МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
Урок русского языка во 2 классе.
Упражнение в написании слов с сочетаниями
жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Учитель начальных классов
МОУ СОШ № 2
Кокошина Наталья Леонидовна
Нягань
2011 год
Тема урока: Упражнение в написании слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Цель: развитие навыков правописания изученных сочетаний на основе
орфографической зоркости;
Задачи:
-
Формировать умения распознавать орфограмму и правильно обозначать на письме;
-
Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, внимание, память;
-
Воспитывать положительное отношение к учёбе.
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Слайды
| |
1′
| Ужасно интересно, всё то, что неизвестно. А то, что неизвестно, нам хочется узнать. Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание, Тогда с тобою многое удастся нам понять.
| Включение в деятельность. |
|
7′
Станция «Догадайся!» 1) Логическое упражнение
Станция «Чистюлька»
2) Минутка чистописания
3. Работа по теме урока. Оперирование знаниями и способами деятельности. 15′ Станция «Познавай — ка» Знакомство с новыми словарными словами: капуста, хороший.
Станция «Проверяй — ка».
ФИЗМИНУТКА. 3′
4.Закрепление с использованием элементов разноуровневой дифференциации. 9′ Станция » Вспоминай — ка».
Станция » Думай-ка».
5. Подведение итогов и формулирование выводов. 3′ Станция » Конечная».
Рефлексия. 1′
Домашнее задание. 1′
| — А сейчас у нас урок русского языка, урок-путешествие. Вы готовы со мной работать? Путешествовать будем по станциям. Что такое станция? (место, пункт остановки) — Послушайте логическое упражнение: В лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Определите, где живут животные, если известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях.
— Определите, какие орфограммы встречались в этом упражнении и сформулируйте тему урока. Тема нашего урока: Упражнение в написании слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу. Ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране «Орфография». Орфография — это правила и нормы письменной речи. Вам нужно с ней подружиться, чтобы не допускать на письме ошибок. Для этого поработаем с плакатом «Что такое орфограмма?» (интерактивный плакат — 1 задание)
Чистописние: ж ш ч щ ж ш ч щ. Посмотрите на доску. — Какие буквы вы видите? — Какими звуками на письме они обозначаются? Д айте характеристику этих звуков. — Какие знаете сочетания с данными буквами? -Запишите красиво буквы в тетрадь.
Знакомство с новыми словарными словами: капуста, хороший. 1) На этой станции нас ждёт загадка: Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка, Мы для неё готовим кадки, И крупной соли полмешка! (капуста) — Это новое словарное слово. Запишите его в тетрадь, подберите слова — родственники и запишите. — Что знаете про капустницу? (Это бабочка, которая поедает капусту). — Какая бывает капуста? 2) Прочитайте пословицы о капусте, объясните смысл. 1. Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь капустой. 2. Без капусты — щи не густы. 3. Распространите текст, подходящими по смыслу словами. — Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу слова.
— А если капусты и других овощей уродилось на огороде много, то как мы говорим про такой урожай? Это ещё одно новое слово из словаря. Запишите его в тетрадь, подберите слова — родственники. Когда ещё употребляем в речи это слово? — Запишите с доски в тетрадь слова, подчеркните орфограмму. Проверим по тренажёру «Волшебная труба».
— Пришло время поработать самостоятельно, во время работы помните о том, над чем мы работаем сегодня. Будьте внимательны и аккуратны!
— А теперь мы поиграем. Игра называется «Найди ошибки»
— На этой остановке мы подведём итоги урока. — Понравился ли вам урок? — Что нового вы узнали? — Слова, с какой орфограммой нам встречались? — Какие правила русского языка помогали нам на уроке? Давайте послушаем, какие же есть стихи про изученные орфограммы.
Как мы с вами поработали во время урока? Покажите своё настроение.
Выучить новые словарные слова, нарисовать рисунки, в названиях которых имеются изученные сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу. Урок окончен, молодцы! Спасибо за работу!
|
Дают ответы.
(Ответ: мы знаем, что в лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Ещё нам известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях. Значит, мыши живут под старым пнём, а ежи – в сухих листьях.)
Определение темы урока
Дети слушают, читают задание, отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы. Шипящие, звуки [Ж], [Ш] всегда твёрдые, звуки [Ч], [Щ] всегда мягкие. Повторяют написание букв и прописывают в тетради.
Отгадывание загадки, придумывание слов – родственников. Запись в тетради: капуста, капустный лист, капустница.
Работа по карточкам. (коллективная и самостоятельная работа, проверка по цепочке) Наступила ________ осень. _______ ________ созрел урожай овощей. Капуста уродилась на славу! ______ _______ кочаны лежат на грядках. Капуста не только _______ , но и красивый овощ. (Слова для справок: сочные, поздняя, богатый, на полях, на славу, крупные, вкусный.) Богатый, большой, хороший. Ответы детей: Хорошенько, хорошеет. Хороший ученик, хороший друг.
Запись слов и проверка. Жидкость, пушистый, щавель, дача, чудак, прищурил, щупальца.
Индивидуальная работа по карточкам с разными уровнями заданий. 1 — й уровень. Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму. Ш…шка, ж…раф, ж…знь, больш..е, малыш…, камыш…, ж…р, уж…н, морж…, муж…к. 2 — й уровень. Спишите, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму. Душистые (ландыш), колючие (ёж), спелые (груша), весёлые (чиж), огромные (лужа), цветные (карандаш), длинные (уж), высокие (камыш), колючие (ёрш), синие (крыша). 3 — й уровень. Составьте из слов предложения. Запишите, подчеркните орфограмму. Пушистые, кружились, снежинки. Веры, у, новые, лыжи. Мороза, не боятся, и, стужи, дети. Проверка работ. Читают слова, находят ошибки, объясняют непонятные слова.
Рассказывают стихи подготовленные дети, отвечают и слушают. 1 учащийся: Мыши, ёжики, ужи, 2 учащийся: Чайка, чаща, каланча. 3 учащийся: Чулок, верчу, чуть-чуть грущу. Делают выводы по уроку. Оценивают своё эмоциональное состояние на уроке при помощи смайликов.
Запись домашнего задания.
|
1 слайд
2 слайд
3 слайд, 1задание
3 слайд, 2задание
4 слайд
5 слайд
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд (интерактивный плакат – «Найди ошибку»)
13 слайд
|
Методические рекомендации к уроку.
Автор: Кокошина Наталья Леонидовна, учитель начальных классов
МОУ СОШ №2 города Нягань, ХМАО — ЮГРА
УМК «Школа России», учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой
Класс: 2
Предмет: русский язык
Тема урока: Упражнение в написании с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Цель урока: развитие навыков правописания изученных сочетаний на основе орфографической зоркости;
Задачи:
1.Формировать умения распознавать орфограмму и правильно обозначать на письме;
2.Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, внимание, память;
3.Воспитывать положительное отношение к учёбе.
Форма: урок.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – путешествие.
Данные интерактивные объекты могут быть использованы для изучения, закрепления и повторения правила «Правописание сочетений жи , ши, ча, ща, чу, щу».
Место урока в системе:
— Данному уроку предшествовал урок по теме: «Слова с сочетаниями ча,ща,чу,щу»
— Следующий урок по теме: «Слова с сочетаниями чк,чн»
Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация с использованием интерактивных объектов (тренажёр «Волшебная труба», интерактивный плакат флеш — ролики «Что такое орфограмма», «Найди ошибки»)
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска
Данные интерактивные объекты могут быть использованы для изучения, закрепления и повторения правила «Правописание сочетений жи , ши, ча, ща, чу, щу».
Форма использования:
— проецирование на экран при работе с классом
-индивидуальная работа с компьютером.
План урока:
-
Мотивация к учебной деятельности. 1′
-
Актуализация знаний. 7′
-
Работа по теме урока. Оперирование знаниями и способами деятельности. 15′
Физкультминутка. 3′
-
Закрепление с использованием элементов разноуровневой дифференциации. 9′
-
Подведение итогов и формулирование выводов. 3′
-
Рефлексия. 1′
-
Домашнее задание. 1′
Работа с презентацией:
• Слайд 2, 3, 11 — плакат, навести курсор на «Что такое орфограмма» или на «Найти ошибки» — навести курсор на картинку «Стрелки», затем на то яблочко, где ошибка в слове (флэш ролики).
Цель: Повторение и закрепление по данной теме. Используется в начале урока — для вовлечения учащихся в активную учебную деятельность. В конце урока — для дальнейшего стимулирования учебной деятельностью, воспитанию чувства гордости за свои знания и умения.
• Слайд 4 — чистописание, без анимации, переход по стрелке или щелчку.
• Слайд 5,6,7 — знакомство со словарными словами, навести курсор на , переход на следующий слайд по стрелке, навести курсор на — появляется текст, переход на следующий слайд по стрелке.
Цель: Развитие речи, мышления, интереса к предмету.
Применение: Во время работы над новыми словами на уроке.
• Слайд 8, 9, 10 — тренажёр «Волшебная труба», работа по щелчку.
В данном ресурсе предлагаются 7 слов для проверки правописания с изученными сочетаниями.
Цель: Проверка правописания сочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ.
Применение: На этапе закрепления полученных знаний и для самостоятельной работы дома.