского сборника)
Найти число, которое при делении на 3 дает остаток 2, при делении на 5 — остаток 3, а при делении на 7 — остаток 2.
Решение.
Рассмотрим решение этой задачи китайским математиком Сунь-цзы (III или IV век): «При делении на 3 остаток есть 2. Поэтому возьмем 140. При делении на 5 остаток есть 3, поэтому возьмем 63. При делении на 7 остаток есть 2, поэтому возьмем 30. Сложив их вместе, получим 233. Из этого вычтем 210 и получим ответ».
Разберем решение Сунь-цзы. Сначала он подбирает число 140, кратное 5 и 7, которое при делении на 3 дает остаток 2. Конечно, это не наименьшее натуральное число с такими свойствами: можно было бы взять число 35. Но это не столь важно для решения задачи. Затем берется число 63, кратное 3 и 7, дающее при делении на 5 остаток 3. Аналогично находится число 30. Очевидно, для числа 233 = 140 + 63 + 30 выполняются все условия задачи, а потому они выполняются для числа вида n = 1 05l + 233. В свою очередь 233 = 2 · 105 + 23, поэтому все натуральные решения можно записать формулой n = 105k + 23, где k = 0, 1, …
При k = 0 из нее получаем наименьшее натуральное решение, равное 23.
Задача № 28 (из «Арифметики» Диофанта)
Найти два числа, произведение которых, сложенное с каждым из данных чисел, составит куб некоторого числа.
Решение.
Рассмотрим решение самого Диофанта. Обозначим первое число в виде произведения x на куб некоторого числа, например на 23 = 8, то есть первое число будет 8x. Положим второе число равным x2 – 1. Ясно, что одно из условий задачи будет выполнено: произведение искомых чисел, сложенное с первым, равняется кубу некоторого числа. В самом деле, проверяя это, получим:
8х · (x2 – 1) + 8х = 8x3.
Далее надо, чтобы выполнялось и другое условие, то есть, чтобы произведение искомых чисел, сложенное со вторым, равнялось также кубу некоторого числа. Для этого требуется, чтобы 8x·(x2 – 1) + x2 – 1 было кубом некоторого числа. Полагая, что куб этого числа равняется (2х – 1)3, мы получим уравнение, из которого можно найти x:
8х · (x2 – 1) + x2 – 1 = (2x – 1)3,
откуда:
x = 14/13, следовательно, первое число будет: 8 · 14/13 = 112/13, а второе число будет равно: (14/13)2 – 1= 196/169 – 1= 27/169. Проверьте, удовлетворяют ли найденные числа условию задачи.
Задача № 29. «После кораблекрушения»
Пять моряков высадились на остров и к вечеру собрали кучу кокосовых орехов. Дележ отложили на утро. Один из них, проснувшись ночью, пересчитал добычу, угостил одним орехом мартышку, а из остальных орехов взял себе точно 1/5 часть, после чего вновь лег спать и быстро уснул. За ночь так же поступили один за другим и остальные моряки; при этом каждый не знал о действиях своих предшественников. Наутро они поделили оставшиеся орехи поровну, но для мартышки в этот раз лишнего ореха не осталось. Сколько орехов собрали моряки?
Решение.
Обозначим искомое число орехов через х. Выражая последовательные действия моряков уравнениями, получаем x = 5а + 1; 4а = 5b + 1; 4b = 5c + 1;
4c = 5d + 1; 4d = 25y + 1 (обдумайте смысл предлагаемых уравнений).
Эта система сводится к одному неопределенному уравнению
256х = 2 101 + 15 625у.
Быстрое решение в целых числах этого громоздкого уравнения будет приятной наградой за терпеливое ознакомление с предложенными четырьмя способами — можно выбрать из них наиболее эффективный для данной задачи. Ответ в этой задаче таков: x = 3 121 — наименьшее из возможных натуральных значений х.
Замечание. В книге М. Гарднера «Математические головоломки и развлечения», в которой есть эта задача, написано, что она «принадлежит к числу наиболее часто решаемых, но наименее поддающихся решению, диофантовых головоломок». Когда эта задача в 1926 году появилась в одной газете (без решения и ответа), то 20 лет после этого не прекращался поток писем в газету либо с просьбой сообщить ответ, либо с вариантами собственных решений.
Заключение
Введение элективного курса «Десятая проблема Гильберта или уравнения Диофанта» необходимо учащимся как при подготовке к ГИА, ЕГЭ, так и к вступительным экзаменам в вузы. Владение различными приемами решения уравнений можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.
Решение задач и уравнений открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Именно такие задания играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников. Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с помощью уравнений, успешно справляются и с другими задачами.
Приложение 1
Задачи
1. Найдите все пары натуральных чисел, которые являются решениями уравнения:
а) x + у = 11; б) 3х + 5у = 17.
2. Учащиеся 9 класса выполняли тест, содержащий задания по алгебре и геометрии. За каждый верный ответ на алгебраический вопрос выставлялось 3 балла, а на геометрический — 4 балла. Ученик верно ответил на все вопросы теста и получил 100 баллов. Сколько в тесте было заданий по алгебре и сколько по геометрии?
3. Ученики начальной школы на уроке математики выкладывают из палочек пятиугольники и шестиугольники. Всего в наборе 100 палочек. Сколько пятиугольников и сколько шестиугольников можно выложить, чтобы использованными оказались все палочки?
4. На неделю учащимся 9 класса было предложено для решения два списка задач: по алгебре и по геометрии. За каждую правильно решенную задачу по алгебре выставлялось 4 балла, а по геометрии — 5 баллов. Николай за выполненную им работу получил 80 баллов. Сколько задач по алгебре и сколько по геометрии решил Николай, если известно, что в каждом списке было 15 задач?
5.Из двух рублевых и пятирублевых монет составлена сумма в 23 р. Сколько среди этих монет двухрублевых?
6. Решить уравнение на множестве целых чисел:
а) 7х + 11у = 69; в) 5х + 29у = 39;
б) 3х + 17у = 143; г) 7х + 31у = 90.
7. Для газификации жилого дома требуется проложить газопровод длиной 150 м. Имеются трубы 13 м и 9 м длиной. Сколько требуется труб, чтобы не приходилось их разрезать при прокладке газопровода?
8. Туристическое бюро организует поездки на автомашинах двух типов: 23-местных автобусах и 6-местных автомобилях. Группа туристов состоит из 310 человек. Сколько машин того и другого типа следует выделить, чтобы не осталось свободных мест в салоне?
9. Транспортные организации имеют в наличие машины вместимостью 3,5 т и 4,5 т. Следует перевезти груз весом 53 т. Сколько машин нужно взять для одного рейса?
10. На 6 200 р. Школой было закуплено некоторое количество шахмат
и шашек, стоимостью соответственно 460 и 190 р. Сколько комплектов шахмат и шашек можно купить, чтобы рационально использовать эти деньги?
11. Школа получила 1 млн руб. на приобретение 100 единиц учебного оборудования (на всю сумму без остатка). Администрации школы предложили, оборудование стоимостью 3 000, 8 000 и 12 000 р. За единицу. Сколькими способами школа может закупить это оборудование? Укажите один из способов.
12. Представьте дробь в виде цепной дроби:
а) 7/11; б) 3/8; в) 9/5; г) 17/3.
13. Несколько лет назад были входу монеты по 3 и 5 к. Сколькими способами можно набрать ими сумму в 10 р.?
14. Надо разлить 15 л жидкости в бутыли емкостью в 0,5 и 0,8 л так, чтобы все использованные бутыли были полными. Сколько потребуется бутылей той и другой емкости?
15. Сколько можно купить на 100 монет петухов, кур и цыплят, если всего надо купить 100 птиц, причем петух стоит 5 монет, курица — 4, а 4 цыпленка — одну монету?
16. Крестьянка несла на базар корзину яиц. Неосторожный всадник, обгоняя женщину, задел корзину, и все яйца разбились. Желая возместить ущерб, он спросил у крестьянки, сколько яиц было в корзине. Она ответила, что число яиц не знает, но когда она раскладывала их по 2, по 3, по 4, по 5 и по6, то каждый раз одно яйцо оставалось лишним, а когда она разложила по 7, лишних яиц не осталось. Сколько яиц несла крестьянка на базар?
17. «Продажа кур» (старинная задача).
Три сестры пошли на рынок с курами. Одна принесла для продажи
10 кур, другая — 16, третья — 26. До полудня они продали часть своих кур по одной и той же цене. После полудня, опасаясь, что не все куры будут проданы, они понизили цену и распродали оставшихся кур снова по одинаковой цене. Домой все трое вернулись с одинаковой выручкой: каждая сестра получила от продажи 35 р. По какой цене они продавали кур до и после полудня?
18. Решить способом измельчения в целых числах уравнение:
19. а) 5х + 8у = 39; б) 7х + 11у = 43.
20. Решить в целых числах 29х + 13у + 56z = 17.
21. Шехерезада рассказывает свои сказки великому правителю. Всего она должна рассказать 1 001 сказку. Сколько ночей потребуется Шехерезаде, чтобы рассказать все свои, если x ночей она будет рассказывать по
3 сказки, а остальные сказки по 5 за у ночей?
22. Найти целые решения уравнения 10х + 21у = 23 каждым из изученных способов.
23. Найти двузначное число, у которого увосьмеренное число единиц на 13 меньше утроенного числа десятков.
24. Некоторое число экскурсантов, разместившихся поровну в 5 автобусах (каждый автобус вмещает не более 54 человек), были доставлены на вокзал. Там к ним присоединились еще 7 человек, и все экскурсанты распределились поровну в 14 вагонах. Сколько всего было экскурсантов?
25. Решите в натуральных числах x² – 4ху – 5y² = 1 996.
Литература
-
Бабинская, И. Л. Задачи математических олимпиад [Текст] / И. Л. Бабинская. — М. : Просвещение, 1975.
-
Башмакова, И. Г. Диофант и диофантовы уравнения [Текст] / И. Г. Башмакова. — М. : Наука, 1972.
-
Белл, Э. Т. Творцы математики: Предшественники современной математики [Текст] : пособие для учителей / Э. Т. Белл ; пер. с англ. В. Н. Тростникова, С. Н. Киро, Н. С. Киро / под ред. и с доп. С. Н. Киро. — М. : Просвещение, 1979.
-
Варпаховский, Ф. П. О решении десятой проблемы Гильберта [Текст] / Ф. П. Варпаховский, А. Н. Колмогоров // Квант. — 1970. — № 7.
-
Груденов, Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики [Текст] / Я. И. Груденов. — М. : Просвещение, 1990.
-
Дорофеев, Г. В. Математика. Алгебра. Функции. Анализ данных. 8 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович [и др.] ; под ред. Г. В. Дорофеева. — М. : Дрофа, 2001.
-
Кордемский, Б. А. Этому виду задач более 1 600 лет [Текст] / Б. А. Кордемский // Квант. — 1973. — № 4. — С. 38—41.
-
Крафт, Х. Алгебраические кривые и диофантовы уравнения [Текст] / Х. Крафт // Живые числа : сб. ст. ; пер. с нем. — М. : Мир, 1986.
-
Перельман, Я. И. Занимательная алгебра [Текст] / Я. И. Перельман. — М. : Наука, 1976.
-
Фоминых, Ю. Ф. Диофантовы уравнения [Текст] / Ю. Ф. Фоминых // Математика в школе. — 1996. — № 6.
-
Чередов, М. М. Формы учебной работы в средней школе / М. М. Чередов. — М. : Просвещение, 1988.