3 класс
УМК «Планета знаний»
Русский язык
Технологическая карта темы
Разделительный твёрдый знак (1 час) | ||
Цели
| Сформировать умение писать слова с разделительным твёрдым знаком. Ввести правило написания слов с разделительным твёрдым знаком. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | |
Основное содержание темы
| Актуализация знаний о написания слов с разделительным твёрдым знаком.
| |
Термины и понятия | Однокоренные слова, корень слова, приставка слова, суффикс слова. Разделительный твёрдый знак и мягкий знак. Словосочетания.
| |
Планируемый результат
| ||
Личностные умения
Личностные умения: -проявлять интерес к изучению темы; — оценивать результат собственной деятельности. — проявлять позитивное отношение к процессу помощи герою сказки (Незнайке) — осознание собственной успешности при изучении темы.
| Метапредметные умения Познавательные умения: — определять в каких случаях пишется разделительный твёрдый знак в словах; — выбирать вариант выполнения задания; — использовать приобретенные знания для письма под диктовку. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью, используя правило на правописания разделительного твёрдого знака и разделительного мягкого знака; — выполнять учебное задание с взаимопроверкой; — проверять учебное задание и вносить корректировку; — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: — формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога; — оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию; — адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. | Предметные умения -писать слова с разделительным твёрдым знаком и разделительным мягким знаком; — выполнять задания, используя правило правильной постановки разделительных знаков (Ъ и Ь); — использовать правило на правописания разделительного твёрдого знака и разделительного мягкого знака при письме.
|
Организация образовательного пространства | ||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
Литературное чтение Тема – Н.Н. Носов «Незнайка на Луне» | Информационный материал Учебники «Русский язык » Л.Я.Желтовская,О.Б.Калинина Демонстрационный материал Электронная презентация Портреты литературного героя Незнайки. Раздаточный материал Карточки с учебными заданиями. | Фронтальная. • индивидуальная – • парная — • групповая — |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | ||
I этап. Самоопределение к деятельности | ||
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат |
• Мотивировать учащихся к изучению темы. • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Незнайки.
| 5слайд Жил-был на свете мальчик Незнайка. Он учился в третьем классе. Однажды Незнайка писал диктант: «Сел» кашу, «пю» воду, веду «сёмку», забить «коля», — старательно выводил он. -Ой, ой, ой! — испугались, написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе, нас на смех поднимут! — А, что с вами случилось? – удивился Незнайка. Ребята, как вы думаете, почему слова заволновались, когда увидели, как их Незнайка написал. -На какую тему сделал ошибки? -Какую роль занимают в словах эти буквы?(разделительную) -Что разделяют? -Где стоят в словах?(ъ-перед корнем, после приставки) (ь-после корня) Школьники предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что им пока не хватает определенных знаний и умений, чтобы убедительно представить своё мнение. Есть ли у вас желания помочь Незнайке исправить его ошибки, чтобы слова остались довольны? 7слайд Чистописание ЬЪ ЪЪ ЬЬЬ ЪЪЪ -Какую закономерность заметили? -Что общего в этих буквах(не имеют звуков,разделяют буквы в словах) Съел, пью, съёмку, колья. 9слайд Словарная работа Об…ект, об…ективный,суб…ект, суб…ективный, …доровье, …десь, …дешний, …начала,…верх,…низ,…перёд,г…мнастика, гимнастёрка. -Что нужно сделать? -Какие слова относятся к теме урока? -Какой знак вставили? -Дайте характеристику этой букве? -Для чего служит в словах? -Где стоит?
| Личностные умения: — проявлять интерес к изучению темы; — проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Незнайки.
|
II этап. Учебно-познавательная деятельность
| ||
Цели деятельности
| Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) и методы работы с информацией | Планируемый результат |
Блок А. Наблюдение за словами с разделительным твёрдым знаком. | ||
Цели: • Актуализировать знания об однокоренных словах; •Ввести понятие «разделительный твёрдый знак» в словах; • Научить: — определять разделительный твёрдый знак в словах и обосновывать своё мнение; — определять признаки постановки разделительного твёрдого знака в словах и обосновывать своё мнение; — рассказывать о правописании слов с разделительным твёрдым знаком; — выделять в словах приставку, твёрдый разделительный знак и гласную букву после него; — писать слова с разделительным твёрдым знаком, используя известное правило; – выполнять учебные задания в соответствии с целью; — выполнять учебное задание с взаимопроверкой и с самопроверкой; — формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.
| 10слайд
Прочитайте слова ВЫЕЗД, ПЕРЕЕЗД, ПРОЕЗД, ЗАЕЗД. Можно ли эти слова считать однокоренными? Обоснуйте своё мнение. Задание 2 (П) Верно ли, что в составе каждого из этих слов присутствует приставка? Обоснуйте свой ответ. Задание 3 (У) Спишите эти слова и разберите по составу. Задание 4 (З) Верно ли, что суффиксы в этих словах помогли образовать новые слова? Обоснуйте свой ответ. Задание 5 (У) С этим же корнем – езд — образуйте слова используя приставки с-,об-,в-, под-. (Слайд № 11 ) По ходу ответов производится запись на экране.
Разделительный твёрдый знак (Ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами Е, Ё, Ю, Я. Например: подъезд, съёмка, объявление, предъюбилейный.
Сообщение учителя сопровождается презентацией. (Слайд № 11 )
Задание 6 (З) Назовите значение выражения «разделительный Ъ знак» Расскажите о правописании слов с разделительным твёрдым знаком. Задание 7 (З) с взаимопроверкой Прочитайте слова и назовите в этих словах приставку, если она там есть. Определите слова с разделительным твёрдым знаком.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ Стр.64 УПР.60
-Ь- -Ъ- съезд объявить подъехал объяснить гостья обезьяна
-Все ли слова будут выписаны? -На какую орфограмму выписываем слова? -Почему?
Работа с тренажёром
Слайд15
необъятная фильма съёмка грибы первый подъезд съедобные разъяснения необходимые страна
Итог исследования
Самоанализ
1 Мне важно знать, как правильно пишутся слова с разделительным твёрдым знаком (Ъ) , потому что…… 2. Чтобы написать слова без ошибок, нужно ………….
Самооценка Я доволен(льна) (очень, не очень) как помог(ла) исправить ошибки Незнайки. Выполнял(а) задания(сам(а), с помощью одноклассника, учителя).
| Диагностические задания 1. Прочитайте предложение. Спишите, вставляя в слова разделительный твёрдый знак. Подчеркните Ъ и гласную букву после него. Выделите приставку.
Под…ездные пути к городу закрыты — придётся ехать в об…езд.
Познавательные умения: — раскрывать значение выражения «разделительный твёрдый знак» и использовать в активном словаре; — определять признаки постановки разделительного твёрдого знака в словах и обосновывать своё мнение.
— Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять учебное задание с взаимопроверкой и самопроверкой.
Коммуникативные умения: — формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: —узнавать слова с разделительный твёрдый знаком; — выделять приставку и корень в словах с разделительным твёрдым знаком; – писать слова с разделительным твёрдым знаком, используя известное правило.
Познавательные умения: — раскрывать значение разделительного твёрдого знака (Ъ) и разделительного мягкого знака (Ь). — различать способы постановки в словах Ъ и Ь знаков и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения: — выполнять учебное задание, используя известное правило, алгоритм; -выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения — формулировать речевые высказывания, представляя свою позицию.
Предметные умения: -рассказывать о правописании слов с разделительным твёрдым (Ъ) и мягким (Ь) знаками; -писать слова с разделительным твёрдым (Ъ) и мягким (Ь) знаками, используя правило; -распределять слова на группы; -узнавать в словах разделительные Ъ и Ь знаки и уметь выделять соответствующим цветом.
|