Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 6 имени С.Ф. Вензелева
«Утверждаю» Директор МБОУ Гимназия № 6 Четверухина Г.А. Приказ № ___ от «__» ______________2014г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ ЭКОНОМИКА 10 КЛАСС
Кабаковой Татьяны Алексеевны
учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории,
2014-2015 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка
Статус программы.
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по Праву для 10 класса общеобразовательных школ (базовый уровень) и авторской программы — И. В. Липсиц, 2006 г.
Структура программы.
Рабочая программа по экономике представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно – тематическое планирование.
Цель:
-
развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
-
воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
-
освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
-
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
-
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Общая характеристика предмета
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:
• человек и фирма;
• человек и государство;
• экономика домашнего хозяйства.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.
Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования или раздела экономики в предмете «Обществоведение». Рекомендуется изучать экономику в X или XI классах в течение одного полугодия.
Программа рассчитана на 17 учебных часов.
Раздел II. Учебно – тематический план
Содержание | Количество часов |
| |
|
| Всего | Из них: |
|
|
| контрольные |
1 | Вводное занятие | 1 |
|
2 | Главные вопросы экономики | 3 | 1 |
3 | Типы экономических систем | 2 | 1 |
4 | Механизм рыночного функционирования | 4 |
|
5 | Деньги и денежное обращение | 2 |
|
6 | Банковская система | 2 |
|
7 | Рынок труда | 3 | 1 |
| ИТОГО: | 17 | 3 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса
Вводное занятие (1 час).
Главные вопросы экономики (3 часа). Что такое экономика. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы.
Типы экономических систем (2 часа). Экономические системы.
Механизм рыночного функционирования (4 часа). Что такое спрос. От чего зависит предложение товаров. Формирование рыночных цен. Конкуренция. Основные типы рынка.
Деньги и денежное обращение (2 часа). Причины возникновения и формы денег. Функции денег в современной экономике.
Банковская система (2 часа). Причины появления и виды банков. Принципы кредитования. Роль ЦБ в регулировании кредитно – денежной системы страны.
Рынок труда (3 часа). Экономическая природа рынка труда. Что такое заработная плата и от чего она зависит.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик 10 класса должен
Знать/Понимать
-
смысл основных теоретических положений экономической науки;
-
основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка;
Уметь
-
приводить примеры: видов рынка, типов экономических систем, видов денег;
-
описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы; банковскую систему;
-
объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса, закон предложения; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда;
-
сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, организационно-правовые формы предприятий;
-
вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд;
-
применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
исполнения типичных экономических ролей;
-
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
-
совершенствования собственной познавательной деятельности;
-
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
-
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
-
Раздел V. Перечень учебно – методического обеспечения
Учебник:
-
Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
Методические пособия:
-
.Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2 кн.: Пособие для учителя. – 2-е изд. — М.: Вита-Пресс, 1998.
Дидактический материал:
-
Медведева О.И. Экономика. 10-11 классы: контрольные задания, тесты. – Волгоград: Учитель, 2009.
-
Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2006.
-
Равичев С.А. Сборник заданий по экономике с решениями. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.
-
Таблицы и раздаточный материал по экономике для 10 класса.
Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Элементы содержания | Д/з | Примечание | |
1 | Вводное занятие | 1 | Задачи, структура и содержание курса. Источники знаний |
| |
Главные вопросы экономики (3 часа) | |||||
2 | Что такое экономика | 1 | Экономика как система хозяйственной жизни общества. Экономическая наука (экономика) как наука о закономерностях хозяйственной жизни общества. Понятие о микро- и макроэкономике и круг изучаемых ими проблем. | П.№1 |
|
3. | Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы | 1 | Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью. Понятие об абсолютной и относительной ограниченности ресурсов. Основные виды ограниченных ресурсов производства. | Работа с документом П.№2 |
|
4. | Практикум: решение задач | 1 | Альтернативная стоимость, КВП, Факторы производства, факторные доходы | решение задач |
|
Типы экономических систем (2 часа) | |||||
5 | Экономические системы | 1 | Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. | Составить схему. П.№ 3 |
|
6 | Контроль знаний | 1 |
|
|
|
Механизм рыночного функционирования (4 часа) | |||||
7 | Что такое спрос | 1 | Понятие о спросе. Факторы формирования величины спроса. Эластичность спроса и ее значение для продавцов. | эссе |
|
8 | От чего зависит предложение товаров | 1 | Понятие о предложении. Факторы формирования величины предложения. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов. | решение задач |
|
9 | Формирование рыночных цен | 1 | Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание и равновесие. Понятие о равновесном количестве товаров и равновесной цене. Механизмы формирования рыночного равновесия | П.№4 |
|
10 | Конкуренция. Основные типы рынка. | 1 | Понятие, виды и регулирование конкуренции. Типы рынков | Составить таблицу |
|
Деньги и денежное обращение (2 часа) | |||||
11 | Причины возникновения и формы денег. Электронные деньги. | 1 | Причины изобретения денег, формы существования | П.№5 |
|
12 | Функции денег в современной экономике. | 1 | Роль денег как средства обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. | Выучить термины |
|
Банковская система (2 часа) | |||||
13 | Причины появления и виды банков. Принципы кредитования. Кредитная система Российской Федерации. | 1 | Виды банков, их основные функции | П.№6 |
|
14 | Роль ЦБ в регулировании кредитно – денежной системы страны. | 1 | Роль ЦБ, суть кредитной эмиссии | Решение задач |
|
Рынок труда (3 часа) | |||||
15 | Экономическая природа рынка труда. | 1 | Спрос и предложение труда. Особенности рынка труда. | П.№7 |
|
16 | Что такое заработная плата и от чего она зависит. | 1 | Социальные проблемы рынка труда, факторы заработной платы | П.№8 |
|
17 | Итоговое занятие. Итоговое тестирование. | 1 |
| Контрольное тестирование |
|