Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию представляется электронное приложение к интегрированному уроку в 10 –м классе «Экономика – География».
Слайд № 1.
Автором данной разработки является Пигарева Валентина Николаевна, учитель экономики, имеющий 1-ю квалификационную категорию, из МБОУ СОШ № 11, расположенной по адресу: 347026, п. Горняцкий, Белокалитвинский район, Ростовская область.
Экономика, как ни один предмет в школе, требует от учащихся широты кругозора и умения использовать знания, полученные в других школьных курсах (история, математика, география). Однако опыт работы в школе показывает, что существующая несинхронность, несогласованность и дублирование программ школьных курсов препятствует формированию системного представления у учащихся об окружающем их мире. Ребята затрудняются использовать полученные на уроках истории и географии знания в курсе экономики.
Расширить кругозор школьников, обеспечить системность обучения позволяют интегрированные уроки.
Слайды № № 2, 3.
Тема «Мировая экономика. Международная торговля.» является благодатным материалом для интеграции экономики и географии.
Слайды № № 11 — 13, 15 — 17.
Теоретический материал подкрепляется фактологическим (теоретический «скелет» урока обрастает «плотью» из цифр и фактов), урок становится насыщенным, интересным, активизирует работу школьников.
Пигарева Валентина Николаевна переложила этот учебный материал на язык информационных технологий. Это позволило связать воедино педагогические цели, задачи и действия учителя и учеников, обеспечить на базе компетентностного подхода к преподаванию региональных предметов – экономики и географии формирование информационной культуры обучающихся и самого учителя,
(слайды № № 4, 10, 14 ) осуществить виртуальное исследование экономик наиболее развитых стран Латинской Америки: Аргентины и Бразилии, полноценно использовать время уроков и максимально раскрыть способности детей.
Данное электронное приложение к уроку создает условия и для практического применения компьютерной техники учащимися как в учебное, так и внеучебное время: можно проверить знания учащихся по ранее изученным темам
( слайды №№ 5-9), работать в группах, ( слайды №№ 10-20 ), участвовать в деловой игре «Торги» (слайды №№ 21-27) выявить общие для всех стран экономические закономерности с помощью заполнения таблиц (слайд № 31) и построения графиков (слайды №№ 28, 30) и др.При этом учитель исходит не только из возможностей учащихся, но и из их потребности понять что собой представляет международная торговля, свободная торговля, какие экономические законы, принципы, механизмы влияют на суммарное производство товаров в стране (слайд № 32, 33.). Во внеурочной деятельности при подготовке к уроку, или по его окончанию, чтобы расширить свои познания об экономике учащимся обеспечен открытый доступ к информационным каналам ЛВС, глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек.
Создавая этот урок Валентина Николаевна поставила перед собой ряд вопросов. Во-первых, готова ли она к этой деятельности с точки зрения организации, уровня квалификации, имеется ли у нее понимание значимости общих подходов к инновационным процессам, понимаются и принимаются ею происходящие изменения, осмыслена ли их сущность, может ли она представить себя в структуре единой школьной информационной среды со своими предложениями? Добившись положительных ответов на них, путем проектирования совершенно новых по сути и содержанию уроков экономики, построенных на информатизационных технологиях, Пигарева В.Н. смело встала на путь трудоемких изменений.
Данная, и подобные ей, разработки уроков по экономике, с применением информационных технологий, снимает у ребенка страх самовыражения, стимулирует творческую активность, освобождает от физиологических ограничений. Учащиеся не умеющие рисовать, строить графики, спокойно делают это с применением графических редакторов, корректируют грамотность текстов в автоматическом режиме. Учащийся, испытывающие страх в ситуации проверки знаний, тестируется в доброжелательной компьютерной программе. Сам процесс учебного труда становится легче, когда рутинные операции выполняются машиной, когда учитель имеет возможность оперативно привлекать необходимые источники текстовой, графической и адиовизуальной информации. Расширяются возможности представления учениками результатов учебной деятельности.
Данное электронное приложение к уроку на взгляд автора является достаточно редким. Во-первых, в нем представлен интегрированный урок «Экономика-география», во-вторых, не так много существует подобных приложений по небольшим региональным учебным курсам, особенно по экономике. В третьих, учитывая абстрактность экономических законов, сложность теоретических экономических понятий, неоднородность и незаконченность как целого самой науки экономики, подобные электронные приложения к уроку экономики позволяют приложить абстрактные экономические схемы к конкретным ситуациям и таким образом приблизить учащихся к реальной истине, оценке, формам и размерам происходящих в нашей жизни экономических процессов и убедить их в верности утверждения Фрэнсиса Бэкона в том, что знание- сила, знание же экономических законов – сила, помогающая преуспеть в жизни.