Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Гимназия № 6 имени С.Ф. Вензелева
| «Утверждено» Директор МБОУ Гимназия № 6 Четверухина Г.А. Приказ № ___ «__» ___________2014 г. |
Рабочая программа по предмету «Экономика»
Учитель: Кабакова Татьяна Алексеевна
Год реализации программы: 2014/2015 учебный год
Класс: 10
Общее количество часов по плану: 70 часов;
Количество часов в неделю: 2 часа;
Рабочая программа составлена на основании программы «Основы экономической теории. Программа курса» Под ред. С. И. Иванова, Соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004 года), Москва. Вита Пресс. 2008.
Учебники – Учебник: «Экономика. Основы экономической теории». Под ред. С.И. Иванова для 10 -11 класса. М., Вита Пресс 2007г.
.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Экономика» для 10 класса разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего(полного) общего образования и примерной программы по экономике М., Дрофа 2008.
Программа рассчитана на 70 учебных часов в год, 2 часа в неделю.
Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических системах хозяйственной деятельности, но и о поведении и мотивациях индивидов и фирм общества в целом.
В рамках обучения данной программы ставка делается на развитие у учащихся экономического мышления. Программа обеспечивает необходимыми условиями для формирования обобщенных, также частных предпринимательских умений и навыков, имеющих прежде всего практическую направленность.
Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь экономики математикой, информатикой, историей, географией, правом, обществознанием позволяет создать у учеников адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина.
Экономические знания целенаправленно воздействуют и на нравственное развитие молодого человека.
Цель программы:
-
развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
Задачи программы:
-
Изложение сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельности освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
-
Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
-
Усвоение учащимися основных положений экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, их природе и путях удовлетворения, о производстве, финансах и банк.
-
Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
-
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Методы и формы обучения:
-
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры.
-
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
-
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
-
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
-
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
-
Стимулирования и мотивации.
-
Самостоятельной учебной деятельности.
-
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
-
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
-
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
— система оценки достижений учащихся;
Деятельность учащихся на уроках экономики оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.
— инструментарий для оценивания результатов;
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины – есть составляющие учебного процесса.
Содержание программы для 10 класса. (70 часов)
Тема №1. Предмет и методы экономической науки. (6часов)
Экономическая наука. Экономика как система хозяйственной жизни общества. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Альтернативные затраты. Фундаментальные проблемы экономики. Метод экономической науки. Измерение экономических величин.
Даровые (свободные) и экономические (ограниченные) блага. Специализация как способ увеличения производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда.
Тема №2. Системы хозяйствования. (6часов)
Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Способы решения фундаментальных проблем. Командно-административная система. Рынок и его функции. Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей. Ограниченность возможностей рынка. Причины возникновения и успеха смешанной экономической системы. Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.
Тема №3. Спрос, предложение и рыночное равновесие. (6часов)
Спрос и предложение: закон, факторы формирования, шкала, кривые, эластичность, величина. Рыночное равновесие. Нарушения рыночного равновесия. Равновесная цена и нарушение её. Механизмы формирования рыночного равновесия. Избыток и дефицит. Что такое розничная и оптовая торговля. Понятие о физическом (осязаемом) и незримом (неосязаемом) капитале. Сбережения и их превращение в капитал. Различия между собственным и заемным капиталом. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.
Тема №4. Эластичность спроса и предложения. (7часов)
Ценовая эластичность спроса и доходы производителей. Факторы, влияющие на эластичность спроса. Перекрестная эластичность. Практическое применение теории эластичности.
Тема №5. Поведение потребителя. (8часов)
Общая и предельная полезность. Правило максимальной полезности. Кривые безразличности. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя. Индивидуальный спрос.
Тема №6. Фирма. Производство и издержки. (6часов)
Современная фирма. Продукт фирмы. Бухгалтерские и экономические издержки. Как изменяются издержки. Размер фирмы и его влияние на прибыль. Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и предельные затраты..
Тема №7. Конкуренция и рыночные структуры. (7часов)
Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Классификация рынков по типу конкуренции
Тема №8. Рынки факторов производства. (7 часов)
Особенности рынков факторов производства. Рынок труда. Рынок земли. Капитал и процент. Инвестирование.
Тема №9. Деньги и банковская система. (8часов)
Роль денег и история их создания. Виды денег и их свойства. Банки. Кредит. Денежная система стран. Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.
Тема №10. Предпринимательство. (7 часов)
Понятие предпринимательства. Формы предпринимательства. Менеджмент. Маркетинг. Управление персоналом. Умение продавать и предлагать товар.
регулирования дифференциации доходов в экономике смешанного типа. Экономические аспекты бедности. Социальные программы как метод смягчения проблемы бедности. Плюсы и минусы программ поддержки беднейших групп общества.
Учебно-тематический план 10 класс.
Наименование модулей, разделов, тем |
Количество часов |
Количество часов | ||
теоретические |
практические | |||
Тема 1 | Предмет и методы экономической науки. | 6 | 5 | 1 |
Тема 2 | Системы хозяйствования. | 6 | 5 | 1 |
Тема 3 | Спрос, предложение и рыночное равновесие.
| 6 | 5 | 1 |
Тема 4 | Эластичность спроса и предложения. | 7 | 6 | 1 |
Тема 5 | Поведение потребителя.
| 8 | 7 | 1 |
Тема 6 | Фирма. Производство и издержки.
| 6 | 5 | 1 |
Тема 7
| Конкуренция и рыночные структуры.
| 7 | 6 | 1 |
Тема 8 | Рынки факторов производства.
| 7 | 6 | 1 |
Тема 9 | Деньги и банковская система.
| 8 | 7 | 1 |
Тема 10 | Предпринимательство
| 7 | 6 | 1 |
| Повторение | 2 | 1 | 1 |
| Всего часов | 70 |
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
-
функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
-
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
-
описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
-
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
получения и оценки экономической информации;
-
составления семейного бюджета;
-
исполнения типичных экономических ролей;
-
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
-
совершенствования собственной познавательной деятельности
-
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
-
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
-
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Литература.
Основой теоретического материала, практических занятий программы являются:
-
Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл Под ред С.И. Иванова. М.: Вита – Пресс,2004.
-
«Экономика», учебник И. Липсица, Москва. Вита Пресс. 2004
-
«Экономика и бизнес» Е. Фрейнкмана Москва. Вита Пресс. 2004.
Используемая дополнительная литература:
-
Бизнес. Энциклопедия для детей /под ред. М. Аксенова. М.: «Мир энциклопедий», 2005.
-
Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М.: Вита – Пресс, 2005 г.
-
Неровня Т.Н. История экономики. Ростов н/ Д.: «Феникс» 1999 г.
-
Райзберг Б.А. Введение в экономику. М., 2004.
-
Рыбин Н.И. Введение в элементарную экономику. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 2004.
-
Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. М.: Вита – Пресс, 2005 г.
-
Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. М.: Вита – Пресс, 2004 г.
-
Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс. Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов. М.: «Начала – Пресс», 2005 г.
-
Элементарная экономика. /под ред. В.И. Крышки. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 2005.
-
“Экономика, модуль 1 — 2 макроэкономика” C.С.Носова.
-
Москва. РосНоу, 2008.
-
“Популярная Экономика часть 1- 2 -3 ”
-
Москва. 2008.
-
Сборник практических заданий: “Сборник дач по экономике”
-
С.Равичев, С.Григорьев,
-
Москва. Вита Пресс. 2011
Тематический план 10 класс
Наименование разделов и тем |
Количество часов | Содержание учебного материала | Д/З | Прмечание |
| |||
| Тема 1. 1 Предмет и методы экономической науки | 6 |
| Читать введение |
|
| ||
1 | Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов | 1 | ограниченность ресурсов потребности человека и общества | № 1 |
| |||
2 | Проблема выбора | 1 | Что такое выбор и его значение в экономике | №1 |
| |||
3 | Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей. | 1 | факторы производства и факторные доходы максимальное удовлетворение при наименьших затратах экономические явления | №1 |
| |||
4 | Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической науки | 1 | Проблема выбора, экономии затрат, ведение хозяйства | №2 |
| |||
5 | Метод экономической науки. Измерение экономических величин | 1 | экономические принципы функционирования экономических систем | №2 |
| |||
6 | Самостоятельная работа | 1 |
|
|
|
| ||
Тема. № 2. Системы хозяйствования. 6 часов |
| |||||||
7 | Два способа решения фундаментальных проблем | 1 | Как решить проблему выбора и распределения ресурсов | №3 |
|
| ||
8 | Административно-плановая система | 1 | План, администрация, плановая экономика | Экономический диктант. Решение задач. |
|
| ||
9 | Рынок и его функции | 1 | Рынок, предпринимательство, конкуренция | Составить таблицу. № 4 |
|
| ||
10 | Кругооборот доходов в рыночной экономике | 1 | Свойство рынков и их возможности в жизни человека | Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение | . |
| ||
11 | Ограниченность возможностей рынка. Смешанная экономика | 1 | Совмещение плана и рынка, возможность существования и рынка и плана | Экономический диктант. Решение задач. |
|
| ||
12 | Самостоятельная работа | 1 |
|
|
|
| ||
Тема №3. Спрос, предложение и рыночное равновесие. 6 часов |
| |||||||
13 | Спрос и закон спроса | 1 | спрос, величина спроса, закон спроса, изменения спроса в зависимости от изменения формирующих его факторов | Составить таблицу «Формы рынка». Решение задач. №5 |
|
| ||
14 | Предложение и закон предложения | 1 | Законы спроса и предложения парадоксы спроса | Краткий конспект. Опрос, задачи, построение кривых |
|
| ||
15 | Рыночное равновесие | 1 | теоретический процесс установления равновесной цены, изменения факторов производства | Тест по определениям. Задачи |
|
| ||
16 | Реакция рынка на изменение спроса и предложения | 1 | Кривая возможностей рынка | Тест |
|
| ||
17 | Воздействие внешних сил на рыночное равновесие. | 1 | Реакция рынка на воздействие внешних сил | Краткий конспект. Решение задач. |
|
| ||
18 | Самостоятельная работа | 1 |
|
|
|
| ||
Тема №4. Эластичность спроса и предложения. 7 часов. | ||||||||
19 | Ценовая эластичность спроса.
| 1 | Эластичность спроса и её значение, способы нахождения | Построить график |
|
| ||
20 | Эластичность спроса и доход производителей | 1 | От чего зависит эластичность и её влияние на доход | Построить график |
|
| ||
21 | Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса | 1 | Что влияет на эластичность, изменение эластичности | Экономический диктант. Решение задач. |
|
| ||
22 | Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность | 1 | Доход расход сопоставимость в эластичности | Построить график | . |
| ||
23 | Ценовая эластичность предложения | 1 | Цена, факторы влияющие на неё, изменение эластичности и рынок товаров | Построить график |
|
| ||
24 | Практическое применение теории эластичности | 1 | Теория эластичности | Экономический диктант. Решение задач. |
|
| ||
25 | Самостоятельная работа
| 1 |
|
|
|
| ||
Тема №5. Поведение потребителя. 8 часов | ||||||||
26 | Общая и предельная полезность. | 1
| Полезность товаров и их необходимость для рынка и потребителя | Решение задач |
|
| ||
27 | Закон убывающей предельной полезности | 1 | Закон полезности и его влияние на поведение потребителя. | Решение задач |
|
| ||
28 | Правило максимизации полезности | 1 | Правило максимизации полезности и его влияние на поведение потребителя. | Определения, формулы |
|
| ||
29 | Кривые безразличия | 1 | Почему безразличен товар и его влияние на изменение рынка | Определения, формулы |
|
| ||
30 | Бюджетное ограничение. | 1 | Бюджет его влияние на экономику, бюджет семьи составляющие | Определения, формулы |
|
| ||
31 | Равновесие потребителя | 1 | Что выбирает потребитель и почему, причины выбора |
|
|
| ||
32 | Индивидуальный и рыночный спрос | 1 | Индивидуальный и рыночный спрос, различия и сходство, составляющие | Определения, формулы |
|
| ||
33 | Самостоятельная работа | 1 |
|
|
|
| ||
| Тема№6. Фирма. Производство и издержки. | 6 |
|
|
|
| ||
34 | Современная фирма. Фирма коммерческая организация. | 1 | Причины появления, цели работы и задачи. | Решение задач. |
|
| ||
35 | Продукт фирмы | 1 | Что выпускает фирма | Составление графиков. Определения, формулы |
|
| ||
36 | Бухгалтерские и экономические издержки | 1 |
Бухгалтерские и экономические издержки от чего зависят, в чем состоят. | Написать формулы издержек, формулы прибыли |
|
| ||
37 | Как изменяются издержки фирмы | 1 | как вычисляются бухгалтерские и экономические издержки формулы, зависимость. | Практическая работа |
|
| ||
38 | Какой размер фирмы считать оптимальным | 1 | Максимизация, минимизация размера фирмы. | Тест по определениям. Задачи |
|
| ||
39 | Самостоятельная работа | 1 |
|
|
|
| ||
| Тема№7 Конкуренция и рыночные структуры. | 7 |
|
|
|
| ||
40 | Типы рыночных структур | 1 | Знакомство с рыночными структурами
| Фронтальный опрос |
|
| ||
41 | Совершенная конкуренция | 1 | Конкуренция. Её виды. Способы конкуренции | Выделить основные характеристики Решение задач Фронтальный опрос |
|
| ||
42 | Монополия | 1 | Монополия. Её виды. Способы монополизации рынков. | Рефераты Таблицы сравнения Письменный опрос по теме |
|
| ||
43 | Олигополия | 1
| Разновидность монополии, способы решения проблемы. | Опрос Тест Рефераты |
|
| ||
44 | Монополистическая конкуренция | 1 | Монополия и её поведение на рынке товаров. Государственные действия против монополии. | Задачи |
|
| ||
45 | Самостоятельная работа | 1 |
|
|
|
| ||
| Тема№8 Рынки факторов производства. | 7 |
|
|
|
| ||
46 | Особенности рынков факторов производства | 1 | Виды рынков и их работа | Экономический диктант. Решение задач. |
|
| ||
47 | Рынок труда и заработная плата | 1 | +Биржа труда, влияния на рынок труда | Анализ кривой Лоренса. Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение задач |
|
| ||
48 | Государственное регулирование минимума заработной платы | 1 | Минимальный оклад труда, корзина потребителя, социальные льготы. | Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение задач |
|
| ||
49 | Рынок услуг земли | 1 | Рынок земли цели и задачи.
| Лекция. Решение задач |
|
| ||
50 | Капитал и процент | 1 | Рынок капитала. Возникновение процентной ставки. | Тест по определениям. |
|
| ||
51 | В каких случаях фирме целесообразно инвестировать | 1 | Инвестиции и их влияние на производство. | Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение задач |
|
| ||
52 | Самостоятельная работа | 1 |
|
|
|
| ||
| Тема №9 Деньги и банковская система. | 8 |
|
|
|
| ||
53 | Роль денег в рыночной экономике | 1 | Причины появление денег, Концепция происхождения денег. | Экономический диктант. Решение задач. |
|
| ||
54 | Виды денег и их свойства | 1 | Деньги их виды и свойства. Золото, продукты, товары, история развития. | Работа с учебником. Опрос по определениям. |
|
| ||
55 | Функции денег | 1 | Что делают деньги на рынке товаров и услуг. | Тест по определениям. Задачи |
|
| ||
56 | Коммерческие банки | 1 | Появление банков, и их виды. Деятельность банков. | Работа с учебником. Опрос по определениям. |
|
| ||
57 | Потребительский кредит | 1 | Виды кредитов, их значение. | Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение задач |
|
| ||
58 | Центральный банк | 1 | Работа ЦБ его задачи и цели. | Работа с учебником. Опрос по определениям. |
|
| ||
59 | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Деньги и все о них |
|
|
| ||
60 | Самостоятельная работа | 1 |
|
|
|
| ||
| Тема№10 Предпринимательство | 7 |
|
|
|
| ||
61 | Понятие предпринимательства | 1 | Предприниматель цели и задачи работы. | Работа с учебником. Опрос по определениям. |
|
| ||
62 | Организационно-правовые формы предпринимательства. | 1 | Законы РФ о предпринимательстве. | Составить таблицу. |
|
| ||
63 | Менеджмент и его функции | 1 | Менеджер его работа и задачи. | Составить таблицу. Тест по определениям. |
|
| ||
64 | Мотивация как функция менеджмента | 1 | Как должен работать менеджер, как мотивировать его работу. | Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение задач. |
|
| ||
65 | Маркетинг и его основные элементы | 1 | Умение презентации товара и его продажа. | Составить таблицу. |
|
| ||
66 | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Маркетинг и менеджмент |
|
|
| ||
67 | Контрольная работа | 1 |
|
|
|
| ||
68-70 | Резервный урок | 3 |
|
|
|
|