Подробный конспект урока

Организационная информация

Тема урока

История возникновения денег в Российском государстве.

Предмет

Экономика

Класс

6

Автор урока (ФИО, должность)

Наталья Федоровна Фомина, учитель экономики

Образовательное учреждение

МОУ «Водоватовская СОШ»

Республика/край, город/поселение

Нижегородская область, Арзамасский район, с. Водоватово

Методическая информация

Тип урока

Урок изучения нового

Цели урока

Задачи урока

Рассказать об истории возникновения денег в Российском государстве

1. Образовательные:

1.Выяснить предпосылки появления денег

2.Аргументировать утверждение о том, что деньги ускоряют и облегчают обмен тем самым ,способствуя более полному удовлетворению потребностей

3. Проследить историю возникновения звонкой монеты.

2. Развивающие:

1. Развивать мыслительные процессы (анализ, синтез).

2. Развивать произвольное внимание, логическое

мышление.

3. Развивать интерес к способам учебной деятельности.

3. Воспитательные:

1.Воспитывать чувство доброты и взаимопомощи .

2.Воспитывать доброжелательное отношение к друг

другу.

.

Знания, умения, навыки которые ученики приобретут на уроке

— узнают причину возникновения денег

-познакомятся с заменителями денег

— проследят историю появления и виды денег

Необходимое оборудование и материалы

  • компьютер, проектор, экран;

  • презентация;

  • рабочая тетрадь по экономике : Нижегородский гуманитарный центр- 2006год.Составитель Р.С Лукьянова, И.А Симонов.

— конверт с зданием №1, №2

— кроссворд;

— различные предметы для игры магазин

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Ход урока.

Организационный момент.

— Здравствуйте! Садитесь.

Посмотрите, друг на друга и приветливо улыбнитесь.

Проверьте свои рабочие места.

А теперь произнесем девиз нашего урока

Экономику мы любим

Обещаем не болтать

А серьезно будем думать

И все заданья выполнять

Мы совершим с вами увлекательное путешествие, где познакомимся с …..

а впрочем, догадайтесь сами.

Посмотрите на слайд, прочитайте текст и догадайтесь о чем идет речь (слайд 2)

Ответ: деньги

Ход и содержание урока

— Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, где познакомимся с различными видами денег. Путешествовать мы будем по карте совершая остановки. Оформим маршрутные листы. (В приложении.)

Дети подписывают листы.

Ребята посмотрите на карту нашего путешествия .Первая станция это школа , откуда мы с вами и отправимся в путешествие.

( слайд №3)

Вы готовы, тогда в путь.

3.1 .Остановка Мальдивские острова (слайд 4)

( разыгрывается сценка или учитель сам рассказывает)

Мы с вами на Мальдивских островах.

На островах правит мудрый король

( выходит король).

У короля был придворный художник

Акварель (выходит художник) Он любил гулять по берегу

Острова и собирать маленькие блестящие штучки.

Некоторые из них он раскрашивал

яркие цвета.

Он был уверен , что его штучки всем

Нравятся, и он пробовал менять их

На еду, одежду и другие вещи, но

Меняться с ним никто не хотел.

И жил на острове рыбак ( входит рыбак)

Однажды у него заболела мать,

Ей нужно было лекарство.

Взял рыбак свою рыбу и побежал к

лекарю.

(Выходит за дверь и возвращается обратно грустный)

Король: Почему ты такой грустный рыбак?

Рыбак: У меня заболела мать, ей нужно лекарство, но лекарю не нужна моя рыба, ему нужно кокосовое молоко..

Я побежал к хозяину кокосов, но и ему не нужна рыба, взамен он просит

москитную сетку

Король: Да, похоже, лекарство тебе нелегко достанется.

Надо что-то придумать, чтобы не тратить столько сил на покупку.

Художник: Я придумал ,нам нужна вещь ,которую каждый бы обменял на свой товар.

Рыбак: Пусть это будет рыба

Король: Нет, рыба быстро портится, и она

бывает большая. А эта вещь должна быть маленькая, легкая и прочная. Художник: Так пусть это будут мои

маленькие блестящие штучки.

Учитель : а чтобы узнать что это за штучки,

возьмите конверт под №1.

Разгадайте задание на конверте и узнайте что лежит внутри( а внутри лежит ракушка каури-фото)

Вртоамкуивтшмква — вычеркни буквы в, т, м, о, и

Предполагаемый ответ учеников: ракушка

Учитель: Правильно, а далее послушаем сообщение о заменителях денег

Ученик: Это ракушки морского моллюска каури.( по щелчку на слайде 3 появляются ракушки каури) Сначала они использовались

в качестве денег у туземцев Мальдивских островов в Индийском океане, а потом купцы выгодно их покупали и развозили по всему свету.

Их стали называть эквивалентом – заменителем денег.

В качестве денег использовалась (нажав на фото ракушки появятся другие заменители)соль в Западном Судане, скот у римлян, чай в Монголии, мех и шкуры в Древней Руси .Со временем люди обратили внимание на драгоценные металлы :серебро и золото , из них и стали изготавливать первые деньги.

Игра « Магазин »

Учитель: Ребята на столе у вас лежит конверт с № 2 .Я предлагаю, вам его открыть и на монетки что лежат внутри купить предложенные мною вещи. Прошу пройти в мой магазин.

(ученики совершают покупку)

Учитель: Как вы думаете, на примере игры что произошло с появлением денег?

Предполагаемый ответ учеников: С появлением денег обмен упростился и ускорился.

Учитель: Ну а теперь ответьте мне на вопрос, поставленный в начале урока.

Почему появись деньги?

Предполагаемый ответ учеников: Для ускорения и облегчения обмена, а так же для более полного удовлетворения потребностей.

— запишите определение

Деньги – это всеобще признанный эквивалент

( ученики записывают определение в маршрутный лист)

Учитель: отправляемся дальше

3.2 Остановка древняя Русь.

( слайд 5)

Учитель: В каком государстве мы с вами живем

Предполагаемый ответ учеников: в России

Учитель: Верно, поэтому мы и будем рассматривать историю возникновения денег в Российском государстве. Учитель рассказывает, сопровождая показом фото из слайда 5. По щелчку появляются по ходу рассказа картинки.

В древней Руси имели хождение куны – кожаные деньги. Это была шкурка куницы — отсюда и название.

В России, а точнее в Киевской Руси чеканка монет началась во времена князя Владимира, но очень скоро прекратилась.

Первые монеты Руси гривны — это небольшой продолговатый слиток серебра. Гривны были различные: новгородские в виде длинного бруска и весом около 200 грамм, киевские в виде шестиугольного слитка весом около 160 грамм ,тверские и полоцкие, весом около 150 грамм. Но не каждый товар стоил гривну ,поэтому от нее отрубали часть и платили. Отсюда и название следующей монеты – рубль, от слова рубить . Рубили гривну на 4 части. Рубль еще называли тина и этот тин тоже рубили пополам отсюда и появилось название еще одной монеты полтинник— половина тина.

В Киевской Руси собственной добычи металлов не было. Поэтому в торговле использовались заграничные монеты. Самые ранние монеты, которые встречались на территории нашей страны это римские динарии. Позднее на Руси появились дирхемы – серебряные монеты с арабскими надписями.

В 1380 году Дмитрий Донской начал чеканку собственной монеты деньги по образцу дирхема.

При Иване III в 15 веке на монетах стали чеканить всадника с копьем — отсюда и название копейка. В копейке было 2 деньги. Запишем в маршрутный лист то, о чем я сейчас сказала ( оформление маршрутного листа)

3.3 Остановка Санкт – Петербург

( слайд 6)

При Петре I была проведена первая денежная реформа. Отечественная монета приняла форму правильного круга. Деньги стали единым расчетным средством на территории всей империи. Были выпущены деньги разного достоинства : рубли, копейки, алтыны, пятаки, гривенники, полушки.

При Екатерине II в 1769 году были введены в обращение первые бумажные деньги ассигнации.

Сделано это было для удобства и скорости расчетов.

( оформляют маршрутный лист )

Показ различных видов денег имевших хождение в России ( деньги должны быть настоящие и разных годов выпуска)

Физкультминутка для глаз

Проверка и оценивание ЗУН

Остановка « Река знаний» (слайд 6)

Наше путешествие подходит к концу , и для успешного возвращения нам предстоит переплыть реку знаний

Задание № 1.Волшебный квадрат ( см приложение)

( вычеркнуть знакомые слова, а из оставшихся букв составить слово)

Вычеркивают знакомые слова

( алтын, ассигнация, рубль, гривна, куны)

Слово из букв — деньги

проверка по слайду № 6 ( по щелчку появится волшебный квадрат)

Задание №2.Самостоятельная работа

«кроссворд» (раздается каждому ученику)

смотри приложение

Проверка вслух под руководством учителя

Домашнее задание

1.Прочитать дополнительный материал об истории возникновения денег.

2. Составить толстые (сложные) вопросы по теме сильным учащимся

3. Составить тонкие (простые) вопросы по теме слабым учащимся

Рефлексия деятельности на уроке

— Вот и подошло к концу наше путешествие, и мы опять в родной школе. ( слайд 8)

— Ребята что нового мы узнали на уроке?
— Что понравилось?

Кому было на уроке всё понятно?

— Спасибо за урок! ( слайд 9)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here