Пояснительная записка
Данная рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе:
-
программы И.В. Липсица. Экономика, 2011.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по экономике для 10-11 классов предусматривает обучение экономики в объёме одного часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке в Примерной программе по экономике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В 11классе изучается весь объем материала за 10-11 классы, так как в 10-ом классе обучающиеся не изучали предмет.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
-
развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
-
воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
-
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
-
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
-
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
-
формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
-
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
-
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
-
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
-
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной,критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
-
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; —
-
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
-
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
-
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
-
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Результаты обучения:
Учащиеся должны знать и понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно – правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
— приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.
— Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический рост, глобализацию мировой экономики.
— Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли..
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— получение и оценка экономической информации;
— составление семейного бюджета;
— оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования
Экономика
Экономика и экономическая наука. Ограниченность экономических ресурсов, причины ее возникновения и последствия. Свободные и экономические блага, факторы (ресурсы) производства и доходы, получаемые их владельцами. Основные задачи экономики и способы их решения в различных экономических системах. Типы экономических систем.
Значение специализации и обмена. Форма обмена и понятие рынка. Спрос. Факторы, формирующие спрос. Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса и способы ее измерения. Предложение. Факторы, формирующие предложение. Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения и способы ее измерения. Сущность рыночного равновесия. Равновесная цена.
Источники доходов семьи. Закономерности формирования расходов семьи. Неравенство доходов и его причины. Методы государственного регулирования доходов в России. Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.
Фирма и ее экономические цели. Виды фирм по российскому законодательству. Экономические затраты, экономическая и бухгалтерская прибыль. Постоянные, переменные, средние и предельные затраты.
Конкуренция. Виды рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.
Рынок труда и его особенности. Предложение труда. Факторы формирования заработной платы и причины ее дифференциации по отраслям и профессиям Безработица и ее виды Причины возникновения. Профсоюзы, содержание их деятельности и их влияние на функционирование рынка труда. Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата. Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников.
Рынок капитала. Рынок ценных бумаг. Рынок земли и природных ресурсов, их особенности.
Деньги. Функция денег. Виды денег. Банки и их функции. Центральный и коммерческие банки.
Инфляция и ее следствия.
Права собственности и их значение для организации хозяйственной деятельности.
Несостоятельность рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. Роль государства в экономике.
Основные макроэкономические показатели. Совокупное предложение и совокупный спрос. Макроэкономическое равновесие. Валовой внутренний продукт (ВВП). Экономический цикл. Методы стабилизации экономики: фискальная и монетарная политика.
Государственные финансы. Государственный бюджет. Основные источники доходов и главные направления расходов государства. Налоги. Принципы и методы налогообложения. Основные виды налогов в России. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг.
Экономический рост и факторы его ускорения.
Международная торговля. Свободная торговля. Протекционизм.
Международный валютный рынок.
Экономические проблемы мирового хозяйства и России на рубеже ХХ! Века.
Прикладная экономика. Основы предпринимательства, менеджмента, маркетинга.
Календарно – тематическое планирование по экономике10 класс
(1ч. в неделю, в год 35 часа).
Дата
|
Тема урока |
Планируемые результаты освоения материала |
Дом. задание | ||
План. |
Факт. | ||||
1.Главные вопросы экономики (3 ч.) | |||||
1 |
|
| Что такое экономика. | Знать: -понятие об экономической науке. Объяснять понятия «микро-» и «макроэкономика» | §1 |
2 |
|
| Что такое экономика. Основы хозяйственной жизни человечества. | Знать: -виды потребностей -причины, по которым
| §1 |
3 |
|
| Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Главные вопросы экономической жизни общества | Знать: -понятия «абсолютная и -виды ограниченных ресурсов; -причины невозможности Главные вопросы экономической жизни общества
| §3 |
2. Типы экономических систем и различия между ними (4 ч.) | |||||
4 |
|
| Понятие об экономических системах. Традиционная экономическая система. | Знать: — понятие «традиционная экономическая система»; Уметь: — подбирать примеры традиционной экономической системы .
| §4 |
5 |
|
| Рыночная экономическая система. | Знать: — понятие «рыночная экономическая система»; — причины эффективности и роль рыночных механизмов | §4 |
6 |
|
| Командная экономическая система | Знать: — понятие «командная экономическая система» | §5 |
7 |
|
| Причины возникновения смешанной экономической системы. | Знать: признаки «смешанной экономики» | §6 |
8 |
|
| Контрольная работа № 1 |
|
|
3. Силы, которые управляют рынком (2 ч.) | |||||
9 |
|
| Что такое спрос | Знать: -понятие о спросе -факторы формирования
| §6 |
10 |
|
| От чего зависит предложение товаров | Знать: -формирование на рынке предложения; -факторы формирования
| §7 |
4.Как работает рынок (2 ч.) | |||||
11 |
|
| Формирование рыночных цен. Как достигается рыночное равновесие | Знать: -типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие; -механизм формирования -рынок покупателей и | §8 |
12 |
|
| Рынок на практике, или как реально организована торговля. | Описывать: -действие рынка; Знать причины и следствия нарушения рыночного равновесия | §9 |
5. Мир денег (2 ч.) | |||||
13 |
|
| Причины возникновения, формы и функции денег. Роль денег как средства обмена | Знать: -причины изобретения -функции денег; -роль денег как средства | §10 |
14 |
|
| Функции денег в современной экономике | Знать: -роль денег как средства | §11 |
15 |
|
| Контрольная работа № 2 |
|
|
6.Законы денежного обращения (1 ч.) | |||||
16 |
|
| Факторы формирования величины денежной массы. Причины и виды инфляции. | Знать: -причины и виды инфляции; -влияние инфляции на экономическую ситуацию в стране | §11 |
7. Банковская система (3 ч.) | |||||
17 |
|
| Причины появления и виды банков | Знать: -причины и виды банков | §12 |
18 |
|
| Принципы кредитования | Знать: -принципы кредитования
| §13 |
19 |
|
| Роль Центрального банка в регулировании кредитно –денежной системы страны | Знать: -понятие о денежном обращении; -закон обмена и его использование; — ликвидность | §13 |
8.Человек на рынке труда (4 ч.) | |||||
20 |
|
| Экономическая природа рынка труда | Знать: -особенности труда как -деятельность продавцов и покупателей на
| §15 |
21 |
|
| Экономическая природа рынка труда. От чего зависит спрос на рынке труда. Факторы формирования заработной платы | Объяснять: -суть положения «спрос на | §15 |
22 |
|
| Что такое заработная плата и отчего она зависит. | Знать: -закон предложения на формирование заработной платы на рынке труда | §16 |
23 |
|
| Что такое заработная плата и отчего она зависит. Подготовка к контрольной работе | Знать: -факторы, формирующие | §16 |
24 |
|
| Контрольная работа № 3 |
|
|
9. Социальные проблемы рынка труда (5ч.) | |||||
25 |
|
| Профсоюзы и трудовые конфликты | Знать: -что такое профсоюз; какие бывают трудовые конфликты и пути их решения | §17 |
26 |
|
| За что борются профсоюзы | Знать: -способы повышения и понижения заработной платы | §17 |
27 |
|
| Что такое прожиточный минимум и минимальная зарплата | Знать: -величину прожиточного минимум и минимальной зарплаты | §18 |
28 |
|
| Договоры и контракты на рынке труда | Уметь: -различать договор и контракт на рынке труда | §19 |
29 |
|
| Как добиться, чтобы человек работал хорошо | Знать: -способы мотивации работников | §20 |
10. Экономические проблемы безработицы (4 ч.) | |||||
30 |
|
| Что такое безработица | Знать: -что такое безработица; -критерии признания
| §21 |
31 |
|
| Виды безработицы | Знать: -виды безработицы и | §21 |
32 |
|
| Что такое полная занятость |
| §21 |
33 |
|
| Как можно сократить безработицу | Знать: -основные способы
| §22 |
34 |
|
| Контрольная работа № 4 | Знать: -что такое полная занятость
|
|
35 |
|
| Резерв |
|
|
Итого: 35 часов. |
Календарно – тематическое планирование по экономике11 класс
(1ч. в неделю, в год 35 часа).
Дата
| Название темы | Планируемые результаты освоения материала | Дом. Задание | ||
План. |
Факт. | ||||
1.Главные вопросы экономики | |||||
1 |
|
| Что такое экономика. | Знать: -понятие об экономической науке. Объяснять понятия «микро-» и «макроэкономика» | §1 |
2 |
|
| Основы хозяйственной жизни человечества. | Знать: -виды потребностей -причины, по которым
|
|
3 |
|
| Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Главные вопросы экономической жизни общества | Знать: -понятия «абсолютная и -виды ограниченных ресурсов; -причины невозможности Главные вопросы экономической жизни общества
| §2 |
2. Типы экономических систем и различия между ними | |||||
4 |
|
| Понятие об экономических системах. Традиционная экономическая система. Рыночная система. | Знать: — понятие «традиционная экономическая система»; — понятие «рыночная экономическая система»; — причины эффективности и роль рыночных механизмов Уметь: — подбирать примеры традиционной экономической системы
| §3,4 |
5 |
|
| Командная экономическая система Причины возникновения смешанной экономической системы. | Знать: — понятие «командная экономическая система» признаки «смешанной экономики» | §5 |
3. Силы, которые управляют рынком | |||||
6 |
|
| Что такое спрос От чего зависит предложение товаров | Знать: -понятие о спросе -факторы формирования
Знать: -формирование на рынке предложения; -факторы формирования
| §6,7 |
4.Как работает рынок | |||||
7 |
|
| Формирование рыночных цен. Как достигается рыночное равновесие | Знать: -типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие; -механизм формирования -рынок покупателей и | §8 |
8 |
|
| Причины и следствия нарушения рыночного равновесия | Описывать: -действие рынка; Знать причины и следствия нарушения рыночного равновесия | §9 |
5. Мир денег. | |||||
9 |
|
| Причины возникновения, формы и функции денег. Роль денег как средства обмена | Знать: -причины изобретения -функции денег; -роль денег как средства | §10 |
10 |
|
| Роль денег как средства измерения. Роль денег как средства сбережения | Знать: -роль денег как средства | §11 |
11 |
|
| Контрольная работа № 1 |
|
|
6. Банковская система. | |||||
12 |
|
| Причины появления и виды банков | Знать: -причины и виды банков | §12 |
13 |
|
| Принципы кредитования Роль Центрального банка в регулировании кредитно –денежной системы страны | Знать: -принципы кредитования -понятие о денежном обращении; -закон обмена и его использование; — ликвидность | §13 |
7.Человек на рынке труда. | |||||
14 |
|
| Экономическая природа рынка труда От чего зависит спрос на рынке труда. Факторы формирования заработной платы | Знать: -особенности труда как -деятельность продавцов и покупателей на Объяснять: -суть положения «спрос на | §15 |
15 |
|
| Факторы формирования предложения на рынке труда Формирование заработной платы на рынке труда Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда. | Знать: -закон предложения на формирование заработной платы на рынке труда -факторы, формирующие | §16 |
8. Социальные проблемы рынка труда. | |||||
16 |
|
| Профсоюзы и трудовые конфликты За что борются профсоюзы | Знать: -что такое профсоюз; какие бывают трудовые конфликты и пути их решения -способы повышения и понижения заработной платы | §17 |
17 |
|
| Социальные формы формирования заработной платы Договоры и контракты на рынке труда Как добиться, чтобы человек работал хорошо | Знать: -величину прожиточного минимум и минимальной зарплаты Уметь: -различать договор и контракт на рынке труда -способы мотивации работников | §18 |
9.Экономические проблемы безработицы. | |||||
18 |
|
| Причины безработица Виды безработицы | Знать: -что такое безработица; -критерии признания -виды безработицы и | §19 |
19 |
|
| Как можно сократить безработицу | Знать: -основные способы
| §20 |
20 |
|
| Контрольная работа № 3 | Знать: -что такое полная занятость
|
|
10.Чтот такое фирма и как она действует на рынке. | |||||
21 |
|
| Зачем создаются фирмы. Виды фирм по российскому законодательству. | Знать: -понятия: фирма, пред -понятие о добавленной -виды и цели, факторы — Роль АО, ООО ЗАО. | §21 |
22 |
|
| Экономические основы деятельности фирмы. Предприниматель и создание фирмы. Условия создания успешного бизнеса. | Знать: — почему фирма выгоднее рынка. — понятие о внутренних и -понятие о нормальной | §22, 23 |
11. Как семьи получают и тратят деньги. | |||||
23 |
|
| Доходы и расходы семей. Влияние инфляции на семейную экономику. Семейные расходы и закономерности их изменения. | Уметь объяснять: -источники доходов семьи Знать понятия темы; -изменение структуры расходов семей как следствие экономических преобразований в стране | §24, 25 |
24 |
|
| Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения. | Знать: -структуру семейных расходов как индикатора уровня развития страны | §26 |
12. Экономические задачи государства. | |||||
25 |
|
| Причины и формы участия государства в регулировании экономики | Знать: -роль государства как экономической свободы; -государственные органы, участвующие в регулировании экономической | §27 |
26 |
|
| Макроэкономические процессы в экономике страны | Знать: -что такое внешний эффект | §28 |
13.Государственные финансы. | |||||
27 |
|
| Налоги как источник доходов государства. Как формируется и расходуется государственный бюджет | Знать: —принципы налогообложения методы налогообложениия—как формируется государственный бюджет | §29,30 |
14. Экономический рост. | |||||
28 |
|
| Что такое экономический рост и как можно его ускорить. | Знать: понятие экономического роста—факторы ускорения экономического роста -причины экономического развития классификацию стран мира по типам экономических Уметь: — работать с диаграммами, — составлять таблицу
| §31,32 |
29 |
|
| Контрольная работа |
|
|
15. Организация международной торговли . | |||||
30 |
|
| Международная торговля и ее влияние на экономику страны | Знать: — что порождает протекционизм; — для чего нужен валютный рынок; — с кем и чем торгует Объяснить понятие «главный двигатель международной торговли) | §33 |
31 |
|
| Валютный рынок и конвертируемость валют |
| §34 |
32 |
|
| Экономическое устройство России на рубеже 20-21вв. |
|
|
33 |
|
| К какой категории относится экономика России. Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации. | Знать: -причины экономического отставная России исторические причины формирования гипертрофированной роли государства в экономике России; — этапы реформирования
| §35,36 |
34 |
|
| Контрольная работа |
|
|
35 |
|
| Резерв |
|
|
Итого: №35 часов. |
Литература:
1.Программа И.В. Липсица. Экономика, 2011.
2.Липсиц И.В.Экономика .Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. общеобразоват. Учрежд.- М.:Вита –Пресс,2011.
3.Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. — М.: Вита-пресс, 2010.
4.Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. — М.: Вита-пресс, 2011.