Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30»
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 30»
_________ Л.Д. Гринева (подпись)
| РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол от «__» ______2010 г. № _____
| УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 30»
_______________ Л.А. Трубина (подпись)
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Грачевой Елены Николаевны,
учителя математики,
по учебному курсу «Алгебра»
7 «А» класс
Старый Оскол
2010
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса алгебры для 7 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по математике по учебнику Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. под редакцией С.А. Теляковского «Алгебра .7 класс». При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании математики в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» и Программа общеобразовательных учреждений. Алгебра 7 — 9 классы (составитель: Бурмистрова Т.А.)
В данном курсе представлены следующие содержательные линии:
«Выражения, тождества, уравнения», «Функции», «Степень с натуральным показателем», «Многочлены», «Формулы сокращенного умножения», «Системы линейных уравнений».
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
-
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
-
сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
-
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
-
изучить свойства и графики функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
-
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
-
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Данная рабочая программа составлена для изучения алгебры по учебнику Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, и др. «Алгебра 7 класс» (издательство «Просвещение»).
Программа рассчитана на 123 часа, 9 часов отведено для проведения текущих контрольных работ, 1 час на проведение итоговой контрольной работы.
В результате изучения алгебры ученик должен
-
знать
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
-
уметь
-
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
-
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
-
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
-
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
-
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
-
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
Выражения, тождества, уравнения
Уметь
-
осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
-
сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных;
-
применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.
Функции
Уметь
-
правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач;
-
находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком;
-
решать обратную задачу;
-
строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности;
-
интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы
Степень с натуральным показателем
Уметь
-
находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком;
-
решать обратную задачу; строить графики функций у=х2, у=х3;
-
выполнять действия со степенями с натуральным показателем;
-
преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем;
-
приводить одночлен к стандартному виду.
Неравенства
Уметь
-
формулировать свойства числовых неравенств, иллюстрировать их на координатной прямой;
-
доказывать неравенства путём сравнения с нулём разности левой и правой частей, а также уметь доказывать неравенства другими приёмами доказательства неравенств, например с опорой на свойство транзитивности;
-
применять свойства неравенств в ходе решения задач;
-
решать линейные неравенства, системы линейных неравенств
-
Многочлены
Уметь
-
приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом;
-
выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки;
-
умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества.
Формулы сокращённого умножения
Уметь
-
читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения:
-
квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму;
-
выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители;
-
применять различные способы разложения многочленов на множители;
-
преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач.
Системы линейных уравнений
Уметь
-
правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система»;
-
понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»;
-
строить некоторые графики уравнения с двумя переменными;
-
решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
-
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
-
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
-
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Содержание учебного курса
-
Выражения, тождества, уравнения (24ч)
Числовые выражения. Выражения с переменными. Сравнений значений выражений. Простейшие преобразования выражений. Уравнение и его корни. Линейное уравнение с одной переменной. Решение задач с помощью уравнений. Среднее арифметическое, размах и мода. Медиана как статистическая характеристика.
-
Функции (14ч)
Что такое функция. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и её график. Линейная функция и её график.
-
Степень с натуральным показателем (15ч)
Определение степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней. Возведение в степень произведения и степени. Одночлен и его стандартный вид. Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень. Функции y=x2 и y=x3, и их графики.
-
Многочлены (20ч)
Многочлен и его стандартный вид. Сложение и вычитание многочленов. Умножение одночлена на многочлен. Вынесение общего множителя за скобки. Умножение многочлена на многочлен. Разложение многочлена на множители способом группировки.
-
Формулы сокращенного умножения (20ч)
Квадрат суммы и квадрат разности. Разность квадратов. Сумма и разность кубов. Преобразование целых выражений.
-
Системы линейных уравнений (20ч)
Линейные уравнения с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными. Системы линейных уравнений с двумя переменными. Способ подстановки. Способ сложения. Решение задач с помощью систем уравнений.
-
Повторение (13ч)
Средства контроля и учебно-методические средства обучения
Для проведения проверочных самостоятельных и контрольных работ используется:
«Дидиактические материалы по алгебре» 7 класс. Авторы Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова – М. «Просвещение» 2009
«Самостоятельные и контрольные работы по алгебре 7 класс». Автор Ершова А.П., Голобородько В.В. –М.: Илекса, 2002.
Учебно-тематическое планирование
№ Пунк та | Содержание учебного материала | Тип учебного занятия | Повторе ние.
| Пример ные сроки | Примечания | ||
|
| Выражения, тождества, уравнения( 24 часа) |
|
|
|
| |
1 | П. 1 | Числовые выражения | ИНМ |
|
|
| |
2 | П. 2 | Выражение с переменной | ИНМ |
|
|
| |
3 | П. 2 | Выражение с переменной | ЗНЗ |
|
|
| |
4 | П. 3 | Сравнение значений выражений | ИНМ |
|
|
| |
5 | П. 3 | Сравнение значений выражений | ЗНЗ |
|
|
| |
6 | П. 4 | Свойства действий над числами | УКПЗ |
|
|
| |
7 | П. 5 | Тождество. Тождественные преобразования | ИНМ |
|
|
| |
8 | П. 5 | Тождество. Тождественные преобразования | ЗНЗ |
|
|
| |
9 | П. 5 | Тождество. Тождественные преобразования | УКПЗ |
|
|
| |
10 | П. 5 | Тождество. Тождественные преобразования | ОУ |
|
|
| |
11 |
| Контрольная работа № 1 | КЗ |
|
|
| |
12 | П.6 | Уравнение и его корни |
|
|
|
| |
13 | П. 7 | Линейные уравнения с одной переменной | ИНМ |
|
|
| |
14 | П. 7 | Линейные уравнения с одной переменной | ЗНЗ |
|
|
| |
15 | П. 7 | Линейные уравнения с одной переменной | УКПЗ |
|
|
| |
16 | П. 8 | Решение задач с помощью уравнений | ИНМ |
|
|
| |
17 | П. 8 | Решение задач с помощью уравнений | ЗНЗ |
|
|
| |
18 | П. 8 | 1ешение задач с помощью уравнений | УКПЗ |
|
|
| |
19 | П. 8 | Решение задач с помощью уравнений | ОУ |
|
|
| |
20 | П. 9 | Среднее арифметическое, размах и мода | ИНМ |
|
|
| |
21 | П. 9 | Среднее арифметическое, размах и мода | ЗНЗ |
|
|
| |
22 | П. 10 | Медиана как статистическая характеристика | ИНМ |
|
|
| |
23 | П. 10 | Медиана как статистическая характеристика | УКПЗ |
|
|
| |
24 |
| Контрольная работа № 2 | КЗ |
|
|
| |
|
| 2. Функции ( 14 часов) |
|
|
|
| |
№ урока | № Пунк та | Содержание учебного материала | Тип учебного занятия | Повторе ние. Подготовка к ГИА | Пример ные сроки | Примечания | |
25 | П. 12 | Что такое функция | ИНМ |
|
|
| |
26 | П. 12 | Что такое функция | ЗНЗ |
|
|
| |
27 | П.13 | Вычисление значения функции по формуле | ИНМ |
|
|
| |
28 | П.13 | Вычисление значения функции по формуле | ЗНЗ |
|
|
| |
29 | П.14 | График функции | ИНМ |
|
|
| |
30 | П.14 | График функции | ЗНЗ |
|
|
| |
31 | П. 15 | Прямая пропорциональность | ИНМ |
|
|
| |
32 | П.15 | Прямая пропорциональность | ЗНЗ |
|
|
| |
33 | П.15 | Прямая пропорциональность | УКПЗ |
|
|
| |
34 | П. 16 | Линейная функция и её график | ИНМ |
|
|
| |
35 | П. 16 | Линейная функция и её график | ЗНЗ |
|
|
| |
36 | П. 16 | Линейная функция и её график | УКПЗ |
|
|
| |
37 | П. 16 | Линейная функция и её график | ОУ |
|
|
| |
38 |
| Контрольная работа № 3 | КЗ |
|
|
| |
|
| 3. Степень с натуральным показателем ( 15 часов) |
|
|
|
| |
39 | П. 18 | Определение степени с натуральным показателем | ИНМ |
|
|
| |
40 | П. 18 | Определение степени с натуральным показателем | ЗНЗ |
|
|
| |
41 | П. 19 | Умножение и деление степеней | ИНМ |
|
|
| |
42 | П. 19 | Умножение и деление степеней | ЗНЗ |
|
|
| |
43 | П. 19 | Умножение и деление степеней |
|
|
|
| |
44 | П. 20 | Возведение в степень произведения и степени | ИНМ |
|
|
| |
45 | П. 20 | Возведение в степень произведения и степени | ЗНЗ |
|
|
| |
46 | П. 21 | Одночлен, его стандартный вид | ИНМ |
|
|
| |
47 | П. 21 | Одночлен, его стандартный вид | ЗНЗ |
|
|
| |
48 | П. 22 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | ИНМ |
|
|
| |
49 | П. 22 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | ЗНЗ |
|
|
| |
50 | П. 22 | Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | УКПЗ |
|
|
| |
51 | П. 23 | Функции y=x2, y=x3, их графики | ИНМ |
|
|
| |
52 | П. 23 | Функции y=x2, y=x3, их графики | ЗНЗ |
|
|
| |
53 |
| Контрольная работа № 4 | КЗ |
|
|
| |
№ урока | № Пунк та | Содержание учебного материала | Тип учебного занятия | Повторе ние. Подготовка к ГИА | Пример ные сроки | Примечания | |
|
| 4. Многочлены ( 20 часов) |
|
|
|
| |
54 | П. 25 | Многочлен и его стандартный вид | ИНМ |
|
|
| |
55 | П. 25 | Многочлен и его стандартный вид | ЗНЗ |
|
|
| |
56 | П. 26 | Сложение и вычитание многочленов | ИНМ |
|
|
| |
57 | П.26 | Сложение и вычитание многочленов | ЗНЗ |
|
|
| |
58 | П. 27 | Умножение одночлена на многочлен | ИНМ |
|
|
| |
59 | П. 27 | Умножение одночлена на многочлен | ЗНЗ |
|
|
| |
60 | П. 27 | Умножение одночлена на многочлен | УКПЗ |
|
|
| |
61 | П. 28 | Вынесение общего множителя за скобки | ИНМ |
| 17 |
| |
62 | П. 28 | Вынесение общего множителя за скобки | ЗНЗ |
| 20/12 |
| |
63 | П. 28 | Вынесение общего множителя за скобки | УКПЗ |
| 22/12 |
| |
64 |
| Контрольная работа № 5 | КЗ |
| 24/12 |
| |
65 | П. 29 | Умножение многочлена на многочлен | ИНМ |
| 12.01 |
| |
66 | П. 29 | Умножение многочлена на многочлен | ЗНЗ |
| 14.01 |
| |
67 | П. 29 | Умножение многочлена на многочлен | УКПЗ |
| 17.01 |
| |
68 | П. 29 | Умножение многочлена на многочлен | ОУ |
| 19.01 |
| |
69 | П. 30 | Разложение многочлена на множители способом группировки | ИНМ |
| 21.01 |
| |
70 | П. 30 | Разложение многочлена на множители способом группировки | ЗНЗ |
| 24.01 |
| |
71 | П. 30 | Разложение многочлена на множители способом группировки | УКПЗ |
| 26.01 |
| |
72 | П. 30 | Разложение многочлена на множители способом группировки | ОУ |
| 28.01 |
| |
73 |
| Контрольная работа № 6 | КЗ |
| 31.01 |
| |
|
| 5. Формулы сокращённого умножения ( 20 часов) |
|
|
|
| |
74 | П. 32 | Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений | ИНМ |
|
|
| |
75 | П. 32 | Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений | ЗНЗ |
|
|
| |
76 | П. 32 | Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений | УКПЗ |
|
|
| |
77 | П. 33 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | ИНМ |
|
|
| |
78 | П. 33 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | ЗНЗ |
|
|
| |
№ урока | № Пунк та | Содержание учебного материала | Тип учебного занятия | Повторе ние. Подготовка к ГИА | Пример ные сроки | Примечания | |
79 | П. 34 | Умножение разности двух выражение на их сумму | ИНМ |
|
|
| |
80 | П. 34 | Умножение разности двух выражение на их сумму | ЗНЗ |
|
|
| |
81 | П. 35 | Разложение разности квадратов на множители | ИНМ |
|
|
| |
82 | П. 35 | Разложение разности квадратов на множители | ЗНЗ |
|
|
| |
83 | П. 36 | Разложение на множители суммы и разности кубов | ИНМ |
|
|
| |
84 |
| Контрольная работа № 7 | КЗ |
|
|
| |
85 | П. 37 | Преобразование целого выражения в многочлен | ИНМ |
|
|
| |
86 | П. 37 | Преобразование целого выражения в многочлен | ЗНЗ |
|
|
| |
87 | П. 37 | Преобразование целого выражения в многочлен | УКПЗ |
|
|
| |
88 | П. 38 | Применение различных способов для разложения на множители | ИНМ |
|
|
| |
89 | П. 38 | Применение различных способов для разложения на множители | ЗНЗ |
|
|
| |
90 | П. 38 | Применение различных способов для разложения на множители | УКПЗ |
|
|
| |
91 | П. 39 | Возведение двучлена в степень | ИНМ |
|
|
| |
92 | П. 37 — 39 | Решение упражнений | ОУ |
|
|
| |
93 | П. 37 — 39 | Контрольная работа № 8 | КЗ |
|
|
| |
|
| 6. Системы линейных уравнений ( 17 часов) |
|
|
|
| |
94 | П. 40 | Линейное уравнение с двумя переменными | ИНМ |
|
|
| |
95 | П. 40 | Линейное уравнение с двумя переменными | ЗНЗ |
|
|
| |
96 | П. 41 | График линейного уравнения с двумя переменными | ИНМ |
|
|
| |
97 | П. 41 | График линейного уравнения с двумя переменными | ЗНЗ |
|
|
| |
98 | П. 42 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | ИНМ |
|
|
| |
99 | П. 42 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | ЗНЗ |
|
|
| |
100 | П. 43 | Способ подстановки | ИНМ |
|
|
| |
101 | П. 43 | Способ подстановки | ЗНЗ |
|
|
| |
102 | П. 43 | Способ подстановки | ОУ |
|
|
| |
103 | П. 44 | Способ сложения | ИНМ |
|
|
|
№ Пунк та | Содержание учебного материала | Тип учебного занятия | Повторе ние. Подготовка к ГИА | Пример ные сроки | Примечания | |
104 | П. 44 | Способ сложения | ЗНЗ |
|
|
|
105 | П. 44 | Способ сложения | ОУ |
|
|
|
106 | П. 45 | Решение задач с помощью систем уравнений | ИНМ |
|
|
|
107 | П. 45 | Решение задач с помощью систем уравнений | ЗНЗ |
|
|
|
108 | П. 45 | Решение задач с помощью систем уравнений | УКПЗ |
|
|
|
109 | П. 45 | Решение задач с помощью систем уравнений | ОУ |
|
|
|
110 | П. 40 — 45 | Контрольная работа № 9 | КЗ |
|
|
|
|
| Повторение ( 13 часов) |
|
|
|
|
111 |
| Линейные уравнения с одной переменной | УКПЗ |
|
|
|
112 |
| Линейная функция и её график | УКПЗ |
|
|
|
113 |
| Степень и её свойства | УКПЗ |
|
|
|
114 |
| Одночлены | УКПЗ |
|
|
|
115 |
| Многочлены | УКПЗ |
|
|
|
116 |
| Многочлены | УКПЗ |
|
|
|
117 |
| Формулы сокращенного умножения | УКПЗ |
|
|
|
118 |
| Преобразование целого выражения в многочлен | УКПЗ |
|
|
|
119 |
| Решение систем уравнений | УКПЗ |
|
|
|
120 |
| Решение задач с помощью систем уравнений | УКПЗ |
|
|
|
121 |
| Решение задач | УКПЗ |
|
|
|
122 |
| Итоговая контрольная работа | КЗ |
|
|
|
123 |
| Решение задач повышенной трудности | УКПЗ |
|
|
|
ИНМ – изучение нового материала ЗНЗ – закрепление новых знаний
УКПЗ – урок комплексного применения знаний
КЗ — контроль знаний ОУ – обобщающий урок
КТ – контрольный тест КУ – комбинированный урок
Подготовка к ГИА содержит коды по Кодификатору элементов содержания по МАТЕМАТИКЕ для составления контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации 2010г. (Приложение 1)
Методическая литература.
1. Алгебра: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений /
Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.:
Просвещение, 2009.
2. Изучение алгебры в 7 – 9 классах: кн. для учителя / Ю.Н. Макарычев,
Н.Г. Миндюк и др. М.: Просвещение, 2006.
3. Алгебра. 7 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева и
др. / авт.-сост. Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина. – Волгоград:
Учитель, 2007. – 303 с.
4. «Дидиактические материалы по алгебре» 7 класс. Авторы Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова – М. «Просвещение»
5. Государственный стандарт основного общего образования по
математике.
-
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:
Математика. 5 – 11 кл/ Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3 изд.,
стереотип. – М.: Дрофа 2002.
-
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы.
Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
-
http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
Источники информации для учащихся
-
Алгебра: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2009.
-
«Дидиактические материалы по алгебре» 7 класс. Авторы Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова – М. «Просвещени
-
«Самостоятельные и контрольные работы по алгебре 7 класс». Автор Ершова А.П., Голобородько В.В. –М.: Илекса, 2002