Конспект урока-игры «Гонки»
по русскому языку
в 5 классе
цели:
— закрепить правописание корней с чередованием
— развить интерес к предмету
Вступление.
Учитель:
Сегодня мы накануне 23 февраля проведем заезды на автомобилях. Для этого разделимся мальчиков на команды. В одном автомобиле будут водитель, штурман и механик. (учитель распределяет детей по командам) Девочки сегодня на уроке будут выступать в качестве судий и руководителей. (учитель делит девочек на пары или тройки)
Сначала проведем разогрев команд. Команда мальчиков и команда девочек, каждая в своей группе рассказывает друг другу правило правописание корней с чередованием, где выбор гласных зависит от ударения. Не забываем про слова-исключения. Пока можно пользоваться тетрадью для правил.
Теперь девочки опрашивают каждого члена команды и выставляют отметку за знание основных правил. (см приложение лист оценки, а также правило)
Лист с правилом-подсказкой. В корнях с чередованием гласная может зависеть от ударения. В безударном положении пишется буква О в корнях ГОР – ГАР, КЛОН – КЛАН, ТВОР – ТВАР. Слова-исключения – ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ВЫГАРКИ, УТВАРЬ. В безударном положении пишется буква А в корнях ЗАР – ЗОР, ПЛАВ – ПЛОВ. Слова-исключения – ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА, ПЛОВЦЫ.
Оценка: «5» — ответ без ошибок, названы все исключения; «4» — правило рассказано без ошибок, но не все исключения названы, или не названы вообще; «3» — правило рассказано с ошибками, слова-исключения не названы, названы с ошибками.
Учитель:
Хорошо. Команды разогрелись. Теперь необходимо отобрать запасные колёса. Для этого каждая команда получает лист со словосочетаниями. Нужно будет всем членам команды выписать в свои тетради словосочетания, в которых на месте пропуска пишется буква О. Работать должны все вместе. Курировать работу должны механики. Приступаем к работе.
Выпишите те словосочетания, в которых в корне пишется буква О.
Обед приг…рел, ярко г…реть, скл…нение существительных, оз…рилось светом, сотв…рить чудо, рыбьи пл…вники, яркая з…ря, покл…ниться старцу, летний заг…р, сильные пл…вцы, деревянная утв…рь, кл…няться боярам, неизвестный тв…рец, осенняя з…рни́ца, качающийся попл…вок, ясная з..́.рька.
Учитель:
Пока девочки проверяют, как вы справились с заданием. Мы будем разрабатывать маршрут. Для этого я раздаю вам лист. Вам нужно по очереди заполнять пропуски слов по порядку номеров. Подсказки своим напарникам не допускаются. За это будут сниматься баллы. На старт. Внимание. Марш.
1. выг…рки
2. кл…няйтесь
3. оз…ряющий
4. прог…рел
5. выпл…вка
6. пл…вание
7. сотв…рение
8. пл…вучий
9. накл…нив
10. изг…рь
11. оз…рение
12. накл…няться
13. утв…рь
14. спл…влять
15. оз…рён
Учитель:
Проверить правильно ли вы составили маршрут очень легко. Возьмите красную ручку и соедините гласные буквы между собой по строчкам. Если вы верно выполнили задание, должна получиться пятёрка.
Наши судьи проверят и оценят ваши маршруты.
Мы же теперь отправляемся в путь.
Задание будет следующим: по очереди выходит к доске каждый член команды и или записывает слово, которое я диктую, если это корень с чередованием, или ставит прочерк, если слово не является корнем с чередованием. Понятно. Тогда приготовились. Первый человек к доске. Работаем.
Горный, перегоревший, стихотворение, расплавлять, клонировать, зарабатывать, пловец, наклонение, обгоревший, озарил, горевать, растворитель, уклоняться, заря, отгорел.
Учитель:
Подведём итог наших гонок. По очкам выиграла команда ____. Всем победителям в качестве награды – 5. Команде занявшей 2 место – 4.