Пояснительная записка

Данная рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе:

  • программы И.В. Липсица. Экономика, 2011.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по экономике для 10-11 классов предусматривает обучение экономики в объёме одного часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке в Примерной программе по экономике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В 11классе изучается весь объем материала за 10-11 классы, так как в 10-ом классе обучающиеся не изучали предмет.

Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в полу­чении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринима­тельской деятельности;

  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для после­дующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анали­зировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политиче­ской жизни с экономической точки зрения;

  • освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходи­мых для участия в экономической жизни общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качест­ве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необ­ходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, гра­фик, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной,критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; —

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);

  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познава­тельной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, по­лемика).

Результаты обучения:

Учащиеся должны знать и понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно – правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь

приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.

Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический рост, глобализацию мировой экономики.

Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли..

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— получение и оценка экономической информации;

— составление семейного бюджета;

— оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования

Экономика

Экономика и экономическая наука. Ограниченность экономических ресурсов, причины ее возникновения и последствия. Свободные и экономические блага, факторы (ресурсы) производства и доходы, получаемые их владельцами. Основные задачи экономики и способы их решения в различных экономических системах. Типы экономических систем.

Значение специализации и обмена. Форма обмена и понятие рынка. Спрос. Факторы, формирующие спрос. Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса и способы ее измерения. Предложение. Факторы, формирующие предложение. Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения и способы ее измерения. Сущность рыночного равновесия. Равновесная цена.

Источники доходов семьи. Закономерности формирования расходов семьи. Неравенство доходов и его причины. Методы государственного регулирования доходов в России. Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.

Фирма и ее экономические цели. Виды фирм по российскому законодательству. Экономические затраты, экономическая и бухгалтерская прибыль. Постоянные, переменные, средние и предельные затраты.

Конкуренция. Виды рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.

Рынок труда и его особенности. Предложение труда. Факторы формирования заработной платы и причины ее дифференциации по отраслям и профессиям Безработица и ее виды Причины возникновения. Профсоюзы, содержание их деятельности и их влияние на функционирование рынка труда. Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата. Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников.

Рынок капитала. Рынок ценных бумаг. Рынок земли и природных ресурсов, их особенности.

Деньги. Функция денег. Виды денег. Банки и их функции. Центральный и коммерческие банки.

Инфляция и ее следствия.

Права собственности и их значение для организации хозяйственной деятельности.

Несостоятельность рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. Роль государства в экономике.

Основные макроэкономические показатели. Совокупное предложение и совокупный спрос. Макроэкономическое равновесие. Валовой внутренний продукт (ВВП). Экономический цикл. Методы стабилизации экономики: фискальная и монетарная политика.

Государственные финансы. Государственный бюджет. Основные источники доходов и главные направления расходов государства. Налоги. Принципы и методы налогообложения. Основные виды налогов в России. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг.

Экономический рост и факторы его ускорения.

Международная торговля. Свободная торговля. Протекционизм.

Международный валютный рынок.

Экономические проблемы мирового хозяйства и России на рубеже ХХ! Века.

Прикладная экономика. Основы предпринимательства, менеджмента, маркетинга.

Учебно- тематическое планирование по экономике для 10 класс

п/п

Наименование тем

Всего часов

1

Главные вопросы экономики

3

2

Типы экономических систем

4

3

Силы, которые управляют рынком

2

4

Как работает рынок

2

5

Мир денег

2

6

Законы денежного обращения

1

7

Банковская система

3

8

Человек на рынке труда

4

9

Социальные проблемы рынка труда

5

10

Экономические проблемы безработицы

4

Контрольная работа

4

Всего

35

Календарно – тематическое планирование по экономике10 класс

(1ч. в неделю, в год 35 часа).

У

р

о

к

а

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

освоения материала

Дом.

задание

План.

Факт.

1.Главные вопросы экономики (3 ч.)

1

Что такое экономика.

Знать:

-понятие об эконо­мической науке. Объяс­нять понятия «микро-» и «макроэкономика»

§1

2

Что такое экономика. Основы хозяйственной жизни человечества.

Знать:

-виды потребностей
людей;

-причины, по которым
потребности людей не мо­гут быть удовлетворены

§1

3

Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Главные вопросы экономической жизни общества

Знать:

-понятия «абсолютная и
относительная ограни­ченность ресурсов»;

-виды ограниченных ре­сурсов;

-причины невозможности
преодоления ограничен­ности ресурсов;

Главные вопросы экономической жизни общества

§3

2. Типы экономических систем и различия между ними (4 ч.)

4

Понятие об экономических системах. Традиционная экономическая система.

Знать:

— понятие «традици­онная экономическая сис­тема»;

Уметь:

— подбирать приме­ры традиционной экономической системы

.

§4

5

Рыночная экономическая система.

Знать:

— понятие «рыночная экономическая сис­тема»;

— причины эффективности и роль рыночных меха­низмов

§4

6

Командная экономическая система

Знать:

— понятие

«командная эко­номическая система»

§5

7

Причины возникновения смешанной экономической системы.

Знать:

признаки «смешанной экономики»

§6

8

Контрольная работа № 1

3. Силы, которые управляют рынком (2 ч.)

9

Что такое спрос

Знать:

-понятие о спросе

-факторы формирования
величины спроса

§6

10

От чего зависит предложение товаров

Знать: -формирование на рынке предло­жения;

-факторы формирования
величины предложения.

§7

4.Как работает рынок (2 ч.)

11

Формирование рыночных цен. Как достигается рыночное равновесие

Знать:

-типы рыночных ситуа­ций: дефицит, затовари­вание, равновесие;

-механизм формирования
рыночного равновесия;

-рынок покупателей и
продавцов.

§8

12

Рынок на практике, или как реально организована торговля.

Описывать:

-действие рынка;

Знать причины и следствия нарушения рыночного равновесия

§9

5. Мир денег (2 ч.)

13

Причины возникновения, формы и функции денег. Роль денег как средства обмена

Знать:

-причины изобретения
денег;

-функции денег;

-роль денег как средства
обмена

§10

14

Функции денег в современной экономике

Знать:

-роль денег как средства
измерения и сбережения

§11

15

Контрольная работа № 2

6.Законы денежного обращения (1 ч.)

16

Факторы формирования величины денежной массы. Причины и виды инфляции.

Знать:

-причины и виды инфляции;

-влияние инфляции на экономическую ситуацию в стране

§11

7. Банковская система (3 ч.)

17

Причины появления и виды банков

Знать:

-причины и виды банков

§12

18

Принципы кредитования

Знать:

-принципы кредитования

§13

19

Роль Центрального банка в регулировании кредитно –денежной системы страны

Знать:

-понятие о денежном об­ращении;

-закон обмена и его ис­пользование;

— ликвидность

§13

8.Человек на рынке труда (4 ч.)

20

Экономическая природа рынка труда

Знать:

-особенности труда как
товара;

-деятельность продав­цов и покупателей на
рынке труда

§15

21

Экономическая природа рынка труда. От чего зависит спрос на рынке труда. Факторы формирования заработной платы

Объяснять:

-суть положения «спрос на
рынке труда»

§15

22

Что такое заработная плата и отчего она зависит.

Знать:

-закон предложения на
рынке труда;

формирование заработной платы на рынке труда

§16

23

Что такое заработная плата и отчего она зависит. Подготовка к контрольной работе

Знать:

-факторы, формирующие
предложение и спрос на
рынке труда

§16

24

Контрольная работа № 3

9. Социальные проблемы рынка труда (5ч.)

25

Профсоюзы и трудовые конфликты

Знать:

-что такое профсоюз;

какие бывают трудовые конфликты и пути их решения

§17

26

За что борются профсоюзы

Знать:

-способы повышения и понижения заработной платы

§17

27

Что такое прожиточный минимум и минимальная зарплата

Знать:

-величину прожиточного минимум и минимальной зарплаты

§18

28

Договоры и контракты на рынке труда

Уметь:

-различать договор и контракт на рынке труда

§19

29

Как добиться, чтобы человек работал хорошо

Знать:

-способы мотивации работников

§20

10. Экономические проблемы безработицы (4 ч.)

30

Что такое безработица

Знать:

-что такое безработица;

-критерии признания
человека безработным

§21

31

Виды безработицы

Знать:

-виды безработицы и
причины их возникновения

§21

32

Что такое полная занятость

§21

33

Как можно сократить безработицу

Знать:

-основные способы
стимулирования трудовой
активности работников

§22

34

Контрольная работа № 4

Знать:

-что такое полная занятость

35

Резерв

Итого: 35 часов.

Учебно- тематическое планирование по экономике для 11 класс

п/п

Наименование тем

Всего часов

1

Главные вопросы экономики

2

2

Типы экономических систем

2

3

Силы, которые управляют рынком

2

4

Как работает рынок

2

5

Мир денег

2

6

Законы денежного обращения

0

7

Банковская система

2

8

Человек на рынке труда

2

9

Социальные проблемы рынка труда

2

10

Экономические проблемы безработицы

2

11

Что такое фирма и как она действует на рынке

3

12

Как семьи получают и тратят деньги

2

Неравенство доходов и его последствия

13

Экономические задачи государств

2

14

Государственные финансы

1

15

Экономический рост

2

16

Организация международной торговли

2

18

Экономическое устройство России на рубеже 20-21 вв.

2

19

Контрольная работа

6 (по 0,5ч.)

20

Всего

34

Календарно – тематическое планирование по экономике11 класс

(1ч. в неделю, в год 34 часа).

пп

Дата

Название темы

Кол-во часов

Компетенции и

компетентности

по ГОС.

Параграф учебника

1.Главные вопросы экономики (2часа)

1.

Что такое экономика.

1 час

Знать:

-понятие об эконо­мической науке. Объяс­нять понятия «микро-» и «макроэкономика»

1

Основы хозяйственной жизни человечества.

Знать:

-виды потребностей
людей;

-причины, по которым
потребности людей не мо­гут быть удовлетворены

2

Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Главные вопросы экономической жизни общества

1 час

Знать:

-понятия «абсолютная и
относительная ограни­ченность ресурсов»;

-виды ограниченных ре­сурсов;

-причины невозможности
преодоления ограничен­ности ресурсов;

Главные вопросы экономической жизни общества

2

2. Типы экономических систем и различия между ними (2 часа)

3

Понятие об экономических системах. Традиционная экономическая система.

1 час

Знать:

понятие «традици­онная экономическая сис­тема»;

Уметь:

подбирать приме­ры традиционной экономической системы

.

3

Рыночная система.

Знать:

понятие «рыночная экономическая сис­тема»;

— причины эффективности и роль рыночных меха­низмов

4

4

Командная экономическая система

1час

Знать:

понятие

«командная эко­номическая система»

5

Причины возникновения смешанной экономической системы.

Знать:

признаки «смешанной экономики»

3. Силы, которые управляют рынком (2часа)

5

Что такое спрос

1 час

Знать:

-понятие о спросе

-факторы формирования
величины спроса

6

6

От чего зависит предложение товаров

1 час

Знать: -формирование на рынке предло­жения;

-факторы формирования
величины предложения.

7

4.Как работает рынок (2 часа)

7

Формирование рыночных цен. Как достигается рыночное равновесие

1 час

Знать:

-типы рыночных ситуа­ций: дефицит, затовари­вание, равновесие;

-механизм формирования
рыночного равновесия;

-рынок покупателей и
продавцов.

8

8

Причины и следствия нарушения рыночного равновесия

1 час

Описывать:

-действие рынка;

Знать причины и следствия нарушения рыночного равновесия

9

5. Мир денег (2 часа)

9.

Причины возникновения, формы и функции денег. Роль денег как средства обмена

1 час

Знать:

-причины изобретения
денег;

-функции денег;

-роль денег как средства
обмена

10

10

Роль денег как средства измерения. Роль денег как средства сбережения

0,5 час

Знать:

-роль денег как средства
измерения и сбережения

11

.

Контрольная работа № 1

0,5час

7. Банковская система (2часа)

11

Причины появления и виды банков

1 час

Знать:

-причины и виды банков

12

12.

Принципы кредитования

1 час

Знать:

-принципы кредитования

13

.

Роль Центрального банка в регулировании кредитно –денежной системы страны

Знать:

-понятие о денежном об­ращении;

-закон обмена и его ис­пользование;

ликвидность

8.Человек на рынке труда (2 ч.)

13.

Экономическая природа рынка труда

1 час

Знать:

-особенности труда как
товара;

-деятельность продав­цов и покупателей на
рынке труда

15

14.

От чего зависит спрос на рынке труда. Факторы формирования заработной платы

1 час

Объяснять:

-суть положения «спрос на
рынке труда»

16

.15

Факторы формирования предложения на рынке труда Формирование заработной платы на рынке труда

0,5 час

Знать:

-закон предложения на
рынке труда;

формирование заработной платы на рынке труда

.

Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда.

Знать:

-факторы, формирующие
предложение и спрос на
рынке труда

.

Контрольная работа № 3

0,5час

9. Социальные проблемы рынка труда (2ч.)

16.

Профсоюзы и трудовые конфликты

1 час

Знать:

-что такое профсоюз;

какие бывают трудовые конфликты и пути их решения

17

.

За что борются профсоюзы

Знать:

-способы повышения и понижения заработной платы

17

Социальные формы формирования заработной платы

1 час

Знать:

-величину прожиточного минимум и минимальной зарплаты

18

Договоры и контракты на рынке труда

Уметь:

-различать договор и контракт на рынке труда

.

Как добиться, чтобы человек работал хорошо

Знать:

-способы мотивации работников

10.Экономические проблемы безработицы (2 ч.)

18

Причины безработица

1 час

Знать:

-что такое безработица;

-критерии признания
человека безработным

19

.

Виды безработицы

Знать:

-виды безработицы и
причины их возникновения

.

1

19

Как можно сократить безработицу

0,5 час

Знать:

-основные способы
стимулирования трудовой
активности работников

20

.

Контрольная работа № 3

0,5 час

Знать:

-что такое полная занятость

11.Чтот такое фирма и как она действует на рынке(3 ч.)

20

Зачем создаются фирмы

1 час

Знать:

-понятия: фирма, пред­
приятие, отрасль;

-понятие о добавленной
стоимости

Знать:

-виды и цели, факторы
деятельности фирм;

21

Виды фирм по российскому законодательству.

Знать:

— Роль АО, ООО ЗАО.

21

Экономические основы деятельности фирмы

1 час

Знать:

почему фирма вы­годнее рынка.

22

22

Предприниматель и создание фирмы. Условия создания успешного бизнеса.

1 час

Знать: понятие о внутренних и
внешних ресурсах и за­
тратах фирмы;

-понятие о нормальной
прибыли владельца фирмы

23

12.Как семьи получают и тратят деньги(2 ч.)

23

Доходы и расходы семей. Влияние инфляции на семейную экономику

1 час

Уметь объяснять:

-источники доходов семьи

24

Семейные расходы и закономерности их изменения

Знать понятия темы.

;

-изменение структуры расходов семей как след­ствие экономических пре­образований в стране

25

24

Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения.

0,5 час

Знать:

-структуру семейных рас­ходов как индикатора уровня развития страны

26

Контрольная работа № 4

0,5час

14. Экономические задачи государства(2ч.)

25

Причины и формы участия государства в регулировании экономики

1час

Знать:

-роль государства как экономической свободы;

-государственные орга­ны, участвующие в регу­лировании экономической
жизни

27

26

Макроэкономические процессы в экономике страны

1час

Знать:

-что такое внешний эффект

28

15.Государственные финансы

(1ч.)

27-28

Налоги как источник доходов государства.

Как формируется и расходуется государственный бюджет

1час

Знать:

принципы налогообложения методы налогообложенииякак формируется государственный бюджет

29-30

16. Экономический рост(2ч.)

29

Что такое экономический рост и как можно его ускорить.

1 час

Знать: понятие экономического ростафакторы ускорения экономического роста

31

Знать: -причины экономического развития классификацию стран ми­
ра по типам экономических
систем и уровням экономи­ческого развития;

Уметь:

— работать с диаграммами,
графиками;

— составлять таблицу

32

Контрольная работа №5

0,5час

17. Организация международной торговли (2ч.)

30

Международная торговля и ее влияние на экономику страны

1 час

Знать:

— что порождает протек­ционизм;

— для чего нужен валют­ный рынок;

— с кем и чем торгует
Россия.

Объяснить понятие «главный двигатель ме­ждународной торговли^)

33

31

Валютный рынок и конвертируемость валют

1 час

Знать:

34

18 Экономическое устройство России на рубеже 20-21вв.

2

32-33

34

К какой категории относится экономика России.

Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации.

Контрольная работа№6

2 час

Знать:

-причины экономического отставная России исторические причины формирования гипертрофи­рованной роли государства в экономике России;

— этапы реформирования
экономики России в 90-х го­
дах. .

35-36

Литература:

1.Программа И.В. Липсица. Экономика, 2011.

2.Липсиц И.В.Экономика .Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. общеобразоват. Учрежд.- М.:Вита –Пресс,2011.

3.Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. — М.: Вита-пресс, 2010.

4.Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. — М.: Вита-пресс, 2011.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here