« РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
На заседании МО
Руководитель МО Заместитель Директор школы
_________ /____________/ директора по УВР ___________/Крейдер Г.С./
Протокол №_____ _________ /Кислых С.Г./ Приказ № _____
от «____» ________ 2014 г. «___» ________ 2014 г. от « ___» ______2014 г.
Рабочая программа
учебного курса по алгебре для 11 класса
Учитель: Неманова Наталья Валентиновна,
1 квалификационная категория
МОУ «Харитоновская средняя общеобразовательная школа»
учебник С.М. Никольского
2014 — 2015 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования образовательной области «Математика», предмет «Математика» и примерной программы среднего (полного) общего образования по математике, рекомендованной письмом Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. №03-1263 и программами общеобразовательных учреждений «Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы » Москва «Просвещение» 2009 под ред. Т. А. Бурмистровой, без внесенных изменений и дополнений.
Учебник: Алгебра и начала математического анализа 10 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений: Никольский С.М., Потапов М.К. и др., 2006-2012 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ 11 КЛАССА:
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
-
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественно-научных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
-
воспитание средствами математики культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для общественного прогресса
Учащиеся 11 класса должны знать: основные функции их графики и их свойства; обратные функции; понятие производной, ее применение; понятие первообразной и интеграла; равносильные уравнения и неравенства на множестве; метод промежутков для уравнений и неравенств; технику решения систем уравнений с несколькими неизвестными; возможности применения геометрии в различных областях человеческой деятельности; получить представление об аксиоматике геометрии; расширить систему сведений о свойствах плоских фигур
Учащиеся 11 класса должны уметь: определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; иметь наглядные представления об основных свойствах функций, иллюстрировать их с помощью графических изображений; понимать геометрический и механический смысл производной; находить производные элементарных функций, пользуясь таблицей производных и правилами дифференцирования суммы и произведения; применять производную для исследования функций на монотонность и экстремумы, для нахождения наибольших и наименьших значений функции; понимать смысл понятия первообразной, находить первообразные для суммы функций и произведения функции на число; вычислять в простейших случаях площади криволинейных трапеций; решать системы уравнений с несколькими неизвестными; распознавать на моделях и по описанию основные пространственные поверхности, указывать их основные элементы, узнавать эти формы в окружающих предметах; иллюстрировать чертежом, либо моделью условие стереометрической задачи; вычислять значения геометрических величин, применяя изученные формулы, решать несложные задачи на вычисления с использованием изученных свойств и формул; решать несложные задачи на доказательство
Виды и формы контроля:
промежуточный, текущий и итоговый, индивидуальный, фронтальный: тесты, математические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, творческие задания, исследовательские задания.
Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы и ЕГЭ.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Перечень литературы для учителя:
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике // Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 класс/ сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2010. – с. 4 – 11.
Алгебра и начала математического анализа 10 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений: Никольский С.М., Потапов М.К. и др., 2006-2012 г.
Алгебра и начала математического анализа 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений: Никольский С.М., Потапов М.К. и др., 2004-2009 г
Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 10 класс: базовый и профил. уровни /М.К. Потапов, А.В. Шевкин,-4-е изд.-М.: Просвещение, 2010
Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 11 класс: базовый и профил. уровни /М.К. Потапов, А.В. Шевкин,-5-е изд.-М.: Просвещение, 2011
Перечень литературы для учащихся:
Алгебра и начала математического анализа 10 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений: Никольский С.М., Потапов М.К. и др., 2006-2012 г.
Алгебра и начала математического анализа 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений: Никольский С.М., Потапов М.К. и др., 2004-2009 г
Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 10 класс: базовый и профил. уровни /М.К. Потапов, А.В. Шевкин,-4-е изд.-М.: Просвещение, 2010
Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 11 класс: базовый и профил. уровни /М.К. Потапов, А.В. Шевкин,-5-е изд.-М.: Просвещение, 2011
Содержание учебного курса
-
Функции и их графики.
Элементарные функции. Исследование функций и построение их графиков элементарными методами. Основные способы преобразования графиков.
Основная цель: овладеть методами исследования функций и построения их графиков. -
Предел функции и непрерывность.
Понятие предела функции. Односторонние пределы, свойства пределов. Непрерывность функций в точке, на интервале. Непрерывность элементарных функций.
Основная цель: усвоить понятия предела функции и непрерывность функции в точке и на интервале. -
Обратные функции.
Понятие обратной функции.
Основная цель: усвоить понятие функции, обратной к данной, и научить находить функцию, обратную к данной. -
Производная.
Понятие производной. Производная суммы, разности, произведения и частного двух функций. Производные элементарных функций. Производная сложной функции. -
Применение производной.
Максимум и минимум функции. Уравнение касательной. Приближенные вычисления. Возрастание и убывание функций. Производные высших порядков. Задачи на максимум и минимум. Построение графиков функций с применением производной.
Основная цель: научить применять производную при исследовании функций и решении практических задач. -
Первообразная и интеграл.
Понятие первообразной. Площадь криволинейной трапеции. Определенный интеграл. Формула Ньютона-Лейбница. Свойства определенных интегралов.
Основная цель: знать таблицу первообразных(неопределенных интегралов) основных функций и уметь применять формулу Ньютона-Лейбница при вычислении определенных интегралов и площадей криволинейных фигур. -
Равносильность уравнений и неравенств.
Равносильные преобразования уравнений и неравенств. -
Основная цель: научить применять равносильные преобразования при решении уравнений и неравенств. -
Уравнения-следствия.
Понятие уравнения-следствия. Возведение уравнения в четную степень. Потенцирование логарифмических уравнений. Приведение подобных членов уравнения. Освобождение уравнения от знаменателя.
Основная цель: научить применять преобразования, приводящие к уравнению-следствию. -
Равносильность уравнений и неравенств системам.
Решение уравнений с помощью систем. Решение неравенств с помощью систем.
Основная цель: научить применять переход от уравнения или неравенства к равносильной системе. -
Равносильность уравнений на множествах.
Возведение уравнения в четную степень.
Основная цель: научить применять переход к уравнению, равносильному на некотором множестве исходному уравнению. -
Равносильность неравенств на множествах.
Нестрогие неравенства.
Основная цель: научить применять переход к неравенству, равносильному на некотором множестве исходному неравенству. -
Метод промежутков для уравнений и неравенств.
Уравнения и неравенства с модулями. Метод интервалов для непрерывных функций.
Основная цель: научить решать уравнения и неравенства с модулями и применять метод интервалов для решения неравенств. -
Системы уравнений с несколькими неизвестными.
Равносильность систем. Система-следствие. Метод замены неизвестных.
Основная цель: освоить разные способы решения систем уравнений с несколькими неизвестными.
Календарно — тематическое планирование
Изучаемый материал | Тип | дата | |
1 | Повторение материала 10кл. | КУ |
|
2 | Повторение материала 10кл. | КУ |
|
3 | Входной контрольный срез | КЗ |
|
| Функции и их графики.6ч |
|
|
4 | Элементарные функции. | ИНМ |
|
5 | Область определения и область изменения функции. Ограниченность функции | ИНМ |
|
6 | Четность, нечетность, периодичность функций | КУ |
|
7 | Промежутки возрастания, убывания, знакопостоянства и нули функции | КУ |
|
8 | Исследование функций и построение их графиков элементарными методами | УКПЗ |
|
9 | Основные способы преобразования графиков | КУ |
|
| Предел функции и непрерывность. 5ч |
|
|
10 | Понятие предела функции | ИНМ |
|
11 | Односторонние пределы | ИНМ |
|
12 | Свойства пределов функции | ИНМ |
|
13 | Понятие непрерывности функции | ИНМ |
|
14 | Непрерывность элементарных функций | ИНМ |
|
| Обратные функции. 3ч |
|
|
15 | Понятие обратной функции | ИНМ |
|
16 | Понятие обратной функции | ЗНЗ |
|
17 | Контрольная работа №1 | КЗ |
|
| Производная. 9ч. |
|
|
18 | Понятие производной | ИНМ |
|
19 | Понятие производной | ЗНЗ |
|
20 | Производная суммы, разности | ИНМ |
|
21 | Производная произведения, частного | ИНМ |
|
22 | Производная произведения, частного | ЗНЗ |
|
23 | Производная элементарных функций | ИНМ |
|
24 | Производная сложной функции | ИНМ |
|
25 | Производная сложной функции | ОСМ |
|
26 | Контрольная работа №2 | КЗ |
|
27 | Пробное тестирование в форме и по материалам ЕГЭ |
|
|
| Применение производной. 15ч. |
|
|
28 | Максимум и минимум функции | ИНМ |
|
29 | Максимум и минимум функции | ЗНЗ |
|
30 | Уравнение касательной | ИНМ |
|
31 | Уравнение касательной | КУ |
|
32 | Приближенные вычисления | ИНМ |
|
33 | Возрастание и убывание функции | ИНМ |
|
34 | Возрастание и убывание функции | ЗНЗ |
|
35 | Производные высших порядков | ИНМ |
|
36 | Экстремум функции с единственной критической точкой | ИНМ |
|
37 | Экстремум функции с единственной критической точкой | ЗНЗ |
|
38 | Задачи на максимум и минимум | КУ |
|
39 | Задачи на максимум и минимум | УКПЗ |
|
40 | Построение графиков функций с применением производных | ИНМ |
|
41 | Построение графиков функций с применением производных | ПР |
|
42 | Контрольная работа №3 | КЗ |
|
| Первообразная и интеграл. 11ч |
|
|
43 | Понятие первообразной | ИНМ |
|
44 | Понятие первообразной | ЗНЗ |
|
45 | Понятие первообразной | КУ |
|
46 | Пробное тестирование в форме и по материалам ЕГЭ |
|
|
47 | Площадь криволинейной трапеции | ИНМ |
|
48 | Определенный интеграл | ИНМ |
|
49 | Определенный интеграл | ЗНЗ |
|
50 | Формула Ньютона-Лейбница | ИНМ |
|
51 | Формула Ньютона-Лейбница | ЗНЗ |
|
52 | Формула Ньютона-Лейбница | УКПЗ |
|
53 | Свойства определенных интегралов | ИНМ |
|
54 | Контрольная работа №4 | КЗ |
|
| Равносильность уравнений и неравенств. 4ч |
|
|
55 | Равносильные преобразования уравнений | ИНМ |
|
56 | Равносильные преобразования уравнений | УЗ |
|
57 | Равносильные преобразования неравенств | ИНМ |
|
58 | Равносильные преобразования неравенств | УЗ |
|
| Уравнения-следствия. 7ч |
|
|
59 | Понятие уравнения-следствия | ИНМ |
|
60 | Возведение уравнения в четную степень | ИНМ |
|
61 | Возведение уравнения в четную степень | УЗ |
|
62 | Потенцирование логарифмических уравнений | ИНМ |
|
63 | Другие преобразования, приводящие к уравнению-следствию | ИНМ |
|
64 | Применение нескольких преобразований, приводящих к уравнению-следствию | ИНМ |
|
65 | Применение нескольких преобразований, приводящих к уравнению-следствию | УЗ |
|
| Равносильность уравнений и неравенств системам. 6ч |
|
|
66 | Основные понятия | ИНМ |
|
67 | Решение уравнений с помощью систем | ИНМ |
|
68 | Решение уравнений с помощью систем | УЗ |
|
69 | Решение уравнений с помощью систем (продолжение) | УКПЗ |
|
70 | Решение неравенств с помощью систем | ИНМ |
|
71 | Решение неравенств с помощью систем (продолжение) | УКПЗ |
|
72 | Пробное тестирование в форме и по материалам ЕГЭ |
|
|
| Равносильность уравнений на множествах. 3ч |
|
|
73 | Основные понятия | ИНМ |
|
74 | Возведение уравнения в четную степень | ИНМ |
|
75 | Контрольная работа №5 | КЗ |
|
| Равносильность неравенств на множествах. 2ч |
|
|
76 | Основные понятия | ИНМ |
|
77 | Возведение неравенства в четную степень | ИНМ |
|
| Метод промежутков для уравнений и неравенств. 4ч |
|
|
78 | Уравнения с модулями | ИНМ |
|
79 | Неравенства с модулями | ИНМ |
|
80 | Метод интервалов для непрерывных функций | ИНМ |
|
81 | Контрольная работа №6 | КЗ |
|
| Использование свойств функций при решении уравнений и неравенств. 5ч |
|
|
82 | Использование областей существования функций | ИНМ |
|
83 | Использование неотрицательности функций | ИНМ |
|
84 | Использование ограниченности функций | ИНМ |
|
85 | Использование монотонности и экстремумов функций | ИНМ |
|
86 | Использование свойств синуса и косинуса | ИНМ |
|
| Системы уравнений с несколькими неизвестными. 7ч |
|
|
87 | Равносильность систем | ИНМ |
|
88 | Равносильность систем | УЗ |
|
89 | Система-следствие | ИНМ |
|
90 | Система-следствие | УЗ |
|
91 | Метод замены неизвестных | ИНМ |
|
92 | Метод замены неизвестных | УЗ |
|
93 | Контрольная работа №7 | КЗ |
|
| Повторение 15ч. |
|
|
94 | Повторение | КУ |
|
95 | Повторение | КУ |
|
96 | Повторение | КУ |
|
97 | Пробное тестирование в форме и по материалам ЕГЭ | КУ |
|
98 | Повторение | КУ |
|
99 | Повторение | КУ |
|
100 | Итоговая контрольная работа№8 | КЗ |
|
101 | Итоговая контрольная работа№8 | КЗ |
|
102 | Итоговый урок | ОСМ |
|
Условные обозначения
ИНМ – изучение нового материала ЗНЗ – закрепление новых знаний
УКПЗ – урок комплексного применения знаний КЗ — контроль знаний
ОСМ – урок обобщения и систематизации КТ – контрольный тест
КУ – комбинированный урок ПР – урок практикум