Урок обучения грамоте в 1 классе

Тема: Звук [ж], буквы Ж, ж. Письмо слов с жи.

Цель:

— обучающая: систематизировать знания о звуке [ж]; правильно писать сочетания жи-ши; обучать умению работать с текстом;

— развивающая: развивать связную, литературно-грамотную речь; способствовать развитию фонематического слуха; развивать умение правильно употреблять слова в речи.

— воспитывающая: формировать интерес к родному языку, потребность писать грамотно; воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность; формировать навык сотрудничества, учебной активности.

Тип урока: обобщение и систематизация.

Вид урока: урок-путешествие.

Оборудование:

у учителя: снеговик, домик Деда Мороза, карточки-слова с пропущенными сочетаниями жи-ши, «сугроб», «гора», мультфильм «Снеговик-почтовик»), ключ ответов для самостоятельной работы.

у учащихся: карточки с заданиями двух уровней для каждого ученика, веера, снежинки.

Ход урока

Организационный момент.

— Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок!

Сообщение цели урока

— У нас сегодня необычный урок, а урок-путешествие. Цель нашего урока – закрепить знания о букве Ж, ж.

Актуализация опорных знаний

— Сегодня мы отправляемся во владения Деда Мороза. Подарок для дедушки и приглашение на елку готовы. Отнесем их, а вот кто будет нам помогать, узнаем, посмотрев отрывок из мультфильма.

(Просмотр отрывка из мультфильма «Снеговик-почтовик»)

— Кто же будет нам помогать, чтобы мы не заблудились в дремучем лесу? (снеговик)

— Да снеговик. Давайте слепим его.

Повторение изученного

— На какие две группы делятся все звуки в русском языке? (гласные и согласные)

— Каких звуков больше гласных или согласных? (согласных)

— Какие две буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным? (ъ, ь)

— Первый ком готов! Молодцы!

— Лепим второй!

— Узнайте, о каких звуках идет речь – эти буквы гласные, они обозначают твердость согласных звуков. (а, о, у, ы, э)

— А что объединяет гласные е, и, я? (придают мягкость согласным, когда стоят после них)

— Что мы знаем о гласных: е, я? (передают два звука, когда стоят вначале слова и после гласной)

— Второй ком готов! Молодцы! Лепим третий ком!

— Какую букву мы изучаем? (букву Ж, ж)

— Эта буква появится у каждого из вас. Для этого возьмите уже известную вам букву к и подумайте, как превратить ее в букву ж? ( раскрыть)

— Мы получили букву Ж.

Какие стихи мы знаем о букве Ж?

(чтение стихов о букве Ж)

  1. Это – ж,

А это – к.

Целый жук

И пол жука.

  1. Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж- ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

  1. Стала снежинка

Буквою Ж,

Солнце ее,

Не растопит уже!

— Кто даст характеристику звуку [ж]? (согласный, звонкий, твердый)

— Чтобы запомнить, что звук [ж] всегда твердый дома раскрасьте букву ж синим цветом.

— Третий ком готов! Пора отправляться в путь!

Работа в прописи

— Сделаем запись в наших бортовых журналах. (запись элементов букв)

Физминутка для рук

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Раз, два, три, четыре, пять,

Можно ими помахать,

В чистый ручеек руки опускаем

И усталость с пальчиков,

Мы водой смываем!

(Прописывание строчной ж и заглавной Ж) Взаимопроверка

Работа по теме урока

Ох, и много снега в этом году. Снеговик заметил сугроб. Не провалиться бы в него.

— Вставьте слоги жи-ши.

дру ма

? на ? на

пру ти

Что мы знаем о сочетаниях жи-ши?

Что объединяет эти слова?

— Сугробы мы преодолели, а на пути снеговик заметил снежные горы.

— Ребята, из слов убежали слоги, назовите слова только со слогом жи.

шала . у. чи.

мы .

е. мор.

Работа с веерами

— Каким по счету мы слышим звук [ж] в словах ужи, чижи, ежи, моржи?

(сообщение о многозначном слове моржи)

Физминутка

— Стынут руки, стынет нос. Видно близко Дед Мороз!

На улице мороз, ну-ка взялись все за нос!

Ни к чему нам бить баклуши,

Ну-ка взялись все за уши.

Покружились, повертелись,

Вот и все мы отогрелись!

И проведем, друзья, сейчас

Мы упражнение для глаз! (нахождение предметов по периметру кабинета)

Самостоятельная работа

Мы долго шли по лесу, началась метель. Посмотрите, какие красивые снежинки нашел снеговик. Найдите такие же у себя на партах. Выполните задание по силам. (1. Соединить слово со схемой; 2. Соединить слово со схемой, разделить слова на слоги, поставить ударение)

(проверка по ключу ответов)

Работа по учебнику

— Трудный путь был у нас, отдохнем и поработаем по азбуке. (чтение рассказа Л. Н. Толстого «Чиж»)

— Ну и молодцы вы, ребята! Хорошо справились с заданиями. Впереди уже видны владения Деда Мороза. Но, что это? Посмотрите на двери какая-то записка. Кто прочтет? («Ушел за подарками! Дед Мороз.»)

— Жаль, что мы не застали Деда Мороза дома, оставим ему наш подарок и приглашение на елку. Пора отправляться в обратный путь.

Итог урока

— Пока идем домой, давайте подведем итог…

— Я довольна, как работали сегодня …

— А теперь хотелось бы услышать ваши впечатления об уроке.

Я доволен …

Я огорчен …

Мне понравилось …

Я хотел бы …

Самооценка

— Возьмите на парте снежинку и прикрепите ее возле нашего снеговика в зависимости от того, как вы поработали:

Очень хорошо – над снеговиком

Хорошо – возле второго кома

Не доволен – возле первого кома

Учитель Н.Н. Кляхина

Самоанализ урока обучения грамоте в 1 классе по теме

«Звук [ж], буквы Ж,ж. Письмо слов с жи».

В целях предупреждения переутомляемости детей, для поддержания познавательного интереса на протяжении всего урока я провожу интегрированные уроки чтения и письма.

Урок обучения грамоте теме «Звук [ж], буквы Ж,ж» запланирован как урок закрепления знаний по пройденной теме.

Я поставила следующие задачи:

обучающие:

— систематизировать знания о звуке [ж];

— учить правильно писать сочетания жи-ши;

— обучать умению работать с текстом;

развивающие:

— развивать связную, литературно-грамотную речь;

— способствовать развитию фонематического слуха;

— развивать умение правильно употреблять слова в речи;

воспитывающие:

— формировать интерес к родному языку, потребность писать грамотно;

— воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность;

— формировать навык сотрудничества, учебной активности.

Хорошему эмоциональному настрою способствовала организация начала урока, был использован небольшой отрывок из мультфильма. Мотивационный компонент урока позволил провести эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Я думаю, мне удалось активизировать познавательный интерес учащихся.

Учебный материал был подобран с учетом особенностей класса. На уроке был представлен богатый наглядный материал, обеспечивающий поддержку процесса познания: Снеговик, дом Деда Мороза, сугробы, снежные горы, технические средства (телевизор) для просмотра отрывка из мультфильма, карточки-слоги, карточки-снежинки с выбором задания по силам, картинки и предметы для физминутки, снежинки для оценки работы на уроке.

Материал урока полностью соответствовал требованиям программы, прослеживалась связь с предыдущими уроками. Были закреплены знания о изученных буквах, о звуке [ж] и буквах Ж, ж, о сочетаниях жи-ши. Я старалась, чтобы структура урока соответствовала его содержанию и целям.

Цель, которую я поставила перед учащимися, была осознана ими и принята к осуществлению. Цель урока была реально достижимой, так как урок построен на использовании ранее приобретенных знаний, умений и навыков учащихся, тема «Звук [ж], буквы Ж,ж» изучалась на предыдущих уроках.

Выбранный мною вид урока — урок-путешествие способствовал активизации мыслительной деятельности учащихся и познавательного интереса.

Все задания были доступны для выполнения. Подача материала в игровой и занимательной форме позволили повысить заинтересованность учащихся к изучению данной темы, что снимало напряженность и усталость учащихся на уроке.

Мною были использованы фронтальный, индивидуальный и комбинированный виды опроса. Ребята работали письменно и устно. С целью проверки усвоения знаний я провела самостоятельную работу с поуровневой дифференциацией.

Между этапами урока прослеживалась тесная связь. Учебная информация была преподнесена на научном и доступном для детей языке.

Я использовала на уроке следующие педагогические технологии:

поэтапное формирование умственной деятельности; формирования речевой деятельности; игровую (путешествие во владения Деда Мороза), информационную (работа с многозначным словом), здоровьесберегающую (физминутки), коммуникативную; проблемно-диалогическое обучение. Данные технологии позволили мне создать условия для поддержания познавательного интереса на протяжении всего урока.

Ребята продемонстрировали умения анализировать, выстраивать свою точку зрения, делать выводы, показали прочные знания, умения и навыки. На протяжении всего урока я старалась поддерживать мотивацию учащихся к учению.

Особое внимание я уделила предупреждению утомляемости детей: проведена физминутка для снятия утомляемости кистей рук, физминутка, зарядка для глаз. На уроке царила атмосфера доброжелательности, санитарно-гигиенические требования к уроку были соблюдены.

В конце урока учащиеся участвовали в оценке качества своей работы. Я считаю, урок полностью достиг поставленных целей.

Учитель Н.Н. Кляхина

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here