Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством
И.А. Крылова, с жанровыми признаками басни, обучать выразительному чтению, научить анализировать литературное произведение.
Развивающая: формирование развития фантазии, воображения; развивать умение понимать иносказательный подтекст басен и их мораль.
Воспитательная: воспитывать любовь к литературе и гордость за великие произведения русского баснописца И.А.Крылова.
Оснащение урока: портрет И. А.Крылова, книги с произведениями баснописца, иллюстрации и рисунки детей по фрагментам басен, магнитофон, костюмы к инсценировкам, проектор и экран для демонстрации слайдов, плакат “Крылатые выражения”. Презентация
ХОД УРОКА
1.
2. Звучит в записи “Шутка” И. С. Баха.
Учитель: — Ребята, я рада, что “Шутка” И. С. Баха вызвала у вас улыбку и хорошее настроение, а значит, мы достигли своей цели. А именно, вызвали настрой на урок-концерт “А за меня мои звери говорят!”
Начало показа слайдов с Презентацией.
3. Работа с эпиграфом к уроку.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М.Исаковский
— Согласны ли вы со словами русского поэта?
— Почему крыловские слова названы “крылатыми”?
III. Викторина по биографии Крылова И.А.
Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему русский? Почему великий? Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.
Задание для работы в группах:
-
В какой семье родился Иван Андреевич? (в семье офицера)
-
Что оставил Крылову отец в наследство? (сундучок с книгами)
-
Какими талантами обладал этот баснописец? (хорошо рисовал, играл на скрипке, умел талант к перевоплощению, знал древнегреческий язык и легко с него переводил, писал басни)
-
Во сколько лет Крылов написал свою первую басню? (в 11 лет)
-
Сколько басен было написано Иваном Андреевичем? (более 200)
4. Прослушивание в записи басни И. А. Крылова “Стрекоза и Муравей”.
— Ребята, что мы сейчас с вами прослушали? (Басню Крылова).
— А что такое басня? (Басня – короткий занимательный рассказ в стихах, в котором главная мысль – мораль — высказывается в виде поучительного вывода).
— Кто действующие лица в баснях? (В баснях действуют не только люди, но и животные, растения и даже неодушевленные предметы).
— Почему животные, насекомые, вещи в баснях говорят человеческим языком? (Потому что они похожи на людей по своим поступкам и характерам).
— Стрекоза и Муравей, Кот и Повар, Листы и Корни – вот герои басен Крылова. Но под видом животных, растений в них говорится о человеческих недостатках и пороках. Такое изображение называется аллегорией.
Аллегория – слово греческое, в переводе оно означает – иносказание.
— В каких литературных произведениях животные, насекомые, вещи говорят человеческим языком? (В сказках о животных)
— Такой способ изображения в художественных произведениях, когда животные или неодушевленные предметы говорят и действуют, как люди, называется олицетворением.
— Значит, олицетворение – это один из важных признаков большинства басен.
Демонстрация слайда с формулировкой данных литературных терминов.
5. Из истории басни.
— Ребята, литературная форма басни была известна задолго до Крылова, и баснописцев было много. Басни сочинялись еще в Древней Греции и Древнем Риме, создавались в Европе в средние века и позднее. Много басен было написано и русскими поэтами еще до И.А. Крылова. Но никто из прежних русских писателей не создал таких басен, которые могли бы сравниться с крыловскими.
6. Беседа о памятнике И.А.Крылову.
— А теперь, ребята, давайте рассмотрим изображение памятника И. А. Крылову.
Немного найдется во всем мире городов, которые были бы также прекрасны, как Петербург. Много в нем чудесных сокровищ искусства. Немало великолепных памятников на его улицах, площадях и в парках.
Может кто-то из вас был в этом городе? Но давайте представим, что с набережной Невы входим мы в Летний сад и, пройдя несколько шагов, останавливаемся, пораженные произведением искусства.
На постаменте перед нами, словно живой, сидит Иван Андреевич Крылов. Его большая голова чуть наклонена вниз. Глаза его серьезны и внимательны, будто разглядывают они, что делается внизу. А там, вокруг постамента, толпятся отлитые из бронзы “герои” его басен. И кажется нам, что вот-вот полные губы Крылова дрогнут, сложатся в улыбку, и тогда оживут, задвигаются бронзовые медведи, лисицы, зайцы, обезьяны и волки. Этот памятник поставлен Крылову в городе, где он создал больше двухсот своих басен.
7. Учащиеся рассказывают биографию и басенное творчество И. Крылова.
8. Инсценирование басен “Ворона и лисица”, “Лисица и виноград”.
9. Беседа по инсценировкам.
— Скажите, какие пороки осмеивает в этих баснях баснописец?
— Какова мораль каждой из басен?
11. Литературная викторина.
Демонстрация слайдов с изображением иллюстраций к басням.
Учитель показывает иллюстрации и рисунки, учащиеся угадывают, из каких басен взяты фрагменты на них, и просит назвать строчки из басен.
12. Творческая работа.
— А теперь, ребята, представьте, что мы готовим с вами газету к Неделе Экологии. Вы знаете, что в нашей школе проходит много мероприятий. И трое мальчишек рьяно…